ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Бойцева А.А. 1
1Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире финансирование научных исследований и научно-исследовательских работ является актуальным вопросом, так как наука создает уникальные возможности для социального и экономического развития общества. Результаты научных исследований и разработок становятся основой развития экономики, повышения ее конкурентоспособности, возможностью получения инноваций прорывного уровня.

Проведем экскурс в историю и сравним востребованность, состояние и финансирование научных исследований до и после распада Советского Союза.

СССР по объему внутренних расходов на НИОКР, которые достигали примерно 5% ВВП [1], входил в число мировых лидеров. В стране была мощная система фундаментальных и прикладных исследований, в которой работали почти 1,5 млн. научных исследователей — примерно одна четверть всех научных работников в мире. В СССР 90% НИОКР приходилось на прикладную науку (масштабные испытания, ресурсы, подготовка материальной базы, производства). Состояние российской науки начиная с 1990-х годов и до сегодняшнего дня продолжает оставаться кризисным. В результате «шоковой терапии» перестали существовать большинство отраслевых институтов, которые были главным связующим звеном между наукой и производством и основным элементом инновационного процесса в стране. Прикладная наука была уничтожена, когда исчезли отраслевые министерства [2].

За два десятилетия (с 1992 по 2011 гг.) количество научно-исследовательских организаций в России сократилось почти на 20% (с 4555 до 3682); количество промышленных организаций, имеющих научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения — на 18% (с 340 до 280). Количество конструкторских бюро сократилось в 2,4 раза (с 865 до 364), число проектных организаций — в 13 раз (с 495 до 38) [3].

На сегодняшний день, наука является высококонкурентной сферой деятельности, складываются четыре основных центра научного прогресса: США, Европейский Союз, Китай, Япония. Россия в данную группу не входит, она отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза - в 12 раз, от Китая и Японии - в 6,4 раза, от Индии - в 1,5 раза [4].

Рис. 1. Мировые центры научного прогресса.

Доля ведущих стран в мировых расходах на НИОКР, %

Источник: Global R&D Report 2012 Magazine. P. 3-5.

Проблема «отставания» России от стран-лидеров, по мнению агентства Thomson Reuters, заключается в сокращении финансирования фундаментальных и прикладных исследований после распада Советского Союза. Динамика сокращения финансирования исследований проиллюстрирована на рис. 2. [4].

Рис. 2. Внутренние затраты на НИОКР в российской экономике, в постоянных ценах, % к 1990 г.

Источник: Финансирование исследований и разработок в России: состояние, проблемы, перспективы /

Под ред. Л.Э. Миндели, С.И. Черных и др. М.: Ин-т проблем развития науки РАН, 2013. С. 57.

В 2000—2011 гг. бюджетное финансирование НИОКР выросло в текущих ценах с 17 до 319 млрд. рублей — почти в 20 раз. Но в условиях высокой инфляции рост не так впечатляет. В постоянных ценах рост составил всего 56%.Расходы на науку в постоянных ценах 1989 г составляют 5,8 млрд. рублей. То есть сегодня Россия тратит на науку в 2 раза меньше, чем 23 года назад [3].

Расходы федерального бюджета России

на научные исследования, млрд. рублей

Источник: Финансирование исследований и разработок в России: состояние, проблемы, перспективы / Под ред. Л.Э. Миндели, С.И. Черных и др. М.: Ин-т проблем развития науки РАН, 2013. С. 109.

В 2013 г. планировалось потратить на научные исследования 342 млрд. рублей, из которых:

— 128 млрд. Министерство образования и науки распределит между академиями наук и крупнейшими вузами;

— 89 млрд. получит Федеральное космическое агентство;

— 37 млрд. выделено Министерству промышленности и торговли на развитие программ гражданской авиации, прежде всего на самолетостроение;

— 13 млрд. предназначено для исследований «Росатома»;

— 7,7 млрд. — Курчатовскому институту.

Бюджет РАН в 2013 г. на реализацию программы фундаментальных исследований должен был составить 55 млрд. рублей, а в 2020 г. достигнуть75 млрд., то есть с учетом инфляции — сократиться в два раза [2].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в Советском союзе наука была основной формой финансирования, благодаря чему фундаментальная наука и многие отрасли прикладной науки находились на мировом уровне. Приведу некоторые цифры: в научных организациях работало 1,5 млн научных исследователей; 7 советских учёных в 1950—1970-х годах стали лауреатами Нобелевской премии по физике, 1 по химии и 1 по экономике [5]; за два года, в 1918—1919 гг. было создано 33 крупных для того времени научно-исследовательских института, в числе которых такие известные, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН, Государственный оптический институт (ГОИ), к 1923 году количество исследовательских институтов в стране достигло 55, а к 1927 году их стало более 90 [6]; в 1970 в СССР было 805 вузов (4580 тыс. студентов) [7]; по оценке академика Евгения Каблова (2009), президента Ассоциации государственных научных центров, наука и экономика России в последние десятилетия жили в основном за счёт научного задела, созданного ещё в советское время [8]. Развитие и востребованность науки позволили добиться технологического прорыва в таких отраслях экономики, как атомная энергетика, самолётостроение, космонавтика, вычислительная техника, приборостроение. Задел, сделанный советской наукой, до сих пор позволяет России быть лидером мирового рынка вооружений, космической отрасли.

