ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Бирюкова С.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Продовольственная безопасность страны – неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Обеспечение населения продовольствием является одной из наиболее важных функций государства. Политическая ситуация в стране не стабильна, и долгосрочное планирование экономического развития не эффективно. Введение международных санкций против Российской Федерации. Поэтому продовольственная безопасность и импортозамещение является первоочередными задачами для государства. Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозпроизводителю, восстановлению аграрно-промышленного комплекса и развитие его функционирования в сложившихся экономических условиях.

Цель данной работы является анализ функционирования продовольственной безопасности в современных условиях. Объектом исследования выступает Свердловская область и Администрация города Екатеринбург. Предмет исследования – процесс функционирования государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. ПОНЯТИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЁ ИНДИКАТОРЫ

Продовольственная безопасность региона – важное направление не только научных исследований, но и государственной политики. Это мощный геополитический фактор и главный инструмент обеспечения устойчивости социально-экономических процессов региона[4].

В Концепции продовольственной безопасности УФО на период до 2020года отмечено, что «продовольственная безопасность является составной частью безопасности страны, сохранения её государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышения качества жизни граждан на основе международных стандартов жизнеобеспечения[9]. Продовольственную политику следует рассматривать как комплекс мер по эффективному решению задач интенсивного развития сельскохозяйственного производства, хранения и переработки продукции, внешней торговли, регулирования рынка продовольствия и социального развития. Она предполагает приоритеты и «точки роста» отдельных видов деятельности Агропромышленного комплекса и национальной экономики. Если государство не имеет продовольственную безопасность, то оно не может быть экономически устойчивым и иметь перспективы прогрессивного развития [5].

Среди различных видов безопасности объектов социальной природы особое место занимает национальная безопасность государства под которой понимается состояние страны, когда отсутствуют или устранены внешние и внутренние угрозы национальным ценностям и национальному образу жизни, обеспечивается реализация ее важных интересов.

Значимость продовольственной безопасности связана с тем, что продовольствие является базовым показателем жизнедеятельности человека. Уровень питания населения характеризует уровень ее экономического благосостояния в целом, поскольку производство продуктов питания было и всегда будет самым важным фактором для непосредственных производителей и производства, что и является критерием уровня социальной жизни, жизнеспособности экономической структуры и государственного устройства.

Недостаток продовольствия возникает из-за стихийных бедствий, природных явлений, войн, экономических кризисов в государстве, революций и т.д. Следовательно, возникает проблема стабильного государства так и целой страны. Тесная связь продовольственной безопасности с экономикой доказывает значимость в развитии всего государства. Развитие техники в сельскохозяйственной деятельности оказывает воздействие на ухудшение экологической ситуации в мире, что с одной стороны препятствует росту производства сельхоз продукции как сырья для продовольствия, с другой – ведет к производству продукции загрязненной различными токсическими веществами. История знает такие случаи, когда международная торговля продовольствием использовалась как инструмент для давления и манипуляций в политических отношениях между странами.

Вопрос о возможности удовлетворения потребностей растущего населения Земли в продовольствии и других сельскохозяйственных товарах за счет имеющихся ресурсов и при современном уровне развития технологии до сих пор остается открытым [8].

Решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности базируется на росте объемов производства и потребления продуктов питания. Увеличение уровня производства сельскохозяйственной продукции в современных условиях требует значительных расходов. В связи с этим возникает проблема оценки эффективности мероприятий, направленных на повышение уровня продовольственной безопасности.

Для анализа и оценки продовольственной безопасности страны, ее регионов, отдельных социальных групп и домохозяйств необходимо иметь четкую систему показателей. Такая система, на наш взгляд, должна включать следующие группы показателей:

  • Динамика производства основных продуктов питания в расчете на одного жителя (страны, региона) в кг на год

  • Динамика потребления основных продуктов питания в расчете на одного жителя (страны, региона) в кг на год

  • Уровень самообеспеченности субъектов (государства, региона, домохозяйств) основными продуктами питания, входящими в потребительскую корзину, %

  • Уровень физической и экономической доступности продовольствия для разных категорий потребителей (структура рациона; какую долю бюджета занимают расходы на продукты питания; потребление основных продуктов питания (на одного человека, в кг. на год) группами потребителей с различным уровнем дохода);

  • Средняя калорийность суточного рациона населения региона отдельных групп потребителей, ккал;

  • Уровень соответствия пищевого рациона научно обоснованным нормам, относительно энергетической ценности и фактического содержания элементов питания;

  • Эластичность спроса на продукты питания по цене, уровню заработной платы и т.д.;

  • Удельный вес населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума;

  • Уровень инфляции цен на продовольственные товары;

  • Размеры переходных запасов основных продуктов питания в стране.

