ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ВАРИАНТА БИЗНЕС-ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ВАРИАНТА БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

Ежеманская А.В. 1
1Сибирский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях небывалого ужесточения конкуренции, вызванного глобализацией, когда компании приходиться соревноваться с лучшими мировыми игроками не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, необходимо видеть собственные сильные и слабые стороны, постоянно искать и находить пути усиления своих конкурентных преимуществ, выявлять и устранять причины недостаточной эффективности.

Одним из способов решения этих задач служит бенчмаркинг – относительно новый, но ставший очень популярным в последние годы в управленческих кругах подход к совершенствованию деятельности компании.

Под бенчмаркингом понимают процесс сравнительного анализа и оценки методов и результатов работы компании, процессов, функций, товаров и услуг путём их сопоставления с выбранными образцами для подражания. Использование бенчмаркинга широко распространено в логистике, маркетинге, управлении персоналом, финансовом менеджменте, то есть применительно к предприятию бенчмаркинг охватывает практически все сферы и направления его деятельности.

Технология бенчмаркинга позволяет предприятиям повысить производительность и эффективность бизнес-процессов путем выбора и использования лучших (эталонных) процессов по заданным показателям. В результате, за счет усовершенствования деятельности предприятия, повышается его конкурентоспособность.

Однако зачастую произвести выбор лучшего процесса лицу, принимающему решение, сложно ввиду большого количества альтернатив. В связи с этим возникает техническая проблема – создание средств автоматизации принятия решений, а именно, системы поддержки принятия решений, которая бы позволила сформировать оптимальный набор бизнес-процессов.

Разработка моделей и методов, предназначенных для решения данной проблемы, является актуальной научной проблемой.

Выбор эталонного бизнес-процесса, как и любой другой процесс принятия решений, предполагает выделение исходного множества принципиально возможных альтернатив из всего разнообразия вариантов. И уже затем выявление лучшей альтернативы, определяющей эталонный бизнес-процесс.

Очевидно, что такой подход предполагает два этапа решения задачи выбора. Предлагается на первом этапе производить выбор принципиально возможных вариантов при помощи алгоритма отсева по ограничениям, позволяющего формировать множество принципиально реализуемых вариантов, включая неоптимальные.

На втором этапе будут применены многоатрибутивные методы, позволяющие ранжировать возможные варианты в порядке предпочтения.

Процесс принятия решений при выборе эталонного бизнес-процесса может происходить согласно предлагаемой комбинированной процедуре, которая позволяет сформировать исходное множество альтернатив, представляющих собой варианты бизнес-процессов и затем проранжировать полученное множество, используя методы многоатрибутивного принятия решений с привлечением ЛПР.

Такой подход позволяет не только выявить наилучшую альтернативу, но и оценить относительное предпочтение альтернатив.

Предложенный метод многоатрибутивного принятия решений демонстрирует хорошие возможности своего потенциального расширения (как по классам задач, так и по классам методов), то есть это важно для многих оптимизационных методов.

Литература

1. Архипова Н.И., Кульбы В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления. — М.: Издательство «ПРИОР», 2012. — 384 с.

2. Деминг В.Е. Выход из кризиса. — Тверь: Альба, 1994.

3. Ковалев И.В., Котенок А.В. К проблеме выбора алгоритма принятия решения в мультиверсионных системах // Информационные технологии, 2006, № 9.- С. 39-44.

4. Ежеманская, С.Н. Надежность модульных структур N-вариантных программных систем / С.Н. Ежеманская. Вестник университетского комплекса: Сб. науч. трудов. Вып. 4(18). Красноярск: ВСФ РГУИТП, НИИ СУВПТ, 2005. С. 169–174.

5. Волков, В.А. Принятие решений при формировании мультиверсионного программного обеспечения / В.А. Волков, В.А. Морозов, М.Ю. Царев // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ): сб. тр. V Всерос. науч.-практ. конф. – Томск: Изд-во ТГУ, 2008. С. 76–77.

6. Ежеманская, Е.В. Метод мультипоказательного принятия решений в бенчмаркетинге бизнес-процессов / Е.В. Ежеманская, А.А. Ступина, С.Н. Ежеманская, О.В. Богданова // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4.

Просмотров работы: 859