ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА ДО РАЗМЕРА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА ДО РАЗМЕРА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дворник А.В. 1, Морозова О.А. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В любой стране с развитой экономикой важное значение для характеристики явлений и процессов, происходящих в социальной и экономической сферах, имеет положение наемных работников, условия их труда и оплата. При этом необходимо отметить, что существует и обратная связь. Любые социально-экономические преобразования влияют на положение наемных работников. Соответственно, социальная политика формируется и реализуется при участии многих субъектов, фигурирующих в сфере социально-трудовых отношений, а следовательно престает быть только государственной. В связи с этим актуальной проблемой является на сегодняшний день соотношение минимального размера оплаты труда (далее МРОТ) с величиной прожиточного минимума. Целю данной статьи является определение основных аспектов повышения минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума в Российской Федерации и Ростовской области.

В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:

  1. определение нормативно-правовой базы, направленной на регулирование МРОТ России и Ростовской области;

  2. определение уровня МРОТ за 2009-2014 годы;

  3. определение зависимости МРОТ от налоговой нагрузки на работодателя.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, качество жизни и уровень дохода россиян к 2020 году достигнет тех показателей, которые наблюдаются сейчас в развитых странах мира.[4] Это повлияет на повышение уровня жизни населения, увеличит личную безопасность, повысит доступность образования и качество здравоохранения, а ВВП на душу населения увеличится с показателя 13,9 тыс.долларов США в соответствии с 2007 годом до 30 тыс. долларов США к 2020 году. Вместе с этим окажется положительное воздействие на уровень МРОТ. [1]

В современной России МРОТ утратил свою основную функциональную роль по обеспечению минимальных гарантий воспроизводства рабочей силы, о чем свидетельствует значительный и существующий длительное время разрыв между величиной прожиточного минимума и МРОТ, а также между средней и минимальной заработной платой. МРОТ в РФ представляет собой не минимальную тарифную ставку (оклад), а всю заработную плату работника за месяц, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера. На рисунке 1 можно проследить изменение МРОТ за определенный период времени.[2]

Рисунок 1 Изменения суммы МРОТ с 1 июля 2000 года по 1 января 2014 года

В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ с 1 января 2014 года равен сумме 5 554 рублей в месяц.

По постановлению Правительства Ростовской области № 679 размер прожиточного минимума за III квартал 2013 года составляет: на душу населения – 7083 руб., для трудоспособного населения - 7 555 руб., для пенсионеров – 5759 руб., для детей – 7295 руб.. [3]

Рассматривая Ростовскую область необходимо отметить, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике в 2013 году больше всего достигла в декабре 28353 рублей, а меньше всего в феврале 19261 рубль. На период январь-июль 2014 года самый большой показатель среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике был в июне 24739 рубля.

В течение последних 5 лет повышение заработной платы в России носит скорее номинальный, чем реальный характер. За период с 2009 по 2013 год наблюдалось снижение темпов роста ВВП. Из этого следует, что доходы компаний растут медленнее; соответственно расходы, в том числе на наемных работников, не могут быть увеличены. Такая ситуация характерна как для всех регионов России. Но необходимо отметить, что МРОТ в 2015 году будет стремиться к величине прожиточного минимума. В Министерстве труда Российской Федерации объявили, что этого можно будет достигнуть, если по другому рассчитывать МРОТ. Он будет рассчитываться исходя из процентного отношения к прожиточному минимуму в конкретном субъекте Российской Федерации, а не к его средней величине по России. Применение этих мер по доведению МРОТ до прожиточного минимума должно обеспечить единство конституционных гарантий. Повышение МРОТ планируется поэтапно. Начиная с 1 октября 2015 года, он будет составлять 89% от прожиточного минимума, с 1 октября 2016 года – 94%, а с 1 октября 2017 года составит 100%. Начальная цифра МРОТ увеличится на 311 рублей и составит 5865 рублей. (рисунок 2)

Рисунок 2 Перспективы повышения МРОТ до 1 октября 2017 года

К факторам, которые оказывают влияние на минимальный размер заработной платы, относится стремление к высокому уровню производительности. Отсюда, чтобы повысить интерес работников в результатах своего труда, должны быть приняты следующие меры: величина заработной платы должна определяться личным трудовым вкладом работника; государство должно частично вмешиваться в размер оплаты труда, а именно, участвовать в регулировании заработной платы только через систему налогов, а формы, система и размеры заработной платы должны устанавливаться организацией самостоятельно. Тарифные ставки и оклады могут браться за основу при определении величины заработной платы; должна осуществляться индексация минимальной заработной платы. Но необходимо отметить, что размер минимальной заработной платы должен быть установлен государством для всех предприятий независимо от форм их собственности с ориентацией на одинаковый уровень с величиной прожиточного минимума; сумма налога, которая начисляется на заработную плату, не должна побуждать к торможению ее роста.

Еще один способ добиться роста производительности труда можно, если снизить налоговую нагрузку на работодателя. Этого можно сделать, сократив налоговую базу тем, кто вкладывает средства в подготовку кадров у себя на предприятии, применяет также новые технологии. Государство может им рекомендовать налоговые льготы, т.е. уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции - специализации и других характеристик. Например, можно предложить сократить ставку подоходного налога с 13% до 10% на примере Казахстана, что позволит добиться всего вышеперечисленного.

Во всем мире, за счет налога на прибыль, сочетания различных вариантов с применением различных видов льгот, ставок создаются условия для стимулирования предприятий к инновационной деятельности. В России, например, данный налог был снижен с 24 % до 20%.

Таким образом, к основным аспектам повышения минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации и Ростовской области относятся увеличение уровня производительности труда, совершенствование законодательной базы в соответствии с законодательством развитых стран, изменения в налоговой системе, которые позволят стабилизировать уровень жизни населения, качество образования и здравоохранения.

Список использованных источников

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"), Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489; [http://www.consultant.ru/]

  2. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «О минимальном размере оплаты труда», "Собрание законодательства РФ", 26.06.2000, N 26, ст. 2729; [http://www.garant.ru/]

  3. Постановлением Правительства Ростовской области от 07.11.2013 № 679 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области за III квартал 2013 года"; [http://www.donland.ru/]

Просмотров работы: 1439