ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ А. МАСЛОУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ А. МАСЛОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мотивацией принято называть процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей организации.

Исследования американского психолога Абрахама Маслоу являются базой для многих современных теорий мотивации. А. Маслоу выяснил, что человек мотивируется удовлетворением своих потребностей, которые представлены в виде пирамиды (Ильин, 2006).

Мотивация является функцией управления персоналом, а также составной частью процесса управления.

Основными факторами, которые заставляют человека действовать, являются:

1. Потребности;

2. Интересы;

3. Стимулы.

Существует также следующее определение мотивации: мотивация – это способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Понятия мотивации стали развиваться в 20 веке, хотя многие мотивы, стимулы и потребности известны с древних времен.

Современные теории мотивации - это исследования поведения человека в трудовом процессе, которые дают общие объяснения мотивации и позволяют создать модели мотивации сотрудника на рабочем месте (Ковалев,2008).

Теории мотивации можно разделить на две категории:

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать по-другому.

Процессуальные теории мотивации являются более современными. Они основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Часто мотивация занимает одно из главных мест в психологии, так как имеет непосредственное отношение к памяти, эмоциям, личности и другим областям психологического знания.

Можно сказать, что деятельность людей направлена на достижение основных целей. К таким целям относятся:

- Материальные блага;

- Власть и слава;

- Знания и творчество;

- Духовное совершенствование.

Теории мотивации достигли зрелости в 1940–х гг. Как уже было сказано выше, мотивацию подразделяют на две группы:

1. Содержательную (исследование содержания, что побуждает сотрудников к работе?);

2. Процессуальную (последовательность шагов; как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания?).

Будет правильно, если их рассматривать параллельно, выделяя основные понятия теории мотивации: потребность и вознаграждение.

Потребность – физиологическое или психическое ощущение недостатка чего-либо.

Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя (Уткин, 2007).

Теория потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу считается один из крупнейших ученых в области мотивации в психологии.

Существует пять групп потребностей по Маслоу:

Физиологические потребности. Сюда относятся те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии, т.е. потребности в пище, воде, воздухе, убежище.

Потребность в безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением людей к стабильности и безопасности: иметь хорошее жилье, быть защищенным от боли, болезней и других страданий.

Потребность принадлежать к социальной группе. Человек стремится к участию в совместных действиях, он ищет дружбы, любви, членства в определенной группе людей, стремится участвовать в общественных мероприятиях.

Потребности признания и уважения. Здесь отражается желание людей чувствовать себя компетентными, уверенными в себе, сильными.

Потребности самовыражения. Данная группа объединяет в себе потребности, выражающиеся в стремлении человека к использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте.

Теория потребностей Маслоу является одной из наиболее известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности (Котлер, 2008).

Все эти потребности можно представить в виде пирамиды (рисунок 1).

Рис. 1. Пирамида потребностей (по А. Маслоу)

В заключение можно отметить, что руководитель может по-разному воздействовать на персонал. Мотивацией называется совокупность факторов, которые обусловливают, направляют и поддерживают усилия, затрачиваемые на поведенческие акты. Руководитель должен знать, как мотивировать свой персонал и направить работу организации на благо обществу. Для руководителя важно знать, как мотивировать каждого сотрудника своей организации. Когда руководитель знает, как мотивировать его персоналя, это значит, он справляется со своей работой. Когда люди усердно работают и выполняют свою работу хорошо, то можно заключить, что у них высокая трудовая мотивация. Но в организации есть люди, которых не надо мотивировать.

Мотивация - это только одна из переменных, от которых зависит трудовое поведение. Во многих случаях она не является даже наиболее значимой переменной.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006.

2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2008.

3. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2008.

5. Уткин Э.А. История менеджмента. - М., ЭКНОС, 2007.

Просмотров работы: 2811