ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Долгих М.Н. 1, Тесленко И.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассматривая, взаимодействие бизнеса и реального сектора экономики не стоит забывать, что не все формы сотрудничества частного сектора и образовательных учреждений, являются формой частно-государственного партнерства (далее ЧГП).

Существует три основных формы взаимодействия области знаний и частного сектора экономики, это благотворительность, социальное партнерство и частно-государственное партнерство.

Первое и наиболее типичное направление, сформировавшееся за последние годы, правильнее было бы называть благотворительностью. Это тот случай, когда работодатель или иной частный партнер безвозмездно передает образовательной организации определенные ресурсы, не предполагая и, по крайней мере, не имея юридических обязательств получить что-либо взамен. Такая форма сотрудничества является благотворительностью, и поскольку вокруг неё не сформирована система юридических соглашений, предполагающих разделение рисков и ответственности, прежде всего экономической, отсутствует четкое планирование результатов и сроков. Следовательно, без конкретного проекта в системе взаимодействия сторон, обмена ресурсами, их объединения или совместного управления ими, такую деятельность нельзя считать государственно-частным партнерством. Это другие формы взаимодействия, безусловно, имеющие право на существование и подтверждающие на практике свою значимость, но с юридической точки зрения, сводящиеся к благотворительности. Даже эндаумент по своей сути является разновидностью меценатства, спонсорской поддержки, только направленной на достаточно долгосрочную перспективу [3].

Вторым немало важным направлением является социальное партнерство. В этом случае действует система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов между взаимодействующими сторонами. В данном случае интересы конкретного участника отношений выходят за его собственные рамки и направлены на обеспечение блага в обществе.

Ярким примером служит создание документов профессиональных стандартов. Они проходят рассмотрение Российской трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отношений. Координатором которой со стороны государства выступала заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, бизнес-сообщество представлял председатель РСПП Александр Шохин, а интересы работников защищал председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Другим примером социального партнерства является создание советов при губернаторах по развитию профессионального образования, в которые входят работодатели, представители сферы образования, а иногда – науки и отраслевых министерств [3].

Все формы социального партнерства очень важны, но это процессные инструменты, направленные на поддержку в постоянном режиме системы взаимодействия и согласования интересов.

Наконец третья форма сотрудничества государства и частного сектора, это частно-государственное партнерство. Накопленный опыт свидетельствует о том, что в системе образования происходит реализация частно-государственных проектов в исключительных случаях, либо вообще проекты не реализуются.

В ходе написания стратегии социально-экономического развития России до 2020 года был заключен ряд концессионных соглашений по реализации ЧГП в системе образования. Но не стоит забывать, что проектом является не сам факт переговоров, подготовительных работ, рамочной договоренности, а факт заключения концессионного соглашения, где оговариваются права и обязанности сторон.

Тема реализация ЧГП проектов, несомненно, актуальна и привлекательна как для государства, так и для общества в целом. Но вот только частный сектор опасается вкладывать свои денежные средства в реализацию образовательных проектов. Все это связано с тем, что у нас нет единого закона, который бы мог регулировать ЧГП проекты. Предприниматель, вложив свои инвестиции, не сможет их контролировать и управлять ими.

При анализе Федеральным институтом развития образования возможности реализации государственно-частного партнерства в области профессионального образования на современном этапе было обращено внимание на то, что в этой сфере бюджетные и автономные учреждения являются основной организационно-правовой формой, а она не дает, в полной мере, возможности реально управлять проектом государственно-частного партнерства. Например, в законе об автономных учреждениях четко предусмотрены права наблюдательных советов образовательных учреждений, причем эти права достаточно невелики. Частный партнер, входящий в состав наблюдательного совета, не сможет реально влиять на развитие совместного проекта, не получит возможности управлять собственными инвестициями в учреждение профессионального образования. Поэтому организационно-правовая форма объекта сферы образования (вуза, колледжа, ресурсного центра и т.п.) очень важна для выбора инструментов государственно-частного партнерства [3].

