АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Спицина Ю.К. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы здравоохранения все чаще в последнее время выходят на первый план. Это связано отчасти с демографической ситуацией в России. С течением времени в стране увеличивается доля пожилых людей, снижается численность населения. Так в 1989 году доля населения старше трудоспособного возраста достигала 18,5 %, а на начало 2013 года эта цифра выросла уже до 23 %. В то же время динамику численности населения можно отследить по следующим данным: в 1991 году количество людей, проживавших на территории России превышало 157 миллионов человек, на 1 января 2014 года Росстат зафиксировал цифру в 143,5 миллиона [13].

Перед государством встают такие задачи как увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, повышение рождаемости. Эти демографические показатели напрямую связаны со сферой здравоохранения, а именно, они зависят от качества оказания медицинских услуг, степени профессиональности врачей и, конечно же, доступности медицинской помощи для всего населения. Председатель Правительства Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев, заявил: «Государство будет и дальше развивать систему здравоохранения. Мы всегда, даже в самый сложный период, находили и будем находить деньги на здравоохранение, на охрану здоровья. И такая политика уже приносит результаты».

Однако система здравоохранения сталкивается с множеством проблем. Это и слабая укомплектованность больниц медицинским персоналом, которая порождает снижение доступности здравоохранения, и фрагментация системы здравоохранения в целом.

Определенно государство ищет пути решения накопившихся проблем: разрабатываются новые законы в сфере оказания медицинских услуг, издаются указы, вводятся национальные проекты и программы, например, приоритетный национальный проект «Здоровье». Но реализация государственной политики нередко сталкивается с препятствиями, изначально не учтенными.

Ученые и политики проводят исследования, которые помогут минимизировать негативные аспекты политики в сфере здравоохранения. Например, В.И. Шевский и И.М. Шейман в статье «Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения» поднимают проблему фрагментации медицинской помощи и разрабатывают рекомендации по интеграции здравоохранения [10]. Зарубежный опыт также способен помочь усовершенствовать систему здравоохранения в Российской Федерации. К опыту других государств, в частности Финляндии, Норвегии, Канады и других северных стран, обращается Торопушина Е.Е. в статье «Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий». Примечательно, что автор обращается к опыту управления здравоохранением именно на муниципальном уровне [11]. Григорьева Н.С. (статья «Health Reform in Russia: Current Policy and Management») не только анализирует историю системы здравоохранения в России, но и говорит о тех проблемах, с которыми страна столкнулась в начале 21 века, о методах, с помощью которых правительство пытается свести негативные последствия этих проблем к минимуму и даже улучшить ситуацию с оказанием медицинских услуг [12].

Основные положения государственной политики в сфере оказания медицинской помощи заложены в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в стандартах оказания медицинской помощи, а также «Стратегии-2020». Таким образом, модернизация здравоохранения, повышение качества медицинских услуг, их доступность становятся одними из приоритетных направлений государственной политики.

Чтобы подробно рассмотреть государственную политику в сфере здравоохранения, выясним, как в настоящее время определяют государственную политику. Итак, государственная политика – это целенаправленные действия, разрабатываемые и претворяемые в жизнь органами государственной власти при участии институтов гражданского общества. Задачами государственной политики являются разрешение определенных проблем, достижение стратегических целей, определяющих развитие государства и общества. При помощи проводимой государственной политики выполняются задачи в той или иной области. При этом государство опирается на доступные ему ресурсы, методы воздействия (экономические, административные).

Существуют различные подходы к классификации государственной политики. Разные авторы выделяют множество оснований для деления ее на группы. Рассмотрим наиболее распространенные классификации.

Во-первых, основанием для деления государственной политики на группы можно заявить характер проблем, на решение которых направлена политика. Здесь выделяют экономическую, социальную, экологическую, военную, культурную и информационную политику.

Во-вторых, можно классифицировать государственную политику по виду деятельности органов власти в ходе ее осуществления: распределительная, перераспределительная, регулирующая, стратегическая, антикризисная.

Из вышеизложенных данных можно сделать вывод, что государственной политикой в сфере здравоохранения является такая политика государства, которая направлена на защиту здоровья граждан, их прав в области медицинских услуг, увеличение продолжительности жизни и снижение смертности.

Кроме того, государственная политика в сфере здравоохранения способна также содействовать повышению уровня знаний населения в санитарной сфере, развитию профилактических мер. Нередко такая политика поддерживает научные исследования в медицине и фармакологии.

Основами государственной политики в сфере здравоохранения являются следующие положения. Во-первых, здоровье населения – это фактор повышения национальной безопасности. Во-вторых, финансирование системы здравоохранения носит приоритетный характер. В-третьих, гражданам гарантируется предоставление медицинской помощи, которая будет соответствовать установленным стандартам качества оказания медицинских услуг. В-четвертых, интересы граждан и государства в области здравоохранения едины и направлены на достижение схожих целей. В-пятых, в случае частичной или полной утраты здоровья граждан им гарантирована социальная защищенность. Наконец, в-шестых, меры по профилактике заболеваний и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются приоритетными.

Политику в сфере здравоохранения в Российской Федерации осуществляют Президент, Правительство Российской Федерации, а также Министерство здравоохранения.

Президент вносит предложения по государственным программам, проявляет законодательную инициативу, осуществляет контроль за исполнением государственных программ или назначает лиц, ответственных за контроль над реализацией.

Правительство, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обеспечивает единую политику в области здравоохранения, при разработке бюджета определяет финансирование программ по развитию здравоохранения.

Управление здравоохранением в Российской Федерации разделено на уровни: федеральный, региональный и местный.

На федеральном уровне управление здравоохранением осуществляет Министерство здравоохранения, возглавляемое министром. Именно Министерство осуществляет политику в области здравоохранения в России, следит за реализацией политики на всей территории государства. Структура Министерства здравоохранения включает большое число различных департаментов, например, Департамент организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности, Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения. Каждый департамент выполняет свои функции, которые нередко пересекаются с функциями другого департамента. Для оптимизации работы всего Министерства департаменты часто расформировываются, создаются новые, происходит перераспределение функций. Несмотря на нехватку финансирования, Министерство здравоохранения финансирует Российскую академию наук, научно-исследовательские центры, медицинские учебные учреждения.

