КОНТРОЛЬ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНТРОЛЬ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

Дегтярёва А.А. 1, Фалынскова А.И. 1, Морозова О.А. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главной задачей каждого руководителя является умениеправильно сплотить коллектив, добиться желаемой эффективности труда и обеспечить сотрудникам предприятия максимально комфортные условия для работы. Дружественный и положительный настрой в коллективе - это гарантия успеха деятельности любой организации.

Тема контроля персонала является одной из часто обсуждаемых по всему миру. Мнения людей очень разнообразны - от одобрения и поощрения всех видов контроля и до его категорического отвержения. Несомненно, самый важный вопрос – «существует ли эффективность контроля». Тем временем под контролем понимают управление производительностью персонала, то есть процесс, который обеспечивает достижение поставленных целей организации. Но некоторые утверждают, что контроль это слежка или подсматривание за действием персонала, естественно, мы с этим не согласны.

Вопросам контроля персонала уделяли внимание многие зарубежные и отечественные ученые, такие как М.Х Мескон, Э.Мандель, Иен Бэрчелл, А. Смит, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, В.А. Приверзенцев, А.В. Румянцев, А. Дейли, Б. Штайгмайер, Р. Олдкорн и др.

Цель данной статьи – рассмотрение эффективности контроля.

Задачи статьи:

  1. определить сущность контроля персонала;

  2. рассмотреть его методы;

  3. изучить виды контроля персонала.

Контроль является важнейшей функцией персонала, он осуществляется с минуты создания организации и с установки ее целей и задач. Ведь нельзя говорить о блестящей работе организации без контроля. Кроме того, без контроля начинаются беспорядки, воровство и хаос. Поэтому любая организация, рассчитывающая на длительную и успешную работу, должна выявлять и фиксировать свои ошибки и уметь исправлять их до того, как они приведут к краху всех целей.

Одна из важных особенностей контроля, которую необходимо учитывать в первую очередь, заключается в том, что контроль должен быть всеохватывающим, планомерным, непрерывным и гибким. Каждый руководитель, независимо от своей категории, должен осуществлять контроль, как неотъемлемую составную часть своих должностных обязанностей, если даже ему это не поручали.

К сожалению, в России контроль персонала не эффективно используется или даже не распространен, либо есть не во всех организациях. По статистике, почти 60 % убытков предприятия, связанны с хищением совершаемыми работниками предприятия. Тем временем в других странах существует более радикальное законодательство, которое позволяет вести эффективный контроль. К примеру, в XIX веке Вильфредо Парето, итальянский экономист, обнаружил некоторую закономерность - большая часть доходов и материальных ценностей в Италии, принадлежит меньшинству людей, то есть здесь прослеживается пропорция 20 к 80.[9] 20% людей владеют 80% материальных ценностей. Такое соотношению 80 к 20, помогло Японии совершить экономический прорыв с 1950 по 1990 гг. Этот принцип применялся в японской промышленности, повышая качество продукции.

По нашему мнению, чтобы контроль персонала был результативный, необходимо контролировать важные аспекты деятельности организации. Но при создании любого вида контроля целесообразно учитывать особенности человеческого поведения, потому что именно человек является неотделимой частью системы управления.

В данной статье представлены основные системы контроля, её составляющие, а так же способы реализации. Объектами контроля являются различные стороны деятельности организации, непосредственно её работники, их трудовые взаимоотношения. А субъектами выступают работодатели, а также профсоюзы.

Очень часто руководители, создавая систему контроля, хотят сделать ее открытой или видимой. Они надеются, что персонал, оповещенный о действующем контроле, будет стараться избежать всех ошибок. Более того, большинство работников хотят оставить о себе хорошее впечатление и видеть так называемые плоды своего труда, а ведь именно такой контроль позволяет сделать их наиболее очевидными.[10] Этот подход повышает возможности контроля максимально сводить фактические результаты с предполагаемыми. Но нужно не забывать о том, что такая система контроля может привести к незапланированным срывам, а также к искажению поведения людей. Как бы то ни было, именно на глубоком и искреннем уважении к личности начальника держится дисциплина во многих отделах и организациях.

