САНКЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

САНКЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ

Вяткин В.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Достаточно вспомнить проамериканскую речь В.В. Путина на Валдайском форуме нынешнего года. Вся иностранная пресса расценила речь, как «самый сильный выпад против Запада» с того момента, как российский лидер вступил в должность. На наш взгляд, очень важно обсуждать данную проблему сейчас, потому что каждому гражданину необходимо знать, с чем он сталкивается, ежедневно включая новостной канал. Противостояние стран Запада и России длится уже очень долгое время так, начиная с 1993 года по отношению, к отдельным гражданам, начали применяться различные санкции, а коммерческие – начали применятся с 1930-х годов. Нужно понимать, что происходит в мире, и каким образом оказывается воздействие на сознание граждан. Всё это необходимо для того, чтобы обезопасить себя и своё окружение. Важно видеть и осознавать, когда тобой манипулируют и с какой целью. Зачастую люди даже не подозревают, что на них оказывается воздействие откуда-то со стороны, и что вообще ведется тотальная «информационная война». Стоит учитывать, что в нынешний век, век информационных технологий и высокоразвитого общества, ведение открытых военных действий недопустимо. И государствам приходится прибегать к различным методам ведения информационного противоборства.

Таким образом, противоборствующим странам, приходится искать способы воздействия без вступления в открытый силовой конфликт, будь то пропаганда или дезинформирование граждан. Наиболее успешным, на сегодняшний день, методом является ведение политики санкций в отношении того государства, на которое, необходимо оказать влияние. Точнее, она считается чуть ли не единственным способом кардинально повлиять на деятельность того, или иного государства. Государство, в отношении которого применяются санкции вынуждено приспосабливаться к изменившейся обстановке. И при помощи такого «давления», страна, в отношении которой применяются санкции, будет вынуждена сменить методы ведения внутренней или внешней политики государства. И данная политика влечет за собой последствия для всех слоев населения.

Именно поэтому это одна из самых обсуждаемых тем во всём мире. Стоит отметить, что по настоящее время не удалось выявить полноценного источника аналитических данных по этой тематике. Скорее всего, никто не берется за данный труд в связи с неустойчивым положением дел в политической и финансовых сферах, и заниматься глубокой аналитикой не имеет смысла. Но процветает прогнозирование возможных исходов этого противостояния. Сегодня очень легко запутаться в разнообразии различных источников и мнений, которые прозвучали за последние полгода. Ведь каждый уважающий себя житель планеты Земля считает своим долгом высказать свое мнение по поводу взаимоотношений США, ЕС и России, и вообще ситуации относительно треугольника: США - Украина - Россия. Поэтому, к выбору литературы пришлось подходить весьма тщательно. Использовались слова исполнительного директора «Ассоциации розничной торговли» А. Карповой, для анализа последствий ответного товарного эмбарго. Также, приводятся высказывания В. Кононовой из Института комплексных стратегических исследований, и генерального директора Института аграрного маркетинга Е. Тюриной. Для более точного введения понятий использовались статьи из Большой Советской Энциклопедии, различные словари экономики и права. Для раскрытия термина «Информационная война» использовались труды А.В. Манойло

Объектом в данной работе выступают взаимоотношения между Российской Федерацией и Западом. Предметом являются санкции Запада применяемые относительно РФ на современном этапе. Целью данной работы является изучение санкций, как предмета ведения информационной войны и как полноценного оружия ведения информационной войны в современном обществе и последующее выявление степени эффективности данного метода, а также прогнозирование возможных исходов ведения такой политики. Задачами данной курсовой работы являются:

1) изучение сущности, структуры санкций и причины их введения;

2) определить основные методы ведения информационной войны при введении санкций;

3) рассмотреть санкции, примененные отдельными государствами по отношению к СССР;

4) проанализировать современный этап влияния санкций на отношения Запада и России.

1. Теоретические основания исследования ведения информационного противоборства при помощи санкций

1.1. Сущность, структура санкций и причины их введения

В данной главе мы выявим сущность, структуру и причины введения санкций. Существует несколько определений термина «санкция». Во - первых, санкция - это «государственно-предохранительная мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определённые неблагоприятные последствия; во - вторых, структурная часть правовой нормы, содержащая указание на возможные меры государственного воздействия на нарушителя данной нормы; в - третьих, это - юридическая гарантия достижения целей правового регулирования, предотвращения и искоренения правонарушений; акт прокурора, разрешающий принудительные меры в отношении лица, подозреваемого в преступлении (например, заключение под стражу, залог, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции)».

Далее, рассмотрим саму структуру санкций на примере Советского государства. В нём санкции устанавливали с целью воспитания у членов общества сознания необходимости соблюдения правовых предписаний, что побуждало их к определенному поведению. Это обеспечивало охрану правопорядка и соответствующее развитие общества.

