АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА ИТМО - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА ИТМО

Иванова А.Д. 1, Хомков А.В. 1
1Университет ИТМО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задача: выявить возможности развития экономического образования в техническом ВУЗе, которые может реализовать ВУЗ, используя свои сильные стороны, а так же выявить внешние угрозы, которым необходимо уделить особое внимание и в дальнейшем нейтрализовать, укрепляя слабые стороны ВУЗа.

Для этого необходимо исследовать основные факторы внешней среды наиболее сильно влияющие на деятельность ВУЗа, такие как:

1. экономические факторы

2. конкурентная среда

3. политическая среда

4. технологические факторы

Каждый из данных факторов несет в себе как определенные возможности, так и угрозы для развития экономического образования в НИУ ИТМО, рассмотрим каждый из данных факторов.

1.Экономические факторы

Возможности:

1) При стабильном экономическом росте в стране, университет сможет получать надежное и приемлемое финансирование со стороны государства, что позволит полноценно развить и стабилизировать подготовку специалистов в экономической сфере, организовать высококвалифицированный преподавательский состав и постепенно повышать уровень образования ( доп. курсы, вспомогательные подразделения подготовки).

2) Современные работодатели требуют от работников наличие интегрированных знаний, как в области точных наук, так и в области экономики, что обуславливает ценность таких сотрудников, а следовательно наличие рабочих мест для них в современных организациях. Таким образом для выпускников университета открывается перспектива развития, а следовательно заинтересованность в обучении.

3) У университета ИТМО есть собственный технопарк, следовательно, для коммерциализации научных достижений и разработок необходимы подготовленные профессионалы.

Угрозы

1) Демографический спад, наблюдаемый в последние 10-летие привел к сокращению числа обучающихся. Прогнозная численность студентов ВУЗов в 2015г. снизится по сравнению с 2011 на 30 %.

2) Текущее изменение курсов валют на мировом рынке, а именно резкое повышение курса евро и доллара, не может не сказаться на финансовом состоянии как страны, так и ее ВУЗов. При данном уровне цен могут возникнуть проблемы с финансированием, поставкой и закупкой оборудования для университета.

2.Конкурентная среда

Возможности:

1) Благодаря научным разработкам и открытиям университета ИТМО, у него налажены партнерские отношения с рядом крупных компаний как на региональном уровне(Бизнес-инкубатор Республики Карелия, Фонд «Новая Евразия», Агентство стратегических инициативпо продвижению новых проектов), так и на международном (General Motors, UCLA, Корпорация EMC, Spinverse). Следовательно, у университета есть мощная партнерская база для внедрения и реализации новых идей. 2) Университет ИТМО за последние 10 лет не только открыл новые направления подготовки, но и ввел в свой состав несколько университетов с уже готовой структурой, что позволило существенно расширить область подготовки студентов. Следуя данной политике в дальнейшем можно так же существенно усовершенствовать подготовку по экономическим специальностям. Угрозы: 1) Основными конкурентами Университета ИТМО в области развития экономического образования в техническом университете выступают такие ВУЗы, как: Политех, ЛЭТИ, СПбГАСУ и другие. Соответственно в случае недостаточного уровня образования по данной специальности, ВУЗ может потерять существенное количество сильных студентов.

3. Политическая среда

Возможности:

1) Сегодня одной из главных тенденций развития образования является гуманитаризация. Данное направление развития образования на данный момент является одним из важнейших направлений модернизации российского образования, в государственных документах она рассматривается как неотъемлемая часть единой программы обновления образовательной системы.

Именно поэтому, следуя данной тенденции, университет имеет широкие перспективы для развития, что позволит готовить высококлассных специалистов не только в области точных наук, но и специалистов с мощными знаниями и умениями в экономике, логистике.

2) В последние годы резко увеличилось количество законопроектов связанных с реализацией комплексов мероприятий по развитию образовательной системы РФ. Таким образом, благодаря господдержке ИТМО продвигается вверх в рейтинге ВУЗов России: в 2011 – ниже 26, в 2013 занимал 23-е место, в 2014 22-е.

3) У университета всегда есть возможность участия в конкурсах, грантах, проектах, конференциях как на государственной основе, так и на коммерческой.

Угрозы:

1) Несмотря на создание и реализацию законопроектов, в ВУЗе наблюдается дефицит источников финансирования экономической области. Это приводит к ограниченному набору дополнительных образовательных услуг, предоставляемых студентам экономического направления, использование устаревшего оборудования.

2) Высокие темпы изменения нормативно-правовой базы усложняют работу ВУЗа, поскольку затрудняют прогнозирование, планирование и развитие различных сфер деятельности ВУЗа.