Так же система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, которая заданна главными приоритетами развития.

В настоящее время без контроля не может успешно совершать работу ни одна организация или предприятие, он решает несколько задач[1]:

  1. контроль позволяет заблаговременно выявить в организации факторы, оказывающие значительное влияние на ее деятельность и своевременно отреагировать на них. Контроль помогает отследить различные нечеткие тенденции в развитии организации и создать на основе этого более обоснованные и безошибочные планы.

  2. с помощью контроля можно вовремя выявить в работе организации неминуемые ошибки, нарушения, сбои и своевременно принять необходимые меры для их ликвидации.

  3. контроль служит основой оценки работы самого персонала за определенный период времени, а также результатов деятельности организации, эффективности всей системы управления.

  4. благодаря контролюдопускается корректирование текущей работы и создаются необходимые предпосылки для ее стимулирования

Необходимо сказать, что исполнение контроля не под силу одному человеку или небольшой группе людей. Нужно привлекать весь персонал организации, так как самоконтроль это лучший контроль.[2] Желательно избегать чрезмерного контроля над людьми, лучше дать больше свободы и всячески расширить обязанности людей, но ни в коем случае не допустить бесконтрольность. Ведь это свидетельство того, что руководителю безразличен успех организации. Персонал, в свою очередь, должен понимать, что от их ответственности зависит работа организации.

Эффективный контроль должен быть взаимосвязан с процессом планирования и изменениями в структуре организации, в результате этого существуют определенные правила, такие как непрерывность действия и гибкость.[8] Так же эффективность контроля требует учета личных качеств человека, их взаимоотношение.

Рассмотрим основные виды контроля персонала в организации(рисунок).

Виды контроля

Общий контроль

Функциональный контроль

Выборочный контроль

Контроль деятельности всей организацией в целом. Обычно такой контроль применяется в маленьких компаниях, при небольших объемах производства, когда существует возможность контролировать работу всего персонала. Недостаток контроля в том, что он является более затратным и вызывает негативную реакцию работников.

Контроль деятельности отдельного участка предприятия, подразделения, отдела. В финансовом контроле в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, затраты, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность).

Контроль, который позволяет сделать вывод о качестве работ, услуг на основе оценивания отдельных сотрудников.При выборочном контроле есть вероятность риска как поставщика, так и потребителя.

Рисунок – Виды контроля персонала в организации[11].

Можно выделить три вида контроля по времени действия[5]:

  1. Предварительный

  2. Текущий

  3. Заключительный

Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций. Например, подбор персонала.

Текущийконтрольреализовывается в ходе совершения различных хозяйственныхопераций. Например, контроль компьютера, рабочего времени.

Заключительныйконтроль осуществляется после того, как работа завершена или отведенное для нее время.

Методы контроля - это совокупность приёмов и способов воздействия на коллектив и отдельных работников управления для достижения поставленных целей на предприятии.[7]Поэтому необходимо применять методы контроля, которые не требуют значительных затрат и усилий, поддерживаются и понимаются персоналом.

Таблица - Методы контроля персонала в организации[6].

Название метода

Сущность метода

Действия руководителя

Действия персонала

1

2

3

4

1

Подбор кадров

Это метод представляет собой определение психологических и профессиональных качеств людей с целью определения их соответствия конкретной работе.

Необходимо: открыть вакансии; ознакомиться с резюме претендентов на должность; провести собеседование; принять решения о пригодности кандидата; заключить трудовой договор.

Чтобы провести хорошее впечатление на работодателя необходимо: правильно составить резюме, например указать наличие водительских прав, знание английского языка и другое. Необходимо убедить работодателя, что именно Вы подходите к этой должности (указать все свои положительные качества, не говорить плохо о прошлой работе, не сплетничать).

Продолжение таблицы

1

2

3

4

2

Видеонаблюдение

- открытое

- закрытое

Наблюдение является неотъемлемой частью в работе с персоналом на предприятии. Оно поможет выявить злоумышленника, избежать нежелательных посетителей, позволяет оперативно отреагировать на кражу имущества.

