ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Бахарева А.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема «Обзор рынка макаронных изделий» очень актуальна. Макаронные изделия – привычный и популярный продукт для россиян. Его употребляют почти в каждой семье, макароны любят за их удобство в употреблении, сытность, приятный вкус и доступную цену. С детства нам знакомы макароны как одно из любимых блюд в детском садике, затем в школе и в университетской столовой.

Рассмотрим основные понятия. Макаронные изделия (как правило, просто макароны) — длинные, напоминающие волокна изделия из теста (чаще всего из пшеничной муки с водой). Как правило, макаронные изделия хранятся в сухом виде и отвариваются перед употреблением. В тесто могут быть добавлены и другие ингредиенты, такие как красители (томат-паста, шпинат, чернила каракатиц и другие) или яйца.

В переводе с итальянского макаронные изделия означают тесто (итал. Pasta), но в русском языке это слово принимает другое значение. Русский термин «макаронные изделия» образован от греческого слова «макария», что переводится как «кушанье из ячменной муки», но в русском языке этот термин применяется в общем для макаронных изделий.

Зачастую на упаковках можно встретить следующие надписи: «изготовлено из муки высшего сорта» или «используются твердые сорта пшеницы». В первом случае основная составляющая получается путем помола частей зерна, а во втором — из цельной пшеницы.

Преимущество твердых сортов пшеницы в том, что они обладают большим содержанием клейковины и меньшим содержанием крахмала по сравнению с мягкими. Также макаронные изделия, изготовленные из твердых сортов, имеют более низкий гликемический индекс.

В некоторых странах (например, в Италии) макаронные изделия разрешено изготавливать исключительно из твёрдых сортов пшеницы. В России они соответствуют группе А.

Рынок макаронных изделий развивается динамично, поэтому необходимо рассмотреть более подробно тенденции в динамике предложения. В период кризиса 1998 года российские производители макаронных изделий достигли весьма динамичного производства. В те времена продукция раскупалась очень быстро, вне зависимости от ее качества. Это было связано с тем, что потребители закупали продукты на длительное время, опасаясь инфляции. В тот период можно было за 2-3 тысячи долларов запустить производство макаронных изделий.

Такие факторы, как сравнительная простота технологического процесса, небольшие сроки окупаемости и рентабельность макаронного бизнеса, привели к резкому росту производителей. В результате, за 2-3 года предложение значительно превысило спрос и возникло перенасыщение рынка, и многие компании стали убыточными.

В 2007 году произошло существенно падение объемов производства, связанное с тем, что главный импортер пшеницы (Казахстан) значительно увеличил расценки на поставляемое сырье1. В тот период, по данным Росстата, оно составило 2,2% или 1,01 млн тонн2.

С 2011 года, продажи дешевых развесных макарон очень постепенно возросли на 10%, а потребление продукции премиум-класса сократилось.

По данным маркетинговых исследований Департамента консалтинга РБК, в 2011-2013 годах прирост объема выпуска макаронных изделий составил 5,3%. В 2012 году объем рынка составил 1,12 млн. т. – рост на 1,9%. Объем рынка в денежном выражении в 2012 г. составил 144 млрд. руб.

Однако в 2013 г. было зафиксировано снижение в динамике производства макаронных изделий. За январь-июнь 2013 года было изготовлено 498,7 тыс. тонн макарон – сокращение производства на 4,3%. Тенденцию к снижению производства данного продукта можно объяснить ростом уровня благосостояния россиян и появлением новых продуктов, потребляемых в качестве основного гарнира к блюду.

С января по апрель 2014 года наблюдался рост в производстве макаронных изделий (в январе было произведено 71792 тонн, а в мае – 94962 тонны), в мае было зафиксировано небольшое снижение (произведено 85181 тонны). Среди причин роста продаж макаронных изделий можно выделить повышение цен на другие продукты, употребляемые россиянами как гарниры, а именно на картофель, гречневую крупу, рис, капусту. Макароны в этом случае становятся альтернативой, более доступной по цене3.

Доля импортируемых в Россию готовых макаронных изделий в период 2011-2013 гг. снизилась, и в 2013 г. составила 4,2% от общего объема предложения. Так, объем импорта макаронных изделий за январь-май 2013 года составил 49,2 млн долларов США, а экспорта – 19,2 млн. долларов.

Импортируются в основном спегетти и паста. В 2013 году, по оценкам Intesco Research Group, в страну ввезли около 67 000 т макарон без начинки. В 2014 году ожидается рост импорта на 9%, до 70 000 т, прикидывает руководитель отдела маркетинговых исследований Intesco Research Group Юлия Шпонкина, в стоимостном выражении прирост будет более существенным – 11% по сравнению с 2013 годом4.