Следующий уровень управления здравоохранением в Российской Федерации – это региональный. На данном уровне управление осуществляется на уровне субъектов Федерации. Субъекты обеспечивают выполнение государственных программ. Именно на региональном уровне осуществляется управление больницами, специализированными медицинскими учреждениями (туберкулезные, психиатрические учреждения).

На местном уровне управления здравоохранением существует определенная сложность, связанная с тем, что местные власти не отвечают перед региональными, но обязаны исполнять указы Министерства здравоохранения. К местному уровню относятся лечебные и специализированные учреждения городского подчинения.

Следует также сказать, что система здравоохранения в России имеет сложную структуру и представлена следующими частями, которые успешно сосуществуют – это государственная система, муниципальная система и частная система.

Государственная система здравоохранения представлена Министерством здравоохранения Российской Федерации и министерствами здравоохранения субъектов, Российская академия медицинских наук. Различные лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия, находящиеся в собственности государства также включены в государственную систему здравоохранения. Все элементы государственной системы здравоохранения осуществляют планирование и реализацию государственной политики, государственных и образовательных программ.

Муниципальная система состоит из органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических и научно-исследовательских учреждений и фармацевтических предприятий, находящихся в собственности муниципалитета. В соответствии с законом об основах охраны здоровья граждан, муниципальные органы здравоохранения отвечают за развитие здравоохранения, за доступность медицинской помощи, за санитарно-гигиеническое образование граждан. Также муниципальные органы здравоохранения контролируют качество медицинской помощи, лекарственных препаратов.

Помимо государственной и муниципальной систем здравоохранения существует частная система здравоохранения. К ней относятся лечебные, профилактические и аптечные учреждения, находящиеся в частной собственности. Однако деятельность таких учреждений должна подчиняться законодательству Российской Федерации в области здравоохранения, а также нормативно-правовым актам субъектов Федерации [2].

Таким образом, государственная политика в сфере здравоохранения представляет собой совокупность целенаправленных действий, планируемых и реализуемых органами государственной власти. Государственная политика в сфере здравоохранения обязательна для всех уровней управления, а именно, для федерального, регионального и местного. Государственной политике в области охраны здоровья граждан подчиняются также государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения Российской Федерации.

Перейдем к анализу непосредственно государственной политики Российской Федерации в области здравоохранения.

Управление здравоохранением имеет несколько основополагающих принципов, например, соблюдение прав человека в области здравоохранения, обеспечение максимальной доступности медицинской помощи, гарантированность социальной защиты граждан в случае утраты или повреждения здоровья.

Основной задачей государственной политики в области здравоохранения является создание условий, позволяющих обеспечивать медицинскую помощь, санитарно-профилактическое просвещение, профилактику заболеваний. Конечной целью здравоохранения является снижение смертности, повышение средней продолжительности жизни, улучшение ситуации по заболеваемости, в том числе хроническими болезнями.

Регулярно для развития системы здравоохранения создаются государственные или национальные программы. Например, Национальный проект «Здоровье», принятый в 2006 году. При внедрении этой программы ставилась задача комплексного улучшения системы здравоохранения с учетом возможностей для последующей модернизации. Данный национальный проект, реализуемый на всей территории страны, провозглашал необходимость обеспечения приоритета первичной медицинской помощи, развитие профилактики и повышение санитарно-гигиенической грамотности населения, внедрение и расширение использования высоких технологий, в том числе и находящихся в стадии апробации, в сфере здравоохранения.

Считается, что снижение отрицательного прироста населения, увеличение средней продолжительности жизни являются заслугами реализации именно этого приоритетного проекта. Подробные статистические данные об улучшении демографических показателей в Российской Федерации представлены в приложении.

Помимо улучшения демографических показателей Национальный проект «Здоровье» способствовал также тому, что вырос уровень использования высоких технологий в медицине, открылись новые перинатальные центры, современные медицинские учреждения, увеличились суммы материнского капитала и детских пособий. Кроме того, были выделены средства на программы по развитию донорства и увеличение финансирования служб крови.

После Национального проекта «Здоровье» были приняты новые проекты, предусматривающие развитие системы здравоохранения в России, например, «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» и «Сохранение и укрепление здоровья населения, развитие здравоохранения».

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», вступивший в силу с 2011 года, должен усовершенствовать систему медицинского страхования. Так система обязательного медицинского страхования стала централизованной и четко структурированной, теперь регионы обязаны оплачивать получение медицинских услуг неработающими гражданами. Данные нововведения имеют целью свободное использование полиса обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации. Кроме того, человек, обладающий полисом обязательного медицинского страхования, может обратиться в любое медицинское учреждение. Это создает конкуренцию между лечебными учреждениями за пациентов, как следствие, способствует повышению качества оказываемых медицинских услуг и дает возможность больницам заработать.

Обязательное медицинское страхование гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи, в официально определенном объеме. С введение федерального закона определились полномочия и правовой статус фондов обязательного медицинского страхования и страховых организаций.

В связи с тем, что застрахованному человеку медицинская помощь предоставляется бесплатно, ежегодно создаются Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Такая программа содержит виды, условия, объем медицинской помощи, предоставляемой бесплатно, предусматривает критерии, определяющие качество и доступность медицинских услуг для населения.

На основе Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи субъекты Российской Федерации определяют те критерии качества и доступности медицинских услуг, которые должны быть достигнуты к завершению действия данной Программы. При оценке этих критериев оценивается степень эффективности реализации государственной политики.

