АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самигуллина А.Ф. 1, Смирнова А.И. 1
1СПбНИУ ИТМО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наметившаяся в последнее время тенденция к укрупнению отечественных страховщиков и приходу иностранных игроков, высочайший уровень интеграции, соответствующий глобальному характеру финансовой индустрии, повышение доступности страховых продуктов для клиентов способствуют усилению конкуренции на страховом рынке. Как показывает практика, реальных успехов можно достичь при наличии у страховых компаний единого информационного пространства, стандартизации и автоматизации всех участков ее деятельности. Решение задач такого уровня невозможно без использования автоматизированных информационных систем (АИС) различного назначения и уровня сложности, так как они позволяют охватывать все бизнес-процессы страховой компании и обладают возможностью их быстрой перестройки в соответствии с требованиями рынка, законодательством и регулирующих органов. В этих условиях эффективное использование информационных технологий для развития бизнеса, внедрение новых и модернизация существующих АИС являются ключевыми факторами конкурентоспособности страховой компании. В связи с вышесказанным следует ответить на такие вопросы, как: какие существуют информационные системы для автоматизации страховой деятельности и как они распределены на российском рынке АИС в страховании? Достаточно ли программные решения удовлетворяют потребностям страховых компаний, страховых агентов и брокеров в автоматизации их деятельности и упрощении работы с большими объемами информации?

Перед тем, как проводить анализ рынка страховых АИС, стоит уделить внимание тому, какие существуют виды информационных систем и какими возможностями они обладают. Все автоматизированные информационные системы в страховании подразделяются на три группы: 1) корпоративные информационные системы (КИС); 2) специализированные функциональные страховые АИС; 3) интернет-страхование. Рассмотрим подробнее каждую из групп.

Корпоративные информационные системы направлены на решение широкого круга инормационно-управленческих задач. Современные подходы к проектированию КИС заключается во встраивании информационных технологий в бизнес-процессы предприятия в качестве их органической и неотъемлемой части. КИС современной страховой компании - сложный программно-технический комплекс, обеспечивающий поддержку многообразной деятельности компании. Минимальный набор функциональных возможностей, которые должна обеспечивать страховая КИС, составляют:

-автоматизация основных бизнес-процессов страховой компании;

-полнота, достоверность и своевременность регистрируемой информации;

-единый формат работы с информацией;

-оперативный и всесторонний анализ информации;

-масштабируемость;

-гибкость настроек;

-поддержка взаимоотношений с партнерами.

Как примеры корпоративной информационной системы, предназначенной для автоматизации деятельности страховых компаний, мы кратко рассмотрим программные продукты "1С: Управление страховой компанией" и "Парус-Страхование".

Программа "1С: Управление страховой компанией" является совместным решением фирмы «1С» и компании «ОРТИКОН», последнее ее обновление было выпущено в 2012 году. Эта ERP-система предназначена для комплексной автоматизации управления бизнесом страховых компаний и позволяет автоматизировать основные участки управленческого и регламентированного учета. Данное решение позволяет страховым компаниям управлять продажами страховых продуктов, портфелем договоров страхования, страхования, перестрахования, строить простые и периодические графики платежей и др. Наиболее известными клиентами программы являются страховые компании: "РегионГарант", ""ЭРГО Русь", "НАСКО" и др.

Также "Корпорация ПАРУС" предлагает специализированную корпоративную информационную систему "Парус-Страхование. В программу входят такие основные модули, как: управление финансами, страхование имущества и ответственности, перестрахование, анализ и отчетность, администратор и др. Все они позволяют автоматизировать все основные бизнес-процессы страховой деятельности. Компании, использующие "Парус-Страхование", это - страховое общество Сургутнефтегаз, страховая группа ШЕКСНА, ГутаСтрахование и др.

Важное место среди КИС занимают собственные разработки. Это связано с тем, что некоторым страховым компаниям удобнее создать собственное программное решение, которое полностью подстроится под специфику деятельности фирмы, нежели приобретать информационную систему со стороны. Однако не все страховые фирмы могут позволить себе создание собственной информационной системы, так как это дорогостоящее мероприятие. Примерами наиболее известных компаний, использующих собственные разработки для автоматизации своей деятельности, являются Ингосстрах и РЕСО Гарантия.

К группе специализированных функциональных страховых АИС относятся системы автоматизации отдельных видов страхования (например: АИС ОСАГО, АИС "СМ-Полис (ОСАГО)", АИС ДМС, АИС страхования жизни и др.), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы), call-центры, системы анализа и формирования отчетности страховых компаний, системы принятия решений и др.

Аналитики известной компании Aberdeen Group отмечают в последнее время повышение интереса страховых компаний к CRM-решениям, в особенности в отделах продаж услуг и маркетинга. Это обосновано тем, что в условиях повышения конкуренции на рынке страхования становится всё тяжелее привлечь новых или удержать старых клиентов. Также одной из причин, побуждающей клиентов сменить страховую компанию, является задержка в немедленном предоставлении необходимой информации или в самом обслуживании. Эти проблемы как раз и решает CRM-система, которая позволяет в крайне сжатые сроки иметь возможность оказывать внимание к клиенту, а также хранить необходимую информацию о нём.

В настоящее время на рынке автоматизации страхового бизнеса представлено огромное количество CRM-решений, многие из которых успешно используются на территории России и в странах СНГ (Microsoft Dynamics CRM; WinPeakCRM; решение для страховых фирм от группы Adacta, такие как AdInsure и LIFEBox; решения TOPS Consulting для страховых компаний; BPMonline Insurance и многие другие). Для примера можно проанализировать одну из CRM-систем, так как функциональные возможности у всех аналогичны.

