СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ШАМПУНЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ШАМПУНЕЙ

Насонова М.С. 1, Насонова М.С. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чистота волос – это основа красоты человека. Блестящие, шелковистые и здоровые волосы всегда чтились высоко, и не только среди женщин. Первое, на что обращает внимание каждый человек при встрече, вне зависимости от пола собеседника, это: глаза, улыбка, руки и волосы, и только потом уже фигура, внутренний мир и т.д.

Наши волосы являются одним из элементов образа человека, хоть и в настоящее время люди уже и не наделяют их сверхъестественной силой. А именно то, в каком состоянии находятся волосы, многое говорит о человеке, и даже не удивительно, что внешний вид волос может располагать или отталкивать от их человека. Именно поэтому все люди стремятся придать им лучший вид.

Хочется отметить, что не только современные люди придают волосам огромнейшее значение, но и наши давние предки, которые считали, что именно в них заключена красота и огромная сила. Одни считали, что в волосах имеется вся мощь души и тела, а другие верили в то, что они являются проводником между человеком и другими мирами. Раньше чем только не приходилось людям мыть голову. Население в Индонезии использовало пепел соломы и рисовой шелухи, жители Филиппин – настой алое, обитатели Арабских стран – отвар айвы, а китайцы – выдержку из кедра. Американские индейцы пользовались мыльной травой, а англичане – мылом и золой. Особой красотой волос отличалось коренное население Индии, которое в качестве шампуня использовало смеси всевозможных трав.

В настоящее время люди даже представить себе не могут жизнь без использования шампуня для волос. Кстати, а появился он буквально сто лет назад, создателем которого является Кейси Херберт, житель Англии, хотя и первый шампунь для волос выглядел несколько по-другому нежели тот, к которому привык человек. Это была некая смесь мыла с различными мелко измельченными травами под названием «Shaempoo». В то время разделений шампуня не было на женский, мужской и детский.

В 1903 году шампунь попал в руки к Хансу Шварцкопфу, который был заинтересован данным продуктом. Ему не составило большого труда немного поработать над этим средством, так как сам был химиком. В результате своих трудов Ханс Шварцкопф изобрел новый шампунь, уже со своим составом.

А вот жидкий шампунь для волос, привычный для нашего поколения, появился только в 1927 году. Это средство завоевало популярность мгновенно, благодаря своей экономичности и высоким моющим свойствам. Спустя четыре года наладила выпуск своей продукции еще одна немецкая марка, а чуть позже – французская, на сегодняшний день известная под названием LˈОreal. Во Франции шампунь для волос популярности вначале не завоевал. Да и в Америке оценили это средство не сразу. Только после хорошо раскрученной рекламы потребители оценили шампунь по достоинству – за его полезность и удобство в использовании, и с тех пор стали большими его почитателями.

Сегодня рынок шампуня по уходу за волосами – это популярный и развитый рынок. Интерес к красоте и здоровью волос никогда не пропадет у людей, и поэтому изготовители данной продукции прекрасно понимают это и каждый день стараются разработать новые шампуни с различными лечебными и восстанавливающими свойствами. Можно сказать, что красивые и ухоженные волосы – это тренд последних лет, о чем все знают из СМИ.

Объем сегмента шампуней на российском рынке занимает около 30% всего косметического рынка. Как известно, рынок средств по уходу за волосами в России в ближайшем будущем ожидает небольшой рост. Небольшой потому рынок уже насыщен, и сверхприбылей не ожидается: в 2010 году доход составил 13 процентов, а в 2011 году – лишь 3% , в последующих годах увеличивается, но незначительно. И поэтому конкуренция становится всё более жесткой, было много запусков новых продуктов и марок, что, в свою очередь, отразилось на уровне рекламных вложений этого рынка. На сегодняшний день на рынке шампуней доминируют иностранные компании. Доля российских компаний значительно сократилась.1А объясняется это тем, что раньше зарубежный шампунь россияне предпочитали, считая его более качественным, но сейчас только качества недостаточно. Еще одним важным критерием стала правильная реклама данной продукции. К сожалению, российские производители не могут позволить себе такие рекламные бюджеты, а потому и проигрывают.

На российском рынке шампуней для волос по данным статистики в 2013 году объём импорта в стоимостном выражении составил 509,3 млн. $, в 2012 – 494,5 млн. $, что говорит о том, что объем импорта в денежном выражении увеличился на 14,8 млн. $. В натуральном выражении объём импорта в 2013 году составил 94975,2 тонн, в 2012 – 93112,9 тонн, произошло увеличение объема в натуральном выражении на 1862,3 тонн.