Основными показателями достоверной оценки продовольственной безопасности страны в целом, региона, отдельных социальных группах, домохозяйств есть уровень самообеспеченности населения продуктами питания, уровень соответствия пищевого рациона нормам, относительно энергетической ценности и фактического содержания элементов питания. Эти показатели могут быть использованы их центральными органами управления, местными органами власти и территориальными общинами для оперативного анализа и принятия мер по обеспечению продовольственной безопасности на разных уровнях.

Интегральный показатель продовольственной безопасности, в качестве которого может выступать показатель калорийности среднесуточного рациона по его оптимальной структуре и физиологическому минимуму потребления с учетом отраслевых и природно-климатических факторов в стране в целом, ее отдельных регионах, социальных групп, домохозяйств, уровня урбанизации и состояния окружающей среды.

Именно понятие «продовольственная безопасность» должно стать составляющей не только аграрной, но и экономической политики. Знание сущности и последствий продовольственной безопасности является основой макроэкономического государственного влияния на весь агропромышленный комплекс.

В целом можно сделать вывод, что состояние продовольственной безопасности оценивается широким спектром показателей. Если первоначально статистический аппарат позволял рассчитать лишь уровень среднего дохода на душу населения, то в настоящее время ряд показателей расширен за счет удельного веса расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, территориальной доступности продуктов (которая оценивается путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны); степени натуральности и доброкачественности продуктов; влияния качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии, массовое коммерческое освоение которых началось в 1995 г . и др. [6].

Таким образом, разработка показателей продовольственной безопасности с учетом социально-экономических и экологических особенностей регионов и их нормативно-правовое закрепление является важным этапом формирования региональной аграрной политики.

В то же время разработка соответствующей системы показателей дала бы возможность органам государственной власти получать более полную и достоверную информацию относительно эффективности мероприятий государственного регулирования продовольственного рынка.

1.2. РОЛЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Продовольственная безопасность Российской Федерации может рассматриваться в рамках страны в целом и применительно к отдельным ее регионам. Региональный аспект обуславливается большими размерами страны, различием природно-климатических условий, экономической, демографической ситуацией и территориальным размещением населения.

«Под продовольственной безопасностью России и ее регионов понимается такой гарантированный уровень количественного и качественного обеспечения доступного всем продовольствия, при котором достигается максимально возможная в современных условиях средняя продолжительность жизни людей»[3].

Необходимо отметить, что регионы России находятся в различном положении относительно продовольственного обеспечения (одни из них вывозят продовольствие, другие за счет внутреннего производства не могут создать достаточного продовольственного обеспечения и вынуждены завозить его). Таким образом, регионы Российской Федерации можно классифицировать на производящие продовольствие и потребляющие продовольствие. К первой категории относятся регионы Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского, Поволжского, Западно-Сибирского регионов. Во вторую группу входят регионы Северного, Восточно-Сибирского, Дальневосточного экономических районов[2].

В Российской Федерации имеются также регионы, которые испытывают постоянную потребность в продовольственном обеспечении. К ним в первую очередь следует отнести районы и территории Крайнего Севера, Якутии, Бурятии, Камчатской области и др[1].

Для поддержания продовольственной безопасности на достаточном уровне в регионах необходимо разрабатывать и принимать соответствующие законодательные акты и программы. При их разработке необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности регионов:

  • обеспеченность земельными ресурсами,

  • степень деградации сельскохозяйственных земель,

  • степень обновления основных фондов агропромышленного комплекса,

  • уровень монополизации продовольственного рынка,

  • степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок,

  • уровень безработицы в сельском хозяйстве,

  • уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей,

  • уровень использования ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе.

Программы должны обеспечиваться выделением необходимых финансовых средств на региональном и федеральном уровнях из бюджета, а их реализация может гарантировать продовольственную безопасность регионам России.

Сбалансированное по количеству, ассортименту и качеству продовольственное снабжение населения России является важнейшим фактором обеспечения его здоровья, жизни и всеобщего благополучия.

