Методы и задачи исследований. Развитие информационных технологий, позволяет развивать сферу медицинской техники и услуг. Данное направление также включает в себя понятия медицинской услуги и сервиса.
Предметом рассмотрения системного анализа в сфере сервиса являются технологические объекты и процессы, в том числе процессы оказания медицинских услуг в лечебно профилактических учреждениях (ЛПУ) [1].
Системы взаимодействуют с актерами - людьми или программами, которые используют систему в своих целях. Прецедент(Use case) специфицирует поведение системы или ее части и представляет собой описание множества последовательностей действий, выполняемых системой для того, чтобы актер мог получить определенный результат.
С помощью прецедентов можно описать поведение разрабатываемой системы, не определяя ее реализацию [2].
Прецеденты предназначены для удовлетворения потребностей основных исполнителей. Поэтому для выделения прецедентов в ЛПУ использовали следующую процедуру.
Определи рамки системы: работа ЛПУ.
Идентифицировали основных исполнителей, потребности которых удовлетворяются с помощью системы.
Для каждого исполнителя определили его задачи.
Определили прецеденты, удовлетворяющие потребности каждого исполнителя, и присвоили им имена в соответствии с задачами (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура диаграммы прецедентов
Правильно выделив основные прецеденты разрабатываемой системы, можно более качественно оказывать медицинские услуги. Развернутое описание прецедента для работы ЛПУ (таблица 1).
Таблица 1 – Прецедент «Работы ЛПУ»
Основной исполнитель: Врач |
Заинтересованные лица и их требования:
|
Основной успешный сценарий:
6. Врач делает запись о посещении в специальном журнале. |
Расширения: 1a. Мед. Карточка уже оформлена
5a. Дополнительное обследование 1. Если при осмотре выясняется, что есть необходимость в дополнительном обследовании, может быть назначено УЗИ – обследование.
|
Результаты построения диаграммы прецедентов в сфере медицинской техники и услуг (работа ЛПУ) (рисунок 2).
Рисунок 2 - Диаграмма прецедентов для работы ЛПУ
Список литературы
1) Фаткуллина, Р.Р., Абуталипова, Л.Н. Основы системного анализа технологических объектов в сфере сервиса: Учебное пособие. – Казань: Казань. нац. иссл. технол. ун-т, 2013.- 101 с.
2) Буч, Г. Язык UML Руководство пользователя: PDF / Перевод с английского, 2004.
3