АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Ефремова В.М. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С момента открытия в ΧIΧ веке Марией Кюри радиоактивности началось исследование последствий воздействия радиоактивных лучей на организм человека. С изобретением ядерного реактора и атомной промышленности остро встал вопрос о введении государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности населения.

Проблема эффективности деятельности субъектов РФ в сфере реализации радиационной безопасности сегодня является актуальной, особенно для тех регионов и городов, где ведущей отраслью промышленности является атомная индустрия. Ретроспективный анализ показал, что прежние подходы по осуществлению защиты населения от воздействия радиации неэффективны в силу устаревания методов. Это является главной причиной, по которой Российская Федерация и другие государства пытаются найти новые способы и технологии для изменения ситуации, проводят собственную политику, разрабатывают стратегии и концепции.

Несмотря на то, что атомная промышленность начала свое развитие в 50-60-х годах ΧΧ столетия, частые аварии техногенного характера, приводящие к выбросу радиации в атмосферу, доказали, что эта проблема остается плохо исследованной и до сих пор не найдены качественные методы по обеспечению радиационной безопасности населения.

При анализе состояния научной разработанности данной проблемы становится ясно, что в современной литературе отсутствуют труды, которые охватывали бы весь спектр возможных видов радиации и включали бы полный набор способов по осуществлению защиты. Но в последнее время отмечается увеличение интереса по данному вопросу из-за острой необходимости обеспечения радиационной безопасности. Наиболее полно ситуация отражена в диссертации и научных публикациях члена Российской Академии Естествознания Макаровой Ирины Сакибжановны.[3]

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    1. Основные задачи органов, обеспечивающих радиационную безопасность

Государство действительно должно заниматься разработкой и проведением мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, так как радиация смертельно опасна. В зависимости от степени облучения человека, она может вызывать различные генетические изменения последующих поколений, индуцировать раковые заболевания и вызывать серьезнейшие повреждения тканей.

Радиация и ее воздействие – отнюдь не новое явление. На протяжении 20 миллиардов лет во Вселенной существует радиоактивность, так как самым незамысловатым ее источником являются солнечные лучи.[8]Каждый человек, живущий на земле, непрерывно подвергается облучению, которое составляют:

  1. природное облучение (более 70% коллективной дозы населения Российской Федерации);

  2. медицинское облучение, дающее около 30% дозы;

  3. техногенное облучение за счет эксплуатации радиационных объектов;

  4. облучение в результате загрязнения территорий.

Два последних вида облучения в сумме составляют менее 1%. Данные подсчеты являются усредненным значением, индивидуальные дозы отдельного жителя Российской Федерации могут разительно отличаться от них.

В этой связи обеспечение радиационной безопасности населения требует разумного ограничения облучения людей от названных выше четырех источников радиации. Наличие природных источников радиации является причиной невозможности полного исключения облучения человека. Единственное, что может сделать субъект или, в данном случае, государство – ограничить вредное воздействие от эксплуатации атомных станций и радиационных объектов.

Источник облучения, вокруг которого уже в течение долгого времени ведутся интенсивные споры – это атомные электростанции. В настоящий момент на территории России функционируют 10 атомных электростанций, еще 6 станций находятся в разработке или на стадии строительства. Суммарное облучение населения от деятельности всех атомных электростанций незначительно, но риск возможных аварий на реакторах этих станций достаточно велик.

Во время работы промышленных предприятий в атмосферу попадают радиоактивные вещества.[4] Чем дальше человек живет от АЭС, тем меньшую дозу он получает. Но некоторые станции расположены в непосредственной близости с населенными пунктам, в большинстве, достаточно крупными. Жители этих городов сильнее подвержены влиянию радионуклидов, распространяющихся в этой среде.

Максимальный вред здоровью и жизни человека наносят различные аварии на атомных электростанциях. Это может быть и загрязнение водоемов радиационной водой, и утечка материалов, и пожары, и сбои систем.[5] При этом, если выяснять причины аварии, очень часто оказывается, что всему виной человеческий фактор – неосторожность сотрудников и несоблюдения правил и норм по обеспечению радиационной безопасности.