Проблема продовольственного неблагополучия в России сегодня является настолько острой, что представляет серьезную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельности россиян. Сегодня, не теряют своей актуальности слова, высказанные В.В. Маслаковым почти 10 лет назад: «Российская Федерация до сих пор пассивно созерцает мировой бум вокруг продовольственной безопасности, не решаясь определить свою государственную стратегию между принятием условий ВТО и вступлением в эту организацию, сохранением импортной интервенции со стороны международных продовольственных пиратов и самообеспечением страны»[7]. В современных условиях, обеспеченность внутреннего рынка России за счет импорта по многим группам продуктов питания значительно колеблется и составляет по мясу 53 %, по птице 58 %, молочным продуктам – 12 %, сахару – 83 %.

Большинство продовольственных товаров поставляются в Россию по демпинговым ценам. К тому же нередко импортные продукты питания бывают низкого качества, экологически опасными и даже запрещенными в развитых странах. Главной причиной роста импорта продовольствия в России является разрушение экономического потенциала страны, в первую очередь сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. Реформы привели к абсолютному и относительному сокращению места и роли сельского хозяйства в экономике.

На положение отечественных сельхозпроизводителей всех форм собственности давит диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами и услугами, реализуемые аграриям. Потери сельского хозяйства от диспаритета цен в последние годы составили 240 млрд. руб., кроме того, через налоги в из сельского хозяйства было изъято свыше 20 млрд. руб. Низкие цены реализации продукции снижают рентабельность аграрного производства.

Для насыщения рынка продовольственными товарами и восстановление продовольственной безопасности необходимо, определить критерии оценки, пересмотреть программы выхода из аграрного кризиса, разработать меры, направленные на ликвидацию сложившихся угроз продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность будет достигнута частично, если выполняются следующие условия:

  • население страны обеспечено продуктами питания отечественного производства не менее чем на 85% и эти продукты являются экологически чистыми и полезными для здоровья. Этот норматив близок к принятому международной продовольственной организацией (ФАО);

  • цены на эти продукты доступны основной массе трудового населения страны;

  • стратегические запасы продовольствия ограничены и не обеспечивают устойчивое снабжение населения в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств;

  • производственные мощности позволяют наращивать выпуск продовольствия;

  • научно-техническая база хотя и отстает от уровня высших мировых достижений, но развивается.

Продовольственная безопасность страны не будет достигнута, если:

  • население страны обеспечено экологически чистыми и полезными продуктами питания отечественного производства на 60-80 %;

  • цены на эти продукты основной массе трудового населения не доступны;

  • стратегические запасы продовольствия истощены или отсутствуют;

  • производственные мощности не позволяют наращивать выпуск продовольствия.

Подводя итог, можно сказать, что продовольственная безопасность - это прежде всего обеспечение определенного отечественного уровня производства, либо полное самообеспечение, либо поддержание критического минимума. Критерии оценки уровня продовольственной безопасности позволяют устанавливать предельно-критическую черту продовольственной зависимости от внешнего рынка.

2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

  1.  
    1. Состояние продовольственной безопасности Свердловской области

Целью обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области является удовлетворение потребностей населения Свердловской области в пищевых продуктах в соответствии с рациональными нормами потребления пищевых продуктов.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области являются:

1)своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение угроз продовольственной безопасности Свердловской области, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

2) устойчивое развитие на территории Свердловской области производства пищевых продуктов и сырья, достаточных для обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области, в том числе защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области;

3) достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого жителя Свердловской области безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

4)обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Закон Свердловской области «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» №6- ОЗ разграничивает полномочия должностных лиц и государственных органов. Следует подробнее рассмотреть полномочия по обеспечению политики продовольственной безопасности.

Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания Свердловской области в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области

Законодательное Собрание Свердловской области:

1) принимает законы Свердловской области, регулирующие отношения в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

3) проводит депутатские слушания по вопросам обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

4) осуществляет другие полномочия в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области.

Статья 5. Полномочия Губернатора Свердловской области в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области

Губернатор Свердловской области:

1) организует исполнение законов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

2) определяет в Бюджетном послании приоритеты финансирования мероприятий в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

3) обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

4) определяет порядок создания и деятельности координационного органа в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

5) осуществляет другие полномочия в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Свердловской области.

Статья 6. Полномочия Правительства Свердловской области в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области

Правительство Свердловской области:

1) обеспечивает исполнение законов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

2) определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

3) устанавливает в соответствии с настоящим Законом пороговые значения критериев продовольственной безопасности;

4) определяет перечень мер по достижению и поддержанию пороговых значений критериев продовольственной безопасности;

5) устанавливает в соответствии с настоящим Законом порядок осуществления мониторинга состояния продовольственной безопасности Свердловской области;

6) осуществляет координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

7) организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

8) осуществляет другие полномочия в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Свердловской области и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области.

