ИНФОРМАЦИОННАЯ БОРЬБА С КУРЕНИЕМ В РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОННАЯ БОРЬБА С КУРЕНИЕМ В РФ

Мазаева Е.П. 1, Колесникова О.В. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из наиболее острых проблем в Российской Федерации, которая в последнее время активно развивается в обществе, является низкий уровень здравоохранения населения, который самым явным образом проявляется поголовной зависимости жителей страны от курения. В условиях глобального развития общества, которое на протяжении последнего десятилетия активно ведет пропаганду здорового образа жизни всеми возможными способами, вопрос о больших объемах потребления табачных изделий становится насущной проблемой каждого государства. Наша страна значительно проигрывает в этой борьбе по причине сопутствующих экономических потребностей отдельных групп населения, а также общего менталитета нации.

Однако необходимо заметить, что Россия постепенно старается перенимать методы Запада и применять их относительно своих жителей. Нужно признать, что эффективность от данных методов борьбы с курением является достаточно низкой. Отсюда можно сделать очевидный вывод о том, что нашей стране требуется большая пропаганда здоровой жизни.

1 июня 2014 года в России был введен запрет на курение в общественных местах. 1В некоторой мере он был эффективен, так как, действительно, процент курящих людей в общественных местах снизился примерно на 14%. Тем не менее, так называемые курильщики со стажем так и не прекратили этого делать, а также запрет вызвал значительное недовольство масс в отношении его непродуманности. Действительно, нужно признать, что существует ряд двояких аспектов в данном запрете: людям, не отказавшимся от курения, необходимы специальные места, чтобы курить, при этом в стране такие специально отведенные места не организованны. Таким образом, запрет о курении перестал через месяц быть стимулом к сокращению потребления табака у населения, так как люди безнаказанно начали массово нарушать данный закон. Отсюда следует вывод, что проблема курения является только симптомом существующих в стране проблем: высокой коррумпированности исполнительных органов, слабого контроля за исполнительными лицами, слабой системы поощрений и наказаний, неправильно сложившегося в некоторых аспектах менталитета населения – то есть вопрос о противостоянии курению на территории РФ должен также решаться комплексно и включать в себя законодательные, ценовые и маркетинговые методы.

При попытках решения проблемы курения, самыми очевидными, на первый взгляд, являются: тотальный запрет курения на территории страны, резкое повышение цен на табачную продукцию, а также повышение штрафов для курильщиков. Тем не менее, существует ряд причин, по которым данные методы будут несколько неуместны в России, такие, как менталитет, традиции, высокий уровень коррупции, бюрократия, развитие нелегального бизнеса. Например, при проведении повсеместного запрета курения табачных изделий на территории страны, в ней начнутся социальные недовольства, перетекающие в митинги и восстания. Ещё одним следствием данного решения является тот факт, что в силу менталитета, некоторые люди начнут заменять табачные изделия сделанными вручную сигаретами с более вредным табаком, а также повышать потребление алкоголя – таким образом, данная мера только ухудшит положение в отношении национального здравоохранения, что является обратным результатом. Другим последствием для запрета табака на территории страны является стимулирование теневой экономики, что наносит огромный ущерб национальному бюджету. Следовательно, более целесообразным является применение не настолько прямых методов борьбы с курением в России, чтобы от данных мероприятий был положительный эффект.

При проведении борьбы с табаком государству необходимо постепенно перенимать опыт западных стран, где его потребление является относительно низким.

Эффективный метод используется в США, где обязательное медицинское страхование очень дорого стоит, поэтому курящим людям дорого обходится лечение. Данный метод применим к России. Необходимо увеличить размер отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования для курильщиков с 5,1% до 10%, например. Известно, что фонд ОМС формируется и действует по принципу «богатый платит за бедного» или, другими словами, «здоровый – за больного». Тем не менее, учитывая то, что курильщики осознанно делают свой выбор в пользу табачных изделий, вполне справедливым будет их принуждение оплачивать самим свое лечение, а не за счет государственных средств. Согласно ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», граждане РФ платят по следующей формуле:

МРОТ*5,1%*12 – сумма в год (МРОТ 5 тыс. 544 руб.) =3,400 руб.2

Таким образом, в настоящее время работодатели платят за каждого своего сотрудника фиксированный в процентном соотношении размер страхового взноса в фонд ОМС, который рассчитывается как произведение установленного законом минимального размера оплаты труда, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд ОМС, увеличенное в 12 раз.

