РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Каракулов Д.Ю. 1, Касьянова Т.И. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подходя к изучению реализации государственной политики в сфере образования, важно отметить, что этот вопрос является одним из самых приоритетных направлений во внутренней политике любого государства. В настоящее время образование стремится занять лидирующее место среди факторов развития человечества.

Что же в настоящее время понимается под термином «образование»? Существует несколько взглядов, отражающих суть этого термина. Наиболее часто встречается мнение, что образование является потребностью человека, институтом, важнейшей функцией государства и т.д. Прежде всего, образование рассматривается как духовная потребность человека, реализация которой состоит в познании себя и окружающего мира. Образование как социальный институт охватывает все возрастные группы. По мере своего взросления индивид продвигается по образовательным этапам. Современное образование включает в себя следующие уровни: дошкольное образование, школьное образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, непрофессиональное образование и самообразование. Все уровни и подгруппы образовательной структуры взаимосвязаны и выполняют разные социальные задачи.

Согласно Статье 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Образование должно воспитывать в человеке стремление к саморазвитию и преобразованию собственной личности. В современной литературе выделяются следующие основные задачи образования:

1) осуществление социализации, формирование у субъектов социокультурных ценностей, воспитание навыков адекватного приспособления к существующим социальным условиям;

2) развитие общества на основе всестороннего развития самого субъекта, способного самостоятельно усваивать и преобразовывать социокультурные формы и ценности.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2]. Достижение какого-либо образовательного уровня должно подтверждаться соответствующим документом.

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на образование» [1]. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

1) провозглашение области образования приоритетной.

2) образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

3) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

4) общее образование является обязательным.

5) гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости;

6) ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

7) граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

8) государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

9) Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

10) в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

11) проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

12) организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

13) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются [2].

Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

Субъекты РФ имеют право осуществлять региональные программы развития образования с учетом особенностей субъектов (национальных, экономических, социальных, культурных и других), направленные на улучшение образования, повышение эффективности использования региональных образовательных ресурсов и удовлетворение потребностей населения в сфере образовательных услуг.

Государство заинтересовано в образованных людях, т.к. только тот человек, который обладает необходимым багажом знаний, сможет принести реальную пользу своей Родине в той или иной деятельности. Образованные люди, являясь профессионалами своего дела, станут опорой государства в проведении различных политических, социальных и экономических реформ.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Минобрнауки России было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации № 314. Ливанов Дмитрий Викторович – министр образования и науки РФ. Деятельность Министерства направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации - главной составляющей устойчивого и динамичного развития России.

Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.

К целям Министерства относятся:

  1. обеспечение доступного качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

  2. обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования.

  3. создание условий для активного включения детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества.

  4. создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.

  5. создание условий для активизации инновационной деятельности [3].

В ведении Минобрнауки России находятся федеральные службы и агентства, которые занимаются вопросами молодежной политики (Росмолодёжь), науки и инноваций (Роснаука), интеллектуальной собственности (Роспатент), надзора в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

В Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы «Развитие образование» на 2013-2020 годы, ответственным исполнителем программы назначается Минобрнауки России. В программе развития подчеркивается необходимость повышения качества российского образования в связи с меняющимися запросами населения, перспективами развития общества и экономики, а также необходимость повышения эффективности реализации молодежной политики. В результате проведения программы ожидается внедрение новых механизмов оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях.

Однако политика в области образования сталкивается с большим количеством проблем, одна из них – это недоверие со стороны общества. Реформы образования, проводимые Минобрнауки России, встречают все большее недовольство среди общества. Однако, как ни отрицательно относится общество к реформам образования, без реформирования не будет происходить поиск оптимальной системы образования и ее реализация. Это объясняется тем, что система образования не успевает за переменами в общественном и технологическом аспектах. Необходимость реформы образования актуальна как никогда.

Министерство образования и науки Российской Федерации как реализатор государственной политики в сфере образования выполняет важные и ответственные функции. В зависимости от того, как будет воплощаться в жизнь государственная политика, напрямую зависит будущее страны.

