АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Амосова Т.С. 1
1Сибирский Федеральный Университет, Институт управления бизнес-процессами и экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время особенно приоритетной задачей в части управления информатизацией федеральных органов исполнительной власти является повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности указанных органов, а также оптимизация расходов федерального бюджета. В связи с этим повышается актуальность задачи типизации информационных систем и компонентов ИКТ-инфраструктуры для последующей централизации типовых решений, не связанных с отраслевой спецификой, и использование федеральными органами исполнительной власти таких централизованных решений на основе единой инженерной и телекоммуникационный инфраструктуры.

Основным направлением информатизации государственных органов является продолжение работ по дальнейшему созданию и развитию комплексных вертикально-интегрированных информационных систем, систем межведомственного информационного взаимодействия и компонентов электронного правительства, направленных на формирование единой информационной среды государственного управления.

Несмотря на то, что за последний период уровень обеспечения Федерального агентства по управлению государственным имуществом информационно-коммуникационными технологиями заметно возрос, по-прежнему существует ряд нерешенных системных проблем в данной области.

В части учета федерального имущества наблюдается недостаточная актуальность информации о составе и структуре имущества, о лицах, принимающих управленческие решения. Кроме того, в реестре федерального имущества содержатся неполные сведения об объектах управления, зачастую противоречащие данным, содержащимся в других информационных системах. Дублирование ввода приводит к увеличению стоимости владения информацией о федеральном имуществе и недостаточной эффективности учетных процессов, а противоречивость и отсутствие «главного» источника данных приводит к увеличению трудоемкости, а порой и невозможности получения корректных и актуальных сведений.

Помимо указанных выше дублирования и противоречивости информации, наблюдается также низкая достоверность информации, связанная с «человеческим фактором» – низкой квалификацией операторов системы, приводящей к ошибкам при вводе данных.

Количество государственных услуг, предоставляемых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в электронной форме как физическим, так и юридическим лицам, на текущий момент составляет всего лишь 10% от общего числа услуг, что является недопустимо малым значением показателя эффективности деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом в сфере предоставления услуг.

Использование архивных документов и поиск по ним значительно затруднены в связи с тем фактом, что основная масса документов Федерального агентства по управлению государственным имуществом хранится в бумажном виде. Затруднена также их структуризация по объектам управления. Отсутствие исторических данных в электронном виде приводит к невозможности отслеживания динамики изменений ряда показателей эффективности управления государственным имуществом.

Современные каналы взаимодействия участников процесса управления федеральным имуществом слабо развиты, преимущественно используется публикация информации в печатных изданиях. В связи с общемировой тенденцией перехода от распространения информации через печатные носители к обеспечению открытости информации путем создания ресурсов в сети Интернет необходимо значительное развитие единого общедоступного информационного ресурса по управлению федеральным имуществом, постепенная замена публикаций в печатных изданиях на соответствующие публикации в электронном виде.

Несмотря на значительное количество в Российской Федерации специалистов, обладающих экспертными знаниями и опытом в части управления федеральным имуществом, наблюдается их разобщенность и низкая заинтересованность в участии в данных процессах. Привлечение информированных и опытных экспертов позволило бы существенно оптимизировать формирование стратегии и тактики развития механизмов управления федеральным имуществом. Кроме того, практически отсутствуют механизмы общественного контроля: нет оперативной «обратной связи» в режиме on-line, не развита практика формирования общественных и экспертных рабочих групп.

Остается ряд территориальных управлений, работающих с использованием локальных систем и не подключенных к центральным базам данных учета и управления имуществом. Таким образом, затруднено обеспечение требуемой степени полноты и достоверности отчетности, а также соблюдение сроков ее подготовки.

К настоящему моменту в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом проведен ряд работ, связанных с внедрением в территориальных управлениях программных приложений, являющихся унифицированными и типовыми, однако разнородность используемых программных продуктов по-прежнему находится на высоком уровне. Контроль исполнения государственных функций и правильности ведения учета обеспечивается лишь частично, обмен данными между выборочными приложениями затруднен либо невозможен. При этом организация интеграции разнородных приложений зачастую является более трудоемкой и менее эффективной, чем замена используемого программного обеспечения на типовое.

Не полностью соответствует современным требованиям и информационно-телекоммуникационная инфраструктура Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Развитие существующих и создание новых информационных систем, а также возрастающая нагрузка на эксплуатируемые системы приводят к необходимости постоянной модернизации парка серверов, сетевого оборудования и каналов связи. Кроме того, постоянное совершенствование информационных технологий, потребность использования наиболее передовых решений, возросшая мобильность влекут за собой потребность периодического обновления оборудования рабочих мест подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Исторически сложившаяся информационно-телекоммуникационная инфраструктура Федерального агентства по управлению государственным имуществом, включающая разнородные решения различной степени зрелости в территориальных управлениях, может соответствовать предъявляемым требованиям по уровню доступности сервисов и данных лишь при условии дополнения специализированными решениями, направленными на реализацию локальных задач, что влечет за собой дополнительные расходы и сохраняет затратную и неэффективную с точки зрения содержания инфраструктуру.

В частности, структура сети передачи данных (локальной вычислительной сети) в территориальных управлениях не стандартизована, построена на оборудовании различных производителей, не обладает единым интерфейсом управления и мониторинга. В связи с этим затруднены своевременные и качественные поиск и нейтрализация неисправностей, возникающих при доступа сотрудников к ИТ-сервисам.

Значительной актуальностью обладают вопросы обеспечения информационной безопасности, как на программном, так и на техническом уровне. В связи с возрастающей степенью детализации и целостности обрабатываемых данных возрастает также их ценность для возможных злоумышленников, а постоянное совершенствование используемых информационных систем и внедрение новых решений требует актуализации и пересмотра политики информационной безопасности. Совершенствование методов и технических средств взлома также снижает эффективность принимаемых мер в случае, если отсутствует аналогичное совершенствование средств противодействия нарушениям в сфере информационной безопасности, обновление программного обеспечения и оборудования, предназначенного для обеспечения информационной безопасности.

В территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом отсутствует система контроля каналов утечки данных, что приводит к возможности реализации внутренних угроз информационной безопасности в части распространения конфиденциальных сведений непосредственно сотрудниками Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

В связи с возрастанием объемов информации, обрабатываемой в электронном виде, и тенденцией к отказу от бумажных носителей все более значительным становится вопрос обеспечения сохранности данных при дальнейшей централизации их хранения.

Решение вышеуказанных проблем возможно в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и типизации информационно-коммуникационных систем Федерального агентства по управлению государственным имуществом, формирование новых каналов взаимодействия участников процесса управления федеральным имуществом, а также на дальнейшее развитие ведомственной и межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.

Просмотров работы: 957