ВВедение
В наше время, деятельность различных компаний не мыслима без использования средств и ресурсов сети Интернет, в частности информационных web-систем. На заре эпохи развития интернета, важным было само наличие у компании сайта, но со временем тенденции поменялись и сейчас большее внимание уделяется вопросу эффективности работы веб-системы в целом.
Перед веб-сайтом ставится ряд задач, которые он должен выполнять с определённой эффективностью. В свою очередь, ключевой компетенцией разработчика информационной web-системы является максимальное облегчение пути пользователя до совершения необходимого целевого действия, и чаще всего добиться этого можно с помощью разработки интуитивно понятного и удобного пользовательского интерфейса.
Для уже разработанных сайтов также необходимо проводить работы по улучшению юзабилити, и первым этапом при проведении таких работ является комплексный анализ информационной web-системы. Одним из важнейших способов оценки эффективности работы информационных web-систем можно считать оценку на основе данных о поведении пользователей в системе. Этот метод позволяет выявить действия повышающие конверсию и принимать решения по улучшению интерфейса, что в свою очередь способствует дальнейшему росту коммерческой эффективности сайта компании. Наиболее корректным и удобовоспринимаемым форматом отображения статистики является построение графа, основанного на данных статистики посещения пользователем информационной web-системы.
Анализ существующих решений оценки юзабилити веб-систем
В таблице 1 приводится сравнение достоинства графа поведения пользователей и достоинства существующих инструментов по выявлению проблем юзабилити web-систем.[1]
Таблица 1 – Сравнение инструментов по выявление проблем сайтов
Название |
Кто тестирует |
Объекты анализа |
Результаты анализа |
Наличие бесплатной версии |
UsabilityHub |
фокус-группа тестиров; другие пользователи UsabilityHub |
Скриншот веб-страницы |
Ответы на вопросы, сформулированные в начале теста; тепловая карта кликов |
Бесплатно с ограничением — пользователи бесплатной версии должны сами тестировать чужие сайты |
UserTesting.com |
фокус-группа тестиров; другие пользователи UserTesting.com |
Скриншот веб-страницы |
Оценка страницы на соответствие международным стандартам |
Бесплатно с ограничением — один скриншот в месяц |
Usabilla |
Пользователи, приглашенные заказчиком тестирования |
Скриншот веб-страницы; страница рабочего сайта |
Отчеты о действиях пользователей, сгруппированные для последующего анализа; тепловая карта кликов |
Бесплатно с ограничением — 2 страницы, 10 пользователей |
OptimalWorkshop |
Пользователи, приглашенные заказчиком тестирования |
Скриншот веб-страницы; информационная архитектура сайта |
Информационная структура сайта; тепловая карта кликов; количество времени, потраченное пользователями на выполнения какой-либо задачи |
Бесплатно с ограничением — OptimalSort: 10 участников и 30 карточек, Chalkmark и Treejack: 10 участников и 3 задачи |
Feng-GUI |
Своими силами, с помощью программы, имитирующей взгляд пользователя на основании специального алгоритма |
Скриншот веб-страницы |
Тепловая карта движения глаз по страничке |
Бесплатно с ограничением — карта движения глаз маленького размера |
Граф поведения пользователей |
Реальные пользователи сайта |
Рабочий сайт |
Граф поведения пользователей на сайте |
Бесплатно |
Таким образом, можно сделать вывод, что граф поведения пользователей с модулем сбора имеет преимущество над остальными инструментами выявления проблем юзабилити web-систем. Это преимущество выражается в том, что отсутствует прямая необходимость собирать фокус-группу тестеров, так как сайт в реальном времени тестируют реальные пользователи сайта. Также преимущество достигается за счет того, что исследование проводиться в «живую», т.е. анализируется реальный рабочий сайт. И, что не маловажно, граф поведения пользователей предоставляется бесплатно.
Вывод
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать следующую цель для дальнейших исследований: снижение трудоемкости и повышение эффективности выявления проблем юзабилити веб-систем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- провести обзор логических проблем юзабилити сайтов и выполнить анализ существующих решений;
- разработать общую математическую модель выявления проблем юзабилити сайта на основе графа поведения пользователей;
- разработать программное средство, позволяющее анализировать удобство использования веб-систем на основе построения графа поведения пользователей;
- произвести оценку эффективности разработанного программного средства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. 10 эффективных инструментов для юзабилити-тестирования: обзор и сравнение [Электронный ресурс]: Статья. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/company/eurostudio/blog/109010/
2. Введение в Graphviz [Электронный ресурс]: Статья. – Режим доступа: http://linuxshare.ru/docs/misc/graphviz.html