СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Познякова А.А. 1
1Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наш век «высоких технологий» умение использовать последние технические наработки и новинки в своих профессиональных интересах становится так же естественно, как обучение грамоте.

Чтобы доказать высокую роль техники для учителей-гуманитариев, заглянем на урок литературы в современной школе (пожалуй, литература – предмет, наиболее далёкий от мира информационных технологий; но это не так).

Итак, обычная школа, обычный класс, обычный урок. Звенит звонок, учитель заходит в класс, все уже на своих местах. У учителя в руках томик Л. Н. Толстого и папка с раздаточным материалом, а именно характеристикой главных героев романа «Война и мир», которые она заранее подготовила, «набрала» в word-овском документе и распечатала при помощи принтера. Внимание, это 1-ое столкновение с высокими технологиями, которое напрямую относится к уроку, хотя произошло незадолго до него. Здесь мы можем выделить такие компоненты, как:

1. Персональный компьютер (ПК) (англ. personal computer, PC), ПЭВМ (персональная электронно-вычислительная машина) — настольная микро-ЭВМ, имеющая эксплуатационные характеристики бытового прибора и универсальные функциональные возможности. Проще говоря, вещь, незаменимая в современном мире!

2. Принтер (от англ. print — печать) — это внешнее периферийное устройство компьютера, предназначенное для вывода текстовой или графической информации, хранящееся в компьютере, на твёрдый физический носитель, обычно бумагу, малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы.

Дети приветствуют преподавателя, садятся на свои места. Сегодня все выполнили минимальное домашнее задание – принесли текст произведения, однако, посмотрим внимательно: многие предпочли старой, доброй бумажной книге – электронное устройство, будь то электронная книга, планшет или смартфон. И вот уже во 2-ой раз мы сталкиваемся с инновациями. Зачем нести тяжелую книгу, когда можно взять планшет и иметь с собой сразу 1000 книг! А если это смартфон, то свернув вкладку с текстом Л. Н. Толстого, можно тайком почитать что-нибудь другое. Весьма удобно для современного школьника. Таким образом, здесь можно выделить еще несколько компонентов:

3. Электронная книга (англ. digital book, разг. «читалка»; англ. e-book reader) — общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде, например, электронных книг.

4. Планшет — полноразмерный IBM PC-совместимый ноутбук, оборудованный сенсорным экраном, позволяющий работать при помощи стилуса или пальцев, как с использованием, так и без использования клавиатуры и мыши.

5. Смартфон (англ. smartphone — умный телефон) — мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера.

Учитель начинает урок с проверки домашнего задания в форме тестирования. Некоторые ученики пользуются только своими знаниями при ответе на вопросы, пара ребят потянулись за шпаргалками, но это не предел совершенства! Замечаем, что 2 девушки сидят и шепчут что-то себе под нос, время времени от времени переглядываясь. Но нет, они не сошли с ума, в волосах еле видно микронаушники, через которые им очень удобно подсказывать друг другу. Очередное новшество в помощь современному школьнику.

6. Микронаушник — миниатюрное беспроводное устройство, вставляемое внутрь ушного канала, предназначенное для скрытой, то есть незаметной для окружающих, передачи речи или звуковых сигналов. Устройство размещается в ушном канале, по форме повторяет его и невидимо для окружающих.

Списывание остается незамеченным, учитель собирает тесты и продолжает урок. Основная тема занятия: «Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом». Прежде чем начинать анализировать данный эпизод, преподаватель хочет проверить, как хорошо ученики читали дома. Задание состоит в том, чтобы верно расположить несколько идущих друг за другом эпизодов до и после встречи Болконского с дубом. Учитель вызывает двоих к доске, но это не просто доска. Класс оснащен современным оборудованием и его венцом, центром является она, ИНТЕРАКТИВНАЯ доска. Открыв электронную презентацию на том слайде, на котором и находится задание, преподаватель разрешает ученикам приступить. Те, кого вызвали, совместными усилиями ловко перетаскивают (в прямом смысле этого слова) названия эпизодов по доске, выстраивая хронологический ряд – остальные в классе записывают эпизоды в нужном порядке в своих тетрадках. Как только отвечающие закончили, учитель нажимает команду «Проверка» всё на той же доске, и она показывает результат: «Всё выполнено верно!» Ученики получают высший балл.

Но не всё же ребятам отвечать, учитель начинает анализировать эпизод, подкрепляя свои слова цитатами из известных примеров критической литературы. Для наглядности своих слов, время от времени, на интерактивной доске появляются видеофрагменты.

7. Интерактивная доска (Interactive whiteboard) — большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор.

С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации. Доской можно управлять как с помощью специального стилуса, так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски. Связь доски и компьютера двусторонняя, а палец или перо (стилус, ручка) интерактивной доски работает как мышь. В настоящее время интерактивные доски активно используются в учебных классах школ.

Во время занятия учитель еще не раз обращается к интерактивной доске.

Подводя итоги урока, преподаватель обещает «скинуть» домашнее задание по электронной почте и предлагает ребятам посмотреть итог своей работы (оценку) в электронном дневнике.

8. Электронные журналы и дневники школьников — комплекс программных средств, реализующих систему учёта успеваемости и посещаемости учеников школы (ЭЖ/ЭД) (школьный дневник, табель успеваемости и классный журнал в электронной форме). Электронные дневники и журналы позволяют оперативно взаимодействовать педагогам, родителям, ученикам и администрации школы, упростить обмен отчётными данными с органами управления.

Звенит звонок. Урок заканчивается.

Просмотров работы: 929