Оценка радиационной опасности и конкретные мероприятия в случае аварии на АЭС требуют особого рассмотрения. Разработка мероприятий на случай возможного выброса радиоактивных веществ в атмосферу в количествах, превышающих допустимые пределы, является сложной и на сегодняшний день актуальной задачей. Выбор оптимальных мероприятий для ликвидации последствий радиационной аварии зависит от характера аварии, количества и вида выброшенных нуклидов, географического положения станции, хозяйственного использования территории и т.д. Эффективность мероприятий зависит от их своевременности. На АЭС заблаговременно должен быть разработан план мероприятий по радиационной безопасности на случай аварии, а специализирующиеся на этом органы государственной власти должны вести контроль над осуществлением существующих мероприятий и соблюдением норм.

Государство должно осведомлять население, проживающее рядом с электростанциями, о существовании планов на случай аварии. План эвакуации должен иметь четкие и простые в выполнении инструкции. В случае аварии очень важно как можно быстрее известить население о случившемся и дать дополнительные инструкции по использованию средств индивидуальной и коллективной защиты организма для сохранения жизни и здоровья населения.

Принимая во внимание рекомендации МКРЗ и ВОЗ (1984) о мерах направленных на защиту населения при выбросе радиоактивных веществ во время аварии АЭС, а также в целях организации работы службы радиационной безопасности и проведения всех защитных мероприятий, целесообразно выделить три периода развития аварии:

- начальный этап – период угрозы выброса радиоактивных веществ в окружающую среду в первые часы после выброса;

- этап первичной ликвидации последствий аварии – период от первых суток до месяца, когда предположительно все возможные нуклиды уже выпали и осели на землю;

- этап проведения и завершения работ по ликвидации аварии.

Для каждого из этих этапов организации субъектов РФ по радиационной защите должны разработать ясные и максимально простые для выполнения в условиях чрезвычайной ситуации инструкции действий для населения и тех, кто будет осуществлять ликвидацию последствий аварии.

Поскольку именно доза определяет вероятность возможного вредного воздействия излучения на здоровье людей, приемлемый уровень радиационной безопасности обеспечивается разумными дозовыми ограничениями путем введения дозовых пределов для каждого из четырех обозначенных видов излучений, а на атомных электростанциях введен контроль над уровнем радиации.

Таким образом, именно сбалансированная система обязательных гигиенических нормативов, направленных на защиту здоровья людей от вредного воздействия ядерного и радиационного облучения, является базовой основой для обеспечения радиационной безопасности населения.

Проблемой радиационной безопасности в Российской Федерации занимаются по большей части два органа государственной исполнительной власти: Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

ФМБА России – федеральный орган исполнительной власти, находящийся под контролем Министерства здравоохранения России.

Согласно положению об основных направлениях деятельности ФМБА и подконтрольный ему Госсанэпиднадзор в сфере радиационной безопасности отвечают за:

- организацию и осуществление контроля за соблюдением обязательных требований российского законодательства в области атомной энергетики, надзор за обеспечением радиационной безопасности персонала отдельных промышленных предприятий страны;

- профилактику профессиональных заболеваний у работников атомной отрасли (промышленность и энергетика, атомное судостроение, утилизация ядерных отходов и прочее);

- предупреждение опасного влияния радиации на человека;

- организацию проведения мониторинга ситуации по уровню радиации на территориях;

- ликвидацию последствий радиационных аварий;

- проведение комплексных поверок подведомственных органов;

- законотворческую деятельность в области радиационной безопасности;

- организацию руководств и инструкций для подведомственных организаций в сфере радиационной безопасности.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Ростехнадзор также является органом исполнительной власти РФ. Данная федеральная служба занимается выработкой и реализацией государственной политики в сфере радиационной безопасности, выполняет функции по контролю и надзору в области проведения работ, связанных с использованием атомной энергии, обеспечивает безопасность использования, хранения и утилизации ядерных материалов.

Фактически, именно по работе двух данных органов исполнительной власти РФ можно судить об эффективности деятельности государства в сфере обеспечения радиационной безопасности.

  1.  
    1. Нормативно-правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

За последнее десятилетие в Российской Федерации создана и внедрена в практику нормативно-правовая база, обеспечивающая приемлемый уровень радиационной безопасности на территории страны, в основу которой положена система гигиенических нормативов, ограничивающих все основные виды облучения разумными пределами.[12]

В Российской Федерации радиационную безопасность регулируют:

- Федеральный закон №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

- Федеральный закон №170 –ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

- Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ – 99/2010);

- Нормы радиационной безопасности (НРБ – 99/2009);

- Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных станций (ПРБ АС-99).

Все эти законы, нормы и правила основаны на достижениях российской и мировой науки и соответствуют принятым в настоящее время международным рекомендациям.