В Российской Федерации сложились следующие источники экономической поддержки фундаментальных и прикладных исследований:

  • средства государственного бюджета;

  • внебюджетные средства;

  • собственные средства предприятий;

  • средства иностранных инвесторов и международных финансовых организаций.

Далее подробнее о каждом из источников.

Средства государственного бюджета включают в себя финансирование фундаментальных исследований и прикладных разработок в приоритетных направлениях для выполнения государственных функций. В настоящее время частный капитал не имеет стимулов к инвестированию в науку, поэтому государственное финансирование остается основным и надежным источником. [9].

Внебюджетные средства направляются на финансирование опытно-конструкторских разработок, высокотехнологичных проектов; организацию массового производства. К ним относятся: кредитные средства, внебюджетные фонды, венчурный капитал, средства стратегического партнера. К сожалению, роль внебюджетных средств в поддержке научных исследований очень мала. На мой взгляд, государство должно создавать условия, при которых произойдет стимулирование кредитной деятельности банков в интересах подъема реального сектора, например, льготы на кредитования, участие в инвестировании [9].

Собственные средства предприятий включают в себя финансирование собственных НИОКР, закупки технологий, организацию производства. Роль собственных средств достаточна скромна, но существуют позитивные примеры сотрудничества науки и бизнеса, к ним относятся реализации крупных инновационных проектов на выгодных условиях для бизнеса при финансовой поддержке государства и заинтересованных инвесторов. Хотя статистические данные об уровне инновационной активности предпринимательского сектора в науке в целом достаточно скромны, анализ поведения ряда крупных промышленных компаний показывает, что финансирование НИОКР со стороны бизнес-сектора бывает вполне ощутимым. Правда, это относится лишь к нескольким отраслям. Так, в настоящее время ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС России» и «Газпром» тратят на НИОКР ежегодно около 15 млрд руб.[9].

Средства иностранных инвесторов и международных финансовых организаций предназначены для финансирования международных проектов в научно-технологической сфере. К сожалению, существует небольшая группа организаций, взаимодействующих с зарубежными компаниями и имеющих зарубежные источники финансирования [9].

Также в свою очередь фундаментальные исследования финансируются за счет грантов и федеральных целевых программ. Крупнейшие российские фонды, занимающиеся грантовой поддержкой исследований: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Российский научный фонд.

Несмотря на многообразие источников финансирования, фундаментальные исследования проводятся в основном за счет средств государственного бюджета на безвозвратной основе. В Советском союзе такая политика была очевидной, в силу того, что частный сектор экономики не был развит на таком уровне, как в современном мире. На мой взгляд, у частного капитала нет стимулов к инвестированию в научные исследования и разработки, потому что они расценивают финансирование в науку как способ получения прибыли. Но фундаментальные исследования не направлены на изобретение конкретного продукта или решения сиюминутной задачи, эти исследования, в отличие от прикладных, не могут самофинансироваться, их конечный продукт находится вне сферы коммерции. Предприятия и частные лица должны быть готовы вкладывать собственные капитал в проведение неприбыльных исследований, ведь роль науки в развитии конъюктуры рынка бесспорно высока. Я считаю, государство не обязано полностью заниматься финансированием науки, идеальным вариантом финансирования научных исследований будет следующий: государство обеспечивает около половины требуемых средств, а остальные средства должны быть получены от заинтересованных инвесторов.

Еще мне хочется отметить, что инвестиции в науку мы должны рассматривать как развитие человеческого потенциала, потому что именно они способствуют увеличению знаний, совершенствованию технологий и продуктов, определению основных черт современного социума, дальнейшему развитию государства в целом.

Литература:

  1. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М., 1987. 7 Новая шоковая терапия и «реформа РАН»: реалии российской науки.

  2. Финансирование исследований и разработок в России: состояние, проблемы, перспективы / Под ред. Л.Э. Миндели, С.И. Черных и др. М.: Институт проблем развития науки РАН, 2013 г.

  3. Крат. стат. сб. Россия в цифрах /Росстат. — M., 2013. — 573 с.

  4. Рогов С. М. Новая шоковая терапия «Реформа РАН»: реалии российской науки. – Москва, 2013. – 60 с.

  5. Nobel Prizes by Country, Cummulative Prizes 1901—2009

  6. Организация науки в первые годы Советской власти (1917—1925) (Сборник документов) / Отв. ред. К. В. Островитянов. — Л.: «Наука», 1968. — С. 8. — 420 с. — 2 100 экз

  7. Высшие учебные заведения — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)

  8. Каблов, Евгений Наука как отрасль экономики (рус.) // Наука и жизнь. — 2009. — № 10.

  9. Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 05-02-90201 а/б.

Просмотров работы: 8556