В настоящее время российская система образования сохраняет высокий потенциал развития по многим направлениям, что подтверждается изменением многих ее тенденций в лучшую сторону. Однако за последние годы в системе образования сформировался ряд проблем. Многие из них возникли в результате мировых процессов (переход некоторого количества стран в постиндустриальное состояние). Некоторые проблемы напрямую связаны с внутренними особенностями развития страны (недостаточная проработанность нормативно-правовой базы, недооценка значения и влияния системы образования на развитие экономической сферы России).

Для наиболее эффективного развития российской системы образования с учетом внутренних в внешних рисков необходимо анализировать риски, влияющие на стратегические направления и эффективность модернизации системы образования в едином ключе с национальной экономикой.

Реализация государственной политики на федеральном уровне основывается на Конституции, федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации является основным нормативно-правовым актом России. Статья 43 Конституции РФ является основной статьей, в которой закреплено право каждого гражданина на образование. Статья 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и профессионального образования, также каждый гражданин имеет право бесплатное получение высшего образования, но уже на конкурсной основе. Статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности законом, а также гарантирует свободу различных видов творчества и преподавания [1].

Следующим основным нормативно-правовым актом является Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», состоящем из 15 глав, устанавливается основная идея, цели и предмет регулирования настоящего закона, основные принципы государственной политики и правового регулирования, определяются полномочия органов государственной власти в сфере образования, круг лиц, на которых распространяется федеральный закон. Согласно закону основными задачами правового регулирования в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов России уполномочены разрабатывать и реализовывать государственные программы образования; создавать, реорганизовывать и ликвидировать образовательные организации; предоставлять услуги в сфере дополнительного образования.

Основными государственными программами Российской Федерации, в которых изложены принципы государственной стратегии в сфере образования на 2013-2020 годы, являются программа «Развитие науки и технологий» и программа «Развитие образования». Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы определяет тенденцию развития науки и технологий в России. Программа нацелена на формирование конкурентного сектора исследований и обеспечение технологической модернизации российской экономики. В качестве результатов программы к 2020 году ожидается вхождение России в число стран, лидирующих в области патентной активности; увеличение применения научных исследований на практике и наращивание международного сотрудничества в научной сфере в интересах формирования современной технологической базы.

Целями государственной программы России «Развитие образования» являются: обеспечение высоким уровнем образовательных услуг, повышение эффективности молодежной политики в интересах социального развития страны. Главными ожидаемыми результатами программы являются: повышение удовлетворенности качеством образования у населения, повышение эффективности использования финансовых ресурсов, повышение привлекательности педагогической профессии, повышение эффективности молодежной политики в стране.

Государственные программы в сфере образования имеют важное функциональное значение, т.к. от качества их выполнения и реализации зависит потенциал развития сфер общества и государства в целом.

В указе от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Президент России постановляет обеспечить разработку и реализацию мер в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки. Согласно указу к 2018 году необходимо увеличить финансирование государственных научных фондов до 25 млрд. рублей. Это значит, что у российского научного сообщества появится мощнейший стимул к практической деятельности, что послужит толчком к развитию экономических и общественных сфер деятельности государства.

В указе Президента Российской Федерации № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» в целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности утверждается ряд приоритетных направлений развития науки. Согласно указу приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в России признаны: безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. Все вышеперечисленные направления необходимы для дальнейшего развития страны, стоит отметить, что они несут в себе огромный потенциал. Специфика указов Президента состоит в том, что они могут издаваться по любому вопросу обеспечения образовательной политики.

Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим реализацию государственной политики в сфере образования и представляющим собой совокупность требований, обязательных при реализации государственных программ, является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). ФГОС призван обеспечивать единое образовательное пространство и преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Нормативные акты, принимаемые Правительством РФ в виде постановлений или распоряжений, должны соответствовать указам Президента Российской Федерации и законодательству в целом. Правительство как главный федеральный орган исполнительной власти принимает решения по вопросам, связанным с реализацией федеральных законов в сфере образования. Правительство РФ определяет порядок применения мер социальной защиты участников образовательных отношений, присвоения ученых степеней и званий, размеры и порядок оплаты труда работникам образовательных учреждений и др.