В зависимости от характера мер воздействия на правонарушителя и применяющих их органов санкции, можно разделить на:

1) Уголовно - правовые, применяются только судом. Такие как: лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы;

2) Административно - правовые, которые применяются только милицией (нынешней полицией), органами народного контроля, либо государственными инспекциями. Например, штраф, административный арест;

3) Дисциплинарно-правовые, они применяются администрацией и должностными лицами в отношении подчинённых по службе. Например, замечание, выговор, смещение на низшую должность, увольнение;

4) Имущественные, применяемые судом, арбитражем. Имущественная санкция может быть назначена как самостоятельная мера наказания или в сочетании с какой-либо другой санкцией. Например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной и обращение полученной выгоды в доход государства, уплата неустойки.

Основываясь на определении сущности и структуры санкций, можно смело утверждать, что санкция является одной из мер воздействия на общество. Рассмотрев на примере Советского государства структуру санкций, не стоит забывать о международном праве. В международном праве под мерами воздействия, подразумеваются «применяемые к государству в случаях нарушения им своих международных обязательств или норм международного права».

Одним из основных начал современного международного права является принцип ответственности государства. Понятием ответственности охватываются все отрицательные последствия правонарушения, вплоть до применения принуждения.

Принудительные меры - коллективные меры, применяемые сообществом государств, на основании Устава ООН, в целях устранения угрозы миру, нарушения мира или ликвидации акта агрессии. Также, «принудительные меры в широком смысле слова охватывают все неблагоприятные последствия для делинквента (правонарушитель; в праве термин, используемый для обозначения лиц с социально-отклоняющимся поведением (преступников и др.)), вытекающие из правоотношения ответственности». [15]

Однако, принуждение, будь то контрмеры или санкции, представляют самостоятельный институт, который связан с ответственностью, но обладает иными характеристиками. «На него распространяется действие норм относительно принудительных мер. Правоотношения ответственности возникают независимо от воли субъектов в силу самого факта правонарушения. Решение о применении контрмер принимает потерпевшее государство. Контрмеры и санкции являются средством обеспечения реализации правоотношений ответственности»[19]. В своей наиболее радикальной форме санкции подразумевают полный или частичный запрет экономических связей со странами-виновниками. В этом случае принято употреблять понятие «эмбарго». В менее жестком виде речь может идти об относительном ухудшении условий экономического взаимодействия в отношении стран - нарушителей, отмене режима наибольшего благоприятствования в торговле, торговых преференций, запрете на предоставление им торговых кредитов или ухудшении условий кредитования и т. п. Например, статья 3 ФЗ РФ № 281 «О специальных экономических мерах» предусматривает как полное запрещение, так и установление ограничений на осуществление финансовых и других внешнеэкономических операций между российскими хозяйствующими субъектами и хозяйствующими субъектами иностранного государства.

В случае международных преступлений, представляющих посягательство на коренные основы международного общения и наносящих ущерб всему международному сообществу государств, к государству-правонарушителю должны быть сразу применены С., которые могут включать в качестве самой крайней меры военное принуждение (так называемые принудительные меры по Уставу ООН). Такие меры применяются только по решению Совета Безопасности ООН в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

Определим какие санкции осуществляются государствами или международными организациями на основании Резолюций Совета Безопасности, принятых в соответствии с Разделом VII Устава ООН:

1. Коммерческие или торговые:

а) полное (всеобъемлющее) эмбарго;

б) частичное (выборочное) эмбарго;

в) прекращение технического обслуживания;

2. Финансовые:

а) блокирование иностранных активов правительства;

в) ограничение доступа на финансовые рынки

г) прекращении предоставления финансовой помощи;

3. Санкции в отношении передвижения:

а) запрет на перемещение за границу своего государства определённых лиц или групп лиц;

б) запрет на перемещение любых средств сообщения (в большинстве случаев воздушного сообщения);

4. Дипломатические:

а) полный или частичный отзыв сотрудников дипломатических представительств из страны-объекта санкций;

б) аннулирования дипломатических виз;

5. Спортивные и культурные:

а) запрет на участие в спортивных соревнованиях лиц или групп лиц, представляющих страну-объект санкций;

б) прекращение научного, технического и культурного сотрудничества путем обмена и поездок с участием лиц или группы лиц, представляющих страну - объект санкций;

6. Процессуальные санкции:

а) Прекращение или лишение права голоса;

б) Лишение права на представительство в выборных органах международной организации;

в) Неприятие или исключения из членства в международной организации;

Наиболее распространенными санкциями на сегодняшний день являются такие виды Санкций ООН как:

  • запрета на поездки. Применяются исключительно против физических лиц ответственных за противоправное поведение государства и выражаются в запрете таким лицам покидать территорию своего государства.