Статья 7. Полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области:

1) осуществляет оценку состояния продовольственной безопасности Свердловской области;

2) осуществляет взаимодействие с иными исполнительными органами государственной власти Свердловской области, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области;

3) осуществляет другие полномочия в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Свердловской области и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области и Правительством Свердловской области.

Рассмотренные выше статьи закрепляют полномочия государственных органов и должностных лиц, но для исследования этой темы наиболее важными являются статьи об координации деятельности в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области а именно:

1. Губернатор Свердловской области по предложению Законодательного Собрания Свердловской области или по собственной инициативе может создать координационный орган в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области.

2. Порядок создания и деятельности координационного органа в сфере обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области определяется Губернатором Свердловской области.

Мониторинг процесса реализации и итогов реализации является наиболее актуальной функцией государства, поэтому целая статья посвящена методам оценки состояния продовольственной безопасности в Свердловской области.

Статья 9. Оценка состояния продовольственной безопасности Свердловской области

1. Оценка состояния продовольственной безопасности Свердловской области включает:

1) оценку физической доступности пищевых продуктов;

2) оценку экономической доступности пищевых продуктов;

3) оценку качества и безопасности пищевых продуктов, находящихся в обороте на территории Свердловской области.

2. Для оценки состояния продовольственной безопасности Свердловской области используется следующая система показателей продовольственной безопасности:

1) потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения;

2) соотношение рациональных норм потребления пищевых продуктов и фактически потребляемых пищевых продуктов в расчете на душу населения;

3) индекс потребительских цен на пищевые продукты;

4) объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и пищевых продуктов;

5) объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания;

6) объемы ввоза на территорию Свердловской области сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и пищевых продуктов;

7) доля некачественной и опасной пищевой продукции от общего количества образцов пищевой продукции, проверенных в рамках проведения государственного надзора в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

8) объемы государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;

9) государственная поддержка юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, в том числе ее переработку, и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в расчете на рубль реализованной продукции;

10) обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации общественного питания в расчете на 1000 человек.

3. Для оценки состояния продовольственной безопасности Свердловской области в качестве критериев продовольственной безопасности определяются:

1) удельный вес производимых в Свердловской области сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка Свердловской области соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

2) объем запасов пищевых продуктов, включенных в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденный Правительством Российской Федерации;

3) рост розничных цен на пищевые продукты, включенные в перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Пороговые значения критериев продовольственной безопасности, указанных в подпунктах 2 и 3 части первой настоящего пункта, устанавливаются Правительством Свердловской области.

Таким образом, можно подвести промежуточные итоги, о том что закон регулирует и содержит основные нормы продовольственной безопасности, а так же методы оценки и контроля реализации.

2.2. Программы по развитию агропромышленного комплекса Свердловской области

Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («уральская деревня»)» на 2012 - 2015 годы

Целями областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня»)» на 2012 - 2015 годы (далее - Программа) являются:

1) улучшение демографической ситуации в сельской местности;

2) устойчивое развитие сельских населенных пунктов на основе создания достойных условий для жизни и деятельности населения;

3) обеспечение устойчивого функционирования агропромышленного комплекса.

Достижение целей по улучшению демографической ситуации в сельской местности и устойчивому развитию сельских населенных пунктов на основе создания достойных условий для жизни и деятельности населения предусматривает решение в сельской местности следующих задач:

1) повышение престижности проживания;

2) улучшение жилищных условий граждан;

3) развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры;

4) развитие транспортной инфраструктуры;

5) развитие промышленного производства;

6) развитие малого и среднего предпринимательства;

7) развитие торгового и бытового обслуживания;

8) развитие потребительской кооперации;

9) развитие здравоохранения;

10) развитие образования;

11) развитие культуры и туризма;

12) развитие физической культуры и спорта;

13) обеспечение социальной защиты населения;

14) повышение занятости населения;

15) охрана окружающей среды;

16) создание программно-технологической инфраструктуры для предоставления государственных услуг в электронном виде;

17) обеспечение эпизоотического благополучия.

Задачи, указанные в подпунктах 2 (кроме мероприятий, осуществляемых Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, реализуемых в рамках настоящей Программы), 3, 4, 6, 9, 10 - 13, 15, 16, будут реализованы в рамках других областных целевых программ.