Стратегия развития, рассчитанная до 2020 года, предполагает повышение доступности и эффективности медицинской помощи. В период до 2020 года в Российской Федерации должно быть усовершенствовано законодательство, прямо и косвенно затрагивающее сферу здравоохранения. Должны быть проведены мероприятия, направленные на улучшение ситуации в здравоохранении. Необходимо также учитывать стратегию развития здравоохранения при расчете бюджетов, как федерального, так и региональных. При этом для реализации задач в сфере оказания медицинских услуг необходимо найти внебюджетные источники финансирования. Для повышения эффективности реализации государственной политики и целевых программ должен проводиться постоянный мониторинг как самих процессов, происходящих в здравоохранении, так и их результатов. В соответствии с полученными данными должны производиться корректировка общего курса политики в области здравоохранения или внедрение дополнительных мероприятий. Поощрение научных исследований в области здравоохранения также способно оказать положительное влияние на ситуации в медицине. Такие исследования могут выявить новые способы лечения пациентов или новые препараты, которые стабилизируют ситуацию, связанную с заболеваниями, и улучшат демографические показатели.

Итогами стратегии, рассчитанной до 2020 года, должны стать уменьшение числа летальных исходов в условиях лечебного учреждения, снижение общего уровня смертности, повышение качества и доступности медицинских услуг, оказываемых населению [5].

Естественно, что любые мероприятия, связанные с проводимой в области здравоохранения политикой, требуют крупного финансирования. В Российской Федерации финансирование здравоохранения осуществляется из бюджета, рассчитанного Министерством финансов. Однако этого финансирования недостаточно для полноценной деятельности Министерства здравоохранения, в связи с чем постоянно приходится искать дополнительные источники финансирования. К дополнительным источникам финансирования системы здравоохранения можно отнести средства, принадлежащие фондам страхования, финансы, выделяемые предприятиями, а также доходы, полученные с ценных бумаг.

В настоящее время стал достаточно актуальным вопрос о целостности всей системы здравоохранения. Для достижения требуемого уровня интеграции необходимо обеспечить единство планирования в сфере здравоохранения, а также разработать единые стандарты, применяемые на всей территории Российской Федерации [10].

Помимо стратегии развития, рассчитанной до 2020 года, существует также программа мероприятий, направленных на модернизацию системы здравоохранения и повышения степени ее эффективности. К числу таких мероприятий относятся, например, внедрение целевых программ, способствующих формированию здорового образа жизни граждан. В последнее время широко распространённой стала практика всеобщей диспансеризации населения, которая способствует раннему выявлению или предупреждению заболевания.

Одним из социально-значимых направлений политик в области здравоохранения является профилактика ВИЧ-инфекции. В связи с этим был открыт Интернет-портал для вопросов, связанных с профилактикой ВИЧ/СПИДа. Существует также горячая линия по вопросам, возникающим в отношении ВИЧ-инфекции и СПИДа. Проводится распространение печатной продукции, содержащей информацию о данных заболеваниях, мерах профилактики и контактах, которыми можно воспользоваться в целях предупреждения заражения и предотвращения перехода ВИЧ-инфекции в СПИД.

Таким образом, государственная политика в области здравоохранения в Российской Федерации имеет множество задач, наиболее важными среди которых можно считать обеспечение всего населения достойной медицинской помощью, повышение степени доступности медицинских услуг на всей территории государства. Стратегической задачей государственной политики является улучшение демографических показателей.

Для достижения этих целей были разработаны многоплановые проекты, самым значимым из которых стал Национальный проект «Здоровье». В настоящее время в стране приступили к реализации стратегии развития до 2020 года.

Однако государственная политика в сфере здравоохранения сталкивается с множеством трудностей на пути реализации, особенно на местном уровне, - это и сохраняющаяся советская ментальность, и огромное количество бюрократических препятствий. Немаловажно также то, что существует большая доля неясности в отношении прав и обязанностей как чиновников сферы здравоохранения на разных уровнях, так и самих врачей. Все это является дополнительными условиями, которые необходимо учитывать при подготовке планов государственной политики в области здравоохранения в Российской Федерации.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу здравоохранения, на федеральном уровне являются Конституция Российской Федерации, федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

По Конституции Российской Федерации, каждому человеку с рождения даровано право на охрану здоровья и право на получение достойной медицинской помощи. По Конституции медицинские услуги оказываются бесплатно только в государственных и муниципальных учреждениях сферы здравоохранения. Работа этих учреждений финансируется за счет бюджетных поступлений, а также за счет страховых взносов.

Также Конституцией Российской Федерации предусмотрена возможность выделять средства для федеральных программ, нацеленных на охрану здоровья и на его укрепление.

Согласно Конституции, должны приниматься меры для развития как государственной и муниципальной систем здравоохранения, так и частной системы здравоохранения. Кроме того, деятельность и мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, поддерживаются государством. Также поддерживается государством развитие физической культуры и спорта. На территории Российской Федерации должно быть обеспечено санитарно-эпидемиологическое благополучие [1].

Таким образом, основные права граждан в области здравоохранения содержатся в Конституции Российской Федерации.

Следующий нормативно-правовой акт, введенный для осуществления регулирования сферы оказания медицинских услуг – это федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный федеральный закон вступил в силу с 1 января 2012 года, за исключение некоторых статей и положений, вступивших в действие позже.

В федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены правовые, экономические и административно-организационные основы охраны здоровья человека в Российской Федерации. Также в федеральном законе определены права и обязанности гражданина, медицинских учреждений и работников в области здравоохранения.

Закон провозглашает основные принципы, касающиеся охраны здоровья граждан:

  • При оказании медицинской помощи приоритет отдается интересам пациента.

  • Охрана здоровья детей носит приоритетный характер в Российской Федерации.

  • Государство обязуется обеспечить социальную защиту гражданам в случае утраты или повреждения здоровья.

  • Медицинская помощь должна быть качественной и доступной для всех граждан.

  • Отказ в предоставлении медицинской помощи человеку недопустим, подобный отказ влечет за собой негативные санкции.

  • Врачебная тайна должна быть соблюдена. При этом под врачебной тайной подразумеваются сведения, содержащие факт обращения в медицинское учреждение, диагноз пациента и иные данные, полученные и используемые в ходе медицинского обследования пациента и его последующего лечения.

В соответствии с законом, не допускается дискриминация граждан в сфере здравоохранения по расе, полу, возрасту, имеющимся заболеваниям и иным признакам. Кроме того, государством гарантирована защита от дискриминации, основанной на наличии каких-либо заболеваний.

В законе также определяются права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения.

