ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КИНОПРОКАТА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КИНОПРОКАТА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ежегодно на экраны российских кинотеатров выходит порядка 520 кинофильмов, причем в последние годы количество фильмов увеличивается. Традиционно кинопрокатный год в России начинается 1 декабря и завершается 30 ноября. Такая система сложилась в 1997 году – с этого времени подсчет данных по кассовым сборам ведется в стране независимым отраслевым изданием «Кинобизнес сегодня» которое стало аккумулировать данные дистрибьюторов; база данных по сборам фильмов с 2001 года имеется также на сайте Альянса независимых кинопрокатных организаций объединяющего крупнейших российских дистрибьюторов; с 2006 года подобную информацию стал собирать и другой отраслевой журнал – «Бюллетень кинопрокатчика»1. В настоящее время данные статистики кассовых сборов получает также интернет-журнал «Профисинема» В то же время все имеющиеся источники информации о кассовых сборах в России имеют высокую погрешность по ряду причин:

- во-первых, данные собираются исключительно со слов дистрибьюторов, что дает возможность искажения этой информации в ту или иную сторону самими прокатчиками, которые могут преследовать целью повышение своего рейтинга среди конкурентов (это подтверждают и сами дистрибьюторы, хотя и говорят, что в последние год-два не прибегали к подобным манипуляциям);

- дистрибьюторы, в свою очередь, получают статистику сборов и посещаемости от кинотеатров также зачастую без подтверждения данных электронными автоматическими системами контроля, поскольку в большинстве несетевых кинозалов такие системы не установлены; многие дистрибьюторы подозревают кинотеатры в нечестности и называют эту проблему одной из основных на рынке

- данные собираются и обнародуются по фильмам, а не по датам, что не дает возможности точной записи результатов проката того или иного фильма по календарным срокам;

- дистрибьюторы не разбивают свои сборы не только по городам и регионам России, но даже не выделяют отдельно данные по странам.

Решением проблемы достоверности статистики кинопроката многие игроки рынка ожидают от внедрения Единой автоматизированной информационной системы учета показа фильмов в кинозалах – согласно проекту Федерального закона №259698-5 «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации”» (в части совершенствования системы создания и показа кинофильмов), рассмотренному 06.10.2009 Советом ГД ФС РФ (Протокол №141, п. 92)2.

В 2009 году на российский рынок вышла компания «Rentrak Corporation», которая создала центр для сбора статистики данных бокс-офиса каждого из фильмов студий-мейджоров, представленных в России. Договора с «Rentrak Corporation», подписали такие крупные компании как «Каро Премьер» (представитель «Warner Bros. Pictures Interational»), «Universal Pictures International», BVSPR (студии «Walt Disney Motion Pictures International» и «Sony PicturesReleases International»), а также «Централ Партнершип» (представитель «Paramount Pictures International»).

Одной из главных тенденций современного российского кинорынка является выпуск фильмов большими тиражами. Стремление прокатчиков к масштабным релизам может быть объяснено такими причинами, как желание получить максимальною кассу в течение первого уик-энда, до того как видеопираты растиражируют или выложат в Интернете копию фильма; или же придание веса кинотеатральному прокату с целью повышения стоимости дальнейшей продажи прав на фильм видеодистрибьютору или телеканалу. При этом не всегда широкий тираж может быть оправдан качеством проекта, в результате чего прокатчик несет убытки.

По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, в 2013 году Россия заняла второе место в Европе по кинопосещаемости; а в мировом рейтинге стран, по данным IHS, наша страна занимает девятую позицию по кассовым сборам.

Компания Невафильм Research провела исследование российского кинорынка по итогам 2013 года. В 2013 году российские кассовые сборы рассчитаны как 94,5% от СНГ, посещаемость – 92% (на основании взвешенных данных пяти прокатчиков – WDSSPR, «XX век Fox СНГ», «Каро Премьер»/«Каропрокат», UPI и «Вольга»). По оценке специалистов компании, кассовые сборы кинопроката 2013 году на территории России составили 42,6 млрд руб. (1,3 млрд долл.) – на 13% больше, чем в 2012 году (на 10% – в долларовом эквиваленте). Рост посещаемости оказался положительным на фоне нескольких предыдущих лет – 10,4% (до 177,1 млн зрителей)3.

Причины такого роста могут быть объяснены как качеством вышедших в прокат кинофильмов так и пресловутой непрозрачностью рынка (под этим подразумевается недостоверность статистики прежних лет: предполагается, что с расширением числа кинотеатров, подключенных к ЕАИС, искажений статистики становится меньше; хотя на уровне прокатчиков все еще остаются возможности для манипуляций. В то же время иных объективных причин для всплеска посещаемости в России нет: киносеть расширяется все более медленными темпами и численность охваченного населения почти не растет. Доходы дистрибьюторов составляют, как правило, 50% кассовых сборов кинотеатров, исходя из чего можно рассчитать их сумму и сопоставить ее с расходами на печать кинокопий и изготовление DCP. Анализ полученных данных показывает, что расходы прокатчиков на печать копий в России в течение ряда лет составляют 20% их доходов, или 10% кассовых сборов; и до сих пор, несмотря на растущий рынок, обороты цифрового кинопроката остаются незначительными и не оказывают влияния на эту пропорцию4.

Затраты на рекламу различных фильмов могут сильно отличаться, а дистрибьюторы очень неохотно идут на разглашение подобной информации; считается, что рекламный бюджет прокатчиков в среднем составляет около 10% предполагаемых кассовых сборов. Однако справедливой оценке в этом случае мешают несколько факторов: во-первых, открытых достоверных данных по объемам рекламных затрат на отдельные фильмы не существует; во-вторых, прогнозы сборов, составляемые дистрибьюторами, могут отличаться от фактических результатов, что не позволяет безошибочно определить бюджет рекламной кампании на основании известных кассовых сборов; и, в-третьих, сложно включить в расчеты всю непрямую рекламу, связанную с кросс-промоушен и поддержкой ведущих телеканалов.

Тем не менее эффективность результатов проката картин в России может быть представлена на основе сравнительного анализа кассовых сборов фильмов на одну копию с затратами на изготовление и доставку этих копий. Результаты такого анализа свидетельствуют, что более 10% релизов не окупают даже расходов на организацию проката.

Список литературы

1. Леонтьева К.А. Обзор российской киноиндустрии 2012 год. - М.: Метрополитан Медиа, 2012. – 102 c.

2. Сайт Киностудии «Ленфильм». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lenfilm.ru/news/108/ (дата обращения: 20.12.2014).

3.Киле П.А. Литературно-художественный альманах // О причинах упадка российского кинематографа. 2011. N1. С. 5–19.

4. Кустов В., Развитие кинорынка в России. Синемаскоп . Выпуск. 4, 2014, , 7 с.

1 Metropolitan Media, Бюллетень Кинопрокатчика, 2012-2015.

2 Европейская аудиовизуальная обсерватория, Киноиндустрия Российской Федерации, 2009, 101 с.

3 Rentrak Corporation, Rentrak Mesures 2013.

4 NevaFilm Research 2014.

Просмотров работы: 1387