ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ ПРОТИВ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ ПРОТИВ РОССИИ

Красикова А.С. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях глобализации экономической, политической, общественной сфер жизни общества особую популярность приобретает международный политический маркетинг, то есть продвижение правительственных идей, мнений, действий, решений при помощи PR-технологий. Несмотря на то, что зачастую характер данного вида маркетинга определяется как некоммерческий, имеющий своей целью достижение лидирующего положения на международной арене определенного государства равно как дискредитацию образа государства-противника, можно отметить также его коммерческую составляющую: политический маркетинг используется государством для получения конкурентных преимуществ, доступа к ресурсам и площадкам для сбыта.

Основным приемом политического маркетинга, используемым государствами на современном этапе развития, является ведение информационных войн. При этом объектами, на которых направленно действие информационной войны, являются как массовое, так и индивидуальное сознание. Причем индивидуальное воздействие распространяется на главных лиц государства – президента, премьер-министра, министра внутренних дел и др., которые определяют направления действий государства.

Основными направлениями информационной войны выступают:

1. Деморализация противника: зарождение сомнений по поводу политики государства как у его общества, так и у государств-союзников.

2. Мобилизация собственных сторонников.

3. Привлечение на свою сторону других государств.

4. Отвлечение внимания от собственных слабых сторон.

Далее появляется возможность создания аргументов для достижения политических и экономических целей.

Информационные войны являются достаточно эффективным направлением политического маркетинга. Основными причинами их успеха на современном этапе являются:

1. высокая степень информатизации современного общества. Практически все члены общества заняты производством, обработкой, передачей, распространением и потреблением информации. Информация посредством различных каналов распространения проникает даже в самые удаленные регионы.

2. обилие информации приводит к нежеланию человека заниматься ее поиском. Люди становятся потребителями в основном вторичной информации, которая могла быть сфальсифицирована или обработана.

3. появление новых и развитие существующих каналов распространения информации. Так, к уже существующим СМИ в последнее время прибавились социальные сети, которые широко используются как наименее затратный, но при этом достаточно эффективный канал для распространения информации. При этом информация в социальных сетях не требует подтверждений и фактов для доказательства ее достоверности.

4. развитие методов политического маркетинга, который зачастую проводится специально созданными службами или с помощью PR-агентств. Так, для продвижения определенных идей снимаются кинофильмы, проводятся акции, а также используются политические тексты, которые отличаются от обычных формированием определенного отношения у читателя, а также наличием манипулятивных приемов, таких как экспрессивная речь, подмена понятий, апелляция к эмоциям и истории, иллюзия логического вывода и др.

Высокая эффективность информационных войн определяется тем, что они позволяют без использования вооружения, боевой техники добиваться результатов, по своей силе сравнимых с результатами вооруженных конфликтов.

Наша страна втянута в информационные войны уже более полувека, при этом основными противниками выступают США, а также страны Запада. Даже после выполнения основной цели США времен холодной войны – распада СССР – они не прекратили использовать различные инструменты политического маркетинга для создания негативного имиджа России в глазах остальных государств, а, наоборот, продолжают ведение информационной войны с удвоенными усилиями в современных условиях, в частности решая вопрос о положении Украины (табл. 1).

Табл. 1. Информационные войны против России со стороны стран Запада

Период

Основная идея пропаганды

Результаты

СССР

СССР – тоталитарное государство, которое подавляет права и свободы своего населения

Распад СССР.

Победа Запада

Война в Южной Осетии (2008 г.)

Россия – агрессор. Россия напала на беззащитную Грузию

В конечном итоге – победа России

Олимпиада в Сочи (2014 г.)

В России не соблюдаются права населения

Скандалы, связанные с олимпиадой, однако, значительное влияние отсутствовало

Присоединение Крыма к России и война на Украине

Референдум в Крыме проводился «под дулом пистолета».

Россия организует военные действия на территории Украины

Ухудшение экономического положения России за счет введения санкций

Как следует из информации в таблице, пропаганда против нашей страны проводилась еще во времена СССР, при этом ее активное применение началось почти сразу после окончания Второй мировой войны. Негативный образ СССР активно создавался США, и основными его чертами были:

1) угроза ядерной войны со стороны СССР, который пытается напасть на США и установить мировое господство;

2) тоталитарный и деспотический режим, ограничивающий права и свободы населения, а также проведение беспричинных и безжалостных репрессий;

3) недостаток продуктов питания и ограниченность возможностей советского народа.