Нормативно-правовые акты в сфере образования принимаются при строгом соответствии с действующими федеральными законами, законами ее субъекта Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. На таком уровне правового регулирования могут приниматься нормы, закрепляющие, например, республиканские, региональные нормативы финансирования образования, дополнительные к федеральным льготы обучающимся и работникам образовательных учреждений, дополнительные к федеральным требования к образовательным учреждениям в части норм и санитарных правил и по другим вопросам.

Стоит отметить, что нормативно-правовые акты, регулирующие реализацию государственной политики в сфере образования на федеральном уровне, достаточно глубоко проработаны и отвечают современным требованиям. Однако необходимо усилить деятельность по контролю за реализацией федеральных законов, актов Президента РФ и государственных программ. Также необходимо расширить государственную и федеральную поддержку, закрепленную нормативно-правовыми актами, для учреждений дошкольного и дополнительного образования, т.к. эти сферы образования имеют важное значение для развития личности и заинтересованности в дальнейшей образовательной деятельности.

Региональное законодательство, регулирующее реализацию государственной политики в сфере образования (законодательство субъектов РФ), как и федеральное, характеризуется множественностью и разнообразием видов нормативно-правовых актов. В процессе анализа нормативно-правовой базы нами были выделены следующие основные группы региональных законов и подзаконных актов:

1) региональные законы, регулирующие реализацию государственной политики в сфере образования, в основу которых субъектами Российской Федерации положен федеральный Закон об образовании (Закон Свердловской области «Об образовании»);

2) законы субъекта Российской Федерации, касающиеся общих вопросов образовательной деятельности, регулирование которых на федеральном уровне, по мнению регионального законодателя, явно недостаточно для успешного ее осуществления;

3) законы, которые регулируют экономические взаимоотношения между субъектами и объектами в образовательной деятельности;

4) законы, регулирующие отношения работников образовательных учреждений (трудовые, социальные и др.);

5) нормативно-правовые акты, осуществляющие реализацию государственной политики в области образования в сферах, смежных с образовательной.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» является основным нормативно-правовым актом в сфере реализации государственной политики в сфере образования, обладает высшей юридической силой (после Конституции РФ). В законе регламентируются требования для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации. Кроме того, этот закон играет роль своего рода «ориентира», на котором основываются остальные законодательные акты. Статья 8 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разграничивает полномочия между федеральными и региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Таким образом, федеральный закон разграничивает полномочия и ответственность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования; регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации; вводит общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией имеют право принимать законы и иные нормативно-правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. При этом важно подчеркнуть, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Основным нормативно-правовым актом, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере образования на территории Свердловской области, является Закон «Об образовании в Свердловской области». Статьи данного закона основываются на федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Закон «Об образовании в Свердловской области» регулирует отношения, возникающие на территории Свердловской области в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование [4]. Взаимоотношения в сфере образования на территории Свердловской области устанавливаются и регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, другими нормативно-правовыми актами РФ, Уставом Свердловской области, настоящим Законом и другими законами Свердловской области. Стоит отметить, что согласно Закону «Об образовании в Свердловской области» региональные органы исполнительной власти Свердловской области наделены достаточными компетенциями и полномочиями в сфере реализации государственной программы в сфере образования. Региональные органы имеют право самостоятельно устанавливать формы проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся, организовывать предоставление общего и дополнительного образования в образовательных учреждениях и др.

Основная функция региональной системы образования - обеспечение законодательной основы в сфере для правового регулирования образовательных правоотношений, вытекающих непосредственно из конституционного права человека на образование.