В отношении прав и обязанностей граждан Российской Федерации в сфере здравоохранения закон содержит следующие положения. Как и в Конституции, прописано, что все имеют право на охрану здоровья. Реализация данного права обеспечивается путем экологической безопасности, охраны окружающей среды. Немаловажны безопасные и благоприятные условия труда и отдыха. Продукты питания и лекарственные препараты должны быть надлежащего качества. Должна быть обеспечена доступность медицинской помощи и лекарственных препаратов. Также каждый вправе получить медицинскую помощь бесплатно и в гарантированном объеме. Медицинские услуги, находящиеся вне пределов гарантированного государством бесплатного медицинского обслуживания, могут быть получены за плату. Гражданин вправе самостоятельно выбрать врача или медицинское учреждение.

В федеральном законе также определены права отдельных групп и категорий граждан (например, военнослужащих или работников, занятых на отдельных видах работ), касающиеся сферы предоставления медицинских услуг.

Однако закон определяет не только права, но и обязанности граждан, касающиеся их здоровья. Так граждане обязаны заботиться о своем здоровье, проходить медицинские осмотры. Кроме того, граждане, имеющие опасные для окружающих заболевания, обязаны проходить лечение и проводить профилактику заболеваний. Граждане, которые уже проходят лечение, должны соблюдать режим лечения и правила поведения в медицинских учреждениях.

Закон содержит положения, определяющие пути реализации охраны здоровья. Должны проводиться мероприятия, связанные с недопущением возникновения и распространения заболеваний. Необходимы установленные единые стандарты оказания медицинских услуг. Санитарно-эпидемиологическое благополучие должно быть обеспечено всему населению страны. Отдельные категории граждан должны быть обеспечены необходимыми лекарствами и специализированными изделиями.

В Российской Федерации существует запрет эвтаназии, то есть запрещено содействие смерти пациента, даже по его просьбе. При этом к запрету эвтаназии относится также отключение аппаратов, искусственным образом поддерживающих жизнь.

Кроме того, данный федеральный закон содержит положения, касающиеся вопросов донорства и пересадки органов и тканей человека, охраны материнства, детства, воспроизводства населения [2].

Еще одним основополагающим законом является федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Он закрепляет общеобязательность медицинского страхования, регулирует взаимодействие субъектов медицинского страхования, то есть застрахованных граждан, страхователей и федерального фонда страхования, и участников страхования, которыми являются территориальные фонды и страховые медицинские организации. В законе разграничены полномочия Российской Федерации и полномочия субъектов Российской Федерации в области обязательного медицинского страхования. Закон определяет права и обязанности, которыми обладают субъекты страхования и участники страхования.

В соответствии с федеральным законом, фонд обязательного медицинского страхования формируется из страховых взносов, средств бюджетов различных уровней и иных источников.

Существуют базовая и территориальная программы обязательного медицинского страхования. Базовая программа содержит перечень услуг, которые должны оказываться населению бесплатно на всей территории Российской Федерации. Но регионы могут расширять этот перечень, в таком случае все услуги, которые в определенном регионе будут оказываться бесплатно в дополнение к федеральному перечню, входят в территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Персонифицированный учет, проводимый в сфере обязательного медицинского страхования, обеспечивает права граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь, в размере, определенном законодательством, и соответствующую стандартам оказания медицинской помощи. При помощи персонифицированного учета производится контроль за расходом средств, направленных в сферу медицинского страхования. Также при разработке программ медицинского страхования используются данные персонифицированного учета, они помогают определить наиболее проблемные вопросы оказания бесплатной медицинской помощи и выявить потребности населения в сфере оказания медицинских услуг [3].

Таким образом, на федеральном уровне сферу здравоохранения регулируют в основном Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Законодательство в области здравоохранения в Свердловской области опирается на базу федерального законодательства. Но существуют также дополнительные нормативно-правовые акты, уточняющие политику, проводимую в области здравоохранения в Свердловской области.

Одним из таких нормативно-правовых актов является Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области «Об утверждении методических рекомендаций по разработке показателей эффективности деятельности работников в государственных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Свердловской области и муниципальных учреждениях здравоохранения города Екатеринбурга». В соответствии с приказом, определяются размеры стимулирующих выплат работникам здравоохранения в Свердловской области, полномочия Комиссии, утвержденной приказом учреждения. Также указаны факторы, показатели по которым определяют эффективность деятельности и размеры стимулирующих выплат.

Территориальная программа оказания бесплатной медицинской помощи в свердловской области утверждена Постановлением Правительства Свердловской области «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов». Программа определяет список медицинских услуг, которые в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Свердловской области предоставляются гражданам бесплатно. Также определена территориальная программа обязательного медицинского страхования Свердловской области. Территориальная программа определяет объем и качество предоставляемых населению медицинских услуг. Кроме того, Программа содержит порядок и условия оказания бесплатной медицинской помощи. Так медицинская помощь может быть оказана вне медицинского учреждения, амбулаторно, в дневном стационаре или в стационарных условиях. Программа содержит положения, касающиеся предоставления медицинских услуг отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Программе определен порядок снабжения пациентов лекарственными препаратами, донорской кровью и иными медицинскими изделиями [6].

Правительство Свердловской области приняло Постановление «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года». В рамках программы развития утвержден ряд целей, например, увеличить продолжительность жизни, обеспечить доступ всего населения к медицинским услугам, повысить качество паллиативной помощи, обеспечить конституционные права граждан в сфере здравоохранения. Для достижения этих целей перед системой здравоохранения Свердловской области ставится ряд задач: совершенствование системы профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни, совершенствование оказания специализированной и скорой медицинской помощи, обеспечение системы здравоохранения Свердловской области квалифицированными кадрами[8].

Полномочия, функции, права, обязанности Министерства здравоохранения, а также его структура определены Постановлением Правительства Свердловской области «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области». Основными полномочиями Министерства здравоохранения Свердловской области являются проведение государственной политики в Свердловской области, принятие нормативно-правовых актов регионального значения, обеспечение бесплатных медицинских услуг на территории Свердловской области, стандартизация медицинской помощи, реализация программ государственных гарантий Российской Федерации на территории Свердловской области [7].

