САМОУБИЙСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

САМОУБИЙСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самоубийство – это вечная тема для литературы и искусства и одна из важнейших тем философских рассуждений. Вместе с этим самоубийство является одной из наболевших проблем общества. Каждый день по собственной воле уходят из жизни тысячи людей. Эта проблема, по сути, является очень важной для нынешнего времени, так как в нашей стране смертность сильно превышала рождаемость, хотя в последние десятилетия эти показатели практически сравнялись. Ежеминутно люди совершают необдуманный поступок под названием «самоубийство». И это действительно так. Мы должны задуматься над этой проблемой как можно серьезней и углубиться в нее, ведь это действительно важно.

Поскольку самоубийство - сложный феномен, имеющий философский, социальный, психологический, медицинский, юридический, религиозный, культурологический аспекты, возможны различные его объяснения: биологическое, психологическое (например, фрейдовское «влечение к смерти»), социологическое (теория аномии Э. Дюркгейма) и многие другие. Хотелось бы рассмотреть причины самоубийства с социологической точки зрения на примере социологического этюда Эмиля Дюркгейма «Самоубийство».

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ конца XIX - начала XX в. – его личность является далеко не ординарной в истории мировой социологической мысли. И не только потому, что он может быть отнесен к наиболее ярким представителям «социологической школы» в мировой социологии. Согласно оценкам многих историков в социологии, Дюркгейм является не только одним из классиков социологии, но и создателем современной социологической науки.

И действительно, Эмиль Дюркгейм оказал весьма сильное влияние на развитие мировой социологической мысли. Он создал оригинальную социологическую концепцию, которую удалось применить к анализу конкретных социальных явлений. Неслучайно его работа «Самоубийство» (1897) считается классическим образцом сочетания эмпирического исследования с социологической теорией в историко-социологической литературе.

В качестве своей первой задачи Дюркгейм видит определение группы тех фактов, «которые мы предлагаем изучать под именем самоубийства». [1; ст. 78] Проделав достаточно сложную предварительную аналитическую работу, направленную на выяснение признаков и обстоятельств, сопутствующих самоубийству, он дает следующее определение самоубийства: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах» [6; ст. 13]. На основании статистических данных он делает вывод, что кривая самоубийств не является случайностью, а подчинена известной закономерности. Он писал: «Состав индивидов, образующих известное общество, из года в год меняется, а число самоубийств, тем не менее, остается то же до тех пор, пока не изменится само общество».

Дюркгейм достаточно убедительно показал односторонность и неубедительность психологических, биологических, географических объяснений факта самоубийства и рассматривал его в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями, такими как: а) семейными; б) религиозными; в) национальными и т.д.

Свою типологию самоубийств Дюркгейм выводил не из индивидуальных мотивов, поскольку считал, что они настолько многообразны и зачастую неизвестны, что не имеют социологического значения. Он исходил из специфических состояний общественного сознания, объясняющих характер взаимоотношений индивида и социальной группы (общества).

Он отмечает, что «процент самоубийств зависит только от социологических причин и что контингент добровольных смертей определяется моральной организацией общества» [3; ст. 180]. Он говорит о том, что не следует относить эту социальную болезнь к «частному разряду фактов», поскольку вопросы самоубийства «совпадают с самыми важными практическими проблемами современности. Нормальный рост самоубийств и общее тяжелое состояние современных обществ имеют общие причины. Это небывало огромное число самоубийств доказывает, что цивилизованные общества находятся в состоянии глубокого преобразования, и свидетельствуют о серьезности недуга - можно даже сказать, что она измеряется этим числом» [3; ст. 181.].

Прежде всего следует отметить, что в соответствии с общей концепцией Дюркгейма самоубийство рассматривается в качестве социального факта. Главной его причиной как одного из наиболее ярких примеров разрушения социальных связей является негативное воздействие социальной среды на поведение личности и целых общественных групп.

Дюркгейм иронизировал по поводу абстрактных рассуждений о самоубийстве и предпринял эмпирическое социологическое исследование причин самоубийств. Общеизвестно, что существуют психологические и социальные причины самоубийств. Ученый пытался доказать, что самоубийства предопределяются только социальными причинами, а не психологическими. По его мнению, над людьми в обществе витает общественное сознание и диктует им совершать определённые поступки. Например, это общественное сознание называет человека бесполезным для общества существом, т. к. он одинок, не имеет семьи и детей, не участвует в религиозной жизни общины, не играет никаких функций в обществе, поэтому это общественное сознание диктует человеку совершить акт самоубийства и тем самым мстит человеку за отказ от людей.