  • замораживания активов. Применяются исключительно против физических лиц ответственных за противоправное поведение государства и выражаются в запрете такими лицами пользоваться активами размещенными за пределами своего государства.

  • эмбарго на поставку вооружения. Применяются против государства в целом и выражаются в запрете всем остальным государствам поставлять оружие или составляющие в объёме, количестве и на условиях предусмотренных Советом Безопасности ООН.

Рассмотрев понятие санкции, мы дали несколько определений термину «санкция», определили структуру на примере Советского государства. Выяснили когда и по какой причине начинается их применение на основании Резолюций Совета Безопасности, принятых в соответствии с Разделом VII Устава ООН.

1.2. Санкции, как одно из орудий ведения информационной войны

Для более точного описания термина «информационная война» (далее «ИВ»), обратимся к трудам политолога и доктора политических наук А.В. Манойло. Информационная война появилась как форма информационного противоборства, и в этом отношении она является продуктом развития общества, вобравшим весь опыт, который накопило человечество в ходе данного противоборства. В целом, автор разделяет определение ИВ на три группы:

1) Понятие ИВ сводится к отдельным информационным мероприятиям и операциям, информационным способам и средствам корпоративной конкуренции или ведения межгосударственного противоборства, либо вооруженной борьбы;

2) ИВ относится к сфере военного противоборства. Особый вид военных действий, носящих манипулятивный, подрывающий или разрушающий характер;

3) ИВ определяется как явление внешне мирного периода межгосударственного противоборства, позволяющего решать внешнеполитические задачи не силовым в традиционном понимании путем.

Основываясь на данных определениях, можно с уверенностью сказать, что Россия уже который год находится в состоянии ИВ. Если сравнить 3 данных определения с различными стадиями (этапами) ИВ, то в данный момент активно применяется 2-я стадия.

В качестве объектов ИВ выступают властные, управленческие информационные системы, которые влияют на процессы принятия решений и чаще всего, задевают системы вооруженных сил. Но самым важным объектом является сознание граждан, воздействие на общественное мнение. Рассматривая нынешнюю политическую обстановку, на наш взгляд, Украина подверглась именно такому воздействию.

Основной целью ИВ является установление контроля над противником, тем или иным путем. Чаще всего, это навязывание решений, ценностей, дезинформирование, ложные обещания, также, очень часто используется тактика «меньшего из зол». Продукт современной операции информационно-психологической войны - это сводка новостей СМИ в формате журналистского репортажа. Цель ИВ может быть достигнута различными методами, такими как: использование авторитетов, принуждающая и отвлекающая пропаганда, упрощение проблемы, общественное неодобрение, наклеивание ярлыков, имитационная дезинформация, ограничительные меры, формирование окружения, выборочный подбор информации.

На наш взгляд, самыми сильными методами являются: 1) пропаганда;

2) формирование окружения; 3) ограничительные меры. В совокупности эти три метода представляют собой серьезную угрозу для любого государства. 1 и 2 методы несут собой скорее общественный характер, в отличие от 3, поэтому давайте остановимся на нем поподробнее.

В условиях нынешней политической обстановки, рассмотрим санкции как ограничительную меру в отношении внешнеполитической деятельности России.

Обосновать применение подобных мер очень легко. Санкции ведут к экономическим и политическим потерям, это непременно сказывается на общем психическом состоянии населения государства. Возникает недовольство в отношении выбранной правительством политики. Это должно приводить руководство страны пойти на уступки с целью отмены введенных, в его отношении, мер. Также, санкции могут быть введены с целью ослабления финансового и политического состояния государства. Ограничивается доступ к определенным видам ресурсов, будь то энергетика, транспорт, продовольствие, сырье. Сами по себе указанные меры вводятся в отношении государства, чья деятельность не соответствует предъявляемым к нему требованиям в ряде случаев речь идет о наказании той или иной страны за совершенное международное правонарушение. Для России это может обернуться глобальной изоляцией. Да, Россия показала характер, ввела продовольственное эмбарго в ответ на санкции Запада, продемонстрировала всему миру, что РФ славится не словом, а делом. В ответ на пустые угрозы и многочисленные «пинки» мы ответили солидной пощечиной. Но необходимо учитывать, что это не игрушки. Мы думаем, что В. В. Путин понимает что он «дразнит» Запад, и к чему это может привести. С одной стороны, мы не «прогибаемся» под Запад, ибо слишком велика вероятность того, что нам сядут на шею. Действия Запада можно расценивать, как провокацию, причем ярко-выраженную. Нашему главе не остается ничего поделать, введи он войска в Украину на нас повесят все грехи, которые произошли за последние 7-8 месяцев, включая сожжение людей в Одессе. Руководство страны опираясь на опыт прошлых лет и богатую историю санкций США и ООН, действует так, чтобы не оказаться очередной жертвой «американской демократии».

