ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Файрузова Д.Ю. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы исследования заключается в быстром увеличении темпа роста детей, оставшихся сиротами и детей, оставшихся без попечения родителей. В Российской Федерации сложилась такая политическая и социально - экономическая ситуация, которая напрямую влияет на возникновение проблем, связанных с детьми в возрасте до 18 лет. Российские институты семьи продолжают работать по устаревшим стандартам, следовательно, они не ориентированы на осуществлении реальной поддержки прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав ребенка - актуальная проблема в современном мире, начало ее происходит от неблагополучия несовершеннолетних в общественной среде и семье. На детское неблагополучие оказывают влияние достаточно много факторов, что говорит о большой уязвимости вопроса, связанного с защитой прав и интересов детей, в возрасте до 18 лет. Наиболее существенным фактором является увеличение численности разводов и, следовательно, неполных семей, недостаточно хорошие условия содержания детей, довольно высокое распространение имеет жестокое обращение с малолетними детьми. Все больше семья теряет авторитет в нынешнем времени. Рост численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей в основе своей базируется на кризисе семьи, потере нравственных и культурных ценностей. В связи с экономическим кризисом тенденцию приобрело явление отказа от ребенка, что основывается на невозможности его достаточного содержания. Также кризисные явления напрямую влияют на уровень преступности, алкоголизма, наркомании, что также оказывает достаточное влияние на неблагополучие несовершеннолетних детей.

В связи с постоянными изменениями российского законодательства возникает необходимость соответствующего реформирования института опеки и попечительства. Ситуация, связанная с рассматриваемым контингентом, требует усиления контроля за информацией о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Интересен тот факт, что информацию по таким детям зачастую первыми получают медицинские учреждения, органы внутренних дел, учреждения дошкольного и школьного образования, органы миграционных служб, а не органы опеки и попечительства.

Несмотря на то, что органы опеки и попечительства постоянно применяют меры по устройству и воспитанию детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также борются с проблемой увеличения численности таких детей, эта проблема все равно имеет тенденцию к росту. Большинство детей-сирот воспитывается в детских школах - интернатах, либо в условиях, не соответствующих семейной атмосфере, это также влияет на адаптацию детей в социальной среде. Многим из них в дальнейшем тяжело жить самостоятельной жизнью, большинство сталкивается с проблемой создания благополучной семьи, зачастую дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей начинают вести асоциальный образ жизни. В настоящее время на снижение уровня сиротства и его устранения направлены многие федеральные законы и целевые программы.

Объектом данного исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Предметом: права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования: изучение причин возникновения проблем, связанных с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов такого социального класса, как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

  2. Изучение законодательных основ, нормативно-правовых актов, и иных законодательных документов, на которых базируется предмет исследования.

  3. Выявление проблем в осуществлении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: изучение теоретической литературы, документов, законодательных баз, нормативно - правовых актов, социальные исследования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1.  
    1. Теоретические основы.

Дети - сироты – это дети в возрасте до 18 лет, лишившиеся обоих родителей по установленным законом причинам. Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети, которые по установленным законом причинам остались без попечения единственного родителя или обоих родителей. Такие причины оговорены в пункте 1 статьи 121 Семейного Кодекса Российской Федерации. Рассматриваемая группа детей, как отдельного социального слоя нуждается в особой поддержке и защите со стороны государства. Согласно пункту 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». Таким образом защита прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей важнейшая задача социальной политики государства.

В качестве опекунов и попечителей могут выступать как физические лица, так и органы опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство – в возрасте от 14 до 18 лет. Обязанности опекунов и попечителей закреплены законодательно в Семейном Кодексе Российской Федерации. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, а также заботиться об их обучении и воспитании.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на содержание и обеспечение условий содержания, образование, воспитание в семье опекуна (попечителя), сохранность принадлежащего им имущества, защиту их прав и интересов, а также, в соответствии с законодательством и их статусом, получение специальных пособий и алиментов.

1.2. Права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государство предоставляет данному социальному классу следующие гарантии: Образование:1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на обучение в организациях высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета

  1. Имеют право на получение второго высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета.

  2. При обучении в высшем учебном заведении имеют право на получение стипендии увеличенной минимум на 50 %. Получение заработной платы во время производственной практики в размере 100 %.

  3. Имеют право на бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте.

Медицинское обслуживание:

1. Предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, лечение, диспансеризация, медицинские осмотры.