Главным Федеральным законом РФ, определяющим основы обеспечения радиационной безопасности, является Федеральный закон №3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", подписанный 9 января 1996 года первым президентом РФ Б.Н. Ельциным.

Согласно данному нормативно-правовому акту, существует несколько принципов обеспечения радиационной безопасности:

- принцип нормирования максимально возможной дозы облучения;

- принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности в сфере ядерной энергии и излучения, которые наносят вред здоровью человека, в большей степени, чем естественные источники;

- принцип оптимизации, который нацелен на поддержание доз облучения максимально небольшими, учитывая социальные и экономические факторы.

Также в статье 3 ФЗ рассмотрены принципы поведения при радиационной аварии, которые говорят о том, чтобы ликвидация аварии приносила больше пользы, чем вреда, и деятельность по ликвидации способствовала снижению доз облучения максимально.

В законе приведен перечень мероприятий, который поможет уберечь людей, в том числе работников промышленных предприятий, от вредного воздействия излучений. Данные мероприятия должны обеспечиваться органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, организациями и отдельными гражданами и включают в себя:

- проведение комплекса мер санитарно-гигиенического, медицинского, организационного характера;

- осуществление надзора за исполнением мер по обеспечению радиационной безопасности;

- своевременное информирование население об уровне радиационной безопасности и о возможных угрозах;

- обучение населения вопросaм обеспечения радиационной безопасности, включающее правила поведения при аварии.

Данный государственный акт содержит в себе полномочия Российской Федерации и ее субъектов по обеспечению радиационной безопасности. Обратимся к полномочиям субъектов РФ, которые прописаны в статье 6 данного закона.

Органы субъектов РФ должны:

- разрабатывать нормативно-правовые акты в соответствии с данным законом на территории субъекта;

- разрабатывать и реализовывать федеральные программы по обеспечению мер по защите населения от воздействия вредных излучений;

- организовывать контроль за уровнем радиации на территории субъекта;

- проводить оперативные мероприятия при возникновении угрозы аварии;

- обеспечивать условия для реализации прав граждан в области радиационной безопасности;

- в случае аварии участвовать в ликвидации ее последствий.

Государственное управление по вопросу обеспечения радиационной безопасности осуществляет Правительство РФ, которое разрабатывает и реализует различные федеральные программы.

Согласно Федеральному закону, уполномоченное лицо должно совершать должный надзор за соблюдением правил и мер по обеспечению радиационной безопасности. Также надзор должен осуществляться на производственных предприятиях особыми организациями или общественными объединениями.

Данный Федеральный закон можно считать инструкцией к действию при возможной аварийной ситуации, наравне с этим он предполагает социальные выплаты и помощь гражданам, понесшим моральный или материальный вред из-за радиационной аварии.

В нормативно-правовом акте, обеспечивающем радиационную безопасность, содержатся статьи о правах и обязанностях граждан, в том числе: право на безопасность, право на получение информации, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью под влиянием ионизирующего излучения. Предусмотрена ответственность за невыполнение мер по защите здоровья и жизни населения от радиационного влияния.

Если обратиться к Конституции Российской Федерации, то в главе 2, статье 41 также содержится право гражданина на санитарно-эидемиологическое благополучие, права на благоприятную окружающую среду и получение информации о ней в статье 42.[1]

Таким образом, обеспечение радиационной безопасности в Российской Федерации находится в ведении и государства, и субъектов РФ. Существующие нормативно-правовые акты регулируют данную проблему на федеральном и муниципальном уровнях, а также стремятся повысить эффективность органов государственной власти в области обеспечения радиационной безопасности.

  1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    1. Развитие решений данной проблемы и целевые программы

Действующая система обеспечения радиационной безопасности на территории Российской Федерации показала достаточно высокую эффективность, надежно обеспечивает приемлемый уровень радиационной безопасности населения и, по мнению Геннадия Онищенко, не нуждается в коренной перестройке.[10] Об этом свидетельствуют данные, полученные в рамках ежегодной радиационно-гигиенической паспортизации, проводимой Министерством здравоохранения, свидетельствует об этом. Хотя в ряде регионов Российской Федерации имеются серьезные проблемы с обеспечением радиационной безопасности населения, но благодаря существующей системе обеспечения защиты населения от воздействия радиации ни в одном из субъектов РФ это не является основным фактором вредного воздействия на здоровье граждан.