По факту, мы имеем то, что с 1 августа ЕС запрещает предоставлять российским госбанкам долгосрочное финансирование. Под запрет, скорее всего, попадут Сбербанк, ВТБ, ВТБ 24, Газпромбанк, Банк Москвы и Россельхозбанк. На эти финучреждения приходится более половины активов российской банковской системы. Также ЕС запретил поставки продукции для глубоководной и арктической добычи и разведки нефти, технологий для сланцевой добычи углеводородов. С 1 августа в ЕС запрещен импорт и экспорт вооружения из/в Россию, а также продажа в РФ товаров двойного назначения (которые могут быть использованы в военных целях). Параллельно с Евросоюзом США расширил перечень банков и компаний, которым закрыт доступ к американскому рынку капитала. США ввели санкции против Банка Москвы, ВТБ и Россельхозбанка. (до этого был запрет у Газпромбанка и ВЭБа). Также под санкции попала Объединенная судостроительная корпорация.

Лидеры ЕС проснулись после трагедии, когда поддерживаемые Россией террористы из ДНР и ЛНР сбили Боинг-777 Малазийских авиалиний. Последней каплей стало то, что Россия не перестала поставлять вооружение террористам даже после сбитого Боинга.По различным прогнозам, санкции обойдутся РФ в сумму от $50 млрд до 100 млрд евро в ближайшие полтора года. После прямого вторжения российских войск в Украину 24 августа, признанного ЕС, США и НАТО, ситуация усугубилась. Лидеры западных стран долго решались на введение нового пакета санкций, но в итоге достигли согласия. 12 сентября, несмотря на некоторый спад напряженности в Донбассе и прекращение огня, ЕС усилил санкции против ряда крупнейших российских компаний: Газпромнефть, Транснефть, Роснефть, Уралвагонзавод, Объединенной авиастроительной корпорации, Оборонпром, и пяти банков с государственным капиталом. А в связи со спекуляциями арабских стран нефтью, рубль по отношению к доллару/евро упал до исторического минимума и продолжает падать.

В конечном итоге, политика санкций привела к ужасной экономической обстановке, испорченным внешнеполитическим связям, страху инвесторов, появлению около 50 персон нон грата, огромным трудностям в нефтяной и газовой промышленности (в связи с посягательством на строительство «Южного потока»). С другой стороны, у нас идет активное развитие отношений с азиатскими представителями, внутриполитическая обстановка напряженная, но особой паники никто не создает, авторитет РФ поднялся, Россию уже не представляют без В.В. Путина (что активно обсуждалось на Валдайском форуме в Сочи), финансисты и экономисты получили толчок к развитию страны. Государство и его внутреннее устройство приспосабливается к условиям. Ситуация весьма и весьма спорная. С точки зрения ИВ, то руководство США и ЕС не смогло достигнуть возможных целей. Тем не менее, окончательные выводы делать рано, скорее всего ситуация еще не единожды изменится, надеемся что в нашу сторону.

Рассматривая санкции как один из методов информационной войны, мы узнали, что такое информационная война, каковы её цели и методы; рассмотрели санкции как один из методов ведения информационной войны, с какой целью они вводятся и на примере отношений США и России рассказали о последствиях ведения данной политики.

2. Информационное противоборство путем введения санкций по отношению к участникам конфликта

2.1. Исторические случаи введения санкций. Причины, последствия.

Для того чтобы начать глубокий и осмысленный анализ текущей политической обстановки, нам необходимо изучить и проанализировать предыдущие случаи введения санкций по отношению к России.

1) Начиная с 1993 года по отношению, к отдельным гражданам, начали применяться различные санкции. Так, в 1993 году Владимир Жириновский был включен в «черный список» лиц, въезд которых в Латвию является нежелательным. Он смог посетить Ригу только в составе официальной делегации России в 2010 году.

На протяжении длительного срока вводились различные ограничения на въезд граждан России. Часто причины отказов на въезд звучат весьма странно. Так, в мае 2003 года российский певец Иосиф Кобзон решением министра внутренних дел Латвии был занесен в список лиц, которым запрещается въезд в страну, и ему было отказано во въездной визе. Он не смог выступить перед латвийскими ветеранами Великой Отечественной войны 9 мая 2003 года. Запрет был обоснован «угрозой государственной безопасности и общественному порядку».