В настоящее время также принят закон «Об охране здоровья граждан в Свердловской области». Этот закон содержит все основные принципы охраны здоровья, которые заложены в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Закон определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения в Свердловской области. Политику в сфере охраны здоровья в Свердловской области осуществляют Законодательное Собрание Свердловской области, губернатор, Правительство и Министерство здравоохранения Свердловской области. В свою очередь, органы местного самоуправления Свердловской области обязаны обеспечить условия для получения населением медицинской помощи. Органы местного самоуправления организуют информирование населения области о распространении заболеваний, мерах профилактики и возможности получения медицинской помощи. Также они организуют санитарно-гигиеническое просвещение населения, пропаганду донорства и здорового образа жизни. Закон содержит также положения, касающиеся осуществления обеспечения государственных учреждений в сфере здравоохранения бесплатными лекарствами, медицинскими изделиями, донорской кровью. В законе определены меры, направленные на социальную поддержку отдельных категорий граждан, доноров, медицинских работников и иных работников, занятых в сфере здравоохранения в Свердловской области [9].

Таким образом, законодательная база Свердловской области опирается на федеральное законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения. Но в дополнение к федеральному законодательству в Свердловской области существует ряд документов, направленных на регулирование оказания медицинской помощи населению. Также принят закон «Об охране здоровья граждан в Свердловской области».

Рассмотрим, как реализуется государственная политика в сфере оказания медицинских услуг населению в Свердловской области.

Как следует из предыдущей главы, все нормативно-правовые акты, принимаемые в Свердловской области для регулирования сферы медицинских услуг, опираются на федеральное законодательство в данной сфере. Все издаваемые законы, постановления и указы направлены на то, чтобы достичь наилучших результатов реализации государственной политики в регионе.

К настоящему времени можно рассматривать изменения, произошедшие до 2013 года включительно. За это время были реализованы многие региональные программы, которые осуществлялись в рамках государственных программ в сфере здравоохранения. Политика Свердловской области в сфере здравоохранения считается успешной. Так, например, за период 2013 года были значительно улучшены важные целевые показатели. Эти показатели были определены Указом Президента Российской Федерации. В первую очередь эти показатели касались смертности от различных заболеваний, и задачами, ставящимися перед региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, были разработка мер, направленных на снижение смертности от указанных заболеваний, проведение соответствующих мероприятий и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих данные вопросы, а также разработка Стратегий развития на несколько лет вперед [4]. Перед Министерством здравоохранения Свердловской области были поставлены определенные цифры по каждому показателю, эти цифры были заложены в планы реализации политики в сфере здравоохранения в Свердловской области. По некоторым показателям, таким как смертность от болезней системы кровообращения, смертность от туберкулёза, были достигнуты значительные результаты. Более подробную информацию по этим целевым показателям, достигнутым в Свердловской области, можно найти в приложениях.

Таким образом, судя по целевым показателям, государственная политика в сфере здравоохранения в Свердловской области реализуется к настоящему времени достаточно успешно.

Кроме того, в течение 2011-2013 годов на территории Свердловской области реализовывалась федеральная программа модернизации системы здравоохранения. Согласно данным регионального министерства здравоохранения, на реализацию данной программы было выделено почти 19 миллиардов рублей из бюджетов различным уровней, а также из фонда обязательного медицинского страхования. Эти средства в основном были нужны для улучшение материально-технического обеспечения деятельности учреждений системы здравоохранения. В итоге во многих лечебных учреждениях были проведены капитальные ремонты, были также построены новые больницы и поликлиники, область закупила современную и высокотехнологичную технику, например томографы и ангиографы (аппараты для рентгенологического исследования системы кровообращения). Новое оборудование позволит улучшить качество диагностики, при его помощи возможно выявить патологические изменения на ранних стадиях. Это наилучшим образом скажется на постановке диагноза, а затем и на назначении и проведении лечения. Как следствие, есть возможность снизить на этом фоне смертность среди населения от различных заболеваний.

За последние три года в Свердловской области также были введены стандарты оказания медицинской помощи населению. Эти стандарты основываются на федеральных стандартах медицинских услуг, оказываемых населению. С одной стороны, это позволило улучшить качество медицинской помощи. С другой стороны, это достаточно негативно сказалось на работниках системы здравоохранения: проверки, осуществляемые фондом обязательного медицинского страхования и страховыми организациями, наказывают не только за малейшее отклонение от стандарта, но и за те исследования, которые, по их мнению, при данном состоянии здоровья пациента не требовались. Однако такие проверки могут расширить представление о полной картине состояния человека и диагностировать у него сопутствующие заболевания. Складывается ощущение, что при модернизации системы здравоохранения интересы работников медицинских учреждений вообще не учитываются. Это влияет на отсутствие у них мотивации к качественному выполнению своих обязанностей. Но, что еще хуже, многие специалисты уходят из медицины просто потому, что ощущают слишком сильное давление со стороны контролирующих организаций, не видят результатов своей работы и не получают достойную заработную плату. Уход работников системы здравоохранения усугубляет итак достаточно серьезную проблему нехватки кадров в государственных лечебных учреждениях.

Часть средств, выделенных на модернизацию системы здравоохранения в Свердловской области, пошла на повышение информатизации здравоохранения. Большинство больниц и поликлиник оснастили компьютерами, что значительно уменьшило количество бумажной работы, а значит, сэкономило время врачей и медсестер.

Однако даже масштабное использование дополнительных финансовых ресурсов не может решить в столь короткой перспективе все проблемы, которые накопились в системе здравоохранения. Даже в тех вопросах, которые возможно решить при помощи финансовых ресурсов, возникают проблемы.

Нередки ситуации, когда медицинские учреждения закупают технику, но впоследствии она не используется. Это происходит по многим причинам. Например, учреждению здравоохранения не хватает денег на установку оборудования, так как перед установкой необходимо проложить дополнительные коммуникации, что ощутимо ударит по бюджету медицинского учреждения. Или другая ситуация, когда нет квалифицированных работников, которые могут использовать это оборудование. В большинстве таких случаев не привлекаются новые, специально подготовленные кадры, а лечебное учреждение решает, что проще и дешевле пользоваться старым оборудованием.

