На сегодняшний день успешность бизнеса во многом зависит от человеческих ресурсов, их навыков, умений, знаний. Для процветания организации необходимо постоянное внимание к решению трех ключевых задач:
1) выбрать сферу деятельности;
2) подобрать необходимых специалистов;
3) организовать их работу с максимальной результативностью.
Постепенное осознание важности человеческого фактора приводит к появлению служб управления персоналом.
Служба управления персоналом является функциональным подразделением, так как по своей сути непосредственно не участвует в основной деятельности, но обеспечивает нормальное функционирование организации. Деятельность таких служб отличается от деятельности отделов кадров. Управление персоналом становится одной из ведущих функций предприятия [1].
Главной целью службы персонала является повышение эффективности работы сотрудников.
Служба управления персоналом предприятия - структурное подразделение, уполномоченное осуществлять управление персоналом и организационно-методическое руководство мероприятиями по управлению персоналом, реализуемыми на предприятии.
В большинстве компаний на определенном этапе развития появляется необходимость в специалисте по кадровому менеджменту. Он определяет, какие мероприятия в области подбора, обучения, оценки персонала необходимо проводить для достижения целей данной организации. Это наиболее распространенная причина создания службы персонала [2].
Работники службы управления персоналом, в зависимости от направления деятельности, должны знать:
– экономику, социологию, психологию труда;
– законодательные и нормативно-правовые акты, методические материалы, касающиеся вопросов труда и социального развития;
– методы анализа количественного и качественного состава работающих; систему стандартов по труду, трудовых и социальных нормативов;
– порядок разработки и заключения трудовых и коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка, регулирования трудовых споров;
– методы оценки работников и результатов их труда;
– формы и системы оплаты труда;
– формы и методы обучения и повышения квалификации работников;
– этику делового общения;
– основы делопроизводства;
– методы обработки с помощью современных средств вычислительной техники.
Задачи службы управления персоналом формулируются согласно основной цели ее деятельности и, как правило, закрепляются в Положении об этом подразделении (отделе).
Цель службы: обеспечение организации работниками, способными реализовать организационную стратегию в настоящее время и с учетом ее изменения в перспективе.
В укрупненном варианте задачи службы сводятся к следующему:
– разработка и реализация кадровой политики организации в соответствии с современными концепциями управления человеческими ресурсами, правовыми и этическими нормами и с учетом внутрифирменных стандартов;
– формирование и обновление информационно-аналитической базы для принятия организационных решений по вопросам управления персоналом;
– обеспечение безопасных условий для достойного труда, адаптации в организации, мотивации и развития персонала организации [3].
Функции службы управления персоналом определяются поставленными перед ней задачами:
– участие в разработке и реализации целей и политики организации в сфере управления персоналом;
– осуществление прогнозных и плановых расчетов потребности в персонале; разработка планов и программ обеспечения организации персоналом, его движения, развития и высвобождения;
– участие в проектировании рабочих мест, осуществление маркетинговых мероприятий;
– разработка и реализация программы адаптации новых работников в организации;
– организация развития работников посредством обучения (отбор персонала для обучения, выбор преподавательского состава, форм и методов обучения и контроля его результативности, определение затрат);
– участие в разработке и совершенствовании организации оплаты труда и стимулирования персонала организации (разработка/выбор форм и систем оплаты труда, компенсационного пакета);
– организация защиты жизни и здоровья сотрудников;
– реализация социальных функций в работе с персоналом (участие в организации питания, работе библиотеки, медпункта, спортивно-оздоровительных подразделений и др.);
– проведение постоянного мониторинга рынков труда, делового и профессионального образования, основных конкурентов и системных партнеров организации;
– повышение эффективности работы персонала на основе рационализации модели, структуры и штата службы персонала, управления дисциплиной;
– постоянное совершенствование форм и методов управления персоналом на основе использования новых технологий осуществления документооборота [3].
Для того, чтобы приблизить уровень российских организаций к зарубежным, необходимо не просто хорошо организовать службу управления персоналом, но и иметь в ее составе грамотных специалистов. Так, требования к квалификации работников службы следующие: высшее профессиональное образование (юридическое, социологическое, психологическое, техническое, экономическое, либо специальное, связанное с управлением персоналом), для руководителя дополнительно - опыт работы по организации управления персоналом на руководящих должностях.
Должность руководителя службы управления персоналом относится к высшему уровню управления организации. В управлении персоналом принимают участие все линейные руководители. Численность службы управления персоналом определяется руководством самостоятельно, исходя из сложившейся ситуации.
Список литературы
1. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 192 c.
2. Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом: учебно-практическое пособие / Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2013. - 64 c.
3. http://www.k2x2.info/uchebniki/upravlenie_personalom/index.php.