2. Возможно предоставление бесплатных путевок в санаторно - курортные учреждения, спортивно - оздоровительные лагеря и т. д.

Имущество:

1. Дети, имевшие за собой закрепленное помещение сохраняют на него право.

2. Дети, не имеющие за собой закрепленной жилой площади, либо проживающие в собственной жилой площади или являющиеся нанимателями такой площади имеют право на однократное предоставление благоустроенного жилья по договору найма специализированных жилых помещений в случае, если их проживание на ранней жилой площади признается невозможным.

Труд:

1. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые ищут работу впервые и зарегистрированы в службе занятости, как безработные, получают в течении полугода пособие по безработице.

2. При обращении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет в органы государственной службы занятости последние осуществляют профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

3. В случае, если работники дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей были высвобождены из организации в связи с ликвидацией и по иным причинам им обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Возможно установление дополнительных гарантий согласно законодательству субъектов РФ.

1.3. Защита прав и интересов безнадзорных детей.

В Российской Федерации защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют органы опеки и попечительства и органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних.

Главными органами, осуществляющими защиту безнадзорных детей, являются органы опеки и попечительства (согласно ст. 121 п. 1 Семейного Кодекса Российской Федерации). Органы опеки и попечительства - это органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данные органы осуществляют функции на основе которых, в дальнейшем, происходит реализация защиты прав и интересов безнадзорных детей. Наиболее важными являются:

  • выявление детей, над которыми необходима установка опеки и попечительства, соответственно установление опеки и попечительства;

  • надзор за исполнением своих обязанностей организациями, в которых находятся безнадзорные дети. а также контроль деятельности опекунов и попечителей;

  • помощь опекунам и попечителям в содержании своих подопечных, а также реализации их прав;

  • представление законных интересов детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;

  • подготовка граждан, выразивших желание усыновить или принять ребенка, оставшегося без попечения родителей;

  • регулярная проверка условий жизни детей, над которыми установлена опека и попечительства.

Основные задачи органов опеки и попечительства:

  • защита прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • контроль деятельности опекунов и попечителей;

  • обеспечение сохранности всего принадлежащего имущества детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на получение бесплатной юридической помощи.

Должность уполномоченного по правам ребенка является государственной должностью. Своей деятельностью уполномоченный дополняет формы и средства защиты прав и интересов детей. Основные задачи государственного служащего, занимающего эту должность:

  • обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних детей;

  • правовое ознакомление и просвещение населения по вопросам, связанным с правами и интересами детей;

  • восстановление нарушенных прав ребенка.

Для выполнения своих задач, уполномоченный по правам ребенка: ведет прием граждан, рассматривает обращения и жалобы в области нарушения прав и интересов ребенка, в случае установления детей, соответствующих рассматриваемой категории, сообщает об этом в соответствующие органы местного самоуправления, разрабатывает методы и рекомендации по улучшению защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - в РФ специализированные комиссии, образуемые органами местного самоуправления. Данные комиссии в соответствии с законодательством обеспечивают:

  • осуществление мер по защите прав и интересов безнадзорных детей;

  • контроль содержания и воспитания несовершеннолетних;

  • выявление и устранение причин безнадзорности детей, а также их асоциального образа жизни.

  • подготовку необходимых документов несовершеннолетних, для подачи их в соответствующие органы для защиты прав и интересов ребенка;

  • оказание помощи по содержанию и воспитанию детей, не достигших 18 лет.

Социальные органы по контролю за детьми — организации, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывающие различного рода услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей. Социальными органами и органами местного самоуправления осуществляется комплексная поддержка и защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Таким образом каждый год разрабатываются дополнительные методы защиты прав и интересов ребенка, а также обновляется законодательная база на которой основывается данная защита.

1.4. Законодательные основы осуществления защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Социальная и законодательная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными возрастными группами детей и подростков.

Основной целью в области защиты ребенка является закрепление прав и свобод ребенка на законодательной основе. Существует множество законов, актов и законодательных документов защищающих и выражающих права детей до 18 лет. Так как несовершеннолетний полностью зависим от родителей, а также имеет достаточного мало жизненного опыта он не в состоянии достаточно эффективно защищать свои права и интересы, что также является причиной усиления правовой защиты прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государственной властью.

Правовая база защиты детей состоит из 3 уровней: международный, федеральный и региональный.