По оценкам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2014 году ожидается рост импорта макаронных изделий на 15 %. Это можно объяснить наметившейся тенденцией повышения спроса на макароны премиального класса, значительная доля которых производится иностранными компаниями.

География поставок выглядит следующим образом: на долю Италии в общем стоимостном импорте макарон приходится 39,7%, Украины – 10,3%, Республики Кореи – 8,3%. Также среди стран-поставщиков выделяются Вьетнам, Китай, Германия, Литва, Казахстан, Бразилия и Чехия. Главные экспортирующие страны макаронных изделий в стоимостном выражении: Узбекистан – 27,3%, Украина – 21,4%, Таджикистан – 16,3%.

По словам генерального директора компании inFOLIO Research Group Олега Клепикова «... в 2012 г. российские производители контролировали менее 93% рынка. Однако уже к 2015 г. мы прогнозируем усиление позиций зарубежных компаний, которые отвоюют как минимум еще два процентных пункта»5.

В России макаронные изделия производят более 900 предприятий. Что касается географического распределения производства макаронных изделий, производственная структура макаронной продукции охватила все 8 федеральных округов. Максимальные производственные мощности сосредоточены в Центральном федеральном округе (40-41% в общероссийском производстве макаронных изделий). На втором месте Уральский регион (17%), на третьем – Приволжский (16%). На 3 эти округа приходится порядка 73-74% от общего производства макаронных изделий на территории России.

В настоящее время на рынке макаронных изделий функционирует около 150 производителей, выпускающих в большей степени продукцию среднего ценового сегмента.

Среди основных лидеров российского рынка макаронных изделий можно выделить Челябинскую фабрику «Макфа» и Московскую «Экстра М», которые занимают по разным оценкам от 18 до 25% на рынке макаронных изделий. ОАО «Экстра М» производит около 60 тыс. т макаронных изделий свыше 30 различных наименований ежегодно, причем на рынке г. Москвы она занимает более 30% рынка г. Москвы. Ежегодные объемы производства макарон «Макфы» составляют более 70 тыс. т в год. Торговые марки «Макфа» и «Экстра М» конкурируют как на рынках крупных городов, и в особенности на столичном рынке, так и на рынках регионов.

Суммарные производственные мощности компании ОАО "Макфа" – более 180 тыс.тонн в год, что превышает 20 % общего производства макаронных изделий в РФ, в частности макарон из твердых сортов пшеницы – более 35 %.

В 2011 году ОАО «Макфа» занимала 3-е место по объему производства макарон в натуральных показателях (тн) среди мировых производителей макаронных изделий.

Стоит рассмотреть особенности товарного спроса на российском рынке макаронных изделий.

Макаронные изделия по праву можно назвать товарами повседневного спроса. По данным специалистов ROMIR Monitoring, в настоящее время потребителями макарон являются 94% населения России старше 18 лет. То есть всего 6 % совсем не употребляют макароны. В среднем потребление макарон на душу населения составляет 7,2-7,8 кг в год.

За 2011-2013 гг. спрос увеличился на 5,8 %, несмотря на относительно невысокие темпы роста благосостояния населения. Это можно объяснить тем, что макароны – не дорогой продукт, который доступен подавляющему большинству потребителей.

Однако в 2014 году ожидается рост цен на пасту и спагетти, вызванный неурожаем пшеницы твердых сортов в Канаде и США. Неурожай был вызван проливными дождями в Канаде и засухой в США, а в этих странах производится около 40 % мирового объема данных зерновых культур. Bloomberg сообщают о том, что в 2014 году в мире ожидается минимальный за последние 13 лет сбор пшеницы твердых сортов, используемой для изготовления традиционных итальянских блюд – пасты и спагетти. Экспортные цены на пшеницу твердых сортов в Канаде возросли с начала года в два раза – на 31 октября, согласно данным правительства Канады, стоимость тонны пшеницы составила 560 канадских долларов ($500). «Пшеница твердых сортов содержит большое количество глютена, который предотвращает спагетти и пасту от разваривания. Поэтому в их изготовлении используется только этот сорт зерна», – рассказал Bloomberg Патрик Рейган, председатель правления «Национальной ассоциации производителей пасты США».

Мировые цены на спагетти и пасту в 2014 году уже заметно выросли. В США потребители вынуждены платить на 6,9% больше по сравнению с началом года: в августе цена достигла рекордные $1,4 за 450 г (по сообщению Bloomberg со ссылкой на данные правительства6).

