ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Серебренникова М.С. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экономические связи между Россией и целым рядом государств на современном этапе все отчетливее приобретают региональный характер. Свердловская область обладает колоссальными региональными ресурсами, способствующими достижению значимой цели – улучшению внешнеэкономического потенциала региона. От множества факторов зависит внешнеэкономический̆ потенциал региона, и определяется он, главным образом, географическим расположением, эффективностью и доступностью использования ресурсов. Принимая во внимание современную обстановку, можно сказать, что «санкции служат для Свердловской области скорей ободряющим фактором, поскольку помогают четче расставить приоритеты и обозначить векторы движения. На данный момент это своеобразный катализатор развития, но сдержанность нужно сохранять хотя бы потому, что санкции рано или поздно закончатся, и надо будет работать дальше» [1].

Цели и задачи развития внешнеэкономических связей в Свердловской области. Внешнеэкономическая деятельность имеет особое значение в развитии национальной экономики. В процессе интеграции Российской Федерации в мировое сообщество внешнеэкономическая деятельность становится главным фактором, влияющим на социально-экономические процессы, протекающие как на уровне всей страны, так и в отдельных регионах.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает решение множества задач, реализация которых во многом зависит от участия регионов во внешнеэкономической деятельности [2].

Целями региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации являются[3]:

  1. использование региональной политики в области международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене;

  2. реализация внешнеполитической линии Российской Федерации и ее международных обязательств, согласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выполнении международных договоров и соглашений;

  3. учет интересов субъектов Российской Федерации при разработке концепции внешней политики Российской Федерации, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации;

  4. содействие субъектам Российской Федерации в освоении опыта деятельности в области внешних связей, их активному вхождению в международное сотрудничество и участию в проектах и программах международных организаций, связанных с региональным развитием;

  5. поддержка внешнеэкономической деятельности российских регионов, способствующей их экономическому развитию и улучшению условий жизни населения;

  6. развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на региональном уровне, расширение контактов и поддержка соотечественников за рубежом;

  7. содействие установлению тесных связей между регионами России и государствами - участниками Содружества Независимых Государств;

  8. широкое участие представителей субъектов РФ в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей.

Согласно государственной программе Свердловской области «Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года № 1295-ПП, установлены следующие цели реализации данной программы [4]:

1. Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области.

2. Оказание государственной поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом.

3. Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Свердловской области.

Таким образом, как Российская Федерация, так и Свердловская область имеют Концепции развития международных и экономических связей, в которых подробно описаны цели и задачи, механизмы реализации внешнеэкономической деятельности. В основе данной деятельности, прежде всего, лежит объективный интерес экономической территории, взаимодействующей с окружающим внешним миром, экономический интерес Свердловской области и Российской Федерации.

Анализ нормативно-правовой базы. Формирование системы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации является составной частью внешнеэкономической политики государства. По мере формирования, международные и внешнеэкономические связи оказывают воздействие на решение региональных проблем.

Основными документами, в соответствии с которыми государственные органы субъекта РФ осуществляют международное взаимодействие, являются:

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

  3. Федеральный закон от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»;

  4. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел РФ в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»;

  5. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 года № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств».

Основы государственного устройства РФ, системы управления внешнеэкономической деятельностью определены Конституцией РФ.

Согласно статье 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Процедуры координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Закон четко оговаривает круг партнеров, с которыми субъекты могут осуществлять международные связи: осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участие в деятельности организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели; ведение переговоров, а также заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

С другой стороны, к числу иностранных партнеров не отнесены иностранные коммерческие организации, таким образом, нет ответа на вопрос – имеют ли право субъекты РФ подписывать с иностранными коммерческими организациями соглашения об исполнении внешнеэкономических связей, что имеет для субъектов РФ важное практическое значение.

Возможно заключение соглашения субъекта РФ с хозяйствующим субъектом или коммерческой организацией иностранного государства, однако в таком случае начнут действовать гражданско-правовые отношения, а субъект будет выступать в рамках Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, закон разрешает субъектам РФ заключать диагональные соглашения – соглашения с органами государственной власти иностранных государств, которые необходимо обязательно согласовывать в заинтересованных федеральных органах. Горизонтальные же соглашения, которые заключаются между субъектами двух стран направляются, главным образом, только в Министерство иностранных дел России.

Тем не менее, горизонтальные соглашения, заключающиеся между субъектами двух стран, иногда не совсем корректны. В них регулируются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Поэтому Министерством юстиции России было выдвинуто предложение об обязательности согласования всех проектов соглашений.