Как показывает практика, для организации частно-государственного партнерства создаются некоммерческие организации или акционерные общества, которые заключают долгосрочные договоры на реализацию ЧГП проектов. Ведь это очень большой риск, так как частник не сможет полностью регулировать, вложенные инвестиции на реализацию проекта и получения собственных плюсов. Это все потому, что все образовательные учреждения в России являются либо автономными, либо бюджетными и находятся в государственной собственности. На данном этапе развития законодательной базы не существует инструментов, которые бы смогли регулировать правовые отношения при реализации ЧГП проектов в системе общего образования. Существуют только хорошие отношения между директором колледжа, техникума и т.д. и директором завода.

На сегодняшний день, как учреждения образования, так и крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве. Это связано не только со слиянием денежных средств, но и качеством подготовки и повышения квалификации специалистов. Многие работодатели заинтересованы в быстрой и качественной переподготовке и подготовке рабочих кадров, для этого они закладывают в свой бюджет статьи расходов на повышение качества образования рабочего состава. Поэтому Федеральный институт развития образования планирует формировать, совместно с ведущими экспертами, представителями крупных компаний, заинтересованными органами государственной власти субъектов федерации рабочие группы для реализации пилотных проектов государственно-частного партнерства, обладающих наибольшим потенциалом.

Если брать, к примеру, Свердловскую область, то главной целью системы среднего профессионального образования является: обеспечение качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена требованиям инновационного развития социально-экономического комплекса [1].

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ведет активную работу по реализации программ ЧГП: 62 образовательные программы разработаны совместно с работодателями (для современного производства - 36 образовательных программ); согласованы с работодателями 773 образовательные программы (для современного производства - 226 образовательных программ); с более 1700 предприятиями Свердловской области заключены соглашения о сотрудничестве.

Кадровые условия реализации образовательных программ не в полной мере позволяют обеспечить подготовку специалистов в соответствии с требованиями работодателя к персоналу.

Особое внимание в Свердловской области уделяется развитию и внедрению системы дуального образования, сотрудничеству между профессиональными образовательными учреждениями и крупными промышленными предприятиями Свердловской области. Так, на сегодняшний день подписаны Соглашения между Правительством Свердловской области,профессиональными образовательными организациями и предприятиями горно-металлургического и оборонно-промышленного комплексов: ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (ЧТПЗ); ООО «УГМК-Холдинг» (+ ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»); ОАО «НПК «Уралвагонзавод»; ООО «Уральская машиностроительная корпорация «Пумори»; ОАО «Уралмашзавод» и др. В настоящее время реализуется проект (в рамках комплексной программы «Уральская инженерная школа») с ОАО «Северский трубный завод» (ТМК).

Сегодня можно оценить результативности государсвтенно-частного партнерства в сфере профессионального образования и по анализу освоенных финансовых средств. Так, государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для металлургических производств в 2011-2013 годах в рамках реализации мероприятий ФЦПРО составила из средств федерального бюджета – 101 804 тыс. рублей; из средств областного бюджета – 194 580 тыс. рублей; из средств работодателей в разных формах – 741 303 тыс. рублей.

Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для оборонно-промышленного комплекса в 2014 году составляет из средств федерального бюджета – 31 296 тыс. рублей; из средств областного бюджета – 38 000 тыс. рублей; из средств работодателей в разных формах – 158 441 тыс. рублей.

Таким образом, не смотря не совершенство законодательной базы в разрезе организации государственно-частного партнерства, реализация совместных проектов сегодня активно внедряется в практику. Зачастую, именно предприятия, представители бизнеса демонстрируют свою заинтересованность в сотрудничестве с системой образования, как на уровне органов власти, так и непостредственно с образовательными организациями среднего профессионального образования, высшего образования. Более того, Свердловская область сегодня демонстрируют существенные финансовые затраты бизнеса на образование, осознавая свою потребность в высококвалифицированных специалистах.

Список литературы:

  1. Тесленко И.В. Государственно-частное партнерство как инструмент консолидации ресурсов субъектов экономики региона // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16064 (дата обращения: 13.12.2014).

  2. Трудовой кодекс РФ // Гарант: информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12125268/

  3. Электронный журнал об образовании «Государственно-частное партнерство в системе образования // Электронный журнал об образовании:

  4. Новости учебных заведений. Аналитические материалы. Мнение экспертов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akvobr.ru

Просмотров работы: 2247