В итоге, основная часть запретов исходила с точки зрения государственной безопасности, государства любыми способами блокировали въезд на свою территорию тех, или иных граждан. Либо, объявляя их персонами нон грата, либо аннулируют, или просто не выдают визу.

Но бывает и такое, что достаточно даже резкого высказывания для того, чтобы появились проблемы с тем или иным государством. Например, экс-мэр Москвы Юрий Лужков был внесен в черный список не въездных в Латвию лиц, также ему было отказано в виде на жительство, из-за того, что он жестко высказывался об этой стране. Точно также поступила и Украина в 2008 году, запретив ему въезд на территорию государства.

2) Историческим примером коммерческих санкций против России может служить эмбарго на ввоз на Запад советских товаров, введенное наряду с отказом принимать советское золото непосредственно после высылки Троцкого из страны. Фактически был запрещен экспорт леса и нефтепродуктов, т. е. всего того, чем оплачивались поставки западных машин для разрушенной Гражданской войной советской экономики. Если взглянуть на даты, то истинные причины санкций становятся достаточно очевидными: первая пятилетка начинается в 1929 г., а в 1930–1931 гг. эмбарго ввели США; подобный декрет был издан во Франции в 1930 г.; 17 апреля 1933 г. эмбарго объявляет британское правительство. По сути, единственным продуктом, который соглашался покупать Запад у Советского Союза, оставалось зерно.

В период с 1975 по 2012 год, была принята поправка Джексона - Вэника, которая ограничила торговлю СССР и США, по причине не существующих свобод эмиграции.

«Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна -

1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо

3) облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3)» [19].

Также, 28 декабря 2006 года США ввели санкции против трех российских компаний - «Рособоронэкспорта», Тульского КБ Приборостроения и Коломенского КБ Машиностроения. Поводом для карательных мер послужили контракты «Рособоронэкпорта» с Сирией на сумму почти 10 миллиардов долларов. Возможно, это было связано с тем, что отношения между США и Сирией ухудшились в 2003 году, и США пыталась оградить Россию от своего бывшего союзника, как бы защищая еще не завоеванную территорию.

Затем, в 2010 эти санкции были сняты. Возможно, по причине того, что в 2009 году отношения между США и Сирией пошли на подъем и сотрудничество возобновилось.

Данный случай можно рассматривать как ярко - выраженную агрессию со стороны США без применения какого-либо физического воздействия на государство.

2012 год, наверное, оказался самым значимым для российских чиновников, ведь 14 декабря 2012 года президент США Барак Обама подписал «Закон Магнитского». Что послужило запретом на въезд в Европарламент любым гражданам России, которые были причастны к смерти Сергея Магнитского, также было внесено предложение по заморозке их активов. В свою очередь, Правительство РФ ответило встречным законом «Димы Яковлева», а 13 апреля 2013 года Министерство иностранных дел России опубликовало ответный список. Он состоит из 2 частей, первый, содержит имена лиц, причастных, по мнению РФ, к пыткам в тюрьме Гуантанамо, второй — имена лиц причастных, по мнению РФ, к нарушениям прав и свобод российских граждан за рубежом. В июле 2014 года в список было внесено еще 12 граждан США, в ответ на расширение «списка Магнитского». Возможен вариант расширения данного списка в связи с Украинским кризисом 2013-2014 гг.

Рассматривая исторический аспект санкций мы выяснили, что санкции могут применяться как к физическим, так и к юридическим лицам

2.2. Современный этап влияния санкций на отношения Запада и России

Если честно, то нам кажется, что Россия и США будут вечно находиться в состоянии «Холодной войны». Чаще всего агрессором в таких своего рода «противоборствах» выступала Америка. Россия же, старалась не реагировать слишком резко на такие «выпады», а с толком, с расстановкой старалась ответить тем же самым.

Но в 2014 году США и Россия достигли критической точки, так сказать, точки «невозврата». Начиная с марта 2014 года, США блокирует собственность 7 российских политиков и обвиняет Российскую Федерацию в «крымском кризисе». В этот же день Европейские государства продолжают расширять список.

Для нас до сих пор остается загадкой, по какой причине все грехи «Украинского кризиса» повесили на Россию, ведь никакого давления с нашей стороны не следовало, по крайней мере, в наших СМИ и других средствах массовой коммуникации ничего подобного не сообщалось. Но большинство государств европейской зоны были в этом абсолютно уверены.

