СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Перегудова О.И. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит актуальный характер. В современной России число социальных сирот и просто детей-сирот неумолимо растет с каждым годом. В наше время не редкость, когда молодая девушка или, чего хуже подросток рожает и оставляет ребенка в детском доме.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально неадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным исследователей данной проблемы, 40 % детей, вышедших из учреждений-интернатов, становятся преступниками, 40 % - наркоманами, 10 % - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % - способны к полноценной самостоятельной жизни.

Социальный патронат: понятие и формы

Патронат– это форма воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Законодатели предлагают учитывать мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, при установлении над ним патроната – он должен дать свое согласие на установление над ним патроната.

Перечисленные ниже формы патроната устанавливаются только тогда, когда не могут быть применены другие формы устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – усыновление (исключение постинтернатный и социальный патронат), опека и попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа, а в случаях установления постинтернатного патроната – так же патронатная семья. Законопроект предлагает три формы патроната:

Патронатное воспитание - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок передается на содержание и воспитание в патронатную семью. Законопроект устанавливает перечень лиц (детей), которые могут быть переданы в патронатные семьи – это дети, которые по тем или иным причинам остались без родительского попечения (родители умерли, лишены родительских прав, уклоняются от воспитания детей и т.д.). При этом указывается, что патронатное воспитание устанавливается на срок, не более полугода. Патронатному воспитателю может передаваться не более трех детей, за исключением детей, являющихся родственниками. Кроме того, по общему правилу, дети-родственники должны передаваться только одному патронатному воспитателю.

Постинтернатный патронат – форма воспитания и оказания социальной помощи ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для установления данного вида патроната над лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо его согласие. Данная форма патроната осуществляется в виде посещения патронатным воспитателем лица, в отношении которого установлен патронат. В данном случае, у патронатного воспитателя может быть пять патронатных воспитанников.

Социальный патронат – форма оказания лицом, осуществляющим социальный патронат, необходимой помощи ребенку, проживающему в кровной семье и находящемуся в трудной жизненной ситуации. Социальный патронат устанавливается над ребенком, проживающим в семье, и признанным, в установленном порядке, нуждающимся в государственной поддержке, в форме регулярного, не менее трех раз в неделю, посещения патронатным воспитателем воспитанника по месту жительства с целью оказания социальной помощи. Так же, как и в предыдущем случае, у патронатного воспитателя может быть не более пяти воспитанников. Данная работа посвящена социальному патронату.

Особенности социального патроната

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть разбиты на две большие группы. Первая - дети, проживающие в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль со стороны органов опеки. Вследствие латентности семейного неблагополучия на учете в органах опеки находится незначительная часть таких детей (результаты выборочных исследований свидетельствуют, что среди воспитанников приютов до изъятия из семьи лишь треть получали помощь со стороны социальных служб).

Вторая группа – дети, проживающие вне родной семьи. В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, помещенные в семью (усыновленные или находящиеся под опекой), в настоящее время в семьях проживает почти ѕ всех детей, оставшихся без родительского попечения. Основной формой семейного устройства остается опека (две трети от всех помещенных в семьи детей). Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях. Именно их чаще всего называют социальными сиротами. Вряд ли к социальным сиротам можно отнести усыновленных детей или детей, находящихся под опекой, если опекун в полной мере выполняет свои обязанности.

Плюсы и минусы социального патроната

Плюсы:

  • Возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка не имеющего статуса позволяющего передать его под опеку или усыновить и в ином случае обреченного попасть в приют, детский дом.

  • Менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие чем при опеке.

  • На ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет.

  • Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.

Минусы:

  • Работа по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств.

  • Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы.

  • Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.

  • Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных территориях.

Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства.

Главными источниками действующего законодательства в данной области являются:

Международные правовые документы:

Хартия детства;

Декларация прав ребенка (1959);

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст.20 утверждается, что: "Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком". В ст.21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.