На международном уровне права детей закреплены в документах международных организаций, таких как ООН и ЮНИСЕФ. Ребенок считается объектом особой защиты, что оговорено в Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. В 1959 году ООН была принята Хартия детства и Декларация прав ребенка. В этих документах сформулирована основная социальная политика государства по отношению к детям в возрасте до 18 лет. Были выявлены основные права детей, особенности их защиты, установлена четко очерченная ответственность государства и общества перед детьми как социальным классом.

На федеральном уровне защита детей базируется на основе Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса, а также федеральных законах и конкретных целевых программ. Указом Президента РФ от 18.08.94 № 1696 «О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТИ РОССИИ» в 1994 была принята федеральная программа «Дети России», рассчитанная на 2003-2006 годы. Основная цель данной программы: улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для обучения, развития и их существования. Федеральная программа «Дети России» разделена на 6 целевых программ: «Развитие индустрии детского питания», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Дети - инвалиды», «Дети - сироты», «Дети - Севера». Каждая из программ направлена на решение проблем, наиболее остро стоящих в современном обществе. Наиболее значимыми являются ориентирование населения на углубление знаний о значения семьи и воспитании ребенка в семье; создание благоприятных условий проживания и существования для детей с ограниченными возможностями; подготовка детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, создание соответствующих благоприятных условий; защита прав и интересов детей, живущих в отдаленных, малонаселенных пунктах Российской Федерации.

Региональный уровень опирается на федеральную правовую базу, но имеет более конкретные условия, цели и задачи исполнения распоряжений и указов. В каждом субъекте РФ цели и задачи могут различаться и иметь свои особенности.

Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации приняты и реализуются целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.

Государственная власть осуществляет определенные полномочия по поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функция решения проблем, связанных с рассматриваемым контингентом, возложена на органы опеки и попечительства. Кроме данных органов выявление и контроль детей, оставшихся без родителей не допускается.

Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены принципы, условия содержания и меры по социальной поддержке не только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и лиц из числа рассматриваемых в возрасте до 23 лет.

Опыт работы по защите прав и интересов ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Отсюда следует вывод, что решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации о создании учреждений на территории должности уполномоченного по защите прав и интересов ребенка является целесообразным и актуальным.

2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ДОМА – ИНТЕРНАТА ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА.

2.1. Инцидент с детьми – сиротами в доме – интернате.

В апреле 2014 года в СМИ была размещена шокирующая видеозапись с признаниями воспитанников Екатеринбургского детского дома - интерната для умственно отсталых детей. На видео воспитанники этого дома раскрывают факты жестокого обращения с ними, а именно избиения, в том числе бытовыми предметами, а также факты принуждения к физической близости воспитанников между собой. Примечательно, что сам правонарушитель, некий 21 летний Андрей, являлся воспитанником этого дома, а после стал занимать должность санитара в этом учреждении.

Видеозапись с откровениями подростков была выложена на городском интернет - портале «Е1», туда ее отправила девушка - волонтер, которая привозила вещи в этот дом - интернат. Сам же портал, ссылаясь на слова волонтеров отметил, что факты жестокого обращения с детьми были известны сотрудникам и директору данного учреждения, но мер никто предпринимать не начал, сотрудники боялись увольнения, а директора и вовсе не интересовала ситуация. Кто знает, как долго могла бы сохраняться такая обстановка в доме - интернате если бы не старания волонтеров.

Сразу после появления данной информации в СМИ в Екатеринбургский дом - интернат для умственно отсталых детей отправилась прокурорская проверка. По данным сайта Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области в отношении сотрудника детского дома, санитара Андрея, возбуждено уголовное дело в соответствии с п. «г» ч. 2 ст. 117 Уголовного Кодекса Российской Федерации (истязание заведомо в отношении несовершеннолетних), предусматривающей срок лишения свободы до 7 лет. Для расследования данного уголовного дела сформирована следственная группа во главе с руководителем следственного отдела г. Екатеринбурга Следственного комитета России по Свердловской области.

После данной проверки было выявлено около 30 случаев сокрытия травм, все они были отмечены в медицинском журнале, но дальнейшего расследования по обстоятельствам, в случае которых были получены травмы, не последовало. Также не все воспитанники, родители которых были лишены родительских прав с последующим обязательством выплачивать алименты выплачивают их. Некоторые дети, достигшие 14 - летнего возраста были поставлены на учет для получения специализированного жилья. Раскрылся тот факт, что воспитанники дома - интерната, достигшие совершеннолетия, так и продолжали находится в этом учреждении, а не были переведены в специальные учреждения для умственно отсталых или другие социальные учреждения. Большое количество детей - инвалидов не имеет технических средств реабилитации, а также вещей, способствующих реабилитации несовершеннолетних.