Даже информатизация породила множество проблем в учреждения системы здравоохранения. Несмотря на то, что компьютеризация прошла успешно, есть медицинские работники, которые не умеют пользоваться компьютерами, особенно это выражено в сельской местности. На недостаточном уровне работает и программное обеспечение: программы записи, регистрации пациентов, учета их анализов и исследований дают сбои. Нередко данные оказываются потерянными безвозвратно, что провоцирует медицинских работников использовать компьютеры в минимальной степени.

На недостаточном уровне осуществляется обеспечение медицинских учреждений лекарственными препаратами. В последнее время больницы испытывают достаточно острую нехватку лекарств. При этом врачи не имеют права предложить пациенту купить на собственные средства качественные препараты. Вместо этого пациент получает более слабые бесплатные аналоги. Зачастую именно от этого зависит низкая эффективность проведенного стационарного лечения.

Еще одна острая проблема системы здравоохранения – это оказание достойной паллиативной помощи. Существует огромное число бюрократических барьеров, которые не позволяют вовремя получать обезболивающие для неизлечимо больных пациентов, страдающих от болей. Нередко такие препараты даже не назначаются. Ярким примером событий, связанных с проблемами, с которыми сталкиваются тяжелобольные люди, нуждающиеся в наркотических обезболивающих, может служить самоубийство контр-адмирала ВМФ в отставке В.М. Апанасенко. Контр-адмирал был неизлечимо болен раком поджелудочной железы, ему были прописаны наркотические обезболивающие. С их получением у семьи регулярно возникали проблемы, другие же обезболивающие не помогали. Когда семья В.М. Апанасенко не смогла получить очередную дозу лекарств, потому что не хватало одной подписи, контр-адмирал не выдержал и застрелился. Этот случай принудил провести ряд расследований, но к значимому результату они так и не привели. В настоящее время существует положение, согласно которому районный онколог может самолично назначить пациенту препараты, но на практике эта возможность не реализуется. Вышестоящие чиновники, работники системы здравоохранения не спешат передавать свои полномочия. А у врачей отсутствует понимание, что они могут делать, а что нет, так как не проводятся по этим вопросам курсы или иные занятия, разъясняющие новые законодательные нормы в системе здравоохранения. В Свердловской области также никаких значимых изменений в отношении паллиативной помощи и назначении и отпуске обезболивающих не произошло.

Таким образом, ряд проблем, существующих в системе здравоохранения, как всей Российской Федерации, так и конкретно в Свердловской области, решается достаточно успешно путем адекватного управления в отношении вопросов, напрямую связанных с этими проблемами. Иные проблемы находятся в стадии решения, но пока значимых изменений не происходит, но работа в этих направлениях продолжается. Но есть такие проблемы, которые не решаются, или же они возникают уже после решения проблем предыдущего уровня, как в случае с информатизацией и обеспечением новейшим оборудованием.

Государственная политика, реализуемая в Свердловской области, достаточно эффективна в отдельных сферах здравоохранения. Но не все принимаемые меры эффективны.

Практически все изменения, которые происходят в системе здравоохранения, касаются пациентов. В отношении работников здравоохранения происходит только изменение заработной платы. Однако существующий уровень оплаты труда медицинских работников не стимулирует их к качественному выполнению своей работы. Это негативно сказывается на качестве медицинских услуг, оказываемых населению. В Свердловской области для стимулирования медицинских работников и в первую очередь врачей можно было бы повысить заработную плату. В последнее время много говорится о повышении заработной платы медицинских работникам, приводятся цифры средних зарплат. Так как эти цифры достаточно высокие, то у многих складывается непонимание, чем же еще недовольны работники системы здравоохранения. Однако зачастую приводимые цифры средних зарплат намного выше реальных. Медицинские работники едва ли не в 1,5-2 раза получают меньше, чем официально оглашается в прессе.

Кроме того, достойная заработная плата решила бы проблему нехватки квалифицированных кадров. Молодежь не идет в медицинские образовательные учреждения, так как не видит в последующей профессии возможность заработать. Нехваткой врачей объясняется и тот факт, что в сельской местности в большинстве работают не врачи, а фельдшеры. Но даже их не хватает, один фельдшер оказывается на несколько сотен, а то и тысяч человек.

В Свердловской области заработную плату работников системы здравоохранения можно было бы повысить, использую дополнительные ресурсы территориального фонда обязательного медицинского страхования, отчисления крупных промышленных и торговых предприятий.

Еще одну немаловажную проблему, а именно, постоянные проверки со стороны контролирующих организаций и зачастую необоснованные штрафные санкции для врачей, можно было бы решить путем уменьшения количества наказаний за несущественные ошибки. Ведь зачастую с врачей снимают деньги не за ошибочное назначение лекарств и неверный диагноз, а за ошибки в оформлении истории болезни и выписки пациента. В итоге врачи не столько занимаются лечением пациента, сколько проверяют и перепроверяют истории болезни своих пациентов. Причем все истории ведутся в государственных и муниципальных учреждениях в бумажном формате, что отнимает огромное количество времени. Таким образом, уменьшение давления на врачей со стороны контролирующих организаций и медицинских страховых компаний позволило бы врачам проявлять больше лечебной инициативы в отношении пациентов, а также заниматься ведением больных, а не бесконечным заполнением историй болезни. Территориальный фонд медицинского страхования в Свердловской области мог бы уменьшить штрафные санкции в отношении врачей за несущественные ошибки в лечебной тактике. Некоторые ошибки, такие как ошибки при заполнении истории болезни пациента, несвоевременная сдача истории болезни в архив, могли бы быть вообще исключены из списка того, за что следует наказание. Иначе врачи чувствуют себя незащищено, они уязвимы перед фондами обязательного медицинского страхования и страховыми организациями. Причем наказывают врачей, вычитая деньги из заработной платы, которая у работников системы здравоохранения итак маленькая.

