К ВОПРОСУ О РОЛИ И ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О РОЛИ И ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Великородная В.А., Гладкова Ю.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сектор малого предпринимательства - это неотъемлемый элемент любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Основным показателем малого предпринимательства является средняя численность работников.

Предприятия малого бизнеса за последние годы стали важнейшим сектором народного хозяйства, оказывающим значительное влияние на социально-экономическую ситуацию современной России.

Анализ опыта развития малого предпринимательства позволяет положить на чаши весов набор его преимуществ и недостатков.

Рис.1 Преимущества и недостатки развития малого предприятия

[составлен автором по материалам 1]

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности для трудоустройства, и предпринимательской деятельности населения.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда более высокий уровень личной мотивации в достижении успеха.

Все это позволяет поддерживать конкуренцию, ограничивать монополизм, создавать условия для формирования в стране массового слоя предпринимателей, снижать социальную напряженность в стране.

На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами:

  • выполнение роли фундамента рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья;

  • поддерживают конкуренцию;

  • ускорение заполнения рынка товарами.

По данным Росстата в 2013 году структура малого бизнеса была такой:

Рис. 2 Структура Малого бизнеса в 2013 году

[составлен автором по материалам 3]

В современной экономической литературе четко закрепилось понятие стартап как вновь созданная компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе новейших технологий.

По статистике 2013 года количество закрывших бизнес индивидуальных предпринимателей с начала года достигло 531,9 тыс. человек, свидетельствует статистика Федеральной налоговой службы. Решение прекратить работу приняли также 18,2 тыс. фермеров. На 1 октября количество ИП и фермерских хозяйств уменьшилось до 2,126 млн. Значительному увеличению числа тех, кто прекратил свой бизнес, способствовало решение правительства увеличить страховые взносы с 2013 года для лиц, осуществляющих деятельность в рамках малого предпринимательства, более, чем в два раза. Как показал мониторинг, проведенный в Европе, лишь три российских предприятия из ста могут просуществовать свыше 3-х лет. Порядка 95% стартапов в нашей стране умирает еще в первый год, потому что малый бизнес в России не получает заметной поддержки от государства и при этом вынужден конкурировать с крупными компаниями [4].

На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние факторы внутренней среды и факторы внешней среды.

Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития

Рис.3 Факторы внешней и внутренней среды малых предприятий [составлен автором ]

Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

Основной проблемой из всех вышеперечисленных является проблема, представляющая отношения малого бизнеса и государства [1].

Одним из важных инструментов государственной поддержки малого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Руководству страны хорошо известны тенденции развития малого бизнеса. Намечены меры по их устранению. На поддержку малого бизнеса в 2013 году было потрачено 21,5 млрд. рублей государственных субсидий, и эта поддержка будет больше в 2014 году. Будет создан специальный Федеральный гарантийный фонд, в который из госбюджета будет направлено 70 млрд. рублей на предоставление финансовых гарантий банкам, обслуживающим малый и средний бизнес [4].

Ключевым фактором, обеспечивающим динамическое развитие предприятий малого бизнеса, является научно-технический прогресс и внедрение новых технологий. Только инновационное развитие может позволить сохранить конкурентоспособность предприятий малого бизнеса, а также способствовать повышению качественного уровня организации производства и развитию новых направлений деятельности, отвечающих насущным потребностям времени.

Реализация инноваций требует огромных человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Данных ресурсов на предприятии малого бизнеса не хватает. Единственным выходом здесь может стать интеграция. Данная интеграция может быть как с крупным бизнесом, так и со средним или даже малым бизнесом. Существует ряд интеграционных форм, позволяющих эффективно развиваться их участникам, в том числе внедрять инновации. Наиболее эффективными являются: аутсорсинг, лизинг, совместное предпринимательство, система бизнес-инкубаторов и технопарков, франчайзинг [2].

Значение малого бизнеса для развития российской экономики очень весомо, однако критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается. Система государственной поддержки предприятий в российской экономике недостаточно продумана и ее эффективность оставляет желать лучшего.

В заключении отметим, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, а также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Список литературы

1. Лапуста М.Г. Предпринимательство // Москва ИНФРА-М – 2010. С. 171–185.

2. Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен. Сборник статей 2-й Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: ООО Мини Тайп, 2012. – 309с., С.29–33.

3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2012: Стат.сб./ Росстат. – М., 2012.

4. URL: http://artisconsalt.com/maly-biznes-v-rossii-2013-statistika-ne-raduet/

Просмотров работы: 1766