При увеличении тарифа ОМС с 5,1% до, предположим, 10%, выплаты в фонд ОМС будут увеличиваться в два раза и составлять приблизительно 7,000 руб. С одной стороны, данные суммы по-прежнему являются относительно небольшими, тем не менее, ими вполне возможно оперировать.

Данный способ кажется, на первый взгляд, достаточно трудноосуществимым в силу того, что он предполагает непременный контроль здоровья работников организаций. Однако, для его осуществления достаточно только приглашать в организацию раз в год врачей-наркологов, которые бы проводили тесты на наличие никотина в крови работников, после чего давали бы необходимые рекомендации и сведения управляющим. В случае, если Россия вскоре придёт к добровольному медицинскому страхованию, данный метод является наиболее применимым, так как он предполагает, что курильщики будут сами за себя платить. В результате, вероятно снижение потребления никотина среди молодого и одновременно взрослого поколения.

Другим, также достаточно агрессивным методом борьбы с курением со стороны государства является повышение акцизов на табачные изделия и являющееся следствием этого повышение цен на табачную продукцию. Россия занимает одно из первых мест по потреблению табака, цены на который являются одними из самых низких в мире, что освобождает доступ к нему всем группам населения вне зависимости от уровня дохода. В отношении ценовой политики ей также необходимо ориентироваться на другие страны, где полным ходом проходит вполне результативная борьба с курением. В странах Евросоюза, подписавших соглашение с ВОЗ, акциз на табачную продукцию составляет 90 евро за 1000 штук, что в пересчете составляет по последним курсам более 5800 рублей.3 Для сравнения, в России в 2014 г. акцизы на табак составляют 1040 руб. на 1000 штук.4 Можно сделать очевидный вывод о том, что акцизы в нашей стране на табак значительно занижены по сравнению с европейским уровнем, что, безусловно, влияет на потребление табака.

Параллельно с ценами необходима политика постепенного увеличения штрафов за несоблюдение ФЗ о запрете курения в общественных местах. В таких странах, как Швеция, Ирландия, Великобритания, Германия, штрафы за курение в неположенных местах могут достигать 10,000 евро. Было отмечено, что в нашей стране в связи с повышением штрафов до 3,000 рублей снизилось количество случаев курения в подъездах и на детских площадках.

Тем не менее, хотелось бы отметить, что в России система штрафов не нашла до конца своего применения, так как помимо всего прочего существует проблема недостаточного контроля за соблюдением правопорядка, а также коррумпированность некоторых лиц, находящихся при исполнении. Следовательно, опыт, перенимаемый Правительством РФ у других стран, должен быть оптимизирован под условия нашей страны и менталитет нашего народа.

Необходимо отметить, что ценовые способы борьбы с курением являются выгодными для государства. Помимо некоторых моральных аспектов оздоровления нации, существуют также и практически эффективные. Во-первых, хотелось бы отметить, что, несмотря на проводимую государством ежегодно политику по борьбе с курением, на заядлых курильщиков она до сих пор не оказывает должного влияния. Тем не менее, данный факт не исключает того, что возможно повлиять на курящую молодежь, в особенности на школьников. Как правило, школьники начинают курить, перенимая поведение старших товарищей, а также взрослых, тратя на сигареты свободные деньги. Однако если пачка сигарет будет стоить более чем в два раза дороже, чем стоит в настоящее время, это исключит покупку сигарет молодежью, у которой не будет на это достаточных средств. Сохранение здоровым молодого поколения является приоритетной задачей государства. Помимо всего прочего, оздоровление нации приведет к повышению производительности труда, что в свою очередь снизит безработицу и окажет должное влияние на рост ВВП.