Следующая проблема в рамках системы здравоохранения – это неиспользование новейшего высокотехнологичного оборудования. Нередко оборудование, уже полностью готовое к использованию, простаивает, так как к нему не хватает комплектующих, расходных средств. Или же у имеющего в лечебном учреждении персонала недостаточна квалификация для использования высокотехнологичного оборудования. А чаще бывает еще проще: медицинских работников просто не научили пользоваться закупленным оборудованием, и они, боясь сломать дорогостоящую технику, ей не пользуются. Решить эту проблему достаточно просто: нужно проводить для медицинских работников обучающие семинары, курсы, на которых они смогут научиться использовать новую технику для диагностики заболеваний и их последующего лечения. Это значительно повысит точность постановки диагноза, а также обеспечит своевременное и адекватное лечение.

Кроме того, такие обучающие занятия для работников сферы оказания медицинских услуг можно было бы проводить не только по новому оборудованию, но также и по изменениям в нормативно-правовых актах, которые напрямую влияют на деятельность людей в рамках системы здравоохранения. Это позволило бы врачам быстрыми темпами внедрять изменения в свою практику. В свою очередь, если изменения, происходящие в законодательной базе системы здравоохранения, будут быстро доводиться до медицинских работников и повсеместно ими использоваться, это повысит уровень оказания медицинской помощи, уменьшит количество бюрократических барьеров и в целом благоприятно скажется на работе врачей и на помощи, которую будут получать пациенты.

В Свердловской области такие обучающие курсы и семинары можно было бы проводить на базе Уральской государственной медицинской академии, а также при поддержке Министерства здравоохранения Свердловской области. Нередко в больницах существуют постоянно действующие семинары. На подобных семинарах в рамках отдельных лечебных учреждений также можно было бы доводить до сведения врачей изменения, затрагивающие их деятельность в отношении постановки диагноза, обследовании пациента, назначении и реализации лечения.

Еще одна проблема существует в здравоохранении Свердловской области: на 1 врача приходится слишком много пациентов, особенно это выражено в сельской местности, где один врач, а чаще фельдшер, является единственным медицинским работником на несколько населенных пунктов. Несмотря на то, что к 2011 году на тысячу человек число врачей выросло до 45. Для сравнения, в 1980 году на тысячу человек, проживавших в Свердловской области, приходилось чуть больше 30 врачей [14]. При таком малом числе врачей естественно на низком уровне остается качество оказываемой ими медицинской помощи. Врачи не знаю не своих пациентов, им некогда интересоваться динамикой здоровья пациентов, закрепленных за ними. Для того чтобы уменьшить напряженность по этому вопросу, необходимо, как было сказано выше, увеличить заработную плату работникам здравоохранения, уменьшить давление на врачей, но также необходимо привлекать молодых специалистов, обеспечить требуемым количеством медицинских работников сельскую местность. Нередко в настоящее время реализуются программы, которые позволяют врачам, приезжающим в сельскую местность, купить жилье при помощи специальных условий. Но этого недостаточно, так как уровень зарплат все равно остается низким. Необходимо повысить престиж профессии медицинского работника. Для этого нужно проводить агитацию среди школьников, организовывать рекламные кампании по повышению престижа данной профессии. Кроме того, необходимо расширить социальный пакет медицинских работников: предоставить их детям места в детских садах, обеспечить отдых в санаториях и профилакториях, предоставить также доступное медицинское обслуживание. Все эти мероприятия поднимут статус медицинского работника в глаза общества, а, следовательно, молодые люди будут в большем количестве поступать в медицинские учебные учреждения и в дальнейшем работать по специальности.

Наконец, еще одна проблема в Свердловской области - это нехватка лекарственных препаратов в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Конечно, нужно в большем количестве поставлять лекарства в больницы, но бюджет Министерства здравоохранения Свердловской области итак испытывает серьезные нагрузки. Существует еще один путь решения этой проблемы: пациенты сами могли бы покупать препараты, которые на данный момент отсутствуют в лечебном учреждении, но они имеют больший эффект при использовании, чем имеющиеся аналоги. Но врачам запрещено предлагать пациентам самим покупать себе лекарства, за такое нарушение врачу грозит серьезное наказание от выговора и штрафа вплоть до увольнения. Но ведь если врач предложит приобрести в любой аптеке нужный препарат, но не будет требовать этого от пациента, то приобретение все равно останется свободным выбором человека. Если люди начнут сами покупать лекарства, которые имеют большую результативность, то это, во-первых, увеличит прибыль фармацевтических предприятий, а, следовательно, стимулирует производство лекарств, во-вторых, повысит эффективность лечения в стационарных условиях.

Таким образом, ряд мер, таких как повышение заработной платы медицинских работников, уменьшение давления на них со стороны контролирующих организаций, проведение обучающих курсов и семинаров по использованию нового оборудования, по изменениям, которые происходят в нормативно-правовой базе системы здравоохранения, привлечение молодых специалистов, повышение престижа профессии, позволил бы значительно увеличить качество медицинских услуг, поставляемых населению Свердловской области.

В последнее время достаточно много внимания уделяется проблемам системы здравоохранения Российской Федерации. Это связано с тем, что без мощной, хорошо организованной и правильно функционирующей системы оказания медицинских услуг населению развитие всей страны невозможно. Слабая, неразвитая сфера здравоохранения влечет демографические, социальные проблемы. Именно поэтому государство проводит свою политику в области здравоохранения.

Государственная политика является совокупностью целенаправленных действий, разрабатываемых и претворяемых в жизнь органами государственной власти при непосредственном участии институтов гражданского общества. Целями и задачами государственной политики в области здравоохранения в Российской Федерации на данный момент являются определение существующих проблем, постановка и достижение стратегических целей, которые определяют развитие государства и общества. Модернизация здравоохранения, повышение качества медицинских услуг, предоставляемых населению, обеспечение их доступности на всей территории Российской Федерации становятся приоритетными направлениями деятельности государства в сфере здравоохранения.

Управление здравоохранением в Российской Федерации разделено на несколько уровне, а именно, федеральный, региональный и местный. При этом государственной политике обязаны подчиняться все уровни управления. Также государственной политике в области здравоохранения должны следовать государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, существующие в Российской Федерации.