В данной области за последние годы было разработано два плана мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, один из которых был рассчитан на период с 2004 по 2010 годы, а второй был утвержден Президентом РФ в 2012 и рассчитан на дальнейшую перспективу, вплоть до 2025 года. Также в связи с распоряжением Правительства РФ была разработана Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

В 2004 году государство основной миссией ставило «последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижение до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения». В план мероприятий входило: совершенствование надзора над государственным управлением в области обеспечения радиационной безопасности, совершенствование нормативно-правового регулирования данной проблемы, усиление защиты на объектах, использующих ядерную энергетику и ионизирующие излучения, совершенствование средств физической защиты, интенсификация работ по утилизации ядерных материалов, реабилитация территорий РФ с неблагоприятной радиационной обстановкой.

Исходя из этих целей, государственные органы начали свою работу по обеспечению радиационной безопасности. Был разработан Федеральный закон «О техническом регулировании», касающийся деятельности в области использования атомной энергии. Были внесены изменения в акт об учете и контроле за радиоактивными веществами и их отходами; внесены предложения об изменении организации контроля за радиационной обстановкой на территории РФ, об изменении учета потенциально опасных объектов; разработана Федеральная целевая программа.

Главной целью новой стратегии, как и ранее, осталось улучшение эффективности работы государственных органов субъектов РФ в области обеспечения радиационной безопасности.

В направлениях на улучшение все также стоят вопросы об улучшении превозки ядерных материалов и ликвидации радиационных материалов и отходов. Появились новые подходы по кадровому обеспечению всех видов работ, касающихся радиационного воздействия, так как многие аварии происходят из-за человеческого фактора, государство начало свою политику в направлении улучшения способов предупреждения о состоянии уровня радиации, о чрезвычайных ситуациях. Субъекты РФ продолжают работу в направлении улучшения нормативно-правовой базы и международного сотрудничества по улучшению радиационной безопасности населения.

Федеральная целевая программа (ФЦП) по радиационной безопасности призвана помочь Правительству РФ в следовании плану стратегии развития.[13]

ФЦП была разделена на два этапа, которые включают в себя:

- строительство и реконструкцию инфраструктуры по обращению с отработавшими радиоактивными отходами;

- проведение неотложных работ по обеспечению радиационной и атомной безопасности на остановленных объектах на территории РФ;- создание научно-методической базы по обращению с отработавшим ядерным топливом; - создание и совершенствование систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности.

За 2012 год от субъектов РФ на реализацию ФЦП было выделено практически 100% запланированного бюджета, а степень достижения главной цели составила 39,6% (по данным Отчета по безопасности за 2012 год).

За время существование ФЦП уже было достигнуто несколько целей и завершены мероприятия по:

- созданию 1-й очереди системы общесплавной канализации с отводом очищенных вод ФГУП «ПО "Маяк"»;

- выведению из эксплуатации нескольких потенциально опасных объектов;

- интеграции территориальных АСКРО Мурманской и Архангельской области;

- сопряжению ведомственных систем Госкорпорации «Росатом» и Минпромторга с ЕГАСКРО;

- введению в эксплуатацию нескольких хранилищ для отработанных радиационных материалов.

Большую часть мероприятий ФЦП реализует Госкорпорация «Росатом», остальные участники: МЧС России, ФМБА, Ростехнадзор, Минпром, Минобрнауки и Морфлот.

Данные планы мероприятий и Федеральная целевая программа помогают проанализировать эффективность деятельности государственных органов власти и органов субъектов РФ в области обеспечения радиационной безопасности. С их помощью Правительство выделяет недоработанные и нерешенные проблемы в этой области. Следование прописанным планам и реализация прописанных мероприятий в будущем приведет к улучшению радиационной ситуации в отдельных регионах страны и практически минимизирует риски радиационного воздействия на жизнь и здоровье населения.

  1.  
    1. Эффективность радиационной политики в Челябинской области

Урал – промышленный район Российской Федерации, помимо горнодобывающих и лесных предприятий здесь сконцентрированы предприятия, занимающиеся атомной энергетикой.

Урал называют «особой болью» России, так как радиоэкологическая обстановка в ряде районов отнюдь неблагоприятна.[6] Доза радиации, в первую очередь, высока из-за естественных источников излучения. Уральские недра насыщены породами природных радионуклидов. Радиационный фон очень высок из-за урановых, радоновых, ториевых и других руд, которые содержатся не только в земле, но и в воде. (Как известно, на Урале много рек и озер, из которых в большинстве населенных пунктов люди получают водоснабжение.)