Возможно, было несколько причин подобного поведения:

  • США грамотно применила метода ведения информационной войны и умудрилась успешно дезинформировать членов ЕС и настроить их против России;

  • Подобную информацию могли распространить сторонники вхождения Украины в Евросоюз. Их тоже можно понять, они потеряли огромный кусок территории, некогда единого государства и признать свою вину никак нельзя, ведь они так долго за это боролись, а тут такое произошло. Из-за такой вот безвыходной ситуации пришлось найти «козла отпущения», в роли которого, выступила Россия. И вновь была грамотно применена политика ведения информационного противоборства. Противников данной теории задавили числом, велась грамотная пропагандистская кампания, она была принуждающей, добавьте ко всему этому историческое желание выйти из «тени» России, показать свою состоятельность и какие-либо псевдологические выводы и всё, виновный найден.

Ведется тотальная информационная война, в которой основными участниками являются США, Украина и Россия. По телевидению всех трёх стран показывают абсолютно разное, если рассматривать США и Украину, то это – антироссийская пропаганда, а России - смешки по поводу обвинений со стороны Америки и обсуждение последствий транспортного эмбарго.

Можно провести сравнительный анализ того, каким образом каждое отдельное государство обеспечивает информационную безопасность граждан своей страны:

  • Украина – политика, которую ведет Киев, не вписывается в рамки ни одного политического режима. Нарушаются всевозможные соглашения. В преддверии потери Крыма велась жесткая антироссийская пропаганда, так как по приказу В. В. Путина были мобилизованы войска на границе с Украиной. Очень часто в новостях всплывали снимки, на которых были видны военные базы, расположенные на границе с Украиной, но как оказалось, снимки эти были прошлогодней давности, тогда проходили учения. То есть, власти Киева призывают отрицать всю информацию, поступающую из Российских источников, а также ведется строгий контроль СМИ.

  • США – на наш взгляд, власти Соединенных Штатов проплатили «Майдан» с целью вступления Украины в Евросоюз, таким образом, власти США будут вправе размещать свои военные подразделения как можно ближе к Российской границе, и получить восточную (промышленную) часть территорий Украины. Но после того как прошел референдум в Крыму, власти США поняли что допустили и начали тотальную «бомбежку» санкциями, от которых, кстати, сами и пострадали. В отношении России ведется менее жесткая информационная война. Страна делает вид, что держится в стороне от конфликта, но её заинтересованность в Украине видна абсолютно всем. СМИ транслируют абсолютно «свои» новости, в которых Россия выставляется захватчиком.

  • Россия – во всей этой суматохе Россия заняла пассивно-атакующую оборону. Поясню, каких-либо угроз, или наступательных действий не производится. Что сделал Путин, он просто мобилизовал войска, тем самым дав понять, что готов защищать свой народ. С точки зрения ведения информационных противоборств, то он поступает оптимальным образом, на пресс-конференциях отвечает строго на поставленные вопросы, давая понять, что никакой угрозы и посягательств со стороны России нет, и не будет, тем самым ограждая граждан на территории Украины от массового геноцида. В СМИ публикуются данные, как со стороны США, так и со стороны Украины. Одно НО, абсолютно неясен процесс реорганизации «РИА Новости», который, если честно, наводит на мысли о несовершенстве системы связей между правительством и народом. Образованная на их месте « RussiaToday» вызывает больше вопросов, чем ответов. Также, из-за реорганизации «РИА Новости» закрывается газета «MoscowNews», нацеленная больше на зарубежную аудиторию. Журналистов не пускают на территорию Украины, а это наводит на мысли, что Украине есть что скрывать. Касаемо дезинформации, то тут всё строго. Данные получаются практически с места событий, показываются встречи глав МИД, публикуются разговоры президентов по телефону, что показывает открытость ведения политической деятельности и дает основания не сомневаться в деятельности глав стран.

В итоге, можно увидеть, что для защиты, как информации, так и самих людей на территориях всех 3 стран делается всё, что считается нужным.

Возвращаясь к финансовым санкциям, то стоит отметить, что не только страны Евросоюза способны на данные меры. Совсем недавно указом Президента РФ было введено продовольственное эмбарго, запрещающее ввоз определенной продукции на территорию государства[1]. Что было полной неожиданностью для всей политической арены. Никто не ожидал, что В. В. Путин решится на такой шаг. Таким образом, он показал, что страна готова на кардинальные меры, что у России есть характер, и мы не позволим безнаказанно закидывать нас необоснованными санкциями. На самом деле наш президент поступил очень умно, он дождался когда закончится период сбора урожая, когда закончится отчетный период, и появится уверенность что мы способны выдержать такой шаг.

Для грамотной оценки данного запрета, я обратился к исполнительному директору Ассоциации розничной торговли А. Карповой, В. Кононовой из Института комплексных стратегических исследований, и генерального директора Института аграрного маркетинга Е. Тюриной. Также, использовались данные из исследования, проведенного аналитиками компании «Технологии Роста».

