МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Волков М.С. 1
1Государственое бюджетное образовательное учреждение "Академия социального управления"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из главных инструментов в образовании, позволяющий открывать путь в новый мир, являются современные информационные технологии. Использование информационных технологий в образовании - одна из ключевых проблем стратегического планирования - путь к модернизации системы образования в целом. Вот почему информационные технологии образования в России, приобретает огромное значение. Для свободной ориентации в потоке информации современный специалист любого профиля должен уметь работать с информацией при помощи компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки и переподготовки современного специалиста. Это в полной мере относится и к преподавателям по физической культуре и спорту. Несмотря на имеющиеся трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими особенностями внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов. Имеется необходимость включения в образовательный процесс мультимедийных технологий наравне с традиционными средствами которые позволяют значительно эффективнее осуществлять:
  • подбор, обработку, сохранение и передачу информации,

  • вести самостоятельную работу,

  • самообразование,

  • качественно и быстро изменять содержание, методы и организационные формы обучения.

Мультимедийные технологии — одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе.

Мультимедиа — интерактивнаясистема, обеспечивающая одновременное представление различных различных видов данных, содержащих текстовую, звуковую и визуальную информацию — графику, видео, анимацию.

Например, в одном объекте может содержаться текстовая, аудиальная (звуковая), графическая и видео информация, которую мы можем не только наблюдать, но и управлять через системы ввода и вывода информации.

Мультимедийные обучающие технологии — это совокупность технических обучающих средств и дидактических средств обучения. Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения) в цифровую форму с целью ее хранения и обработки, а также обратное преобразование, чтобы эта информация могла быть адекватно воспринята человеком.

Программные продукты, обладающие свойствами мультимедиа (учебники, справочники, энциклопедии, тесты, учебные электронные курсы), распространяются, как правило, на компакт-дисках. То есть для использования таких продуктов необходим накопитель DVD/CD-ROM. Для работы со звуком и видео на компьютере разработано множество программных средств, которые обеспечивают воспроизведение, редактирование, запись аудио и видеоинформации, представленной в различных форматах, с устройств разных типов.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа:

- повышение информативности урока;

- стимулирование мотивации обучения;

- повышение наглядности обучения;

- осуществление повтора наиболее сложных для запоминания моментов;

- реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных модальностях: визуальной и слуховой;

- возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудио-сопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

- возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;

- возможность создания больших баз данных в компактном виде.

Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся

Целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы.

Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности учеников, придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания. Использование компьютерных технологий в обучении - разновидность процесса управления познавательной активностью учащихся.

Кроме того:

- применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов типовых учебных программ посредством самостоятельной внеаудиторной учебной работы учеников, сохраняя тем самым аудиторные часы для занятий физическими упражнениями.

- разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной и методической работы учителя физической культуры.

- информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.

- для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие учебные тексты с графическими, анимационными, видео и аудио рядами.

Например, формирование и закрепление новых двигательных навыков является важной задачей, как в спорте, так и в оздоровительной физической культуре. Успешность выполнения данной задачи во многом определяется характером взаимодействия учителя и ученика. Причем, преобладающей формой организации занятия на начальном этапе является демонстрация учителем сложного комплексного упражнения или его элементов. Вербальный ( речевой ) способ передачи информации ученику на начальном этапе усвоения новых двигательных навыков вряд ли можно считать оптимальным. При освоении новых двигательных навыков специалисты отмечают важность формирования исходных образов-представлений о предстоящих действиях. Таким образом, начальный этап обучения в данной предметной области требует максимального использования наглядности и предъявляет высокие требования к преподавателю в плане правильной демонстрации отдельных элементов и сложных технических приёмов. Для достижения поставленных целей обучения и повышения его результативности, предпочтение должно отдаваться педагогическим технологиям, обеспечивающим меньшую зависимость результатов обучения от уровня квалификации обучающего, максимальную точность и правильность показа. В литературе неоднократно обращалось внимание на то, что роль педагога на стадии обучения постепенно снижается. Оптимизировать процесс обучения позволяет использование мультимедийных средств, содержащих демонстрационные элементы в исполнении высококвалифицированных специалистов.

Основные средства мультимедийных и компьютерных технологий.

На мой взгляд, школьный спортзал должен быть оснащён следующим мультимедийным оборудованием:

  1. компьютером (лучше ноутбуком) в полной конфигурации с современной видеокартой, который должен позволять воспроизводить на экране монитора видеоизображения и фотографии с видеокамеры и фотоаппарата, а так же позволяющий обрабатывать необходимый материал;

  2. мультимедийным проектором с пультом управления, настенным экраном или плазменным телевизором с диагональю не менее 100 дюймов;

  3. видеокамерой;

  4. планшетным сканером, лазерным принтером или МФУ;

  5. хорошей акустической системой, усилителем, наушниками и микрофонами;

  6. DVD – пишущий плейер с жестким диском достаточного объёма;

  7. Носителями информации. (флеш накопители, переносные жёсткие диски,

DVD-CD диски)

Такое оборудование позволит:

1) хранить большое количество необходимых программных и нормативных документов по физической культуре в электронном виде;

2) хранить всю документацию по обеспечению проведения спортивных соревнований по программным видам спорта ( карточки, протоколы, наградные листы, заявки и многое другое);

3) иметь образцы экзаменационных билетов, конкурсных и олимпиадных заданий, материалов для проведения викторин, тематических вечеров и т.п.;

4) разрабатывать рабочие учебные программы и методические пособия по обучению двигательным навыкам и умениям в видах спорта, входящих в школьную программу по физкультуре;

5) облегчить проведение календарно – тематического планирования и написание конспектов уроков по различной тематике;

6) накопить и применять в учебном процессе видеоматериалы и учебные программы по различным видам спорта, входящим в школьную программу для изучения и освоения элементов техники, изучаемых видов спорта.

7) создать банк видеоуроков.

8) организовывать мультимедийные соревнования.

Заключение

Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Он эффективнее использует время занятий, сосредотачивая внимание на обсуждении наиболее сложных и важных фрагментов учебного материала. Активизация воздействия на обучаемых с применением мультимедийных средств, связана с тем, что:

  • во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете (психологами доказано, что запоминаемость цветной фотографии почти в два раза выше по сравнению с черно-белой);

  • во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;

  • в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий видеофрагментов смоделированных процессов оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов (явлений), демонстрируемых на экране.

Таким образом, применение мультимедйных технологий в преподавании физкультуры:

  1. Делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению.

  2. Позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  3. Предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных навыков.

  4. Позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам, приспосабливаясь к своим потребностям.

  5. Учит учащихся работать более творчески и становиться более уверенными в себе.

Просмотров работы: 2439