Во-вторых, Урал – территория с высокой концентрацией предприятий ядерного топливного цикла, исследовательских реакторов. На сегодняшний день функционирует 13 крупных предприятий, таких как: Белоярская АЭС, ПО «Маяк», Чепецкий механический завод, Уральский электрохимический комбинат, РФЯЦ-ВНИИТФ, Центральный полигон РФ, спецкомбинаты «Радон» и другие. Благодаря случавшимся аварийным чрезвычайным ситуациям, на территории Урала накоплено большое количество отходов, который также приводят к обострению необходимости в радиационной безопасности.

Наибольший вред территории Урала принесло производственное объединение «Маяк», находящееся на территории Озерска, Челябинской области.[7] С момента запуска первого реактора в 1949 году в реку Течу сбрасывались отходы, а в 1957 на предприятии произошла радиационная авария. В результате взрыва в атмосферу попало большое количество радиационных веществ, более 90% осело на территории предприятия, но оставшиеся вещества распространились по территории Урала и образовали Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС).[2] Более 100 тыс. га Челябинской и Свердловской областей были выведены из пользования. Была создана санитарно-охранная зона с особым режимом, в которую попали несколько озер, зараженными оказались река Теча и Караболка, более 43 населенных пунктов было отселено.

Жители Урала и сегодня продолжают «пожинать плоды» ужасной катастрофы. Выросло уже несколько поколений детей с серьезными отклонениями в развитии. На территории, прилегающей к ВУРСу, радиационный фон по-прежнему высок.

Данная катастрофа не была единственной, предприятие продолжает функционировать, и неоднократно случались происшествия, меньшие по масштабу, но не меньшие по значению.

Правительством Челябинской области была разработана и принята областная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» (ОЦП) и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области».

Программа, реализующаяся с 2011 по 2015 год, подразумевает своей целью реабилитацию территорий Челябинской области, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов в реку Теча, обеспечение благоприятных условий проживания населения на территории ВУРСа.

Данная ОЦП реализуется достаточно активно. Если рассматривать 2013 год, то за этот период было достигнуто следующее:

- завершение работ по строительству водоканалов;

- продолжение реконструкции дорог в поселках и деревнях, подвергшихся радиационному загрязнению;

- проведение различных мероприятий по радиационно-гигиенической паспортизации;

- проведение оздоровительных мероприятий для лиц, пострадавших от аварии, и для последующих поколений и другое.

В 2013 году на реализацию программы было выделено 128 421,4 тыс. рублей, из них из федерального бюджета – 13 959,1 тыс. рублей, а областного бюджета – 114 462,3 тыс. рублей (по данным Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области).

На территории России масштабную деятельность по работе с радиоактивными веществами проводит госкорпорация «Росатом». Госкорпорация обеспечивает проведение государственной политики в использовании атомной энергии, стабильное функционирование атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, ядерную и радиационную безопасность. В состав данной организации входит до 250 предприятий. Одно из них – Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина. Данный объект находится на территории закрытого города Снежинска Челябинской области. Из-за функционирования этого предприятия на территории муниципалитета также ведется своя радиационная политика, призванная защитить граждан, проживающих на его территории от возможных рисков.

На базе РФЯЦ-ВНИИТФ действует Центр проблем безопасности ядерной энергии, который, следуя Федеральному закону №3-ФЗ, стремится создать наиболее благоприятную радиационную обстановку.[11] Центр создан для организации и развития широкомасштабных проблем радиационной безопасности, нахождения поисков уменьшения риска. Задачами Центра являются:

- разработка транспортных упаковочных комплектов для ядерного топлива;

- исследования в области повышения безопасности эксплуатации ядерных установок;

- создание и совершенствование экспериментальной базы и методов исследований тяжелых аварий ядерных реакторов;

- участие в работах по нераспространению радиационного материала.

Городские власти и руководство института следуют всем нормам по обеспечению радиационной безопасности, ежегодно проводят измерения радиационного фона, контролируют деятельность градообразующего предприятия, что приводит к отсутствию серьезных нарушений в работе, сбоев или аварий.

По результатам радиационно-гигиенической паспортизации за 2012 г. радиационная обстановка на территории Челябинской области оставалась стабильной и оценивалась как удовлетворительная (из статистики, приведенной на официальном сайте Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области). Это говорит о том, что эффективность деятельности органов государственной власти РФ и, в данном случае, субъекта РФ в области обеспечения радиационной безопасности еще не максимальна. Но благодаря разработкам новых целевых программ, их реализации, качество жизни на периметре ВУРСа и на все территории Урала может значительно улучшиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общепризнано, что благополучие граждан Российской Федерации зависит от безопасности окружающей среды. Радиационная безопасность играет большую роль в общем состоянии здоровья людей.