Федеральные правовые документы:

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей - сирот являются:

Конституция РФ (1993г) в ст.7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. в ст.31 - 40 указывается цель опеки, обязанности опекунов и попечителей, правила и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995г. в ст.123 говорится, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передачи на воспитание в семью (на усыновление удочерение), под опеку попечительство или в приемную семью.

Федеральный закон РФ «Принципы содержание и меры государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет» от 14 декабря 1996г.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 9 июля 1998г. в ст.15 утверждается: «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти».

Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996г., а также редакции 1998 и 2002гг., которые определяют общие принципы, содержания и меры государственной поддержки детей.

Федеральный закон РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» № 44 - ФЗ от 16 апреля 2001г., устанавливающий порядок формирования и использования государственного банка данных о детях сиротах.

В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа "Дети - сироты", направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Свердловской области

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет самостоятельную и трудную проблему для любого государства. Необходимо не только предоставить этим детям жилье и обеспечить их содержание, но и воспитать так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны.

В Свердловской области сократилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число таких детей достигло на конец 2013 года 5121, сократившись по сравнению с 2012 годом на 158 человек, по сравнению с 2011 годом - на 306. По-прежнему основной причиной широкой распространенности социального сиротства детей является семейное неблагополучие. В соответствии с годовым отчетом муниципальных районов и городских округов 597 детей в 2013 году остались без родительского попечения в результате лишения 424 родителей родительских прав. Уменьшилось число детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или их здоровью.

Сейчас в Свердловской области функционируют 27 детских домов, из них 3 дома-школы, 9 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 12 специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Свердловской области сохраняется структура устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Стабильной остается доля детей (от числа выявленных), устроенных на семейные формы воспитания. В 2013 году из 1284 выявленных детей 320 (64 %) устроены на воспитание в семьи, 197

ребенка (31,5 %) устроены в учреждения различной ведомственной принадлежности, 41 (4,5 %) возвращены родителям. Всего в 2013 году на воспитание в семьи было передано 467 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 87 – на усыновление; под опеку (попечительство) – 281; в приемные семьи – 137, социальный патронат был установлен над 67 детьми.

Продолжается развиваться и такая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальный патронат. В 2013 году социальный патронат был установлен над 67 детьми.

Социальный патронат является в настоящее время наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уступая место только опеке и интернатным учреждениям. Общество и государство не готовы отказаться от данной формы заботы о сиротах. Поэтому проблема социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, еще долго будет сохранять актуальность.

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о необходимости создания новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства. Они позволят создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

Семейный кодекс РФ расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.

К сожалению, в большинстве случаев право ребенка жить и воспитываться в семье не рассматривается в пространстве кровной семьи. Основное внимание уделяется не осмыслению способов сохранения семьи, не подходом к разрешению проблемы профилактике сиротства и реабилитации неблагополучных семей, не созданию необходимой для этого инфраструктуры, а формам и методам изъятия ребенка из неблагополучной семьи и устройства его под опеку или в детский дом. Поэтому главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью. При этом меньше всего принимается во внимание интерес самого ребенка. Теряя право иметь свою семью, ребенок автоматически лишается возможности реализовать и другие свои права в объеме, необходимом для наилучшего развития. Необходимо изменить коренным образом государственную социальную политику в интересах детей на принципиально новых основаниях.

Наиболее сложной в решении является проблемная зона "отношение населения к социальному сиротству". Основная часть населения уверенна в том, что передача ребенка из-под опеки родителей под опеку государства является не только реальной, но и необходимой мерой в борьбе с «неблагополучными» семьями. Удивительно, но население не видит ничего страшного в том, что ребенка воспитывают в «казенных учреждениях».

Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.

Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.

В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).

Список литературы:

  1. Алексеева Л. С. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. М., 2001 г. 176 с.

  2. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. 2007 г. 176 с.

  3. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. М., 2003 г. 263с

  4. Клемантович И.П. Социальная защита детей в России. М., 1988

  5. Семенова Г. В. Дети-сироты в России. М., 2002 г.

Просмотров работы: 4790