Однако, острым препятствием для резкого повышения цен на табачную продукцию является развитие теневого сектора. Финансовые аналитики утверждают, что при повышении цен, товаропроизводители данной отрасли перейдут в теневую экономику, осуществляя более дешевые поставки в страну или уклоняясь от уплаты таможенных пошлин. Для того, чтобы не стимулировать повышением цен теневую экономику, необходимо комплексное решение проблемы курения, включающее в себя не только одностороннюю борьбу с поставщиками табачной продукции, но и также борьбу с более базовыми для национальной экономики проблемами, такими, как коррупция и образование населения. В данных условиях Правительство взяло курс на повышение ставок акцизов в 2015 г., однако повышение будет постепенным. Согласно различным исследованиям, если затраты на сигареты превышают 8% ежедневного располагаемого дохода, покупатель потенциально готов перейти на более дешевый продукт, таким образом, в случае, если цены на сигареты будут постепенно повышаться, население, так же незаметно для себя, будет понемногу отказываться от их потребления.

Важным направлением в борьбе с курением является предоставление лечения осознающим необходимость в этом людям. По оценке Министерства здравоохранения Российской Федерации, в России от болезней, связанных с курением, ежегодно преждевременно умирает около 350 тыс. человек. Наиболее распространенными являются болезни сердечнососудистой системы, а также заболевания раком легких.5 Помимо пропаганды населению здорового образа жизни, государство должно обеспечивать также и помощь тем людям, которые осознали необходимость отказа от никотиновой продукции. Данная помощь должна включать лечение и какое-либо социальное поощрение. Некоторое воздействие должны оказать на курильщиков всевозможные акции, такие, как бесплатная раздача никотиновых пластырей, организация специальных «кружков» для людей, страдающих никотиновой зависимостью. Должный эффект может принести материальная помощь, в частности частичная оплата страдающим зависимостью людям лечения у врачей-наркологов и психологов.

Относительно методов борьбы с курением и социальной помощи населению в этом вопросе Правительству РФ также, возможно, стоит брать пример с других стран. Например, в США населению прививают мысль о том, что курящие люди являются больными, что их необходимо жалеть и не уподобляться им. В Японии, Швеции, Нидерландах и других странах можно получить ряд поощрений от государства и работодателей за избавление от вредной привычки. Например, в Нидерландах человек, избавившийся от пагубной привычки может получить государственную материальную помощь. Для этого он предварительно должен пройти специальный тест, и, если результаты окажутся удовлетворительными, он будет получать от государства ежемесячно $100-200. Нужно отметить, что, с одной стороны, данные меры являются проявлением дискриминации по отношению к населению, которое и не начинало курить. С другой стороны, данные методы имеют шансы на внедрение в нашу страну, в особенности, в дополнение политики мер поощрений и наказаний курящего населения, и прекрасно простимулирует некоторую часть курильщиков к отказу от данного занятия.

При продолжении разработки мер борьбы с курением на уровне организации, то также очень интересным методом может служить вычет из зарплат сотрудников времени, затрачиваемого ими на курение в рабочее время, что будет сказываться, соответственно, на их зарплатах. Для этого необязательно проведение жесткой политики запрета курения, а только обустройство около офиса специальных помещений для курения, вход в которые будет осуществляться также по карточкам. Таким образом, руководство сможет контролировать рабочее время своих сотрудников и делать соответствующие выводы о начислении премий. Таким образом, сотрудники начнут сами осознавать, что курение приносит не только ущерб их здоровью, но и ущерб их доходам, что должно стать серьёзным стимулом к снижению частоты курения.

Помимо всего прочего, хотелось бы привести в пример опыт Малайзии, где также существуют проблемы в отношении курения населения, которое так же, как и в России, незначительно подвержено антипропаганде и не воспринимают всерьез предупреждения о вреде курению. Для этого в высших учебных медицинских заведениях будущих врачей учат, как правильно доносить до населения мысль о вреде здоровью.

