РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аргунова С.М. 1
1СВФУ им. М. К. Аммосова Финансово-экономический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель данной статьи заключается в анализе систему профессионального обучения персонала. Профессиональное развитие это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека. На потребность в профессиональном развитии работника влияет динамика внешней среды, появление новых образцов техники и технологии, изменение стратегии и структуры организации, необходимость освоения новых видов деятельности.

Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Это охватывает, прежде всего:

  • обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыта

  • повышение квалификации, задача которого — улучшение профессиональных знаний и навыков;

  • переквалификацию, которая, по сути, дает второе образование. Под ней понимается любая профессиональная переориентация.[1]

Обучение персонала ‐ это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании.

Методы обучения персонала ‐ способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся.

Профессиональное обучение ‐ процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.[2]

Неотъемлемой частью системы управления персоналом является развитие человеческих ресурсов, основная идея которого заключается в представлении затрат на обучение не как безвозвратных расходов, а как прибыльных капиталовложений в человеческий капитал. Под профессиональным обучением понимается любая деятельность. Cознательно проводимая для развития и поддержки ключевых компетенций персонала, требующихся для выполнения работы в настоящее время, или для развития потенциала сотрудников, необходимого для выполнения работы в будущем. Более конкретно, профессиональное обучение - это процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков и (или) знаний сотрудниками организации.[1]

Теория и практика в сфере работы с персоналом позволяют сформулировать правила и нормы, соблюдение которых позволит в максимальной степени способствовать его развитию. Профессиональное обучение — важнейший компонент развития персонала. В зависимости от организационного оформления и целей обучения можно выделить два вида профессионального обучения:

  • без конкретной специализации, то есть получение каких-либо общепрофессиональных знаний независимо от уровня квалификации обучающихся;

  • с конкретной специализацией, когда, кроме основной профессии, предусматривается специализация по определенным направлениям и проблемам.

Существует несколько методов и видов обучения, когда важнейшим фактором развития является повышение квалификации сотрудников, составляется план развития, который также называют образовательным планом. В плане развития обычно указываются два наиболее важных момента: цели развития, которые подразделяются по;

  • рабочим местам, содержат конкретные должности, которые должны быть заняты после осуществления плана развития;

  • профессиям, указывают конкретные профессии без указания на определенные должности;

  • областям, определяют конкретные знания, которые должны быть приобретены по этому плану развития и не имеют прямого отношения к какой-либо должности;

Меры, необходимые для достижения названных целей, со стороны:

  • предприятия, проводимые в рабочее время и финансируемые работодателем (учитывают в плане кадровых расходов), например

  • обучение на предприятии, дневные курсы и семинары вне предприятия, участие в научных конгрессах, систематическое варьирование занятий, практика внутри предприятия или ассистентская деятельность;

  • сотрудников, которые принимаются ими в свободное время и полностью или преимущественно ими финансируются, например обучение в вечернем учебном заведении, самообучение, заочное обучение в вузе, обучение на заочных курсах или прослушивание телевизионного курса лекций.[1]

Современные методы обучения персонала интегрируют в себе все вышеперечисленные виды обучения персонала. Сюда относятся и активные и пассивные методы обучения, групповые и индивидуальные, с отрывом и без отрыва от производства и т.п.

Современными данные методы называют потому, что они относительно недавно стали применяться российскими компаниями. К современным методам обучения персонала относят: видео обучение, дистанционное обучение, модульное обучение, кейс-обучение, тренинг, деловая игра, метафорическая игра, ролевая игра, мозговой штурм, поведенческое моделирование, наставничество, сторителлинг, обучение в рабочих группах, баскет-метод и др. [2]

Руководителям и специалистам, завершившим курс обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, образовательными учреждениями повышения квалификации выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме 72—100 часов;

  • свидетельство о повышении квалификации для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

  • диплом о профессиональной переподготовке для лиц, прошедших обучение по программе свыше 500 часов.[1]

Таким образом, обучение и развитие персонала в настоящее время должны носить непрерывный характер и длиться на протяжении рабочей деятельности работника.

Использованная литература:

  1. Скопылатов И. А., Ефремов О. Ю. Управление персоналом. Издательство: Смольного университета, 2000.

  2. Безлепкина Елена. Современные методы обучения персонала. // http://www.ngpc.ru/forum2010/Articles/Learnining%20methods.pdf (дата обращения 01.12.2014).

Просмотров работы: 2621