«У нас проблемы базового характера на рынке, а именно: дефицит предложения товарного молока - сырья. Он компенсируется закупками сухого молока. А оно импортируется из стран ЕС – в частности, из Прибалтики. В этом сегменте я ожидаю роста цен», - предупреждает генеральный директор Института аграрного маркетинга Е. Тюрина. По ее мнению, не стоит ожидать глобального роста цен на цельномолочные продукции, так как Россия обеспечивает себя данной продукцией на 90%.

Также, по ее словам, цены будут расти на яблоки, груши, замороженные овощи и свежие салаты, которые импортируются в основном из Европы. На замену им будут приходить продукты из стран наподобие Чили и Сербии, но в силу дальности транспортировки цены будут выше.

Однако, маркетологи просят не делать обобщающих выводов, так как применительно к одной группе продуктов ситуация по географии поставок совершенно различна. Например, рассматривая ситуацию с сырами, да, некоторые виды сыров станут еще дороже, но полная ценовая картина останется такой же.

Одной из проблем будет поиск новых путей доставки продуктов. Ведь мало найти поставщика, необходимо понять, какой путь будет наиболее выгодный и безопасный способ доставки. Также, необходимо учитывать централизацию складов и морских портов на территории РФ. Но существует мнение, что данный аспект не станет большой проблемой, директор Ассоциации розничной торговли А. Карпов утверждает: «В последнее время склады развиваются, разрабатываются новые маршруты поставок. Не очень понимаю, какие здесь могут быть сложности. Все будет нормально».

«Гораздо важнее сейчас создать условия для отечественных производителей, как по доступу и распространению, так и по созданию дополнительных производственных мощностей. Важно понять, что будет компенсировано нашим производителям, окажут ли им необходимую кредитную поддержку, чтобы они могли расширять производство. Если это не случится, то очень скоро мы увидим негатив», - говорит В. Кононова из Института комплексных стратегических исследований.

Трудности могут возникнуть конкретно с выдачей кредитов, ведь фермеров, чаще всего, кредитуют госбанки, а учитывая санкционное давление со стороны США и Европы, то можно утверждать, что доступ к зарубежным деньгам будет значительно сокращен.

Но необходимо учитывать обстоятельство повышения цен с точки зрения человеческого фактора. Продавцы из-за шума начинают поднимать цены на любой товар и необходимо разработать «узду», для сдерживания этой тенденции.

Но давайте рассмотрим совсем недавние события, а точнеее речь В.В Путина на «Валдае», где Российский лидер раскритиковал внешнюю политику Вашингтона», — подчеркнуло агентство Reuters по поводу речи Путина на «Валдае» 24 октября 2014 года. В конце своего материала агентство отметило, что «со времен «мюнхенской речи» российского лидера в 2007 года Путин... не предпринимал подобной словесной атаки на Соединенные Штаты». Но в ней нашли и хорошие моменты. В частности, Reuters отметил, что «Путин предложил Америке ядерное разоружение и прагматизм», а также призвал США и другие страны, у которых есть атомное оружие «к серьезному, предметному разговору» и заявил, что Россия не намерена вставать на путь самоизоляции из-за антироссийских санкций.

Рассматривая современный этап влияния санкций на отношения Запада и России, мы пришли к выводам, что руководство РФ настроено крайне отрицательно к политике навязываемой США. Власти стараются соблюдать аккуратность, готовы отстаивать свою точку зрения и не поддаваться на провокации. Страны - участники конфликта делают всё возможное для создания информационного «щита», для защиты своих граждан. Также, стоит отметить готовность России к решительным мерам и отсутствие страха перед лицом новых санкций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая сущность, структуру санкций и мы выяснили следующее:

1. Существует несколько определений термина «санкция», выяснили что санкции по своей структуре подразделяются на: уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые и имущественные; на основании Резолюций Совета Безопасности, принятых в соответствии с Разделом VII Устава ООН определили, что осуществляются: коммерческие, финансовые, в отношении передвижения, дипломатические, спортивные, культурные и процессуальные санкции;

2. Санкции как один из методов ведения информационной войны несет собой ограничительный характер, а ее целью является установление контроля над противником тем или иным путем;

3.Рассматривая различные исторические этапы развития общества, начиная с 1930 г. и заканчивая нашим временем, мы выяснили, что на различных этапах актуальны разные направленности санкций. Также, выявили психологическую (агрессивную) составляющую ведения США санкционной политики. На примере поведения руководства РФ поняли, что наше правительство готово к решительным действиям, оно готово защищать интересы своих граждан, как на территории РФ, так и за её пределами.