Несмотря на разработанность и глубину федерального и регионального законодательств в сфере образования современной системе законодательства в сфере образования свойственны громоздкость и противоречивость, что усложняет процесс реализации самой программы. Кроме того, современная законодательная система российского образования содержит ряд норм, которые регламентированы в нормативно-правовых актах, но не реализуются на практике. На основании этого можно утверждать, что полноценная реализация права граждан на образование в России не обеспечена, хотя с юридической стороны таких ограничений не существует.

На сегодняшний день проблема необходимости совершенствования системы законодательства об образовании стоит крайне остро. В первую очередь нужно уделить внимание проблемам, решение которых увеличило бы значимость законодательных норм, необходимо устранить противоречивость некоторых нормативных правовых актов. Необходимо перейти к тщательной разработке общего законодательного акта, включающего в себе правовое регулирование и реализацию отношений в сфере образования на всех уровнях.

Министерство общего и профессионального образования (далее - министерство) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере образования на территории Свердловской области, обеспечивающим реализацию и соблюдение законодательства Российской Федерации и Свердловской области в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, дополнительного образования в рамках своих полномочий, а также осуществляющим полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации [5]. Возглавляет Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Иванович Биктуганов. Министр назначается и освобождается от должности Губернатором Свердловской области. В обязанности министра входит руководство Министерством и несение личной ответственности за выполнение задач, возложенных на Министерство.

В процессе осуществления своей деятельности Министерство общего и профессионального образования Свердловской области основывается на следующих нормативно-правовых актах: Конституции РФ, Уставе Свердловской области, федеральных и областных законах, указах и распоряжениях Президента РФ и Губернатора Свердловской области, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ и Правительства Свердловской области.

В процессе анализа нами были выделены следующие основные полномочия Министерства:

1) осуществление постоянного анализа и мониторинга системы образования на уровне Свердловской области;

2) реализация программы по предоставлению общего образования в образовательных учреждениях Свердловской области;

3) предоставление ежегодного доклада о состоянии системы образования в Свердловской области;

4) реализация программы по предоставлению профессионального обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья;

5) обеспечение гарантий со стороны государства на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях на муниципальном уровне;

6) разработка и реализация государственных программ в сфере образования на территории Свердловской области.

Согласно российскому законодательству в сфере образования Министерство общего и профессионального образования Свердловской области осуществляет следующие полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) Министерство осуществляет государственный контроль в сфере образования за деятельностью учреждений и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и образовательную деятельность на территории Свердловской области;

2) Министерство выдает лицензии на право заниматься образовательной деятельностью организациям, которые планируют осуществлять образовательную деятельность на территории Свердловской области;

3) Министерство осуществляет государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Свердловской области;

4) Министерство подтверждает документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях, ученых званиях.

Стоит отметить, что Министерство общего и профессионального образования Свердловской области не занимается вопросами высшего профессионального образования, т.к. данная компетенция находится в рамках деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Согласно докладу о результатах и основных направлениях деятельности Министерства общего на 2013-2015 годы для обеспечения последовательной реализации государственной образовательной политики по развитию потенциала системы образования Свердловской области определились следующие стратегические цели:

1) обеспечение гарантий на общедоступность и бесплатность ступеней образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования);

2) обеспечение гарантий на получение профессионального образования;

3) обеспечение поддержки, укрепления и безопасности здоровья детей и работников образовательных учреждений Свердловской области при организации оздоровительных кампаний;

4) организация государственной поддержки в сфере образования на территории Свердловской области.

Министерство выполняет свои функции в полном объеме, однако в процессе реализации программы в сфере образования сталкивается с рядом проблем: несогласованность с другими государственными органами власти, коррумпированность, отсутствие осознания ответственности на местах. В связи с приоритетностью программы образования необходимо продолжить работу по усовершенствованию деятельности Министерства общего и профессионального образования Свердловской области путем введения новых нормативно-правовых актов, устанавливающих ужесточение ответственности за халатность и получение (дачу) взяток.

Управление образования администрации города Екатеринбурга является основным органом, осуществляющим проведение образовательной политики на территории города. Цель деятельности Управления образования - реализация прав граждан на получение общедоступного и качественного образования, обеспечение эффективного функционирования и развитие образовательной сферы города.

