Опыт проектирования и эксплуатации показывает, что эффективным техническим решением для таких зданий являются системы воздушного отопления, совмещенные с вентиляцией. Источником тепловой энергии при этом для систем воздушного отопления являются крышные кондиционеры и воздухонагреватели, работающие на природном газе, использование которого для генерации тепла является наиболее выгодным в современных условиях.
В качестве агрегатов воздушного отопления широкое распространение получили крышные кондиционеры марки DM, которые могут работать как полностью на рециркуляционном воздухе, так и с подмешиванием свежего воздуха для целей вентиляции.
Типовая схема такой системы показана на рис. 1.
Рис.1. Схема системы воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией на базе крышного кондиционера марки DM: П1 – приточный воздуховод; Р1 – рециркуляционный воздуховод
Расчеты показывают, что для обеспечения оптимальных параметров микроклимата, например, в помещениях автоцентра “TOYOTA – Дженсер - Белгород” необходимо оборудовать здание такими системами воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией в количестве 8 систем, на базе крышных кондиционеров марки DM180 и DM150.
В холодный период года в автоцентре для всех производственных, бытовых и вспомогательных помещений предусматривается воздушное отопление, совмещенное с вентиляцией и с применением рециркуляции, что позволяет снизить эксплуатационные затраты на работу систем воздушного отопления.
В приточных системах, где совместно с рециркуляционным воздухом используется подмешивание наружного воздуха, для предотвращения конденсации водяных паров, поступающих с рециркуляционным воздухом, необходим предварительный подогрев наружного воздуха. Для этого дополнительно устанавливается газовый воздухонагреватель АГОР 250, работающий в системе воздушного отопления и служащий для предварительного подогрева наружного воздуха до 5 0С.
Расчетное количество тепла для отопления помещений автоцентра “TOYOTA – Дженсер - Белгород” составляет 250 кВт, а производительность систем по воздуху 74100 м3/ч.
В теплый период года предусмотрен переход к системе кондиционирования воздуха. Систему кондиционирования обеспечивает то же оборудование, работающее в режиме охлаждения. Холодопроизводительность данного оборудования, которая составляет 230 кВт, обеспечивает компенсацию поступлений тепла в помещения от солнечной радиации, теплопоступлений от людей и оборудования.
Принципиальная схема крышного кондиционера марки DM представлена на рис.2.
В кондиционере производятся следующие процессы обработки воздуха: наружный воздух подается через воздухозаборную решетку кондиционера. Рециркуляционный воздух забирается из помещения по системе воздуховодов и подается в смесительную камеру кондиционера, где смешивается со свежим воздухом. Необходимое соотношение свежего и рециркуляционного воздуха обеспечивается изменением положения регулирующих заслонок кондиционера.
Рис.2. Принципиальная схема крышного кондиционера марки DM
В кондиционерах малой мощности может отсутствовать смесительная камера с жалюзийными заслонками. В этом случае смешение производится в подающем воздуховоде. Из смесительной камеры кондиционера воздух проходит через фильтр и подается к теплообменнику (испарителю или конденсатору) холодильной машины, где он охлаждается.
Для подогрева воздуха в кондиционер встроен дополнительный газовый нагреватель. После теплообменников воздух с требуемыми параметрами подается центробежным вентилятором в систему распределительных воздуховодов. Воздух для охлаждения конденсатора холодильного цикла забирается из атмосферы специальным встроенным вентилятором, а затем выбрасывается в атмосферу.
Вывод: применение систем воздушного отопления, совмещенных с вентиляцией и кондиционированием, на базе крышных кондиционеров является эффективным техническим решением для обеспечения оптимальных параметров микроклимата в помещениях автоцентров и обладает рядом технико-экономических преимуществ перед традиционным использованием тепловой энергии, подаваемой из систем централизованного теплоснабжения:
- установка таких крышных кондиционеров экономически более выгодна (т.к. не требуется прокладка теплопроводов от магистральных тепловых сетей до индивидуального теплового пункта проектируемого здания и установка самого теплового пункта);
- такие установки кондиционирования воздуха могут совместно работать также с системами отопления вентиляции;
- возможность гибкого регулирования компенсации тепловых потерь в зависимости от температуры наружного воздуха.
Список литературы
1. Системы вентиляции и кондиционирования: учеб. пособие / В.А. Ананьев, Л.Н. Балуева, А.Д. Гальперин [и др.] // М.: Евроклимат, Изд-во «Арина», 2000. -416 с.
2. Невский, В.В. Тепло-холодоснабжение отопительно-вентиляционных установок // М.: ООО «Данфосс», 2009.
3. Пырков, В.В. Гидравлическое регулирование систем отопления и охлаждения // Киев: Такi справi, 2005
4. Еремкин А. И. Тепловой режим зданий // М.: АСВ, 2001. -368 с.
Елистратова Ю.В., Семиненко А.С., Минко В.А. Сравнительные критерии систем отопления // в сборнике: Энергосбережение и экология в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве городов: изд-во БГТУ, 2012. С. 237-239.
Комплексное проектирование установок центрального водяного отопления зданий жилищно-гражданского назначения. В.А. Минко, Б.Ф. Подпоринов, А.С. Семиненко. // Белгород: изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова. 2009 г. 184 с.