Ключевые слова: университет; инновации; коммерциализация; трансфер технологий; интеллектуальная собственность; национальный исследовательский университет; инновационное развитие.
В современных условиях развития российской экономики инновационная деятельность совместно с образовательной считается одной из приоритетных для национальных исследовательских университетов. Важнейшим ее результатом является ценнейший нематериальный актив – интеллектуальная собственность. В целях обеспечения эффективного использования объектов интеллектуальной собственности вузу необходимо создать механизмы коммерциализации инноваций и трансфера технологий.
Одна из определяющих функций национального исследовательского университета – генерация нового знания и его воплощение в реальные разработки и новые продукты через процесс коммерциализации. Создание нового знания происходит в процессе проведения исследований и разработок и может быть представлено в виде нескольких последовательных этапов: анализа внутренней и внешней среды вуза, определения и документирования ценностей вуза, проведения экономических и технологических аудитов имеющихся результатов научно-исследовательской деятельности, концентрации знаний для решения инновационных задач, трансформации новых знаний в инновационный продукт.
В настоящее время наиболее актуальной формой коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности национального исследовательского университета является создание с участием вуза малых инновационных предприятий (МИП). Высшая школа, прежде всего, ориентируется на инновационное развитие, для выбора и продвижения новых технологий должна сформироваться такая консолидация малых инновационных предприятий, которая смогла бы придать практическое значение инновационной деятельности вуза через внедрение в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательской деятельности.
Основная цель МИП – эффективное управление интеллектуальным потенциалом вуза путем коммерциализации достижения результатов научно-исследовательской деятельности и их внедрения в хозяйственную деятельность.
Постановка данной задачи осуществляется за счет коммерциализации, которая заключается в отборе потенциально интересных с точки зрения рыночных потребностей разработок вуза тогда, когда результаты научно-исследовательской деятельности позволяют определить, какие направления развития вузовской науки могут быть перспективными, то есть иметь спрос.
Кроме того, коммерциализация разработок и последующая реализация новых технологий способствует созданию новых предприятий, дополнительных рабочих мест, содействуя подъему экономики отрасли и региона. Развитие инноваций часто связывают с малым бизнесом, динамизм и гибкость которого, как и готовность к большему риску, делает главным двигателем революционных изменений продуктов и технологий.
На данном этапе прогнозирования и анализа потенциального спроса на новый продукт стоит задача маркетингового обеспечения процесса коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности вузов, направленного на выявление потребностей в новейших продуктах. В тех случаях, когда МИПы имеют ограниченные финансовые ресурсы и не могут самостоятельно решать задачи маркетингового характера и проводить мониторинг инновационного рынка в процессе создания нового продукта, на ранних этапах своего развития прослеживается необходимость привлечения квалифицированных специалистов в данной среде. Благодаря такому шагу, преобразование законченных научно-исследовательских работ в новый продукт приведет к увеличению доходов работников вуза, а также к улучшению финансового положения самого малого инновационного предприятия, что делает их менее зависимыми от поддержки внешнего и государственного финансирования.
В дальнейшем, такой успешный опыт коммерциализации разработок может быть объединен с новыми результатами работы вуза. Таким образом, происходит выработка новых моделей превращения фундаментального знания в нано-разработки, учитывающие коммерческую выгоду. Чем выше результаты коммерциализации, тем сильнее заинтересованность исследователей вуза в увеличении объемов научных исследований.
Роль высшей школы на первых этапах зарождения новых «идей» и проведения научных исследований, а также на этапе становления малых инновационных предприятий является определяющей. Основными участниками процесса коммерциализации на данных этапах выступают подразделения инновационной инфраструктуры вуза – центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор малых инновационных предприятий, научно-исследовательские лаборатории и центры. Положенная в основу, формируемая инновационная инфраструктура вуза становится связующим звеном между вузом и бизнесом.
В тот момент, когда предприятие становится самостоятельным полноправным экономическим субъектом и способно держаться «на плаву», выявляются следующие цели: достижение эффективной коммерческой деятельности, и прямое взаимодействии с внешними субъектами для дальнейшего своего роста и успеха.
В настоящее время Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики является ведущим вузом России в области информационных и фотонных технологий. Одним из приоритетных видов деятельности выступает коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности вуза. В вузе созданы малые инновационные предприятия, реализующие разнообразные направления деятельности, характеристика которых представлена в табл. 1.