Также в 1950 г. были выделены основные пути усиления пропаганды США: распространение радиопередачи «Голос Америки» и пропагандистских фильмов за границей, организация обмена студентами, а также встреч американских дипломатов и др.

В 1953 г. было создано Информационное агентство США (ЮСИА), целью которого стал контроль распространения информации в мире. При этом ежегодно на цели финансирования информационной войны против СССР уходило более 2 млрд. долларов США.

После прихода к власти президента Р. Рейгана 1980-х гг. значение информационно-психологического воздействия как инструмента политического маркетинга еще более усилилась. Так, основными направлениями его политики в области антисоветской пропаганды стали:

1) внедрение проекта «Истина» (1981 г.), который включал в себя разработку антисоветской пропаганды, а также пропаганды привлекательности США, и проекта «Демократия» (1983 г.), предусматривающий создание штаба при Совете национальной безопасности (СНБ) по психологическому воздействию на СССР.

2) Основным органом, координирующим деятельность американских информационно-психологических структур, стал СНБ.

3) Создание в 1987 г. Комитета по планированию пропаганды.

4) 170 американских университетов и исследовательских центров изучали СССР и высшее советское руководство, которое в свою очередь подвергалось активным манипуляциям со стороны Запада [7].

Основными каналами распространения пропаганды являлись антисоветская литература и американские радиостанции. Используя газетные публикации, американцы распространяли фальсифицированную информацию об отстающем развитии СССР по сравнению с преуспевающими США. Главной целью радиопропаганды являлось убеждение советских людей в превосходстве капитализма и американского образа жизни над советским. Основными проамериканскими радиостанциями выступали «Голос Америки» и «Свобода», которые ярко и красочно описывали жизнь и отдых американцев.

Таким образом, грамотно построенные информационные войны против Советского Союза стали одной из основных причин распада огромной державы.

Однако, несмотря на окончание холодной войны, на современном этапе все еще можно наблюдать непрекращающиеся информационные воздействия со стороны США и западных стран в отношении России.

Так, удачным поводом для дискредитации нашей страны послужили военные действия Грузии в Южной Осетии в 2008 г., где России выступила с защитой интересов последней. Однако со стороны западных СМИ информация была представлена противоположным образом: Россия выступала в качестве агрессора, развязавшего войну против Грузии. В свою очередь Грузия активно использовала политический маркетинг в ходе конфликта: по данным газеты The Times, Грузия заключила контракт с бельгийским PR-агентством, которое направляло в печать и на телевидение электронные письма с информацией из зоны конфликта. Причем зачастую эти письма содержали ложные или преувеличенные данные, в частности, об интенсивных бомбардировках Тбилиси и о захвате российскими войсками грузинского города Гори.

Также в качестве инструмента PR-технологий, используемого Грузией и США с целью дискредитации России, активно использовались снятые по заказу государства документальные и художественные фильмы, освещавшие события августа 2008 года с нужной правительству стороны. Так, в 2008 г. по заказу Тбилиси был снят документальный фильм «Грузия в огне», в котором Россия была представлена в качестве военного агрессора. В 2009 г. в свет вышли фильмы «Хроники грузинского августа» и «Русская партия», также направленные на поддержку Грузии в информационной войне с Россией. А в 2011 г. голливудским режиссером была создана художественная экранизация «5 дней в августе», производство которой обошлось в 115 млн. долларов, а продвижение - более 12 млн. долларов [10].

Несмотря на усилия Грузии, США и западных стран по ухудшению имиджа России, нашей стране все же удалось опровергнуть обвинения. Конечной точкой, обозначившей непричастность России к нападению на Грузию, явилось заявление лидера коалиции «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили о том, что в 2008 году именно Грузия начала войну с Южной Осетией [10].

Однако данная информационная война оставила отпечаток на отношениях России и Запада и дала начало новому направлению информационной войны – пропаганды США и западных стран против Олимпиады в Сочи.

Так, во время проведения Олимпиады американские и западные СМИ использовали обработанную и фальсифицированную информацию: американский канал NBC, который являлся единственным транслятором игр в США, удалил некоторые фрагменты трансляции церемонии открытия, среди которых оказались, в частности, сцены из истории СССР. В американской и западной прессе часто появлялись статьи, которые отражали негативное отношение политиков и спортсменов к предстоящим играм. Как отметила олимпийская чемпионка Светлана Журова, многие западные журналисты в Сочи часто отказывались брать интервью у спортсменов, которые положительно отзывались об Олимпиаде.

Также на время проведения Олимпиады широкое распространение получила политическая антиреклама, посвященная как условиям проживания спортсменов и журналистов в Олимпийской деревне, так и церемонии открытия. Так, журнал Time в своем американском выпуске напечатал на обложке олимпийские кольца, оплетенные колючей проволокой.