По данным 2013 года российский рынок шампуней поделен между несколькими крупными компаниями, который выглядит следующим образом2 (см. рис 1):

Импортные производители:- Schwarzkopf&Henkel (Германия) - 25,1% рынка; - L’Oreal (Франция) - 14,3 %; - Unilever (Голландия) – 12,1%.- Procter&Gamble (Америка) – 12,3 % рынка.

Отечественные производители:

- Концерн «Калина» (с 2011 г. в составе Uniliver ) – 6,7%

- другие производители - 29,5%

Рисунок 1:Российский рынок шампуней

В последнее время крупные международные корпорации открывают у нас собственные производственные площадки и контрактные производства. По оценкам исполнительного директора РПКА Александры Скоробогатовой, около 30 процентов всех отечественных предприятий парфюмерно-косметической отрасли сегодня работают на контрактной основе.

По оценкам исследования рынка, в ближайшие пять лет объём импорта шампуней в Россию будет расти в среднем на 4,4% и в 2017 году составит уже 226,3 млн. шт.На устойчивый рост импорта повлияло вступление России в ВТО. В августе 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации, поэтому были изменены ставки ввозных пошлин для тысячи товарных позиций. С 23 августа 2012 года таможенная ставка на ввоз шампуней была установлена в размере 15%. В течение следующих четырёх лет планируется снижение ввозных пошлин, а затем и их отмена. В текущем году ввозная пошлина ввозная составит 12,9%, в 2014 году – 10,8%, в 2015 г – 8,6%, в 2016 году уже только 6,5%.3

По данным, выявленным из проведенного опроса «Маркетинговое исследование рынка шампуней для волос» среди москвичей разного возраста и дохода, можно привести диаграмму предпочтения марок шампуней.

Рисунок 2:Предпочтение по торговой марке

Из вышеприведенной диаграммы видно, что самыми популярными торговыми марками оказались Head&Shoulders (16%), Gliss Kur и Fructis (по 8%) и 23% респондентов указали свою торговую марку шампуня.(см. рис 2)

Следующую сегментацию рынка можно провести потребительским предпочтениям шампуней.

Рисунок 3: Важные характеристики при выборе шампуня для волос Что касается предпочтений потребителей при выборе шампуня по уходу за волосами, то респондентам предоставлялась возможность выбрать несколько критериев, из этого можно отметить следующее: 65% респондентов ответили, что при выборе шампуня им важны лечебные свойства, 43% опрошенных указали – консистенция и запах, 14 % респондентов предпочитают - комфортность и удобство пользования средства, 9% привлекают упаковка и маркировка шампуня, 9% указали другой ответ. (см. рис 3) Рисунок 4: Тип волос Среди опрошенных выяснилось, что самым распространенным типом волос являются нормальные волосы (62%), а также люди с жирным типом волос (30%), у 4% опрошенных оказались сухие волосы, у 36% - волосы с перхотью, 1 человек ответил другое. Следовательно, опрошенные предпочитают шампунь для определенного типа волос. (см. рис 4)

Рисунок 5:Предпочтение по объему флакона

При опросе выяснилось, что 47% потребителей при покупке данного средства по уходу за волосами предпочитают флакон 500мл, 36% покупают шампунь объемом 250 мл, 8% ответили – 1л., 6% предпочитают флакон в 700 мл., 3% опрошенных указали другой объем. (см. рис. 5)

Рисунок 6:Факторы выбора

Рассматривая факторы, которые оказывают влияние при выборе шампуня по уходу за волосами, стоит отметить, что большинство ориентируются на личные предпочтения (этот фактор отметили 85 % опрошенных), 20% опрошенных учитывают советы родных, друзей, знакомых, 19% опрошенных указали, что цена является важным для них, 3% ориентируются на рекламу данного средства по уходу за волосами, столько на рекомендации продавца (3%) и 6% указали другие ответы. (см. рис. 6)На вопрос, приходилось ли Вам менять марку шампуня, большинство ответили, что не приходилось (65%), а 35% человек меняли шампунь по некоторым причинам.

Рисунок7: Ценовые сегменты

Относительно ценовых категорий ситуация сложилась следующим образом: большинство опрошенных тратят на шампунь для волос 200-300 рублей в месяц (30 %). Еще 28 % чаще всего тратят 301-500 рублей в месяц. Также 23% респондентов тратят менее 200 рублей в месяц. Всего 19 % тратят более 500 рублей в месяц. (см. рис. 7)

Рынок шампуней, как и многие другие, представляет собой открытую систему, на которую влияют различные внешние факторы. Одним из ключевых является потребитель, а именно разница в предпочтениях, доходах, возрасте, статусе и даже мировоззрении. Так некоторые люди готовы платить большие деньги за шампунь, который, по их мнению, с лечебными свойствами, способствуют восстановлению испорченным волосам и произведён в соответствии с экологическими стандартами.

