ПРИМЕНЕНИЕ ДИАГРАММ ПРЕЦЕДЕНТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТРЕБОВАНИЙ К МЕДИЦИНСКИМ ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ ДИАГРАММ ПРЕЦЕДЕНТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТРЕБОВАНИЙ К МЕДИЦИНСКИМ ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ

Долнышева В.Г. 1, Пермяков А.В. 1
1ФГБОУ ВПО ПензГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.В статье рассматривается методика описания требований к системе в форме прецедентов. Выделение основных прецедентов разрабатываемой системы, выполнение текстового описания прецедентов и построение диаграммы прецедентов в сфере медицинской техники и услуг.

Методы и задачи исследований. Развитие информационных технологий, позволяет развивать сферу медицинской техники и услуг. Данное направление также включает в себя понятия медицинской услуги и сервиса.

Предметом рассмотрения системного анализа в сфере сервиса являются технологические объекты и процессы, в том числе процессы оказания медицинских услуг в лечебно профилактических учреждениях (ЛПУ) [1].

Системы взаимодействуют с актерами - людьми или программами, которые используют систему в своих целях. Прецедент(Use case) специфицирует поведение системы или ее части и представляет собой описание множества последовательностей действий, выполняемых системой для того, чтобы актер мог получить определенный результат.

С помощью прецедентов можно описать поведение разрабатываемой системы, не определяя ее реализацию [2].

Прецеденты предназначены для удовлетворения потребностей основных исполнителей. Поэтому для выделения прецедентов в ЛПУ использовали следующую процедуру.

  1. Определи рамки системы: работа ЛПУ.

  2. Идентифицировали основных исполнителей, потребности которых удовлетворяются с помощью системы.

  3. Для каждого исполнителя определили его задачи.

  4. Определили прецеденты, удовлетворяющие потребности каждого исполнителя, и присвоили им имена в соответствии с задачами (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура диаграммы прецедентов

Правильно выделив основные прецеденты разрабатываемой системы, можно более качественно оказывать медицинские услуги. Развернутое описание прецедента для работы ЛПУ (таблица 1).

Таблица 1 – Прецедент «Работы ЛПУ»

Основной исполнитель: Врач

Заинтересованные лица и их требования:

  • Персонал регистратуры. Хочет быстро и качественно выполнить прием пациента, без ошибок зафиксировать сведения о пациенте.

  • Пациент. Хочет быстро оформить медицинскую карточку, убедиться, что информация о состоянии здоровья правильно понята и зафиксирована, получит качественную и квалифицированную медицинскую помощь.

  • Руководство ЛПУ. Хочет удовлетворить интересы пациента.

  • Врач. Хочет быстро и качественно выполнить прием пациента, правильно зафиксировать информацию о пациенте, его состоянии и оказать квалифицированную медицинскую помощь.

  • Инженер–наладчик. Хочет качественно выполнить ремонт и обслуживание медицинской аппаратуры.

Основной успешный сценарий:

  •  
    1. Пациент приходит в регистратуру и передает документы для оформления медицинской карточки.

    2. Персонал регистратуры вводит в систему информацию о пациенте: фамилию, имя и отчество и т.д.

    3. Система рекомендует время записи на прием к врачу.

    4. Врач осматривает больного в одном из смотровых кабинетов.

    5. Врач отпускает больного домой с соответствующими справками и рекомендациями по амбулаторному лечению. Если при осмотре выясняется, что необходимость в стационарном лечении отсутствует.

6. Врач делает запись о посещении в специальном журнале.

Расширения:

1a. Мед. Карточка уже оформлена

  1. Пациент записывается на прием к врачу.

5a. Дополнительное обследование

1. Если при осмотре выясняется, что есть необходимость в дополнительном обследовании, может быть назначено УЗИ – обследование.

  1. Врач ставит диагноз после получения результатов дополнительного обследования.

  2. Инженер-наладчик обеспечивает работу УЗИ – аппаратуры.

Результаты построения диаграммы прецедентов в сфере медицинской техники и услуг (работа ЛПУ) (рисунок 2).

Рисунок 2 - Диаграмма прецедентов для работы ЛПУ

Список литературы

1) Фаткуллина, Р.Р., Абуталипова, Л.Н. Основы системного анализа технологических объектов в сфере сервиса: Учебное пособие. – Казань: Казань. нац. иссл. технол. ун-т, 2013.- 101 с.

2) Буч, Г. Язык UML Руководство пользователя: PDF / Перевод с английского, 2004.

3

Просмотров работы: 925