Таблица 1
Малые инновационные предприятия, работающие в области коммерциализации технологий
№
Название общества
Направления деятельности МИП
1
ООО «Аспект Архангельск»
Разработка и внедрение информационных, измерительных и коммуникационных технологий
2
ООО «Системы автоматизации в образовании»
Разработка программного обеспечения и проведение научных исследований и разработок
3
ООО «Конструкторское бюро современных технологий Санкт-Петербургского Университета ИТМО»
Оказывает услуги по разработке и созданию сложной диагностической медицинской техники, многоцелевых систем управления беспилотных летающих аппаратов
4
ООО «Мета-МРТ»
В настоящее время основные направления разрабатываемых и внедряемых решений включают: производство приборов и инструментов для измерений, контроля, испытаний, навигации, управления и прочих целей
5
ООО «Фабрика простого волшебства»
Занимается изготовлением оригинальных подарков из стекла и сувениров
6
ООО «Учебные лаборатории»
Комплекс для проведения лабораторных работ по оптоинформатике
7
ООО «Центр технологий управления производством»
Производство электрических ламп и осветительного оборудования
8
ООО «Северо-Западная энергетическая компания»
Способ измерения теплового сопротивления ограждающих конструкций
9
ООО «Оптимус»
Комплекс интерактивных демонстраций и лабораторных работ по истории оптики и современным оптическим достижениям
10
ООО «Интеллектуальные высокопроизводительные технологии»
Специализируются в области прикладной математики и компьютерного моделирования, разработки программного обеспечения и средств вычислительной техники
11
ООО «Конструкторское бюро прикладной оптики»
Организация осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: «Обработка данных», «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук»
12
ООО «Наносенсорные системы»
Обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
13
ООО «ЛазерЪ»
Владеет технологией лазерной очистки типографских анилоксовых валов, эскалаторных механизмов и деталей автомобильного двигателя.
14
ООО «Биотелемеханика»
Разработка измерительных спортивно-реабилитационных комплексов
15
ООО «ИнноВак»
Формование и обработка листового стекла
16
ООО «Оптико-электронные приборы»
Производство радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления
17
ООО «Бизнес-академия ИТМО»
Занимаются перечнем вопросов: издание газет, журналов и периодических публикаций; научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук
18
ООО «Эсприто»
Занимается организацией и проведением образовательных, научных и инновационно-ориентированных мероприятий, конференций и форумов.
Успешное функционирование МИП во многом зависит от качества объектов интеллектуальной собственности, для внедрения которого оно создано. Так, наибольшее число хозяйственных обществ, созданных при участии университета ИТМО, осуществляют свою деятельность в приоритетных направлениях, где главным и решающим звеном выступает инновационно-технологическое предпринимательство. В университете создан так называемый «Инновационный хаб», в качестве основных направлений деятельности которого, можно выделить следующие, сперва адресованных представителям сторонних юридических лиц и физическим лицам:
предоставление информационно-консалтинговых сервисов: организация тренингов и стажировок по всему спектру вопросов развития и управления инновационно-предпринимательской деятельностью; содействие в регистрации и правовой охране объектов интеллектуальной собственности; проведение экономических и технологических аудитов; поиск потенциальных партнеров для разработки и реализации бизнес-проектов; привлечение финансовых институтов для реализации бизнес-проектов в виде грантов, посевного и венчурного финансирования; проведение маркетинговых исследований на любой стадии реализации бизнес-проекта; содействие в организации и реализации трансфера технологий, коммерциализации опытно-конструкторских работ по заказу компаний; содействие в создании и модернизации инновационной инфраструктуры, системы, экосистемы и т.д.
предоставление научно-инновационных и производственных сервисов: организация, содействие и участие в выполнении прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ; организация, содействие и выполнение инженерно-технологических и производственных работ по созданию прототипа и / или образца товара или услуги и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация рассмотренных направлений деятельности вуза позволит обеспечить успешную коммерциализацию инновационных разработок и позволит занять вузу конкурентоспособные позиции не только среди российских вузов, но и в мировом сообществе.
Литература:
1.Майкова С.Э, Головушкин И.А., журнал «Интеграция образования», вып. № 4 (73), 2013.
2. Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы. Режим доступа: https://mip.extech.ru
3. Корпоративный портал Университета ИТМО. Режим доступа: http://www.ifmo.ru
4. Управление инновационной деятельности Университета ИТМО. Режим доступа: http://inno.itmo.su/ru
5. Тимофеева А.А. История предпринимательства в России, – М.: Издательство «Флинта», 2011;6.Азоев Г.А. Инновационные кластеры наноиндустрии. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.