Программный продукт Microsoft Dynamics CRM для страховых компаний одна из самых знаменитых систем управления взаимоотношениями с клиентами. Это решение обеспечивает страховую фирму такими средствами, как:

  • профили клиентов, которые позволяют собирать информацию о потребностях клиента, такую как наличие транспортного средства, день рождения, необходимую для дальнейшего анализа и построения стратегии работы с данным клиентом;

  • управление рекламными кампаниями. Средства CRM-системы позволяют составлять необходимые маркетинговые списки, а так же эффективно проводить кампании и оценивать их результаты;

  • организация хранилищ данных и дальнейшего анализа. Руководитель фирмы обладает полной информацией о существующих клиентах, информацией, которая необходима для планирования и разработки успешных и эффективных стратегий;

  • общая база данных, которая предоставляет полную сводку по услугам и продуктам, которые использует конкретный клиент;

  • а также множество других средств, позволяющих повысить эффективность обслуживания клиентов и оптимизировать текущие бизнес-процессы страховщика.

Одним из главных преимуществ Microsoft Dynamics CRM является оперативный доступ всех сотрудников к полной информации о клиентах и возможностях взаимодействия конкретных клиентов со страховщиками через Интернет, что существенно повышает качество обслуживания и, естественно, экономит много времени.

Клиентами системы Microsoft Dynamics CRM являются агентство страхового бизнеса «Грандис», страховой брокер «Axiom Inre», Страховой дом ВСК и другие.

Что же в итоге даёт CRM-система страховой компании? Ответ прост: уменьшение времени обработки входящих обращений клиентов в несколько раз, улучшение качества обслуживания и информационно-справочных услуг, обеспечение круглосуточной работы служб обработки обращений в любой точке страны или даже мира.

Третья группа АИС в страховании - Интернет-страхование - это взаимодействие между страховой компанией и клиентом, возникающие при продаже страхового продукта и его обслуживании, но производимое с помощью сети Интернет.

Основные виды страховых интернет-услуг, предоставляемые на российском рынке:

- самостоятельный расчет взносов виртуальным калькулятором;

- онлайн-консультация;

- взнос страховых премий;

- сопровождение договора и сообщение о наступлении страхового случая;

- подача заявления и заключение страхового договора в электронной форме и др.

Примеры некоторых интернет-ресурсов, отражающих особенности построения и функционирования российских страховых интернет-услуг: Интернет-агенство СК "Ингосстрах", система "ON-Line Взаимодействие", ФК "УРАЛСИБ", Интернет-Магазин СГ "Ренессанс Страхование", Интернет-портал "Страхование в России" и др. А теперь целесообразно поговорить о распределении АИС в страховании на российском рынке страховых программных продуктов. Эта информация содержится на рисунке 1:

Рисунок . Российский рынок страховых АИС (2013 г.)

Как видно из диаграммы, наибольшей популярностью у страховых компаний пользуются программные продукты "1С", скорее всего это связано с их доступностью в цене. Также достаточно большую долю занимают CRM-систем, это обусловлено тем, что успешность страхового бизнеса напрямую зависит от удержания старых клиентов и привлечения новых, что в собственности и помогает сделать CRM-система. А также популярна среди страховщиков программа "Парус-Страхование". Многие же страховые компании предпочитают заниматься созданием и внедрением собственных разработок, однако это себе могут позволить достаточно крупные фирмы.

Что же касается сравнения представителей различных групп АИС, то это можно увидеть в таблице 1.

Таблица . Сравнение наиболее популярных страховых АИС.

Программные продукты

Виды бизнеса по масштабам деятельности

Стоимость основной поставки (руб.)

Сроки внедрения

"1С: Управление страховой компанией"

Средний

28 800

2-4 недели

"Парус-Страхование"

Средний, Крупный

36 000

3-4 недели

Microsoft Dynamics CRM

В основном крупный

48 000

От 1 месяца

Итак, на российском рынке страховых АИС существует достаточное количество программных продуктов различного назначения и уровня сложности, которые автоматизируют деятельность не только страховых компаний, но и страховых агентов и брокеров. Страховые АИС позволяют решать такие проблемы, как:

  • обеспечение оптимального баланса качества и скорости работы с партнерами и клиентами для достижения максимальных конкурентных преимуществ;

  • улучшение контроля и своевременный анализ результатов деятельности со стороны менеджмента компании для принятия правильных решений в условиях быстро растущего бизнеса;

  • развитие филиальной сети;

  • обеспечение "прозрачности" бизнеса перед отечественными и иностранными собственниками и партнерами;

  • контроль деятельности сотрудника на всех этапах;

  • своевременность и достоверность предоставляемой отчетности в регулирующие органы.

Список использованной литературы, в том числе интернет-источников.

  1. Мкртычев С.В. Автоматизированные информационные системы в страховании: учебно-методическое пособие для студентов специальности 080801 "Прикладная информатика (по областям)" / С.В. Мкртычев - Тольятти: ТГУ, 2008. - 94 с.

  2. Романова Ю.Д. Информационные системы в экономике, управлении, маркетинге и менеджменте. Оперативные CRM-системы. Ведение клиентской базы данных Sales Expert. / М.: Институт МИРБИС, 2010. - 44 с.

  3. Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Г.Н. Исаев - 6-е изд., стер. - М. : Издательство "Омега-Л", 2013. - 462 с. : ил., табл. - (Высшее экономическое образование).

  4. Патрушина С.М., Аручиди Н.А. Информационные системы в экономике. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Мини Тайп, 2012. - 144 с.

  5. http://www.1c.ru

  6. http://www.parus.com

  7. http://www.microsoft.com

  8. http://www.crmonline.ru

Просмотров работы: 7012