подбор, обработку, сохранение и передачу информации,
вести самостоятельную работу,
самообразование,
качественно и быстро изменять содержание, методы и организационные формы обучения.
Мультимедийные технологии — одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе.
Мультимедиа — интерактивнаясистема, обеспечивающая одновременное представление различных различных видов данных, содержащих текстовую, звуковую и визуальную информацию — графику, видео, анимацию.
Например, в одном объекте может содержаться текстовая, аудиальная (звуковая), графическая и видео информация, которую мы можем не только наблюдать, но и управлять через системы ввода и вывода информации.
Мультимедийные обучающие технологии — это совокупность технических обучающих средств и дидактических средств обучения. Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения) в цифровую форму с целью ее хранения и обработки, а также обратное преобразование, чтобы эта информация могла быть адекватно воспринята человеком.
Программные продукты, обладающие свойствами мультимедиа (учебники, справочники, энциклопедии, тесты, учебные электронные курсы), распространяются, как правило, на компакт-дисках. То есть для использования таких продуктов необходим накопитель DVD/CD-ROM. Для работы со звуком и видео на компьютере разработано множество программных средств, которые обеспечивают воспроизведение, редактирование, запись аудио и видеоинформации, представленной в различных форматах, с устройств разных типов.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа:
- повышение информативности урока;
- стимулирование мотивации обучения;
- повышение наглядности обучения;
- осуществление повтора наиболее сложных для запоминания моментов;
- реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных модальностях: визуальной и слуховой;
- возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудио-сопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
- возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;
- возможность создания больших баз данных в компактном виде.
Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся
Целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы.
Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности учеников, придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания. Использование компьютерных технологий в обучении - разновидность процесса управления познавательной активностью учащихся.
Кроме того:
- применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов типовых учебных программ посредством самостоятельной внеаудиторной учебной работы учеников, сохраняя тем самым аудиторные часы для занятий физическими упражнениями.
- разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной и методической работы учителя физической культуры.
- информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.
- для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие учебные тексты с графическими, анимационными, видео и аудио рядами.
Например, формирование и закрепление новых двигательных навыков является важной задачей, как в спорте, так и в оздоровительной физической культуре. Успешность выполнения данной задачи во многом определяется характером взаимодействия учителя и ученика. Причем, преобладающей формой организации занятия на начальном этапе является демонстрация учителем сложного комплексного упражнения или его элементов. Вербальный ( речевой ) способ передачи информации ученику на начальном этапе усвоения новых двигательных навыков вряд ли можно считать оптимальным. При освоении новых двигательных навыков специалисты отмечают важность формирования исходных образов-представлений о предстоящих действиях. Таким образом, начальный этап обучения в данной предметной области требует максимального использования наглядности и предъявляет высокие требования к преподавателю в плане правильной демонстрации отдельных элементов и сложных технических приёмов. Для достижения поставленных целей обучения и повышения его результативности, предпочтение должно отдаваться педагогическим технологиям, обеспечивающим меньшую зависимость результатов обучения от уровня квалификации обучающего, максимальную точность и правильность показа. В литературе неоднократно обращалось внимание на то, что роль педагога на стадии обучения постепенно снижается. Оптимизировать процесс обучения позволяет использование мультимедийных средств, содержащих демонстрационные элементы в исполнении высококвалифицированных специалистов.
Основные средства мультимедийных и компьютерных технологий.
На мой взгляд, школьный спортзал должен быть оснащён следующим мультимедийным оборудованием:
компьютером (лучше ноутбуком) в полной конфигурации с современной видеокартой, который должен позволять воспроизводить на экране монитора видеоизображения и фотографии с видеокамеры и фотоаппарата, а так же позволяющий обрабатывать необходимый материал;
мультимедийным проектором с пультом управления, настенным экраном или плазменным телевизором с диагональю не менее 100 дюймов;
видеокамерой;
планшетным сканером, лазерным принтером или МФУ;
хорошей акустической системой, усилителем, наушниками и микрофонами;
DVD – пишущий плейер с жестким диском достаточного объёма;
Носителями информации. (флеш накопители, переносные жёсткие диски,
DVD-CD диски)
Такое оборудование позволит:
1) хранить большое количество необходимых программных и нормативных документов по физической культуре в электронном виде;
2) хранить всю документацию по обеспечению проведения спортивных соревнований по программным видам спорта ( карточки, протоколы, наградные листы, заявки и многое другое);
3) иметь образцы экзаменационных билетов, конкурсных и олимпиадных заданий, материалов для проведения викторин, тематических вечеров и т.п.;
4) разрабатывать рабочие учебные программы и методические пособия по обучению двигательным навыкам и умениям в видах спорта, входящих в школьную программу по физкультуре;
5) облегчить проведение календарно – тематического планирования и написание конспектов уроков по различной тематике;
6) накопить и применять в учебном процессе видеоматериалы и учебные программы по различным видам спорта, входящим в школьную программу для изучения и освоения элементов техники, изучаемых видов спорта.
7) создать банк видеоуроков.
8) организовывать мультимедийные соревнования.
Заключение
Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Он эффективнее использует время занятий, сосредотачивая внимание на обсуждении наиболее сложных и важных фрагментов учебного материала. Активизация воздействия на обучаемых с применением мультимедийных средств, связана с тем, что:
во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете (психологами доказано, что запоминаемость цветной фотографии почти в два раза выше по сравнению с черно-белой);
во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;
в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий видеофрагментов смоделированных процессов оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов (явлений), демонстрируемых на экране.
Таким образом, применение мультимедйных технологий в преподавании физкультуры:
Делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению.
Позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
Предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных навыков.
Позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам, приспосабливаясь к своим потребностям.
Учит учащихся работать более творчески и становиться более уверенными в себе.