За период с 18 по 24 ноября 2014г. в России по оценке Росстата макаронные изделия подорожали на 0,5-1,0%.

Цены, установленные производителями на фигурные макаронные изделия, в 2014 году различается по федеральным округам Российской Федерации. Максимально высокие цены на фигурные макаронные изделия установлены в Северо-Западном федеральном округе (выше средней по России цены на 115,8%).

Рынок макаронных изделий обладает сезонной зависимостью: объем потребления увеличивается весной и достигает своего пика в мае-июне, затем следует стабилизация и небольшое снижение. В начале осени наблюдаются минимальные продажи. Данные сезонные колебания спроса обусловлены уборкой овощей, которая производится в конце лета – начале осени, и которые успешно заменяют макаронные изделия.

Необходимо также рассмотреть распределение потребления макаронных изделий по ценовым сегментам. В 2013 году доли сегментов в натуральном объеме российского рынка макаронных изделий были распределены следующим образом: доля макаронных изделий эконом-класса – 46%, среднеценового сегмента – 29%, доля сегмента «средний плюс» составила 19%, премиального сегмента – 6% (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1 Доли сегментов в натуральном объеме российского рынка макаронных изделий в 2013 г.

Структура спроса в 2012 г. была представлена следующим образом: немного меньше половины всего рынка представлено развесными макаронными изделиями, 28% занимает расфасованная продукция, произведенная из мягких сортов пшеницы, 16% составляет расфасованная продукция из твердых сортов пшеницы.

Частота потребления макаронных изделий в 2011 году среди жителей России была такова: 40% населения потребляли макароны 2-3 раза в неделю, 34% - 1 раз в неделю, 12% - 1 раз в 2 недели. Почти каждый день макаронные изделия употребляют 7% граждан, 1 раз в месяц – 4% и всего 1% россиян потребляют макаронные изделия реже одного раза в месяц.

По оценке специалистов ROMIR Monitoring, представители определенных социальных групп употребляют макароны чаще, чем остальные, т.е. каждый день или 2-3 раза в неделю. К ним относятся служащие без высшего образования, военнослужащие и студенты7.

Самым предпочитаемым видом макарон являются длинные прямые макаронные изделия (спагетти, вермишель). Этот вид выбирают 76,3% россиян.

Кудрявые и извилистые макаронные изделия, среди которых можно отметить яичную лапшу, спиральки, фузилли, предпочитают 65% населения. Полые макаронные изделия, в частности рожки, приобретают 35,7% россиян. Макаронные изделия с начинками потребляет только 1%.

Наиболее популярными критериями отбора макаронных изделий стали доступная цена и высокое качество, согласно опросу эти факторы отметили соответственно 44 и 36% опрошенных. Индивидуальные вкусовые предпочтения важны для 34% россиян. Компания-производитель, а также советы друзей и знакомых выделили соответственно 13 и 8% респондентов. Известность марки как один из критериев при выборе макарон выделили 5, а новизну марки и страну-производителя отметили лишь 1% респондентов.

В ходе проведения исследования рынка макаронных изделий был проведен опрос для сопоставления полученных результатов с общероссийскими данными.

Исходя из данных общероссийской статистики, можно выдвинуть следующие гипотезы: большинство опрошенных употребляют макароны; большинство употребляют макароны 2-3 раза в неделю; доля потребителей макарон из твердых сортов будет выше, чем из мягких; наибольшая доля опрошенных предпочтет изделия в экономичном ценовом сегменте; самыми популярными видами будут спагетти и вермишель; при выборе макарон опрошенные в большей степени будут ориентироваться на доступную цену и высокое качество; самыми популярными торговыми марками будут «Макфа» и «Экстра-М».

Всего в опросе приняли участие 52 человека. Среди них 40 женщин (77 %) и 12 мужчин (23 %) (см. рис 1).

Рисунок Половой состав опроса

Было опрошено 34 студента (65 %), 6 школьников (12%), 4 служащих (8 %), 3 пенсионера (6 %), 2 домохозяйки (4 %), 2 предпринимателя (4 %) и 1 рабочий (2 %). (см. рис. 2)

Рисунок Социальный статус порошенных

Среди опрошенных: 8 человек в возрасте до 18 лет (15 %), 34 человека в возрасте от 18 до 25 лет (65 %), 2 человека в возрасте от 26 до 35 лет (4 %), 1 человек в возрасте от 35 до 45 лет (2 %), 3 человека в возрасте от 45 до 60 лет (6 %) и 4 в возрасте свыше 60 (8 %) (см. рис. 3).