Сейчас становится ясно, что принятие данного решения усложнит и так долгий процесс согласования. Этому также содействует и несоответствие двух подзаконных актов: постановлений Правительства РФ - от 1 февраля 2000 г. № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» и от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».

Так, в соответствии с постановлением № 91 органы власти субъектов самостоятельно передают документы для получения согласия Правительства, а постановлением №260 установлено, что проект акта в Правительство передают федеральные министерства. Согласие Правительства оформляется распоряжением, это полномочие поручено Министерству экономического развития и торговли РФ.

Все эти процедуры требуют больших затрат времени, и часто проект соглашения согласовывается от 6 месяцев до 1 года.

В итоге всего вышесказанного субъекты предлагают:

1) разработать методические рекомендации для регионов о порядке заключения и регистрации соглашений с иностранными партнерами;

2) упростить процедуру согласования соглашений, определить сроки их рассмотрений Федеральными органами;

3) устранить коллизию подзаконных актов [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты по исполнению международных и внешнеэкономических связей, несомненно, позволили увеличить международное региональное сотрудничество. Однако остается актуальным вопрос о приведении в соответствие нормативных правовых актов по обеспечению внешнеэкономической деятельности субъектов РФ, совершенствованию координации действий регионов в этой сфере в целях более глубокого задействования колоссального потенциала международного и межрегионального сотрудничества, которым располагают регионы.

Общая характеристика Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области.

Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области.

Основными задачами Министерства являются: разработка и реализация областных внешнеэкономических программ, оказание содействия предприятиям в развитии внешнеэкономических связей, содействие привлечению иностранных инвестиций и развитию инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, развитие международного сотрудничества. Министерством реализуется множество программ, среди которых программы сотрудничества со странами СНГ, программа подготовки управленческих кадров, программа развития экспортного комплекса области и ряд других.

27 апреля 2014 года Министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области представил доклад «Об итогах развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области в 2013 году и задачах на 2014 год» [6].

Согласно докладу деятельность Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области в 2013 году была направлена на реализацию решений Губернатора и Правительства Свердловской области по развитию внешнеэкономической деятельности и заключалась в эффективном использовании внешнеполитических факторов, международных и внешнеэкономических связей в целях социально-экономического развития Свердловской области, закрепления и расширения ее конкурентных преимуществ.

В рамках предоставленных полномочий, основным инструментом, который использует Министерство для решения поставленных задач, является подготовка и проведение международных мероприятий, позволяющих создать благоприятные условия для установления контактов участников внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих углубление международного сотрудничества, содействие привлечению иностранных инвестиций и развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, с возможностью в последующем реализовать совместные с зарубежными партнерами проекты.

2013 год характеризовался для Свердловской области заметным увеличением международной активности.

Так, за 2013 год:

• Проведено 167 международных мероприятий.

• Свердловскую область посетили 22 посла иностранных государств в Российской Федерации.

• Состоялись 4 зарубежных визита делегаций Свердловской области во главе с Губернатором Свердловской области в 2013 году.

• Впервые в течение одного года в Свердловской области было проведено сразу два международных мероприятия на высшем уровне с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина. 3-4 июня 2013 года в Екатеринбурге состоялся 31-й Саммит «Россия – Европейский Союз». 10-11 ноября 2013 года в Свердловской области был проведен Х Форум межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан с участием глав двух государств.

2013 год дал старт реализации нескольких инвестиционных проектов с участием иностранных компаний, работа по которым велась Министерством в течение несколько предыдущих лет.

В связи с тем, что экономика Свердловской области достаточно органично переплетена с мировой, развитие внешнеэкономических связей Свердловской области напрямую зависит от многих факторов мирового рынка. Доминантой 2013 года явилось сокращение торговли металлами, как черными, так и цветными, при падении стоимости металлов и изделий из них. Металлы и изделия из них в 2013 году преобладали в товарной структуре регионального экспорта и составили 52,3 % от его общего объема.

Достигнутые результаты внешнеэкономической деятельности региона меньше запланированных Программой социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 гг. в силу неблагоприятной конъюнктуры, сложившейся в 2013 году на мировых рынках металлов – основы экспорта Свердловской области. В течение всего 2013 года цены на металлы и изделия из них снижались с 1-го квартала к 4-му кварталу 2013 г. на величину от 8-ми до 25-ти процентов, что привело к уменьшению стоимостного объема торгового оборота. Приведенные статистические данные со всей очевидностью демонстрируют острую необходимость переориентации промышленности региона на экспорт продукции с большей долей добавленной стоимости.

