ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений проводится в социологии, психологии, криминологии, а так же в психопатологии. [4]

Девиацией является отклонение параметров от норм. Данное отклонение определено социальными причинами. Главной задачей девиации является определить причину отклоняющегося поведения.

Так же, девиации близко по понятию определение делинквентного поведения. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик - не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Наркоман - преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, - девиация. Но убийство другого человека - преступление. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки. Так же к делинквентному поведению можно отнести промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Различие двух данных терминов заключается лишь в том, что девиация относительна, а делинквенция абсолютна.

Имеется всего лишь несколько теорий возникновения девиации.

Биологическая теория.

Первые попытки объяснить девиантное поведение имели биологические характеристики. Предрасположенность к различным девиациям предписывали к природным особенностям человека, таким образом, физические теории всех типов говорят о том, что поступки человека, в том числе и отклоняющиеся, зависят целиком от его природных данных.

Психологическая теория.

Так же, как и теории, основанные на физических данных личности, психологическая теория искала объяснение отклоняющегося поведения не в обществе, а в самом индивидууме. Основой данной теории является возникновение конфликта, который происходит в сознании самой личности.

Социологическая теория отклоняющегося поведения

Теория аномии

Аномия — это коллективно-социальное состояние, которое характеризуется аммонификацией системы ценностей, являющиеся следствием упада всего общества в целом, разноречием между обнародованными намерениями и недостижимостью их реализации для большей части этого общества. [5]

Термин anomie использовался Эмилем Дюркгеймом для толкования состояния социальной безнормности по отношению, как к большим, так и к малым общностям.

При этом Эмиль Дюркгейм не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, он считал, что общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Таким образом, по Дюркгейму, аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, не имеет никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Так же, Дюркгейм использовал понятие аномии в своих основополагающих работах «О разделении общественного труда», (написанного в 1893 году) и «Самоубийство. Социологический этюд» (написанного в 1897 году).

Большое значение аномия играет в таких трудах Эмиля Дюркгейма, как «Самоубийство. Социологический этюд», в которых на первое место выведет процесс абразии суицида. Именно в его работе и работе его последователей были вскрыты главные социальные и социально-психологические причины самоубийства, а именно: утрата социальных связей, депрессия, потеря социального статуса, семейные неурядицы, разочарование в жизненных перспективах, то есть то, что образуется в результате формирования аномии.

В данном состоянии у людей проявляется затрудненность в координировании своего поведения в соответствии с нормами, которые в данный момент ослабляются, становятся неясными и противоречивыми. Именно в периоды быстрых общественных модификаций люди перестают понимать, чего ждет от них общество, они испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. В этот момент времени прежние нормы уже не представляются достойными, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. Обычно в такие периоды происходит резкое возрастание количества случаев девиации в обществе.

Теория стигматизации

Единомышленники теории стигматизации брали за основу первенствующую идею конфликтологии, исходя из которой, личность часто не может поладить с другим лицом, так как расходятся в своих потребностях и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, которые управляют институциональной жизнью, и с успехом особо тщательно пытаются выделить нарушителей этих норм. Исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Теория конфликта

Согласно марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народ, при этом ему удается избегать наказания за свои действия. Трудящиеся – являются жертвами капиталистического угнетения. В своей борьбе за выживание вынуждены совершать действия, которые правящий класс клеймит как преступление. Другие виды девиации - алкоголизм, злоупотребление наркотическими средствами, проституция - продукты моральной деградации, базирующиеся на погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных меньшинств.

Объяснения, которые исходят из понятий субкультур.

В теории аномии, которая развита Мертоном, в детерминизации асоциального поведения, большое внимание было предназначено нормам культуры и ее идеалам. Следствием ухода от данных ценностей могло явиться асоциальное поведение. Теория говорит о том, что аномия приводит большие группы индивидов, в первую очередь молодое поколение, еще не сформировавшиеся, к поиску новых норм (форм поведения), которые не соответствуют определенным ценностям данной культуры общества. В следствие создаются определенные субкультуры, отклонение от прежних социальных норм в которых - не является девиацией, а вполне отвечающее новым ценностям поведение, которое провозглашается нормами новой культуры. В новых, так называемых субкультурах все, что осуждается и запрещается главной культурой, а именно: агрессивность, мелкие кражи сексуальная распущенность, вандализм и так далее, - является нормальными средствами самовыражения, так же, вызывает уважения со стороны других членов общества, по крайней мере, членов данной социальной группы, примером может явиться группа хиппи.

Обобщая данную тему, можно увидеть несколько основных выводов;

1) Проход меж авторитетностью определенной культуры общества и самим социальным устройством

2) Углубляющееся разногласие между главной в обществе культурой и разнообразными субкультурами, чье поведение является антиобщественное и противоправное, примером могут служить субкультуры преступных групп, или группы людей, отбывающих тюремное заключение;

3) Широко распространенный в трансформирующемся обществе переходного типа разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями, который может подтолкнуть не нашедших достойного применения своим способностям, профессиональному, культурному уровню индивидов, к различным видам девиантного поведения.

4) Отказ личности от ценностей и норм, существующей в обществе, т.е. Когда официальные и признанные цели и ценности становятся недосягаемыми, таким образом гражданин не может достичь реализации своих целей законным путём.

5) Потеря морально-ценностных ориентиров личности. В данный момент происходит потеря определения аморального и морального определения, исчезает давление на определенные ценности. Личность уже не имеет определенного понятия добра и зла, не различает дозволенное и недозволенное. В данном случае чаще всего происходит нравственный кризис личности, так как создается ощущение вседозволенности;

6) Исходя из того, что у личности происходит распад эталонов и ценностей, что происходит в действительности, индивид ощущает своё существование бессмысленным, такое самочувствие и состояние приводит зачастую к самоубийству;

7) Из этого следует, что аномией является скарификация моральных и правовых предписанных норм, законов и т.д., которые в кризисных для общества условиях могут превратиться из личностных форм поведения в сплошные.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кара-Мурза С.Г Аномия в России: причины и проявления Издательство: Научный эксперт Год: 2013

  2. Маркин А.В. Функции отклоняющегося поведения в условиях информационной аномии (2006)

  3. Социология. Хрестоматия Книгопечатная продукция (2003)

  4. Источник: http://reftrend.ru/602649.html

  5. http://psyfactor.org/lybr.htm

Просмотров работы: 14646