Пропаганда является одним из наиболее успешных во всех странах маркетинговых способов продвижения товара или какой-либо идеи, поэтому методы, с помощью которых она осуществляется, необходимо также применять к вопросу борьбы с курением. Главной проблемы рекламы отказа от курения является её точечное действие, то есть недостаточные масштабы её действия, именно поэтому на социальную рекламу о вреде курения мало кто обращает, а фраза «Курение вредит вашему здоровью» давно не привлекает внимания.

Если в других странах социальная реклама, прежде чем реализовывается, проходит экспертизу на целевой группе об эффективности рекламного посыла, то в России, к сожалению, пока таким способом пользуется малое количество компаний. Также, несмотря на то, сколько рекламных роликов подготавливается специальными пиар-агенствами и маркетинговыми организациями, существует проблема недоверия населения.6 Если в 90-е гг. всё, что доносилось с экранов телевизоров, воспринималось как правда, то в настоящее время ситуация кардинально поменялась. Помимо этого, большинство молодежи стало меньше смотреть телевизор, переключая своё внимание полностью на интернет. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что для увеличения вероятности того, что молодежь начнет получать посыл о вреде курения и воспринимать его, необходимо делать на рекламу в интернете: это могут быть всплывающие окна, реклама на популярных поисковых сервисах, реклама в социальных сетях. В отношении последних хотелось бы уточнить, что все, кто сидят социальных сетях (Вконтакте, Инстаграмм, Твиттер), попадают так или иначе под влияние того, что публикуется в них, поэтому можно организовывать всевозможные акции, размещать социальную рекламу именно там. Несмотря на снижающееся влияние телевизора, для более полного охвата аудитории, можно запустить на телевиденье специальные программы, в которых с врачами будут проводиться круглые столы о вреде курении, можно также снять сериал о вреде курения.

В случае если государство организует для населения такой «мозговой штурм» с помощью средств устной (лекции, конференции, интервью) и печатной (рекламные баннеры, стенгазеты, публикации в журналах) пропаганды, рано или поздно произойдет так называемое «зомбирование» населения на более здоровый образ жизни.

Два раза в год: 31 мая (Всемирный день без табака) и в третий четверг ноября (Международный день отказа от курения) со стороны государства можно организовывать масштабные праздники, чтобы прививать населению идею, что отказ от курения – это новый жизненный этап, новая возможность сделать свою жизнь лучше. В рамках данных праздников можно устраивать различные встречи с некурящими кумирами молодежи, спортивные соревнования, концерты в поддержку людям, бросающим курить. При этом, необходимо заметить, что лучше будет восприниматься идея «не курить прекрасно» нежели «курить вредно».

Таким образом, в обществе необходимо менять постепенно менталитет, делая упор на молодежь, подверженную социальному мнению в значительно большей степени, чем взрослые люди. В результате такой пропаганды здорового образа жизни, который, как минимум, войдет в моду у молодого поколения вне зависимости от действительного осознания молодыми людьми пользы воздержания от курения, значительно повысится уровень здравоохранения в стране.

В заключение хотелось бы отметить, что наша страна находится на этапе развития, который сопровождается рядом социальных явлений, в том числе негативных, таких, как высокая доля потребления табачных изделий. Однако для осуществления её дальнейшего развития, необходимо разрабатывать и активно применять на практике меры по борьбе со сложившейся тенденцией, а также повышать уровень здравоохранения в стране, что, безусловно, в долгосрочной перспективе является выгодным как для граждан, так и для государства в целом.

Список литературы:

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (05 августа 2000 г.)

  2. ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

  3. Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации"

  4. Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: теория и практика. – М. Аспект Пресс, 2008. – 191 с.

  5. ГАРАНТ www.garant.ru

  6. МК www.mk.ru

1 ГАРАНТ www.garant.ru

2 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

3 МК www.mk.ru

4 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (05 августа 2000 г.)

5 Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации"

6 Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: теория и практика. – М. Аспект Пресс, 2008. – 191 с.

Просмотров работы: 2164