4.Технологические факторы

Возможности:

1) Современные технологии могут существенно облегчить и ускорить обучение и дальнейшую работу экономистов, например посредством информационных систем, баз данных и прочих компьютерных технологий.

2) Скорость изменения технологии в последние десятилетия возросла. Очевидно, что вузы должны быстро реагировать на современные разработки и сами предлагать нововведения. Чтобы сохранить конкурентоспособность университеты должны творчески переосмысливать появление новых технологий, от которых зависит эффективность их деятельности. ИТМО же обеспечивает высокий уровень учебного процесса компьютерной техникой и информационными ресурсами.

Угрозы:

1) Низкие расходы государства на технику и оборудование для экономических классов.

2) Слишком быстрый технический прогресс может затруднить обучение преподавательского состава университета.

SWOT- анализ

Оценка сильных и слабых сторон

Таблица 1

Фактор

Сильные стороны

Слабые стороны

Образовательная деятельность

  1. Хорошая информационно-техническая подготовка студентов

  2. Хорошая техническая оснащенность

  3. Наличие системы управления качеством образования (БАРС)

  4. Наличие собственной системы дистанционного обучения

  5. Возсожность участия в научно-исследовательсткой деятельности

  6. Наличие инновационной инфраструктуры

  1. Слабо развита система постоянного мониторинга рынков труда в экономической сфере

  2. Недостаточное использование активных методов обучения

  3. Ограниченный набор дополнительных образовательных услуг

  4. Значительная часть оборудования устарела

Маркетинг

  1. Участие в программе повышения конкурентоспособности ВУЗа

  2. Доступная стоимость обучения

  3. Развитие программ двойного диплома

  4. Возможность получения диплома международного образца

  5. Исследование спроса на специалистов в экономической сфере

  6. Продвижение НИОКР

  1. Маркетинговая компания вуза не уделяет внимание получению экономического образования в техническом вузе

  2. Сокращение бюджетных мест на экономических специальностях

  3. Небольшой выбор стран, участвующий в программах обучения по обмену

  4. Узкий спектр экономических направлений и специальностей

Финансы

  1. Несколько источников финансирования

  2. Получение грантов за разработки и научно-исследовательские работы

  3. Планирование бюджета на последующие периоды, путем анализа прошлых лет

  4. Открытая финансовую отчетность

  5. Развитая система стипендиальных выплат

  1. Выделение небольшого объема стредств на развитие экономического факультета

  2. Нерациональное распределение денежных средств

Человеческие (трудовые) ресурсы

  1. Высоко квалифицированный педагогический состав

  2. Все преподаватели имеют огромный опыт работы со студентами

  3. Высокие научные достижения педагогического состава

  1. Нехватка кадров

Матрица SWOT

 

Возможности:

  1. Востребованность специалистов с интегрированными знаниями

  2. Партнерские отношения с крупными организациями

  3. Открытие инновационных специальностей и присоединение институтов

  4. Возможность получать приемлемое финансирование при стабильном экономическом росте

  5. Создание законопроектов, нацеленных на развитие образования

Угрозы:

  1. Развитие и востребованность образования у мощных конкурентов на рынке образования

  2. Дефицит источников финансирования экономической области образования

  3. Затрудненное обучение преподавательского состава

  4. Демографический спад

Сильные стороны:

  1. Высококвалифицированный педагогический состав

  2. Хорошая информационно-техническая подготовка студентов экономических специальностей

  3. Возможность участия в научно-исследовательской деятельности

  4. Участи в программе повышения конкурентоспособности ВУЗа

  5. Доступная стоимость обучения

Слабые стороны:

  1. Маркетинговая компания ВУЗа не уделяет внимание привлечения студентов на экономические специальности в технический ВУЗ

  2. Сокращение бюджетных мест на экономических специальностях

  3. Узкий спектр экономических специальностей

  4. Недостаточно внимания уделяется изучению иностранных языков

  5. Недостаточно развитая система обучения по обмену для экономических специальностей

 

1) В связи с быстрым техническим прогрессом может затруднить обучение преподавательского состава университета. Но так как университет имеет высококвалифицированный педагогический состав, который либо уже научен, либо без труда пройдет курсы повышения квалификации, то это поможет избежать нам представленную угрозу.