Таким образом, с точки зрения Дюркгейма, главная причина самоубийства – это одиночество. До Дюркгейма были названы несколько психологических причин самоубийств, но он попытался доказать с помощью результатов социологических исследований, что не существует психологических причин для самоубийства. Другие авторы называли такой пример, что к самоубийству предрасположены неврастеники, у которых склонность к самоубийству стала навязчивой идеей, другие авторы делали обобщение, что все самоубийцы – это душевно больные люди, т. к. только в состоянии безумия можно покушаться на свою собственную жизнь.

Чтобы опровергнуть их точку зрения, Дюркгейм привел данные, что среди евреев число душевно больных особенно велико, а частота самоубийств среди них очень незначительна. Другой факт состоит в том, что в домах умалишённых число женщин (55%) несколько превышает число мужчин (45%). Тогда как среди самоубийц доля женщин составляет лишь 20%, доля мужчин – 80%. Ещё один факт состоит в том, что предрасположение к самоубийству увеличивается от детского возраста до глубокой старости. Тогда как, максимальная опасность психического заболевания наблюдается в возрасте 30 лет, а в старости снижается до минимума. Заслуга Дюркгейма состояла в том, что он использовал в процессе доказательства данные социологических исследований, а не абстрактные рассуждения.

Некоторые авторы считали, что причиной самоубийства является подражание, когда человек совершает самоубийство потому, что кто-то значимый для него поступил также. Например, на одном из греческих островов, в древности, был зафиксирован феномен массовых самоубийств среди девушек. Как только девушка достигала возраста 18 лет она совершала самоубийство через повешение. Остановить эпидемию удалось только тогда, когда тела повешенных девушек стали вывешивать на всеобщее обозрение на центральной площади. Опровергая эту теорию, Эмиль Дюркгейм говорит о том, что на географической карте нельзя увидеть волны самоубийств, которые должны распространяться из единого центра в результате эпидемии. Наоборот, Дюркгейм утверждает, что на карте присутствуют постоянные очаги самоубийств и эти очаги совпадают с большими городами, где существуют все условия, способствующие тому, чтобы человек принял решение о самоубийстве.

Дюркгейм выделяет четыре типа самоубийств:

-эгоистическое,

-альтруистическое,

-аномическое

-фаталистическое.

Эгоистический тип суицида по Дюркгейму наступает тогда, когда человек сталкивается с невозможностью удовлетворения своих эгоистических желаний. Например, человек может сильно желать денег, высокого социального положения и т.д. Сталкиваясь с невозможностью скорого удовлетворения этих желаний, к тому же лишенный поддержки семьи, такой человек совершает самоубийство. В поддержку этого предположения, Э. Дюркгейм приводит тот факт, что среди протестантов процент самоубийств значительно выше, чем среди представителей других религий, так как протестантство исповедует эгоистическую мораль личного обогащения.

Альтруистическое самоубийство вызвано желанием бескорыстного действия в отношении других людей. Например, можно представить ситуацию, когда человек совершает самоубийство, чтобы его семья получила деньги в виде страховки за его жизнь. Или же капитан корабля, который в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем.

Аномическое самоубийство – самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые-еще не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ. Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей: одни люди внезапно возвышаются, а другие теряют свое социальное положение, что порождает неустойчивость общества в целом и рост числа самоубийств.

Фаталистическое самоубийство – возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации» имеющей тенденцию быть сильной и постоянной и поэтому становящейся невыносимой. «Его совершают люди, будущее которых безжалостно замуровано, страсти которых жестоко ограничены дисциплиной»

Таким образом Э.Дюркгейм пытался объяснить различный процент самоубийств социальными причинами, видя их либо в реальных течениях настроений или мнений, в «наклонности к самоубийству», которая неодинакова у разных народов, либо в степени интеграции общества. Он утверждал принципиальное различие между социальными причинами и индивидуальными психологическими особенностями индивидов, их «мотивами и идеями», «частными обстоятельствами» и предполагал, что только первые являются детерминирующими, поскольку только они могут объяснить, как изменчивость, так и постоянство социального процента самоубийств. Смертоносные течения действуют на индивида извне, находя наиболее восприимчивых и их «слабые пункты». Течения эгоизма, альтруизма, аномии существуют одновременно, и, когда они находятся в состоянии равновесия и взаимно как бы гасят друг друга, индивид также находится в состоянии равновесия и воздерживается от мысли о самоубийстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И. А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. Западная социология. Учебное пособие для ВУЗов. - СП б.: ООО «Издательство ДНК», - 560 с. 1996 г.

  2. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. - М. Гардарики, 2004. - 608 с.

  3. Э. Дюркгейм. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.

  4. История социологии в памятниках. Э.Дюркгейм. Социология: ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995.

Просмотров работы: 6812