Руководитель владеет информацией не только о деятельности каждого сотрудника, но и о его манере поведения, психологии мышления и прочих личностных характеристиках, на основании чего может сделать определенные выводы.

Если сотрудники знают, что за их действиями наблюдает руководство, то могут скованно себя чувствовать.

А при закрытом персонал не подозревает о наличии видеонаблюдения и поэтому ведет себя свободно.

3

Прослушивание телефонных разговоров

Технические средства позволяют прослушивать разговор в момент его совершения, а также вести его автоматическую запись на любой носитель информации.

Работодатель вправе правилами трудового распорядка ограничить ведение телефонных переговоров в личных интересах в рабочее время, а в случае, если тем или иным работником эти требования будут нарушены, к данному работнику может быть применено дисциплинарное взыскание.

При ограничении времени на личные разговоры по телефону у сотрудников увеличивается рабочее время.[3]Прослушивание телефонных разговоров позволяет предупредить разглашение коммерческой тайны.

4

Контроль работы компьютера

Контроль работы компьютера за действиями всех пользователей компьютера.

Руководители могут: следить за выполнением работы; выявить все случаи непрофессионального использования персонального компьютера; выявить факты поиска сотрудниками другой работы и другое.

Действия работника могут иметь негативные последствия такие как: утечка конфиденциальной информации о предприятии;

умышленное удаление важных документов.

Окончание таблицы

 

1

2

3

4

5

Контроль рабочего времени

Рабочее время – это то время, в течение которого работник, поусловиям трудового договора, должен выполнять свои трудовыеобязанности.

Благодаря этому методу работодатель сможет сократить управленческих расходов за счет упрощения процедур подготовки отчетности и планирования, а так же повысить трудовую дисциплину (что очень важно).

Сотрудники часто опаздывают на работу, тратят рабочее время впустую, грубо общаются с клиентами, поставщикам. При проведении этого метода можно наладить рабочую обстановку и взаимоотношения с сотрудниками.

На основе проведенного сравнительного анализа методов контроля персонала необходимо отметить, что наиболее используемые методы на практике чаще являются видеонаблюдение и контроль рабочего времени. Контроль персонала имеет большое значение для всех организаций – маленьких или больших, коммерческих или некоммерческих. При этом контроль персонала в достаточной степени трудоемкий процесс, который возможен только при одновременном контроле за деятельностью как руководителя, так и персонала.

Таким образом,самая важная задача руководителя состоит в том, чтобы совместная работа с коллективом дала прекрасные плоды, выражающиеся в процветании компании и увеличении ее доходности, поэтому необходимо осуществлять текущий контроль персонала, а также подбирать виды и методы контроля в зависимости от специализации деятельности организации и отрасли.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Аксенова Е.А. «Управление персоналом», 2013 ,178 с.

2.Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. «Управление персоналом», 2010. 560с.

3.Веснин В.Р. «Управление персоналом: теория и практика» 2011.153с.

4.Крымов А.А. «Вы - управляющий персоналом» 2011,с.456

5.Лукаш Ю.А. "Контроль персонала как составляющая безопасности и развития бизнеса", 2012. 60с.

6. Морозова О.А. Анализ методов оценки интеллектуального капитала организации// Проблемы развития регионально инвестиционно-строительного комплекса и пути их решения: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Б.Н. Небритова. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2011. - 0,4п.л.

7.Невская Л.В. Развитие и использование инновационного персонала предприятий // Вестник университета Государственного университета управления. -2012. - № 4.

8.Интернет-ресурс: [http://www.pragmatist.ru/operativnoe-upravlenie-i-kontrol/principy-kontrolya.html] Энциклопедия менеджмента.

9.Интернет-ресурс: [http://free.megacampus.ru/xbookM0012/index.html?go=part-049*page.htm] П.А. Михненко. Основы менеджмента. Учебный курс.

10. Интернет-ресурс: [http://referatwork.ru/refs/source/ref-84792.html] Единый реферат-центр России и СНГ.

11.Интренет-ресурс: [http://www.kadry.ru/articles/detail.php?ID=45901] Инфо-портал для HR-менеджеров.

Просмотров работы: 14938