МЕРЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОВЕРОК В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕРЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОВЕРОК В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РФ

Яковлева М.Г. 1
1Сибирский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выездной контроль - важнейшая форма органов контроля, поскольку он связан с непосредственной проверкой деятельности плательщика и включает прямой контакт последнего с проверяющими. Неслучайно выездной контроль оценивается как наиболее эффективный в силу того, что многие правонарушения могут быть выявлены именно при проведении выездных проверок.

Выездные проверки являются наиболее проблематичной областью отношений, регулируемых законодательством о страховых взносах, несмотря на то, что основные положения не раз подвергались изменениям. Это связано, прежде всего, с тем, что в ходе осуществления данных мероприятий контроля выявляются нарушения, допущенные плательщиком, что влечет, как правило, доначисление страховых взносов и пеней, а также привлечение к ответственности. Вместе с тем ввиду многочисленных пробелов в законодательстве плательщик вынужден нести значительные риски, что побуждает его разрабатывать тактику поведения в отношениях с органами контроля. В целях защиты прав и законных интересов плательщика необходима всесторонняя оценка рисков и определение конкретных действий, предпринимаемых в ходе проверок, на основе анализа не только норм законодательства, но и правоприменительной практики. Вместе с тем опыт показывает, что возможности, предусмотренные законодательством, не в полной мере используются плательщиками, что в конечном итоге оборачивается для них неблагоприятными последствиями.

В качестве вариантов по оптимизации выездных проверок предлагается рассмотреть следующие меры:

  1.  
    1.  
      1. Снижение тарифа страховых взносов.

В настоящее время из сложившейся ситуации по предприятиям крупного (численность более 250 работников), среднего (от 100 – 250 работников) и малого бизнеса (до 100 работников), можно сделать вывод о том, что поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обеспечивается в основном за счет крупного и среднего бизнеса, а в связи с увеличением тарифа страховых взносов в 2011 году малый бизнес ушел в тень. Уменьшение налоговой нагрузки на предприятия в первые два года работы с момента образования было бы как нельзя, кстати, для малого бизнеса. И как предложение использовать возможность снизить тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 18 %.

  1.  
    1.  
      1. Статистические данные Российской Федерации подтверждают, что в стране резко снизилась рождаемость, в то время как цены быстро растут, снижается уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывают, что в 2014 – 2020 годах может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсии, так как число людей, выходящих на пенсию, заметно превысит число начинающих работать. Решить эти проблемы можно путем увеличения доходов пенсионной системы, для этого необходимо разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан в том, что взносы, которые платит их работодатель, без потерь вернутся к ним, когда они будут пенсионерами и чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

Одним из методов влияния на укрепление законопослушности предприятий является усиление взаимодействия органов Пенсионного фонда с органами Государственной инспекцией труда, направленный на организацию работы по увеличению объемов поступления страховых взносов в бюджет. Основной задачей Государственной инспекции труда по данному направлению является мобилизация работы с предприятиями, не исполняющими трудовое законодательство (задерживающими выплату заработной платы, сокращающими объемы производства, объявляющими простой, вводящими режим неполного рабочего времени, осуществляющими массовое высвобождение работников, выплачивающими заработную плату «в конвертах»). Основанием для совместной работы должны послужить соглашения, в рамках которых устанавливаются общие принципы в проведении согласованных действий и мероприятий, взаимного обмена информацией, оказания содействия в организации и проведении совместных документальных проверок на предмет оформления трудовых отношений с наемными работниками, выявления фактов сокрытия заработной платы.

  1.  
    1.  
      1. Возобновление конструктивного взаимодействия Пенсионного фонда с Федерацией профсоюзов Красноярского края.

Благодаря ранее совместным действиям была решена задача первого этапа пенсионной реформы – внедрение системы индивидуального (персонифицированного) учета (полная регистрация занятого населения в системе персонифицированного учета). Потенциал и возможности Федерации профсоюза могут оказать большое влияние на собираемость страховых взносов. Задача Федерации профсоюзов заключается, прежде всего, в информационной политике Пенсионного фонда по повышению пенсионной грамотности работающего населения. Использование интернет сайтов, средств массовой информации, публикации, информационных писем, радио-телевещание и так далее. Основной целью Федерации профсоюзов является защита профессиональных, трудовых и социально-экономических интересов членов профсоюза, кроме того профсоюзные организации объединяют трудоспособные, социально-активные группы населения. Создание профсоюзных организаций на предприятиях способствует идеологическому воспитанию граждан, защите прав застрахованных лиц, активизирует работу по повышению уровня заработной платы, соответственно росту отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд.

  1.  
    1.  
      1. Необходимо дальнейшее увеличение законодательно установленного минимального размера оплаты труда до научно-обоснованного прожиточного минимума. Совершенствование методики выявления фактов уклонения от уплаты налогов с фонда оплаты труда путем определения совокупности признаков их применения. Это необходимо для борьбы с «конвертной» заработной платой.

      2. Увеличение численности сотрудников Управления. На сегодняшний день всего 1 % плательщиков проверяется ежегодно от количества представленных расчетов за этот же период. Увеличение проведения выездных проверок могли бы усилить контроль за уплатой страховых взносов.

      3. Создание совместного программного комплекса между Пенсионным фондом и Фондом социального страхования для выборки тех организаций, которые будут включены в план-график проведения проверок.

Качество контроля за уплатой страховых взносов может быть улучшено посредством повышения эффективности планирования выездных проверок. В настоящее время не получил подробного законодательного закрепления вопрос порядка подготовки к проведению проверок. Совершенствование процедуры отбора плательщиков для проведения выездных проверок необходимо для рациональной организации системы контроля за уплатой страховых взносов. Применение данной процедуры поможет повысить в условиях значительной нагрузки на специалистов Пенсионного фонда эффективность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на плательщиков. Следует сделать вывод о целесообразности подготовки и внедрения программного обеспечения, позволяющего полностью автоматизировать процесс отбора плательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых значений для организаций соответствующих отраслей экономики, а также оценить реальный размер обязательств плательщика.

  1.  
    1.  
      1. Усовершенствовать программный комплекс ПТК АСВ в разделе «Выездные проверки» для того необходимо автоматизировать процесс учета проведенных выездных проверок. Поскольку, он занимает большое количество времени и требует постоянный контроль выполнения.

На сегодняшний день данной функцией занимается заместитель начальника отдела по администрированию страховых взносов. Он вручную вносит данные в электронную базу и формирует требования по взысканию задолженности. Также на ежедневной основе контролирует выполнение каждого требования. Так как организация имеет автоматизированную информационную систему «Администрирование страховых взносов», в которой реализуется полный учет уплаты страховых взносов каждым работодателем, то можно дополнить данную систему новым блоком. В данном блоке можно будет автоматически формировать выездные проверки, и осуществлять контроль над их исполнением. Тем самым сократятся возможные ошибки, которые ранее мог допустить сотрудник.

Подводя итог, следует констатировать, что за последние годы предпринято немало усилий по совершенствованию правового регулирования выездного контроля за уплатой страховых взносов. Однако проанализированные в настоящей работе отдельные проблемы требуют продолжения повышения качества законодательства о страховых взносах.

Просмотров работы: 1026