Также был выявлен ряд правонарушений не касающихся данного инцидента. К примеру, были установлены грубые нарушения в сфере санитарного, пожарного и трудового законодательства: рацион питания не соответствует меню; помещения нуждаются в ремонте: на стенах и потолках отслаивается штукатурка, обои; не проводятся обязательные медицинские осмотры сотрудников, рабочих мест; системы оповещения о пожаре переведены в ручной режим; эвакуационные выходы закрыты на замки и др.В ходе проверки дома - интерната также были выявлены нарушения законодательства и другими сотрудниками интерната. Директору данного социального учреждения было выдвинуто обвинение в соответствии с ч. 1 ст. 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями). В ходе проверки было установлено, что директор учреждения сдавала в коммерческий наем квартиры, которые принадлежат воспитанникам детского дома. Денежные средства, вырученные со сдачи жилых помещений не были переведены на счет воспитанников дома, а были потрачены на нужды дома - интерната. На основании ранее оговоренных правонарушений, касающихся санитарного, трудового и пожарного законодательства, директору данного социального учреждения выдвинуты обвинения по ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (несоблюдение требований пожарной безопасности), ст. 6.6. КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения). В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда), директор детского дома привлечена к административной ответственности, а именно, выплате штрафа. На данный момент директор отстранен от исполнения обязанностей до выявления обстоятельств.

2.2. Реакция государственных органов и общества на жестокое обращение с детьми – сиротами.

По данному факту следственное управление по Свердловской области возбудило уголовное дело. Глава управления следственного комитета Валерий Задорин заявил, что взял резонансное дело под личный контроль. Также, ситуацией в екатеринбургском интернате заинтересовался уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов. По его поручению губернатор Свердловской области Евгению Куйвашев должен взять ход дела под контроль. Как сообщает «АиФ», представитель уполномоченного в Свердловской области также проводит собственное расследование происшествия в детском доме-интернате. Силами сотрудников Следственного комитета и иных правоохранительных органов тщательным образом были проверены все доводы, о которых рассказали подростки в публикации.

На сообщение о жестоком обращении с детьми откликнулась известная российская топ - модель Наталья Водянова, ранее посещавшая этот дом - интернат. В своем сообщении Наталья говорит, что хочет привлечь максимальное внимание не только к данной ситуации, но и ситуации с безнадзорными детьми в целом: «Я хочу, чтобы внимание СМИ, государства и общественных организаций было направлено не только на этот случай, но и на всю систему интернатов в нашей стране».

Таким образом ситуация привлекла внимание различных социальных групп населения страны и приобрела статус не только региональной, но и федеральной проблемы.

2.3. Выявленные проблемы в содержании безнадзорных детей и их решение.

В результате исследования ситуации, связанной с Екатеринбургским детским домом – интернатом для умственно отсталых детей были выявлены следующие проблемы:

  1. Наличие жестокого обращения с несовершеннолетними детьми - сиротами;

  2. Незаинтересованность сотрудников социального учреждения в улучшении качества обеспечения жизни несовершеннолетних;

  3. Неисполнение полномочий, соответствующих должности, в отношении несовершеннолетних, а также детей, достигших 18 – летнего возраста;

  4. Недостаточный контроль за учреждениями данного типа, отсутствие регулярных проверок.

  5. Плохой отбор кадров на должность сотрудника детских домов – интернатов.

Наличие жестокого обращения с несовершеннолетними явление нередкое. Стоит отметить, что оно не входит в рамки физического насилия, также жестокое обращение – это психическое насилие, пренебрежение нуждами ребенка.

Психическое насилие – это длительное воздействие на психику ребенка. Оно может проявляться в критике, угрозах, замечаниях, затрагивающих личность ребенка, преднамеренных ограничениях в общении, действиях. Наличие алкоголизма или наркомании в семье также является достаточно влиятельным фактором на психику ребенка, возможно получение психологической травмы, с которой в дальнейшем тяжело бороться и которая может сказаться на личности, а, следовательно, и на образе жизни несовершеннолетнего в будущем, ребенок может начать вести асоциальный образ жизни из – за отсутствия должного примера. Согласно статистике Генеральной прокуратуры РФ 10% от общего числа детей-сирот становятся самоубийцами, 40% – алкоголики и наркоманы, 40% занимаются преступной деятельностью, и всего 10% способны адаптироваться к жизни за пределами детского дома.

