ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ.

Журавлев Д.В. 1, Панцакова Ю.П. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет" Волжский, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К современному образовательному процессу предъявляются достаточно жесткие требования по качеству и семантическому содержанию материала. Увеличение объемов учебных курсов в связи с развитием науки и техники диктует определённые условия для обеспечения эффективного образовательного процесса учащихся, неотделимого от последних достижений в области информационных технологий. Одно из таких достижений направлено на индивидуализацию образования, его адаптацию, как под требования современного рынка труда, так и под способности обучаемого. Переход высшего образования РФ на компетентностно-ориентированный подход требует развития существующих подходов к процессу образования и оценке результатов обучения. Теперь на первый план выходят индивидуализация и дифференцированное развитие личности. Современные информационные системы, обеспечивающие поддержку процесса обучения, должны выявлять из общей массы обучаемых способных личностей, ориентированных на научную деятельность, с целью формирования подготовленного специалиста для дальнейшего перехода на более высокие ступени обучения.

В настоящее время работы в области адаптивных моделей образовательного процесса представлены двумя направлениями. Одно из них основывается на изменении внешних факторов среды обучения путем формировании траектории развития обучаемого в зависимости от индивидуальных способностей. Второе учитывает внутренние факторы, соответствующие психофизиологическому состоянию обучаемого в процессе получения знаний

На наш взгляд, необходимо развитие существующих моделей обучения с целью повышения степени адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых путем разработки специальных процедур изменения внешней среды обучения и анализа внутренних факторов. Для решения задачи построения эффективных информационных систем обучения следует, в первую очередь, остановиться на моделях формирования траектории развития обучаемого, так как данное направление первично и без должной проработки не даёт возможность в полной мере воспользоваться наработками второго направления.

Внедрение компьютеров и других средств информатизации в сферу образования повлекло за собой изменение традиционных технологий обучения и обусловило появление новой терминологии в этой области. В частности, возникло понятие «новой информационной технологии обучения».

Понятие «новые информационные технологии» появилось в связи с развитием информатизации общества, базирующейся на средствах вычислительной техники. Новые информационные технологии предполагают использование различных технических средств, центральное место среди которых принадлежит компьютеру.

Новая информационная технология в образовании — «это учебные и учебно-методические материалы, технические и инструментальные средства вычислительной техники учебного назначения, а также система научных знаний о роли и месте средств вычислительной техники в учебном процессе, о формах и методах их применения для совершенствования труда преподавателей и учащихся».

Рисунок 1 – Структурная схема процесса управления усвоением знаний

Анализ возможностей и дидактической целесообразности использования средств новой информационной технологии в образовании должен опираться на психолого-педагогическую концепцию применения педагогических программных средств в учебном процессе.

Для успешного освоения знаний предлагается дискретизировать учебный материал с сохранением дополнительных метаданных о каждом элементе учебного модуля, включающих минимальные требования, задаваемые ГОС, ряд свойств, определяемых индивидуальной траекторией развития обучаемого. Необходимым условием формирования эффективного контента учебного материала является его представление на семантическом уровне абстракций, наиболее приближенном к знаниям обучаемого.

Модуль адаптации помимо функций, которые реализованы в существующих автоматизированных обучающих системах, должен реализовывать следующие функции: мониторинг самостоятельной работы обучаемого, учет результатов технологии лестничного тестирования, выявление и стимулирование научного потенциала ОУ, анализ предыдущих траекторий обучения, учет индивидуальных психо-физиологических показателей обучаемого, оценка осознанности и автоматизации ответа, мониторинг и минимизация потери знаний.

Для оценки качества образования, определяющегося в первую очередь объемом и качеством полученных знаний, необходим подход, основанный на количественных показателях, которые определенным образом учитывают и качественные параметры обучения. При построении адаптивных систем обучения предлагается использовать данный подход, так как встроенная в обучающую программу система принятия решений должна оперировать решающими правилами, определяющими дальнейшее развитие обучаемого. Одним из подходов для решения данной проблемной ситуации является 12-ти бальная шкала оценки знаний В.П. Беспалько. Автор вводит количественную шкалу оценок. Например, обучаемый набравший 1, 2 или 3 бала, в переводе на традиционный язык получает отметку «удовлетворительно»; 4, 5 или 6 баллов «хорошо»; 7, 8 или 9 баллов «отлично»; 10, 11 или 12 - «творческий потенциал». Основываясь на методологии В.П. Беспалько можно построить адаптивную систему обучения, способную эффективно обучать и развивать обучаемых в зависимости от индивидуальных способностей.

Таким образом, учет индивидуальных особенностей обучающихся позволит построить адаптивный алгоритм обучающего диалога. Уровень подготовки студента должен служить критерием, влияющим на генерацию учебного материала для конкретного обучающегося, т.е. построение оптимальной индивидуальной траектории обучения.

В настоящее время существует ряд методов и алгоритмов адаптации систем обучения, которые ориентированы на индивидуальный темп обучаемого. Одним из таких направлений является метод программного обучения, где материал представляется в форме блоков знаний, которые формируют методический материал, основываясь на алгоритме перехода между блоками знаний, а также различной справочной информации. Данная методика позволяет повысить эффективность образовательного процесса за счет сокращения времени на обучение без потери качества усвоения знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности [Текст]/ С.Д. Смирнов. - М:. ACADEMIA, 2005. – 400 с.

  2. Тархов, С.В. Реализация механизмов многоуровневой адаптации в системе электронного обучения «Гефест»// Education Technology & Society 8(4) 2005 pp. 280-290.

  3. Юрков, Н. К.Интеллектуальные компьютерные обучающие системы [Текст]: моногр. / Н. К. Юрков. – Пенза: ПГУ, 2010. – 304 с.

  4. Разыграева В.А., Лямин А.В. алгоритмическое обеспечение формирования индивидуальной траектории обучения с учетом функционального состояния студента // Материалы V Международной научно-практической конференции «Информационная среда вуза XXI века», г. Петрозаводск, 2011. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2011. - С. 158-161.

  5. Ларцов, С.В., Плотников, С.В. Алгоритм оценки функциональной надежности операторов сложных технических систем // Информатизация образования и науки [Текст]. 2010. № 2. C. 114-126.

  6. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. – М.: Народное образование, 2008. – 512 с.

Просмотров работы: 934