Рисунок Возрастной состав опрошенных

В опросе приняли участие 22 человека с доходом до 5 тыс. руб. (42 % опрошенных), 7 человек с доходом от 6 до 10 тыс. руб. (13 %), 8 человек с доходом от 11 до 22 тыс. руб. и столько же с доходом от 40 до 60 тыс. руб. (по 6 %) и 4 человека с уровнем дохода свыше 60 тыс. руб (см. рис. 4).

Рисунок Уровень дохода

Способ связи с аудиторией: распространение вопросов на бумажном носителе и размещение google-формы в сети Интернет.

Было выявлено, что среди опрошенных подавляющее большинство употребляют макароны (96 %), соответственно всего 4 % их не употребляют (см. рис. 5)

Рисунок Доля употребляющих макароны

На вопрос, как часто вы употребляете макароны, большинство ответили раз в две недели (42 %). 18 респондентов ответили, что употребляют макароны несколько раз в неделю (35 %), 15 % употребляют раз в месяц, 4 респондента указали другое. Интересно, что ни один человек не указал, что употребляет макароны каждый день (см. рис. 6).

Рисунок Частота употребления макарон

Большинство опрошенных предпочитают макароны из твердых сортов пшеницы (79 %), в то время как мягкие сорта выбрали только 21 % (см.рис.7).

Рисунок Предпочтение по сортам

Что касается предпочтений в выборе сорта макарон, то самыми популярными оказались спагетти (их указали 63 % опрошенных). Также довольно популярны рожки (выбрали 37 %), спирали (35 %) и трубчатые макароны (31 %). Наименее востребованы оказались звездочки и колечки (8 и 6 % соответственно) (см. рис. 8)

Рисунок Предпочтения по форме

Самыми популярными торговыми марками оказались Макфа (62 %), Barilla (37 %), Щебекенские и Pasta Zara (по 25 %) (см. рис. 9).

Рисунок Предпочтение по торговой марке

Относительно ценовых категорий ситуация сложилась следующим образом: большинство опрошенных приобретают макароны по цене свыше 50 руб. за пачку (46 %). Еще 40 % чаще всего покупают макароны по цене от 30 до 50 руб. за пачку. Всего 8 % покупают по цене до 30 руб. и 6 % предпочитают макароны в развес. Таким образом, большинство предпочитают макароны премиального сегмента и сегмента «средний плюс». Прослеживается тенденция, что люди не стремятся экономить на макаронах и заботятся о качестве продукта (см. рис. 10).

Рисунок Ценовые сегменты

Рассматривая факторы, которые оказывают влияние при выборе макарон, стоит отметить, что большинство выбрали качество продукта (этот фактор отметили 88 % опрошенных). Ранее было сказано, что самым популярным ценовым сегментом оказался премиальный. Выбор качества, как главного критерия при выборе макарон, подтверждает то, что люди не стремятся экономить на макаронных изделиях. Также значительное влияние при покупке макарон на потребителя оказывают цена и известность марки (42 и 31 % соответственно) (см. рис. 11).

Рисунок Факторы выбора

Самым популярным местом покупки макарон среди опрошенных является супермаркет (87 %), на втором месте – продуктовый магазин (13 %). Интересно, что никто не покупает макароны на рынке и в палатке. Это можно объяснить тем, что большинство опрошенных – студенты, а для этой группы населения такие места как рынок и палатки не очень популярны (см. рис. 12).

Рисунок Место покупки

В результате проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

  1. Макароны являются очень популярным продуктом среди населения, его употребляют 96 % опрошенных, гипотеза подтвердилась, полученные данные не противоречат общероссийским;

  2. Большинство участников моего опроса употребляют макароны раз в две недели, что реже, чем в среднем по России, гипотеза не подтвердилась;

  3. Наблюдается тенденция предпочтения макарон из твердых сортов пшеницы и постепенное вытеснение макаронных изделий из мягких сортов, гипотеза подтвердилась.

  4. Среди ценовых сегментов доминирующим является премиальный. Гипотеза о том, что доминирующим будет экономичный ценовой сегмент не подтвердилась. Это можно объяснить тем, что опрос был проведен среди жителей Москвы и Московской области, а в этих регионах уровень доходов населения значительно выше, чем в среднем по России. Стоит отметить, что в настоящее время намечается тенденция увеличения доли премиального сегмента и по России.