Несмотря на естественные источники излучения, вред которых человек практически не может уменьшить, можно снизить до абсолютного минимума воздействие от техногенной радиации. Именно на это направлена государственная политика органов власти субъектов РФ.

Поскольку атомная промышленность – еще очень молодая отрасль, она исследована не до конца. Менее полувека человечество имеет представление о реальной опасности радиационного воздействия. Случившиеся катастрофы доказали всему миру, насколько ужасными могут быть последствия, поэтому все государства, в том числе и Россия, начали разрабатывать нормативно-правовую базу для обеспечения радиационной безопасности.

В Российской Федерации Правительством разработано несколько Федеральных законов, нормативов и правил, которые призваны снизить уровень воздействия радиации на организм. Контроль за исполнением данных мер осуществляют две организации – ФМБА и Ростехнадзор. Они осуществляют проверки предприятий, осмотры объектов, проводят конференции и прочее.

В последние годы политика Российской Федерации нацелена на достижение безопасности в области радиационного воздействия в равной мере, как и на другие серьезные проблемы [9]. Были разработаны планы мероприятий для реализации государственной политики в этой сфере, созданы специальные целевые программы, призванные обеспечить минимальный риск вредного воздействия, последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с атомными предприятиями. На реализацию данных направлений государство выделяет немалые деньги, в свободном доступе находится информация о том, как эти средства расходуются и насколько реализованы планы.

Но вопреки озабоченности государства данной проблемой, продолжают возникать новые, еще не изученные стороны радиационного излучения, которые ставят перед государством все новые и новые задачи. Так например, в ряде субъектов РФ радиационный фон продолжает оказываться слишком высоким, можно сказать, что деятельность органов государственной власти данных регионов неэффективна, что сказывается и на общей эффективности государства. Возможно, это обусловлено отсутствием квалифицированных специалистов в этой области или концентрацией их в одной точке. Например, на градообразующих предприятиях в маленьких закрытых городах. Государство должно проводить больше мероприятий (съездов, конференций, симпозиумов) с привлечением специалистов не только данного профиля, но и ученых из других областей науки для обмена знаниями, с целью усовершенствования и разработки современных способов осуществления защиты от радиационного воздействия.

Таким образом, проблема эффективности государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности остается актуальной со всеми её существующими и новыми проблемами, но хочется надеяться, что в будущем результативность будет повышена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2011. 32 с.

  2. Проблемы ядерного наследия и пути их решения. М.: 2013. 392 с.

  3. Макарова И.С. Радиационная безопасность: историко-методологические аспекты. Монография. М.: МНЭПУ, 2009. 256 с.

  4. Булдаков Л.А., Гусев Д.И.. Радиационная безопасность в ядерной энергетике. М.: Атомиздат, 1981. 336 с.

  5. Кириллов В.Ф. , В.А. Книжников, И.П. Коренков. Радиационная гигиена. М.: Медицина, 1988. – 336 с.

  6. Новоселов В.Н. Атомный след на Урале / В.Н. Новоселов, В.С. Толстиков. Челябинск: Рифей, 1997. – 238 с.

  7. Новоселов В.Н. Тайна «сороковки» / В.Н. Новоселов, В.С. Толстиков. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1995. – 320 с.

  8. Радиация. Дозы, эффекты, риски / Пер. с англ. Ю.А.Банникова. М.: Мир, 1998. – 79 с.

  9. Васильев А. Мы хотим помочь сделать ядерную энергетику безопаснее и экономичнее / А. Васильев // Совершенно открыто. 1995. №4. С. 20.

  10. Онищенко Г.Г. Радиационная безопасность населения и техническое регулирование/ Г.Г. Онищенко // Бюллетень по атомной энергетике. 2005. №4. С. 4-6.

  11. Российский Федеральный Ядерный Центр – Всероссийский НИИ технической физики им. академ. Е.И. Забабахина: научно-информационный обзор. Снежинск: РФЯЦ-ВНИИТФ, 2005. – 60 с.

  12. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Российская газета. Федеральный выпуск №3448

  13. Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» [Электронный ресурс]. http://www.fcp-radbez.ru / (дата обращения 29.04.14)

Просмотров работы: 2774