Задачей продвижения отечественной продукции за рубеж служит и организация участия предприятий области в бизнес-миссиях за рубежом.Для развития указанного направления в отчетном году активно использовались механизмы Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Свердловской области о взаимодействии во внешнеэкономической сфере, в рамках которого привлечение иностранных инвестиций и содействие продвижению экспорта осуществлялось Министерством с использованием инструментов межгосударственного сотрудничества, в том числе ресурсов Торговых представительств Российской Федерации за рубежом.В рамках указанного Соглашения Министерством ведется сопровождение более 43 экспортных проектов за рубежом по конкретным «дорожным картам» свердловских компаний, охватывающих более чем 30 стран. К указанной работе Министерством во взаимодействии со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства и Уральской торгово-промышленной палатой на постоянной основе привлекаются субъекты малого и среднего бизнеса.

Среди проблем, которые сдерживают развитие экспортного потенциала предприятий Свердловской области, необходимо отметить отсутствие документально оформленного стратегического подхода в сфере развития внешнеэкономической деятельности региона. Такой документ необходим для консолидации мер государственной поддержки в данной сфере, в том числе финансовых, предусмотренных действующими государственными программами исполнительных органов государственной власти Свердловской области на период до 2020 года. С учетом планируемой актуализации Программы социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года представляется необходимым включение в этот документ отельного раздела о развитии внешнеэкономической деятельности.

В рамках своей компетенции Министерство обеспечивает участие Свердловской области в реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров. Всего с 1997 года обучено 1990 специалистов. В 2013 году организовано обучение 155 специалистов набора 2012/2013 учебного года и 135 специалистов набора 2013/2014 учебного года.

О планах и задачах Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на 2014 год.

В статье «Сохраним опорный край державы», опубликованной 20 марта текущего года Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым поставлена амбициозная цель - утроение объема производства промышленной продукции в регионе за ближайшие двадцать лет.Эту задачу невозможно решить без привлечения иностранных компаний к созданию на территории Свердловской области совместных производств современной высокотехнологичной продукции и технологическому перевооружению предприятий региона.

В 2014 году основные усилия были направлены на:

1) привлечение иностранных инвесторов для размещения высокотехнологичных производств на территории Свердловской области;

2) полное использование экспортного потенциала области;

3) продвижение на международном уровне бренда Свердловской области, как инвестиционно-привлекательной территории;

4) создание благоприятных условий для установления контактов участников внешнеэкономической деятельности и реализации достигнутых договоренностей;

5) комплексное развитие инфраструктуры международного сотрудничества в решении приоритетных задач социально-экономического развития региона.

Указанный комплекс мер должен повысить инвестиционную привлекательность Свердловской области, способствовать притоку иностранных инвестиций и создать для предприятий региона благоприятные условия для реализации своих внешнеэкономических стратегий.

Перспективные пути развития внешнеэкономических связей Свердловской области.

Свердловская область – один из самых деятельных партнеров Евросоюза в Уральском федеральном округе. На страны Европы приходится более одной третьей части внешнеторгового оборота области и около 50 % вложений из-за рубежа. Торговый оборот между регионом и странами Евросоюза в 2013 году превысил границу в 5 млрд, из которых более 3,5 млрд приходится на экспорт предприятий.

Вместе с тем, актуальной задачей остается скорейшее качественное развитие взаимовыгодного взаимодействия – большой нереализованный потенциал до сих пор существенно превышает объем всех настоящих совместных проектов. Значительным направлением развития для Свердловской области является расширение торговых связей.

В то же время для региона центральный приоритет – увеличение экспорта (главным образом, металлов). При этом главной долгосрочной целью остается изменение баланса в пользу внутреннего производства, постепенный отказ от модели экспорта ресурсов и поставка на внешние рынки товаров с высокой добавленной стоимостью.

Помимо роста спроса на экспорт, развитию предприятий сектора должны способствовать налоговые льготы и совершенствование законодательства в рамках программы по модернизации и создания новых рабочих мест Свердловской области до 2020 года.

Другим важным вопросом является масштабное привлечение иностранных инвестиций в экономику. На сегодняшний день основные точки притяжения для крупного иностранного капитала – крупнейшие инфраструктурные проекты, а также проекты локализации производственных мощностей в наиболее перспективных отраслях с высокой динамикой и солидным потенциалом.