2)При хорошей информационно-технической подготовки студентов экономических специальностей даже демографический спад, наблюдаемый в последние 10-летие, не позволит потерять предпочтения студентов обучаться в университете. Также данная сильная сторона позволит превзойти мощных конкурентов в области развития экономического образования в техническом университете

3)Возможность участия студентов в научно-исследовательской деятельности университета способна привлечь надежное финансирование со стороны государства, что позволит полноценно развить и стабилизировать подготовку специалистов в экономической сфере и избежать дефицита источников финансирования.

4) Участие университета в повышении конкурентоспособности, несомненно, может решить такую угрозу, как развитие и востребованность образования у мощных конкурентов на рынке образования.

5)Доступная стоимость обучения способна превзойти мощных конкурентов в области развития экономического образования в техническом университете и привлечь сильных студентов.

Слабые стороны:

  1. Маркетинговая компания ВУЗа не уделяет внимание привлечения студентов на экономические специальности в технический ВУЗ

  2. Сокращение бюджетных мест на экономических специальностях

  3. Узкий спектр экономических специальностей

  4. Недостаточно внимания уделяется изучению иностранных языков

  5. Недостаточно развитая система обучения по обмену для экономических специальностей

 

1)Так как маркетинговая компания ВУЗа не уделяет внимание привлечения студентов на экономические специальности в технический ВУЗ, то может возникнуть угроза конкурентности со стороны не менее сильных ВУЗов, оказывающих качественное экономическое образование и уделяющее должное внимание для привлечений студентов.

2) Сокращение бюджетных мест на экономических специальностях может привести к тому, что ВУЗ потеряет значимое число талантливых студентов, которые предпочтут другие учебные заведения с экономическим образованием.

3)Узкий спектр экономических специальностей не способен привлечь надежное финансирование со стороны государства, что может плачевно сказаться на развитии стабилизированной подготовки специалистов в экономической сфере. И опять же возрастет угроза развитие и востребованность образования у мощных конкурентов на рынке образования в экономической сфере.

4),5)Так как уделяется недостаточное внимания изучению иностранных языков и недостаточное развитие системы обучения по обмену для экономических специальностей, могут возникнуть такие угрозы, как: демографический спад ,наблюдаемый в последние 10-летие, который итак привел к сокращению числа обучающих. И, следовательно, благодаря данным слабым сторонам эта угроза будет значимой для университета.

И опять же недостаточное внимание иностранным языкам и развития системы по обмену не привлечет потенциальных студентов, а следовательно, возрастет угроза востребовательности и предпочтения образования у мощных конкурентов.

Определение возможностей и угроз

Таблица 2

Фактор

Возможности

Угрозы

Экономические факторы

1.Возможность получать приемлемое финансирование при стабильном экономическом росте

2. Востребованность специалистов с интегрированными знаниями

3. Подготовка профессионалов для развития коммерческой деятельности собственного технопарка

1. Демографический спад

2. Изменение и резкое повышение курса валют

Фактор конкуренции

1.Партнерские отношения с крупными организациями

2. Открытие инновационных специальностей и присоединение институтов

Развитие и востребованность образования у мощных конкурентов на рынке образования

Политическая среда

1. Гуманитаризация образования

2. Создание законопроектов, нацеленных на развитие образования

3. Возможность участия в грантах, конкурсах и т.п.

1. Дефицит источников финансирования экономической области образования.

2.Высокие темпы изменения нормативно-правовой базы

Технологические факторы

1.Облегчение и ускорение обучения за счет современных технологий

2. Быстрая реакция университета на нововведения и инновации.

1. Низкие расходы государства на технику и оборудование для экономических классов.

2. Обучение преподавательского состава

Матрица анализа возможностей внешней среды

Вероятность использования возможностей

Влияние на университет

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

Партнерские отношения с крупными организациями

Создание законопроектов, нацеленных на развитие образования

Подготовка профессионалов для развития коммерческой деятельности собственного технопарка

Средняя

Возможность получать приемлемое финансирование при стабильном экономическом росте

Облегчение и ускорение обучения за счет современных технологий

Возможность участия в грантах, конкурсах и т.п.

Низкая

Открытие инновационных специальностей и присоединение институтов

Востребованность специалистов с интегрированными знаниями

Гуманитаризация образования

Матрица анализа угроз внешней среды

Вероятность реализации угроз

Возможные последствия

Разрушающее

Существенное

Незначительное

Высокая

Демографический спад

Дефицит источников финансирования экономической области образования.

 

Средняя

Изменение и резкое повышение курса валют

Низкие расходы государства на технику и оборудование для экономических классов

Развитие и востребованность образования у мощных конкурентов на рынке образования

Низкая

 

Обучение преподавательского состава

Высокие темпы изменения нормативно-правовой базы

Просмотров работы: 20011