  5. Самая популярная форма макаронных изделий – спагетти (лидирует с большим отрывом), однако вермишель лишь на 5-ом месте, гипотеза частично подтвердилась.

  6. При выборе макаронных изделий потребители больше всего обращают внимание на качество продукта и цену продукта, гипотеза подтвердилась, однако проведенном опросе среди критериев лидирует качество продукта, а в общероссийском – цена. При этом люди с наименьшим доходом также смотрят на торговую марку, а с наивысшим доходом – учитывают диетические свойства и страну-производителя.

  7. Среди торговых марок популярностью пользуются как отечественных, так и импортные производители, но лидирует все же отечественный производитель – торговая марка Макфа. Гипотеза частично подтвердилась (торговая марка «Экстра-М» лишь на 5-ом месте).

Подводя итоги, стоит сказать, что макаронные изделия – очень популярный продукт среди населения нашей страны. При этом большее предпочтение население отдает макаронам из твердых сортов пшеницы, что соответствует общемировым тенденциям. Это основная тенденция российского рынка макаронных изделий, которую эксперты наблюдали на протяжении последних лет. Самый главный критерий выбора макарон – качество продукта. Возрастание доли премиального сегмента – одна из общероссийских тенденций. Таким образом, главный потенциал роста рынка – в среднем и верхнем ценовом сегментах.

Список использованных источников и литературы
  1. Сункина В., Жаворонкова И. Какие продукты подорожают вне зависимости от санкций и слабеющего рубля URL: http://top.rbc.ru/photoreport/10/11/2014/545a0f68cbb20fd22f8c995e#xtor=AL-[internal_traffic] (дата обращения: 30.11.14)

  2. В производство журнал бизнес идей Обзор рынка макаронных изделий в России URL: http://vproizvodstvo.ru/analitika_rynok/obzor_rynka_makaronnyh_izdelij_v_rossii/ (дата обращения: 21.11.14)

  3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе URL: http://specagro.ru/obzor_novostei_apk_rossiya_i_mir/?apk_news_id=783&pref=140&pid=302 (дата обращения: 30.11.14)

  4. Система межрегиональных маркетинговых центров Информационных портал межрегионального делового сотрудничества Обзор российского рынка макаронных изделий URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-12456.html (дата обращения: 20.11.14)

  5. Advertology.ru Рынок макаронных изделий: стагнация и уверенность в завтрашнем дне URL: http://www.advertology.ru/article114588.htm (дата обращения: 23.11.14)

  6. Granmulino.ru URL: http://www.granmulino.ru/production/makarony/sorta-makaron.php (дата обращения: 20.11.14)

  7. tionot.ucoz.ru Обзор российского рынка макаронных изделий URL: http://tionot.ucoz.ru/news/obzor_rossijskogo_rynka_makaronnykh_izdelij/2012-12-24-18 (дата обращения: 20.11.14)

1 В производство журнал бизнес идей Обзор рынка макаронных изделий в России URL:

http://vproizvodstvo.ru/analitika_rynok/obzor_rynka_makaronnyh_izdelij_v_rossii/ (дата обращения: 21.11.14)

2 Система межрегиональных маркетинговых центров Информационных портал межрегионального делового сотрудничества Обзор российского рынка макаронных изделий URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-12456.html (дата обращения: 20.11.14)

3 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе URL: http://specagro.ru/obzor_novostei_apk_rossiya_i_mir/?apk_news_id=783&pref=140&pid=302 (дата обращения: 30.11.14)

4 Сункина В., Жаворонкова И. Какие продукты подорожают вне зависимости от санкций и слабеющего рубля URL: http://top.rbc.ru/photoreport/10/11/2014/545a0f68cbb20fd22f8c995e#xtor=AL-[internal_traffic] (дата обращения: 30.11.14)

5 Advertology.ru Рынок макаронных изделий: стагнация и уверенность в завтрашнем дне URL:

http://www.advertology.ru/article114588.htm (дата обращения: 23.11.14)

6 Сункина В., Жаворонкова И. Какие продукты подорожают вне зависимости от санкций и слабеющего рубля URL: http://top.rbc.ru/photoreport/10/11/2014/545a0f68cbb20fd22f8c995e#xtor=AL-[internal_traffic] (дата обращения: 30.11.14)

7 tionot.ucoz.ru Обзор российского рынка макаронных изделий URL: http://tionot.ucoz.ru/news/obzor_rossijskogo_rynka_makaronnykh_izdelij/2012-12-24-18 (дата обращения: 20.11.14)

Просмотров работы: 14067