Наиболее активная инвестиционная политика в Свердловской области проводится в горно-металлургическом комплексе. Объем инвестиций превысил 300 млрд рублей. В Екатеринбурге компании из Европы ведут активное строительство, как деловых объектов, так и жилья. Помимо непосредственного строительства объектов, европейские компании вкладываются в создание производства стройматериалов [7].

Ещё одним важным направлением, работа по которому проводится на постоянной основе, является создание благоприятных условий для открытия в Свердловской области дипломатических и торговых представительств иностранных государств, поскольку открытие такого представительства стимулирует развитие международного торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества.

Сегодня в Екатеринбурге аккредитовано 15 дипломатических и торговых миссий, 11 почетных консулов, 7 официальных представительств по продвижению национального бизнеса, языка и культуры (без дипломатического статуса) иностранных государств.

Ключевой задачей во внешнеэкономической сфере на ближайший период является стимулирование развития экспорта, прежде всего, не сырьевого. В целях поддержки экспортеров и диверсификации структуры экспорта, в том числе за счет повышения конкурентоспособности продукции уральских товаропроизводителей, Министерство планирует усилить акцент в своей работе на содействии в привлечении необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию и альянсы предприятий Свердловской области с ведущими мировыми компаниями, создании в регионе производств конечной продукции с иностранным участием, повышении степени локализации производств, стимулировании привлечения иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации.

Говоря про санкции. По итогам первого полугодия 2014 года наблюдался рост внешнеторгового оборота Свердловской области – в целом, более чем на 20%, со странами СНГ – на 10%, с США – в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несомненно, нужно учитывать, что действие санкций носит отложенный характер – санкционные издержки, спустя некоторое время, обязательно последуют, но они в равной степени отразятся и на регионе, и на внешних партнерах.

Однако Свердловскую область сильно выручает то, что внешнеэкономические связи равномерно и прагматично «разложены» по всем континентам и налажены со многими странами, которые относятся к лидерам промышленного развития. В регионе достаточно давно велась работа по их диверсификации, в частности, по укреплению положения и восстановлению утраченных позиций на южноамериканском и африканском континентах, по усилению взаимодействия с арабскими странами и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. По результатам переговоров губернатора Свердловской области с руководством российской Торгово-промышленной палаты на «ИННОПРОМе-2014» важнейший и интереснейший экономический форум «Урал-Африка» может приобрести регулярный формат и будет проводиться раз в два года. Это инициатива поможет укрепить отношения области с африканскими партнерами.

В этом смысле следует перераспределить усилия: было намечено расширение связей с США и Великобританией, но сейчас стало ясно, что эти инициативы в связи с текущей политической ситуацией не будут реализовываться в прежнем масштабе. Свердловской области нужно переместить внимание на Азиатско-Тихоокеанский регион, Корею и Китай – активнее работать со странами, которые последовательно реализуют свою внешнюю политику и обладают возможностями по трансферу технологий.

Стоит отметить, что в настоящее время Свердловская область значительно укрепила взаимоотношения с Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном. Внешнеторговый оборот с этими странами вырос в 1,7, 1,9 и 1,3 раза соответственно.

В сентябре 2015 года в Свердловской области предполагается проведение Российско-африканского форума. Кроме того, регион планирует укрепить экономические связи с Латинской Америкой.

Таким образом, можно выделить следующие приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Свердловской области: расширение и укрепление связей со странами Азии (Азербайджан, Вьетнам, Турция, Таджикистан), Африки (ЮАР, Эквадор), Латинской Америки. Кроме того, несмотря на введение санкций со стороны Евросоюза, некоторые предприятия европейских стран продолжают сотрудничество с предприятиями Свердловской области, что нужно сохранять и использовать в дальнейшем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  •  
    1. Интервью Министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области А.О. Соболева информационному агентству REGNUM [от 23.09.2014] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mvs.midural.ru/vistuplenia/750

    2. Карташов Е.Ф. ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», г. Саранск. Региональные проблемы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/kartashov_region.htm

    3. Основные положения региональной политики в Российской Федерации [от 3 июня 1996 г. № 803-УП] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/26.html

    4. Государственная программа Свердловской области "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2020 года" [от 24 октября 2013 года № 1295-ПП] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/45313517

    5. Законодательная база международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации - проблемы развития // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.montreal.mid.ru/regions_06.html

    6. Сайт Министерства международных и экономических связей Свердловской области // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mvs.midural.ru/vistuplenia/665

    7. Дрогаева Т. Европа набирает обороты. Газета «Коммерсант» [от 31.10.2013] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mvs.midural.ru/vistuplenia/608

Просмотров работы: 9372