Решением данной проблемы может быть укрепление законодательных основ путем реформирования, ужесточение наказания за грубое обращение с несовершеннолетними. Также важно ознакомление сотрудников детских домов - интернатов с законодательством в сфере детского сиротства и безнадзорности.

Неисполнение полномочий сотрудниками и отсутствие заинтересованности в содержании и благополучии детей в детских домах также является важной проблемой. Как говорилось ранее, ребенок может начать вести асоциальныхq образ жизни. На примере Екатеринбургского детского дома – интерната для умственно отсталых мы так же узнаем, что по достижении совершеннолетия, дети могут не получить законную недвижимость, или, хотя бы, не перевестись в другие социальные учреждения, соответствующих их положению. Сюда же следует отнести недостаточный контроль за учреждениями данного типа и отсутствие регулярных проверок. На почве данной проблемы и возникает безалаберное отношение сотрудников в сторону воспитанников детских домов.

Эту проблему можно решить реформированием российской системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Введения строгой подотчетности о проверках учреждений социального типа.

На основе выявленных нарушений в Екатеринбургском детском доме для умственно отсталых детей следует выделить также немаловажную проблему: неудовлетворительный отбор кадров на должность сотрудников учреждений данного типа. Как показала прокурорская проверка для сотрудников данного учреждения не проводилось необходимых медицинских обследований, а также не велось учета рабочих мест. По этому поводу директор детского дома была привлечена к административной ответственности в виде штрафа на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Нарушение законодательства о труде и об охране труда).

С помощью введения определенных критериев для сотрудников, претендующих на место работы в учреждениях социального типа, можно улучшить качество работы персонала. Также необходимо введение подотчетности о проведенных медицинских обследованиях сотрудников.

Таким образом, в результате исследования ситуации, связанной с Екатеринбургским детским домом - интернатом для умственно отсталых детей были выявлены проблемы, связанные с содержанием несовершеннолетних и организацией деятельности сотрудников данного учреждения, предложены пути решения проблем с помощью реформирования органов исполнительной власти субъектов РФ, ужесточения наказания за грубое отношение с несовершеннолетними, укрепления законодательных основ путем реформирования, но без открытости домов – интернатов система меняться не начнет. Необходимо сделать данные учреждениями более «прозрачными» для общественности, давать возможность посещать интернаты волонтерам, благотворителя и общественным организациям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Защита прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из важнейших задач государства, т. к. все больше растет уровень детской безнадзорности, нарастает демографическая ситуация и повышается уровень социального сиротства.

Проведя анализ российского законодательства по данной тематике можно сказать, что с изданием новых законов, актов и программ правительство Российской Федерации предпринимает постоянные действия для обеспечения социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их поддержке и устройству в современном обществе.

В ходе выполненной работы удалось достичь поставленной цели, для этого были решены следующие задачи:

  1. Удалось изучить теоретические основы по данной теме, раскрыть понятия, связанные с темой детского сиротства, а также опекунства и попечительства.

  2. Была изучена законодательная база, выяснилось на основании каких нормативно – правовых документов осуществляется защита прав и интересов, а также устройство и назначение опеки и попечительства над детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

  3. Выявлены проблемы в осуществлении защиты прав и интересов, а также в устройстве и содержании безнадзорных детей.

Изучение теоретических понятий по данной теме, а также проведенные исследования на примере Екатеринбургского детского дома – интерната для умственно отсталых детей показывают, что ныне действующая законодательная база нуждается в преобразовании. На данный момент в Российской Федерации существуют проблемы в сфере обеспечения жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение этих проблем зависит от дальнейшей политики государства в этой области. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей относятся к той группе населения, которая требует большого внимания со стороны государства и общества

Так как проблема социального сиротства остается неоднозначной и имеет множество подходов к ее рассмотрению свою актуальность она будет сохранять еще длительное время.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.03.2013)

  2. Декларация прав ребенка

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция от 05.05.2014)

  4. Конвенция о правах ребенка

  5. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 05.05.2014)

  6. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

  7. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (С изменениями и дополнениями от: 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г.)

  8. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

  9. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

  10. Указ Президента РФ от 18.08.94 № 1696 «О президентской программе «Дети России»

  11. Закон Свердловской Области от 15 июля 2010 года № 57-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области» (с изменениями на 9 декабря 2013 года)

  12. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 123

  13. В. С. Мухина. —М.: Просвещение, 1991. —223 с

Просмотров работы: 23810