Достижение цели по обеспечению устойчивого функционирования агропромышленного комплекса предусматривает решение следующих задач:

1) создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

2) развитие приоритетных видов деятельности агропромышленного комплекса;

3) достижение финансово-экономической устойчивости организаций агропромышленного комплекса и малых форм хозяйствования на селе.

Исходя из поставленных задач выделены две подпрограммы областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области ("Уральская деревня")" на 2012 - 2015 годы: "Устойчивое развитие сельских населенных пунктов Свердловской области" и "Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области" (прилагаются).

С учетом среднесрочного периода Программы предполагается осуществить ее реализацию в один этап: с 2012 по 2015 год.

Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность принятых мер государственной поддержки, направленных на развитие агропромышленного комплекса Свердловской области и создание комфортной среды в сельских территориях Свердловской области.

Экономический эффект от реализации Программы оценивается с точки зрения вклада агропромышленного комплекса Свердловской области в валовой региональный продукт.

Социальный эффект от реализации Программы оценивается с точки зрения обеспечения занятости и повышения качества жизни сельских жителей Свердловской области.

Экологическая эффективность реализации Программы обеспечивается путем реализации заложенных в инвестиционные проекты технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и повышенным экологическим требованиям. Контроль за соблюдением действующего законодательства в части защиты окружающей среды планируется за счет обязательности прохождения инвестиционными проектами экологической экспертизы, что обеспечивает высокую экологическую эффективность каждого проекта и Программы в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе мною были рассмотрены теоретические аспекты обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Проанализированы нормативно-правовой акты по вопросам продовольственной независимости России и Свердловской области позволил сформулировать следующие выводы из моих исследований:

1. Обеспечение продовольственной безопасности становится приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

2. Нормативно-правовую базу продовольственной безопасности представляет, прежде всего, Конституция РФ, также среди законодательных актов, играющих важную роль в регулировании вопросов продовольственной безопасности можно отметить следующие:

  • Федеральный закон от 2 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности (в ред. от 02.02.2006 г.)[39];

  • Федеральный закон от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. от 24.07.2007 г.)[40];

Особую полноту нормативно – правовой базе должен придать Федеральный закон «О продовольственной безопасности». Основной целью данного Закона является обеспечение прав граждан на полноценное питание, что является необходимым условием реализации конституционного права на жизнь (ст. 20 Конституции РФ).

3. Сегодня проблему продовольственной безопасности государства необходимо рассматривать в трех аспектах:

  • Физическая доступность продовольствия – это наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;

  • Экономическая доступность продовольствия – это уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания на минимальном уровне потребления;

  • Безопасность продовольствия для потребителей – это предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.

Государство в новых экономических условиях пытается развить и поддержать нашего производителя. Ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо кардинальным образом менять подходы и направления в развитии важнейшей отрасли народного хозяйства – аграрного сектора. Важнейшая задача реализации национального проекта «Развитие АПК» в состоит в создании наиболее благоприятных экономических, правовых и социальных условий в агарной сфере на региональном уровне и оказания реальной финансовой помощи организациям сельского хозяйства, фермерам, владельцам личных подворий, что в конечном итоге будет способствовать в решении проблемы продовольственной зависимости России от зарубежных стран и существовании в рамках экономических санкций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Конституция Российской Федерации .-М.: Эксмо, К 65 2010.-32 с. –(Законы и кодексы).

  2. Закон Свердловской области от 31 января 2012 года N 6-ОЗ «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» (с изменениями на 9 декабря 2013 года)

  3. Балабанов В.С. Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность.

  4. Москва «Экономика» 2002г.

  5. Безопасность России. Раздел 2 «Продовольственная безопасность» : МГФ «Знание»

  6. Бурдунов П.Т. Саетгалиев Р.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. Москва

  7. Климова Н.В. НАН ЧОУ «Академия маркетинга и социально-информационных технологий» - ИМСИТ, Краснодар

  8. Климова Н.В. Продовольственная безопасность в обеспечении конкурентоспособности страны: материалы международной научно-практической конференции. Краснодар

  9. Корбут А.В. Продовольственная безопасность населения России: состояние, тенденции, проблемы//Аналит. Вестник №26

  10. Масланов В.В. Концепция системы продовольственной безопасности индустриально-аграрного региона ( Урал и Сибирь) Екатеринбург, УрО РАН.

  11. Программа действии «Повестка дня на двадцать первый век» пер. с англ: Интелсфера.

  12. Концепция продовольственной безопасности УФО на период до 2020г. http://www.uralfo.ru/prodovolst_bez.html

Просмотров работы: 6912