Однако с окончанием Олимпиады антироссийская пропаганда не утихла: поводом к новому всплеску информационной войны против России послужил референдум в Автономной Республике Крым 16 марта. Основной целью США и их союзников стало признание итогов референдума нелегитимными посредством обвинения России в оккупации Крыма и принуждении граждан республики голосовать «под дулом пистолета».

После того, как 17 июля в воздушном пространстве Украины был сбит малайзийский пассажирский самолет, она сразу же при поддержке США и западных стран обвинила Россию в крушении самолета. Это событие находилось в центре внимания проамериканских СМИ в течение целого месяца.

Однако когда эксперты ОБСЕ высказали мнение о причастности к крушению военного самолета ВВС Украины, проамериканские СМИ сразу переключились на повторяющиеся обвинения России в том, что Вооруженные Силы России вторглись на территорию Украины, что особенно наглядно проявилось 28 августа, когда президент Украины Петр Порошенко объявил о вторжении армии России на Украину. Распространенная им дезинформация сразу нашла поддержку НАТО и стран Балтии.

Несмотря на слаженную работу стран в организации информационной войны против России, в последнее время антироссийская пропаганда Запада стала оборачиваться против него самого:

1) газета The Wall Street Journal сообщила об огромном количестве жалоб на немецкий телеканал ARD от телезрителей, возмущенных односторонним и предвзятым освещением ситуации на Украине, а также явной антироссийской направленностью передаваемых в эфир репортажей[8].

2) благотворительная ярмарка на Украине, где школьники и их родители представили выпечку с антироссийскими названиями, такими как "танки на Москву", "желто-синие звезды на Кремле", вызвала возмущение в интернет- сообществе.

3) зачастую в западных СМИ не снабжают свои антироссийские утверждения фотоснимками и другими доказательствами. Так, официальный представитель Государственного департамента США Джен Псаки, говоря о причастности России к аварии малайзийского Боинга, ссылалась на записи в социальных сетях, что вызвало множество критических отзывов со стороны иностранных журналистов.

4) 13 декабря в Берлине прошла демонстрация четырех тысяч представителей разных политических течений, которые протестовали против конфронтации Германии и России и называли российское государство жертвой агрессивной кампании НАТО и ЕС [9].

Таким образом, методы политического маркетинга, применяемого США и западными странами в отношении России, зачастую являются чересчур агрессивными, в результате чего вызывают критику даже со стороны их собственного населения. Поэтому при продолжении применения столь ярко выраженной антироссийской пропаганды, она может обернуться против самих зачинщиков информационной войны.

Список литературы:

  1. Глава набсовета телеканала ARD: Мы предвзято освещаем события на Украине//RT на русском. URL: http://russian.rt.com/article/60863

  2. Давно такого не было//Эксперт №7 (886). URL: http://expert.ru/expert/2014/07/davno-takogo-ne-byilo/

  3. Золина Г. Д., Кравченко Н. П. Коммуникативные формы воздействия в информационной войне (Материалы СМИ периода грузино-югоосетинского конфликта)// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, № 5, 2009, C. 138-147

  4. Информационная война и санкции против России//Народный Корреспондент. URL: http://nk.org.ua/geopolitika/97108-informacionnaya-voyna-i-sankcii-protiv-rossii

  5. Информационная война против России//Сегодня.Ру. URL: http://www.segodnia.ru/content/143563

  6. Мелкая месть Запада?//Expert Online. URL: http://expert.ru/2013/12/19/melkaya-mest-zapada/

  7. Панарин И. Информационная война и геополитика//М.:Поколение, 2006. — 560 с.

  8. Россия в зеркале мировых СМИ: мелкое злорадство//РИАновости. URL:http://ria.ru/analytics/20141219/1039228992.html

  9. Россия в зеркале мировых СМИ: российско-германский раздрай//РИАновости. URL: http://ria.ru/analytics/20141127/1035454703.html#ixzz3LoK3NNM6

  10. Треск лжи//Expert Online. URL: http://expert.ru/2012/10/30/tresk-lzhi/

  11. Что же это такое - "информационная война"?//РИАновости. URL: http://ria.ru/zinoviev_club/20141120/1034273877.html#ixzz3LqalHfvG

  12. Штайнмайер: Запад направил ОБСЕ в Донбасс, чтобы не зависеть от СМИ//РИАновости. URL:http://ria.ru/world/20141213/1038055323.html

Просмотров работы: 1347