В ходе исследования было выявлено, что российский рынок шампуней по уходу за волосами очень сильный и современный рынок сегодня. Товары, которые он предоставляет, являются актуальными и окупаемыми. Так как большинство населения России, а именно 90% пользуются шампунем для волос. Было выяснено, что в основном люди выбирают шампунь в связи с лечебными свойствами, опираясь на собственные предпочтения и советы родных и близких.

Грамотный маркетинг в рекламе лишний раз убеждает в том, что телевидение способствует продвижению товаров и услуг самым прямым образом. Ведь многие узнают о новинках шампуня из рекламы, затем передают эту информацию о том или ином шампуне своим родственниках, друзьям.

Подводя итог исследованию, хочется сказать, что большинство среди опрошенных считают, что их внутреннее состояние и уверенность в себе зависят от состояния их волос. Многие подтвердили, что здоровые волосы придают не только красоту человеку, но и уверенность в том, что они ухоженные и красиво выглядят. Ведь именно правильно подобранный шампунь гласит о том, что он помогает придать волосам здоровый вид. А так как каждый человек индивидуален, для ухода своих волос человек подбирает шампунь определенно под себя, а именно под свой тип волос. Разновидность средств для мыться волос очень велика, что иногда очень трудно определиться в том, какой именно шампунь тебе нужен, а для этого, по-моему мнению, необходимо обращаться к профессионалу в этом деле только для того, чтобы в дальнейшем не испортить себе волосы от различных консистенций.

Таким образом, можно сказать, что российский рынок шампуней находится на стадии среднего насыщения. В настоящее время рост данного сегмента рынка замедлен в результате политической ситуации. Тем не менее

При всем этом производители стараются удержать покупателей, расширяя ассортиментные линейки, разрабатывают новые упаковки и ежегодно создают новые сегменты.

Производители, пытаясь поднять уровень продаваемости товара, вынуждены предлагать потребителям новые свои разработки шампуней, которые на прилавках любых магазинов можно увидеть миллионы различных средств по уходу за волосами в красивых тюбиках и баночках, которые могут обещать нам создавать объем, блеск и красоту волос. Очень многие производители в рекламе своего товара упор делают на новшества в своем производстве, что, следовательно, товар стал еще лучше.

По моему мнению, сегмент данного рынка в дальнейшем будет развиваться медленно, но стабильно. Главной задачей рынка правильное информирование российских потребителей о новых поступлениях шампуней. Так как люди постоянно находятся в поисках продукта, который более полно удовлетворит его потребности в красоте и здоровье, а также принесет удовольствие от использования и будет способствовать желаемому результату, который сможет решить индивидуальные проблемы человека.

Данная тема, взятая для исследования сегментирования рынка, является актуальной, так как нет ничего более современного, чем мода ухода за своими волосам.

Список использованной литературы

I. Книги и монографии:

  1. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг. Менеджмент.Экспресс-курс. — 3-е издание. — СПб.: Питер, 2012. — 810 с.

II. Периодические издания, статьи:

  1. Статья «Анализ рынка средств по уходу за волосами в России» (Октябрь 2014г.), [http://www.press-release.ru/]. дата обращения: 29.11.14, режим доступа: свободный.

  2. Блог «Российский рынк шампуней » (Июль 2013г.), [http://www.sostav.ru/], дата обращения: 29.11.14, режим доступа: свободный.

III. Информационные источники:

  1. Официальный сайт компании «Schwarzkopf&Henkel», [http://www.schwarzkopf.ru/], дата обращения: 29.11.14, режим доступа: свободный.

  2. Официальный сайт компании «Unilever», [http://www.unilever.ru/], дата обращения: 29.11.14, режим доступа: свободный.

  3. Официальный сайт компании «Loreal», [http://www.loreal.com.ru/], дата обращения: 29.11.14, режим доступа: свободный.

  4. Официальный сайт компании «P&G», [http://www.pg.com/ru_RU/], дата обращения: 29.11.14, режим доступа: свободный.

  5. Официальный сайт концерна «Калина», [http://kalina.org/], дата обращения: 29.11.14, режим доступа: свободный.

1По прогнозам компании Global Reach Consulting

2Статья «Анализ рынка средств по уходу за волосами в России», проведенная компанией DISCOVERY Research (Октябрь 2014г.), [http://www.press-release.ru/]. дата обращения: 29.11.14, режим доступа: свободный.

3 «Российский рынк шампуней » (Июль 2013г.), [http://www.sostav.ru/], дата обращения: 29.11.14, режим доступа: свободный.

12

Просмотров работы: 11995