ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Филичев В.И. 1
1Государственое бюджетное образовательное учреждение "Академия социального управления"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением или универсально-биологических, или биосоциальных закономерностей. Ни для кого не секрет, что гендерные различия возникают у детей с раннего возраста. Это проявляется в общении со взрослыми, своими сверстниками, в различной игровой деятельности. С течением времени эти гендерные различия становятся глубже, что влияет на качество, стиль учёбы, эмоционально-волевую сферу личности. Этот вопрос не мог остаться незамеченным в отечественной педагогике. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что гендерные аспекты образования привлекают внимание многих российских исследователей: В.Д. Еремеева, С.Н. Жданова, И.С. Клецина, Л.В. Попова, Л.И. Столярчук, Л.В. Штылева и др.

Актуальность тенденции к более интенсивному изучению гендерной специфики человеческой деятельности привела к выделению особого вида педагогики, получившей название - гендерная.

Гендерная педагогика – это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка, как мальчика, так и девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.

В рамках изучения гендерной педагогики возникла идея гендерного подхода к обучению. Основная идея гендерного подхода в образовании – учет специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержания, методов обучения, организации школьной жизни, педагогического общения, набора предметов и др.).

С позиций гендерного своеобразия рассмотрим психофизиологические особенности девочек и мальчиков. Все дети развиваются по-разному. Учёными-психофизиологами получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.

У девочек значительно быстрее развиваются функции левого полушария, ответственного за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую форму памяти, рациональное мышление, положительные эмоции. А у мальчиков быстрее созревает правое полушарие, лидирующее в реализации непроизвольных интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Девочки лучше осознают свое поведение и умеют им управлять, осмысливать поступки в разных направлениях, чаще открыто радуются. У мальчиков наблюдается более медленное развитие левого полушария, что ведет к неразвитости сферы положительных эмоций, сказываясь в поведении, где легче и ярче проявляются отрицательные эмоции, даже некоторая агрессивность. Для мальчиков более значима эмоционально положительная оценка его деятельности, для девочек – отрицательная; для мальчиков важно «что» оценивается в его деятельности, для девочек – «кем» производится оценка; мальчики проявляют более низкие показатели понимания другого человека, поскольку у них «понимание» другого происходит через интеллектуальное сходство, у девочек через эмоциональное сочувствие, сопереживание. Девочки редко переоценивают качества своей личности и дают адекватную или заниженную из-за большой критичности самооценку. Завышенная либо заниженная самооценка мальчиков связана, как правило, с низким уровнем оценки другого. Мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды; они более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверены в себе и более агрессивны, чем девочки. Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают, у них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы; у девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения; у девочек лучше развита мелкая моторика рук, поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение). Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского пола – рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола – это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности учителю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, следить за своей одеждой, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Особенно заметны различия девочек и мальчиков в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что педагогам-женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности. Тем самым для девочек становится более приемлемой взаимозависимость: они приобретают собственную индивидуальность в социальных связях.

Совсем другое дело – игры мальчиков, для которых характерна совместная целеполагающая деятельность в больших группах. Шумные, наполненные движением игры вызывают у учителей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Педагоги не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у учителей правильное отношение к играм мальчиков и научить их руководить ими. В гендерном образовании перед учителем стоит непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. Сложность заключается и в особой специфике нашего образования, которое подчас носит парадоксальный характер: по своему содержанию оно носит «мужской характер», так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного ученика в технологические процессы. Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно «женскими» по своим психофизиологическим параметрам.

Тем не менее, не взирая ни на какие обстоятельства, основная цель учителя физической культуры – дать хорошее общее физическое развитие каждому школьнику, привить любовь к здоровому образу жизни и желание заниматься как на уроках физической культуры, так и в различных спортивных сессиях. Проведение уроков с учётом гендерных особенностей учащихся отвечает этой цели.

Таким образом, основой для моделирования проблемных ситуаций в адаптации школьников является гендерный подход, который мы рассматриваем как дальнейшее развитие совокупности научных идей и положений о конструировании гендера и реализации дифференцированно-личностной составляющей педагогической деятельности, направленной на проявление ребенком своей идентичности. В результате применения проблемных ситуаций гендерного характера учащийся как субъект педагогического процесса оказывается всегда вовлеченным в социальную адаптацию, в любом возрасте, условиях жизни, во взаимодействии со средой,

интегрируя влияния различных факторов и рисков, преобразуя их в соответствии со своими индивидуальными, возрастными и гендерными различиями. Стратегия гендерного подхода дает возможность мальчикам и девочкам, опираясь на их способности, склонности, интересы и ценностные ориентации, реализовать себя в творческом познании, разнообразной учебной деятельности и поведении.

Список использованной литературы

1. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному: Нейропедагогика– учителям, воспитателям, родителям, школь-

ным психологам. Самара, 2010. 160 с.

2. Жданова С.Н. Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учеб. пособие. Оренбург, 2009. 55 с.

3. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб., 2009. 380 с.

4. Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск, 2007. 423 с.

Просмотров работы: 1734