В соответствии с вышеуказанной целью Управление образования осуществляет следующие задачи:

1) обеспечение необходимых условий для осуществления уставной деятельности образовательными учреждениями города [6].

2) разработка и реализация комплексных программ и проектов, направленных на развитие системы общего образования города.

3) реализация на территории Екатеринбурга прав граждан на получение общедоступного и качественного образования, которое соответствует современных критериям, в муниципальных образовательных учреждениях.

4) защита прав и свобод несовершеннолетних граждан, сирот и детей, детей с физическими и психическими недостатками.

5) обеспечение социальных прав, предусмотренных законом, работников образования.

6) взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями города по вопросам развития образовательной системы города.

7) взаимодействие районных органов управления образования по вопросам реализации образовательных программ.

На Управление образования возложены приоритетные задачи по реализации политики сфере образования на муниципальном уровне. Население не сможет ощущать реальную деятельность государственных органов в сфере образования в полном объеме, если на муниципальном уровне программа образования осуществляется не должным образом.

Управлению образования города Екатеринбурга необходимо расширить и сделать более доступными услуги дошкольного и дополнительного образования, т.к. такие направления несут в себе большой потенциал для дальнейшего развития человеческого капитала.

Проведя анализ практической деятельности региональных органов власти по реализации политики в сфере образования, мы пришли к выводу, что региональным и муниципальным органам необходимо проводить политику, направленную на развитие доступных, качественных, современных, разносторонних образовательных услуг в пределах своих компетенций, также необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую образовательную сферу.

Полученные выводы говорят о том, что процесс образования играет важнейшую роль и является неотъемлемой частью жизни любого человека. Процесс образования (получение новых знаний в той или иной области), длится в течение всей жизни индивида.

Согласно Конституции Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной, т.к. именно степень образованности населения определяет дальнейшую перспективу развития государства. Государство в свою очередь регулирует образовательную сферу различными нормативно-правовыми актами, в которых закреплены права граждан на общедоступность, качество и свободу предоставляемых образовательных услуг.

В процессе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию государственной политики в сфере образования, мы пришли к выводу, что федеральное, региональное и муниципальное законодательства основываются на общих принципах и методах осуществления образовательной политики, но при этом имеют свои характерные различия.

Реализация государственной политики в сфере образования сталкивается с рядом проблем и барьеров, снижающих качество осуществления политики в сфере образования. Основные проблемы, выявленные нами в процессе анализа, следующие: противоречивость нормативно-правовых актов, несогласованность действий государственных органов власти, коррумпированность государственных служащих и ответственных лиц, неравномерное распределение высших учебных заведений на территории Российской Федерации, «шаблонность» среднего образования, недостаточное внимание к дошкольному и дополнительному образованию.

На наш взгляд, для решения вышеперечисленных проблем необходимо: усовершенствовать нормативно-правовую базу в области образования, ужесточить ответственность государственных служащих в пределах компетенции за реализацию программ, обеспечить дополнительным субсидированием дошкольное и дополнительное образование, дополнительно контролировать деятельность высших учебных заведений в плане качества предоставления образовательных услуг.

Образование в Российской Федерации имеет большой потенциал развития, государству необходимо поддерживать и контролировать реализацию политики в сфере образования на различных уровнях.

Список литературы:

1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изменениями от 14.10.2005, 12.07.2006, 30.12.2006, 21.07.2007, 30.12.2008). – текст и справочные материалы. – М.: Эксмо. 2009. 64 с.

2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/

3) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/20925134/

4) Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М., 2011-2014. URL: http://www.минобрнауки.рф/. (Дата обращения 01.05.2014).

5) Министерство общего и профессионального образования Свердловской области: [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2011-2014. URL: http://www.minobraz.ru/. (Дата обращения 01.05.2014).

6) Управление образования Администрации Екатеринбурга: [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2014. URL: http://www.eduekb.ru/. (Дата обращения 17.05.2014).

Просмотров работы: 20704