Подводя общий итог, хочется сказать, что методом введения санкций, государство их вводящее, показывает, что иным дипломатическим путем она не смогла достигнуть консенсуса с противоборствующей стороной (государством), и от своей беспомощности она готова прибегнуть к влиянию данного типа. Также, сторона, вводящая санкции, оставляет на себе некое клеймо, как сторона со слаборазвитым внешнеполитическим мышлением и влиянием, раз «по-хорошему» она не смогла урегулировать какие-либо внешнеполитические конфликты.

С другой стороны, государство, в отношении которого применяются санкции, будет вынуждено приспосабливаться к текущей политической и экономической обстановке. В этом есть как плюсы, так и минусы. С положительной стороны, данное государство станет сильнее, если сможет своевременно приспособиться к текущей обстановке, её внутренний строй укрепится, и поддержка населения возрастет. Но, если этого не случится, возможен финансовый крах и, как следствие, упадок всех сфер жизни общества. То есть, у данной стороны не остается выбора. Либо, она показывает, что способна справиться с данной ситуацией, покажет свой характер и то, что она способна выстоять, либо ей придется «прогнуться» и пойти на уступки. Но необходимо учитывать, что ни одно правительство открыто этого не признает, всегда санкции вводятся с целью «направить» или «вразумить» противоборствующую сторону, таким образом, государства могут «направлять» друг друга.

Касательно нынешней политической обстановки, то, на наш взгляд, Россия показала странам Запада, что не даст себя в обиду. Нам предстоит очень сложный период, самым плачевным исходом для нас был и остается вариант всеобщая изоляция России, а если учитывать, что основным нашим доходом является экспорт различного сырья, то изоляция может привести к весьма плачевным результатам. И ни в коем случае нельзя допускать открытого военного конфликта, это погубит все представления о разумности нашего общества.

Список литературы

1) Указ Президента Российской Федерации «Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 6 августа 2014 года Российская газета

2)Закон Российской Федерации «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012 г № N 272-ФЗ // Российская газета. 2012 г. № №5975

3) Закон Российской Федерации «О специальных экономических мерах» от 22 декабря 2006 г. № № 281 // Российская газета. - 2007 г. - № 4264. - Ст. 3

4) Устав ООН «Устав ООН. ГЛАВА VII: ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ УГРОЗЫ МИРУ, НАРУШЕНИЙ МИРА И АКТОВ АГРЕССИИ» от 26 июня 1945 года

5) Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 22.

6) Выступления Дж. Гая и Г. Хаффнера // Док. ООН: A/CN.4/SR/2616. 2000

7) Манойло А.В. Современные интерпретации термина «информационная война»

8) Gazeta.ua. Хронология санкций Запада в отношении России за последние 4 месяца. [Электронный ресурс].- режим доступа: http://gazeta.ua/ru/articles/life/_hronologiya-sankcij-zapada-v-otnoshenii-rossii-za-poslednie-4-mesyaca/572544. - Дата оступа:01.11.2014.

9)Тратас Д. Чем отличаются нынешние санкции от предыдущих/ Д. Тратас [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://itar-tass.com/opinions/2182. - Дата доступа: .2.11.2014

10) По материалам Reuters. США впервые применили санкции к России из-за Сирии [Электронный ресурс].-режим доступа: http://news.liga.net/news/economics/1670835-ssha_vmenili_sanktsii_k_rossiyskomu_banku_iz_za_sirii.htm. – Дата доступа: 02.11.2014

11) Риа.ру Возможность отмены для России поправки Джексона-Вэника. [Электронный ресурс].- режим доступа: http://ria.ru/trend/amendment_Jackson_Vanik_08072009/#ixzz3HXA9Ny2R. - Дата доступа:03.11.2014.

12) Григорьев, М. Методы ведения информационных войн. /М. Григорьев. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://mcpt.narod.ru/pr_war.html. - Дата доступа: 03.11.2014.

13) Большая советская энциклопедия . - М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978. - 30т. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/ - Дата доступа: 03.11.2014.

14) Энциклопедический словарь экономики и права on-line. [Электронный ресурс]. - http://window.edu.ru/resource/851/61851- Дата доступа: 04.11.2014.

15) Словарь международного права. — М.: Международные отношения, 1982. — С. 177

16) Речь Владимира Путина на «Валдае» 24.10.2014 года прокомментировали зарубежные СМИ [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.dp.ru/a/2014/10/28/Rech_Vladimira_Putina_na/. - Дата доступа: 12.11.2014.

17) Случаи введения санкций против россиян другими странами. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://ria.ru/spravka/20140317/999890062.html#ixzz3HX0mSMp7. - Дата доступа: 01.11.2014

18) Кодекс законов США № Часть 1, Подраздел IV, Глава 12, Раздел 19 // - Ст. 2432, пункт (a)

19) Док ООН: A/CN.4/SR.2616. 2000. May 12

Просмотров работы: 5409