Вся государственная политика в сфере охраны здоровья граждан имеет ряд основополагающих принципов, например, соблюдение прав человека в области здравоохранения, обеспечение максимальной доступности медицинской помощи, гарантированность социальной защиты граждан в случае утраты или повреждения здоровья.

Одной из основных задач государственной политики в области здравоохранения является создание условий, позволяющих обеспечивать медицинскую помощь, санитарно-профилактическое просвещение, профилактику заболеваний. Конечной целью здравоохранения является снижение смертности, повышение средней продолжительности жизни, улучшение ситуации по заболеваемости, в том числе хроническими болезнями.

Стратегической задачей государственной политики является улучшение демографических показателей.

Для достижения этих целей были разработаны многоплановые проекты, самым значимым из которых стал Национальный проект «Здоровье». В настоящее время в стране приступили к реализации стратегии развития до 2020 года.

Основные положения государственной политики в сфере оказания медицинской помощи заложены в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в стандартах оказания медицинской помощи, а также «Стратегии-2020».

Однако государственная политика в сфере здравоохранения сталкивается с множеством трудностей на пути реализации - это и сохраняющаяся советская ментальность, и огромное количество бюрократических препятствий. Немаловажно также то, что существует большая доля неясности в отношении прав и обязанностей как чиновников сферы здравоохранения на разных уровнях, так и самих врачей. Все это является дополнительными условиями, которые необходимо учитывать при подготовке планов государственной политики в области здравоохранения в Российской Федерации.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу здравоохранения, на федеральном уровне являются Конституция Российской Федерации, федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Законодательство в области здравоохранения в Свердловской области опирается на базу федерального законодательства. Но существуют также дополнительные нормативно-правовые акты, уточняющие политику, проводимую в области здравоохранения в Свердловской области, например, Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области «Об утверждении методических рекомендаций по разработке показателей эффективности деятельности работников в государственных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Свердловской области и муниципальных учреждениях здравоохранения города Екатеринбурга», Постановление Правительства Свердловской области «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов», Постановление «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года». Также основополагающим является Закон Свердловской области «Об охране здоровья граждан в Свердловской области».

Полномочия, функции, права, обязанности Министерства здравоохранения, а также его структура определены Постановлением Правительства Свердловской области «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области».

Государственная политика, реализуемая на основе этих нормативно-правовых актов, судя по целевым показателям, реализуется к настоящему времени достаточно успешно. В течение 2011-2013 годов на территории Свердловской области реализовывалась федеральная программа модернизации системы здравоохранения. За последние три года в Свердловской области также были введены стандарты оказания медицинской помощи населению. Эти стандарты основываются на федеральных стандартах медицинских услуг, оказываемых населению.

Ряд проблем, существующих в системе здравоохранения, как всей Российской Федерации, так и конкретно в Свердловской области, решается достаточно успешно путем адекватного управления в отношении вопросов, напрямую связанных с этими проблемами. Иные проблемы находятся в стадии решения, но пока значимых изменений не происходит, но работа в этих направлениях продолжается. Но есть такие проблемы, которые не решаются, или же они возникают уже после решения проблем предыдущего уровня, как в случае с информатизацией и обеспечением новейшим оборудованием.

Государственная политика, реализуемая в Свердловской области, достаточно эффективна в отдельных сферах здравоохранения. Но не все принимаемые меры эффективны.

Для повышения эффективности проводимой в Свердловской области политики в сфере здравоохранения можно было бы стимулировать качественное выполнение медицинскими работниками своих обязанностей путем повешения заработной платы. Уменьшение давления на них со стороны контролирующих организаций привело бы к большей степени проявления врачебной инициативе, что улучшило бы эффективность лечения пациентов. Для ознакомления медицинских работников с новым оборудованием, изменениями, происходящими в системе здравоохранения, можно проводить обучающие курсы и семинары. Это ускорит внедрение новшеств во врачебную практику и, как следствие, повысит качество медицинских услуг, оказываемых населению. Необходимо постоянно привлекать молодых специалистов в сферу здравоохранения, этого можно добиться не только повышением зарплаты и предоставление социального пакета, а также материальной помощи и жилья тем врачам, которые будут работать в сельской местности, но и путем повышения авторитета профессии.

Все эти меры позволили бы повысить эффективность реализации государственной политики в области здравоохранения в Свердловской области. Благодаря подобным мерам улучшилось бы качество медицинских услуг, предоставляемых населению, была бы обеспечена их доступность на территории всей области. Таким образом, были бы решены поставленные перед проводимой политикой цели и задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010. – 48 с.

  2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» : [Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 г. : Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г.]. URL: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html.

  3. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». [Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 г. : одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г.]. URL: http://www.rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html.

  4. Указ Президента Российской Федерации №598 от 7 мая 2012 года URL: http://www.kremlin.ru/acts/15234.

  5. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. URL: http://strategy2020.rian.ru/.

  6. Постановление Правительства Свердловской области «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов». [Принято 24 декабря 2013г.] URL: http://www.pravo.gov66.ru/537/

  7. Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области». [Принято 4 мая 2010г.]. URL: http://docs.cntd.ru/document/895254442

  8. Постановление «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года». [Принято 21 октября 2013г.]. URL: http://www.tfoms.e-burg.ru/upload/iblock/76d/post_2013.10.21_1267-pp.pdf.

  9. Закон Свердловской области «Об охране здоровья граждан в Свердловской области». [Принят Законодательным Собранием Свердловской области 13 ноября 2012 г.]. URL: http://www.rg.ru/2012/11/27/sverdlovsk-zakon91-reg-dok.html.

  10. Шевский В.И. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения / В.И. Шевский, И.М. Шейман // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 24-47.

  11. Торопушина Е.Е. Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий. / Е.Е. Торопушина // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 2. С. 171-180.

  12. Григорьева Н.С. Health reform in Russia: current policy and management. / Н.С. Григорьева // Государственное управление. Электронный вестник. 2012.№ 30.

  13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

  14. ПроДокторов URL: http://prodoctorov.ru/sverdlovskaya-oblast/

Просмотров работы: 8777