ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Насыртинова Л.Х. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время термин «имидж» получил повсеместное распростра­нение, войдя в научный оборот, в публицистику и в обыденную речь. Разработкой имиджевой проблематики занимаются практическая психология, социология, политология, и другие на­учные дисциплины. Интенсивно и динамично развивается рынок имидж-мейкинга – коммуникационной технологии, способствующей моделиро­ванию и поддержанию благоприятного имиджа организации, конкретной личности, продукта или идеи в глазах общественности и представителей широких социальных групп.

Между тем современная трактовка понятия «имидж» используется в научной литературе. Несмотря на отсутствие единства в многочисленной литературе по данной проблемати­ке, категория «имидж» употребляется исключительно в контексте форми­рования, целенаправленного создания и планируемого психологического воздействия на людей и их поведение.

Тезис одного из ведущих специалистов в области имиджелогии Е.Б.Перелыгиной о том, что «имидж есть создаваемый образ, то есть образ, возникающий в результате определенной деятельности, работы», еще более конкретизируется в определении В. Г. Зазыкина и Е. Н. Богданова: «имидж – это не что иное, как специально сконструированный психологический образ, создаваемый с вполне определенными целями». В подобной целенаправ­ленности, «сконструированности» образа и заключается главная специфи­ка имиджа. Это подчеркивает и А. И. Донцов: «Образ объекта возникает всегда, когда появляется субъект, воспринимающий данный объект. Имидж как феномен возникает тогда, когда некто не просто осознает, что объект кем-то воспринимается, но и ставит перед собой задачу корректировать это восприятие».

Следует отметить, что классификации имиджа разрабатывались на базе общих и специальных оснований по критериям сходства и различия. При классификации по свойствам, выражающим индивидуальные качества субъекта – прообраза имиджа, принято выделять две большие группы:

  1. Индивидуальный имидж, которому соответствует индивидуальный – субъект имиджа (человек). Иначе говоря, индивидуальный имидж – это имидж человека, в противоположность имиджу группы, организации, предмета;

  2. Коллективный имидж, которому соответствует коллективный субъект – имиджа. Коллективный имидж может иметь одну из трех возможных форм: 1) групповой имидж, носителем которого является групповой субъект имиджа (объединенный по функциональным или иным основа­ниям: социальная группа, этнос и др.), или имидж социальной группы – это обобщенный образ социальной группы, этноса, разделяемый пред­ставителями другой социальной группы; 2) корпоративный имидж – это такой символический образ организации, в основе которого лежат элемен­ты, обеспечивающие восприятие данной организации как субъекта;

3) системно-корпоративный имидж (имидж территориального образо­вания: поселка, города, региона, страны).

Имидж государственного служащего – это индивидуальный имидж, который является оценочным образом, складывающимся из следующих параметров: результативность и эффективность работы, профессионализм и добросовестность, должностное поведение, культурный уровень, коммуникативные качества и т. п., а также субъективные оценки деятельности чиновника со стороны населения и институтов гражданского общества.

Однако стоит заметить, что образ государственного служащего зависит не только от его персональных качеств, результатов трудовой деятельности, но и от организации, в которой он работает и от других чиновников, в сотрудничестве с которыми он достигает поставленных целей и задач. Зачастую высококвалифицированные, компетентные и обладающие хорошим набором личностных характеристик государственные служащие попадают под обвинение со стороны общества из-за того, что граждане не были удовлетворены результатами обращений в государственный орган, где они работают. Такое может произойти, например, если обвиненный чиновник – руководитель департамента, и его подчиненный не справился со своей работой из-за нехватки профессионализма и компетентности.

В этой связи при выявлении факторов, влияющих на формирование имиджа государственного служащего, также целесообразно рассматривать имидж государственного органа в целом, так как среда, в которой можно оценить результаты деятельности государственного служащего, неразрывно связана с его имиджем.

Носители имиджа государственной организации

Важным условием для формирования позитивного имиджа человека или организации является наличие знания о его деятельности у заинтересованных лиц, то есть с тем, чтобы у населения конкретный чиновник или конкретный орган государственной власти воспринимался позитивно, необходимо, чтобы население понимало предмет деятельности и осознавало, что полномочия исполняются эффективно.

С помощью знания о носителях имиджа государственной структуры можно сформировать представление о ее деятельности. Такое знание основывается прежде всего на восприятии основных характеристик этих носителей, которые, в свою очередь, можно подразделить на следующие объекты:

1) Имидж руководителя;

2) Имидж персонала;

3) Информационные материалы для СМИ, подготавливаемые самой организацией (РR-тексты, видеоматериалы, аудиоматериалы, фотоматериалы и другое);

4) Имидж предлагаемой услуги, включающий представление о качестве, функциональной ценности, и уникальности.

5) Внутренний имидж: деловая культура и социально-психологический климат;

6) Внешний имидж или восприятие организации общественностью (визуальное восприятие через символику, интерьер офиса и пр.)

7) Социальный имидж – представление о целях и роли организации в общественной жизни [3].

Восприятие руководителя по открытым для наблюдения характеристикам, таким как внешность, социально-демографическая принадлежность, вербальное и невербальное поведение, а также контекст, в котором он действует, позволяет определить и сам имидж руководителя, который состоит из мотивов, намерений, установок и ценностных ориентаций [2].

Прямой контакт с работниками организации позволяет выявить ещё один носитель имиджа – персонал. Имидж персонала – это обобщённая характеристика всей совокупности работников организации, состоящая из следующих определяющих её элементов: профессиональная компетентность;

культура общения (речевая грамотность, коммуникабельность, приветливость в общении); социально-психологические характеристики сотрудников; социально-демографические данные (возраст, пол, уровень образования и т.д.) [3].

Известно, что те организации, которым удаётся установить хорошие двусторонние связи с общественностью имеют не только широкую известноть, но и хорошую репутацию. Именно поэтому взаимодействие со средствами массовой информации – это один из самых эффективных способов повышения имиджа организации [1]. Сюда, в первую очередь, можно отнести издание информационных материалов для СМИ, которые могут быть в виде текстовых материалов (доклады, статьи, брошюры, пресс-релизы, годовые отчёты и пр.) или фото- и видеоматериалов.

Имидж услуги – это, главным образом, показатели её качества и функциональности. Её характеристикой может служить уникальность услуги, то есть знак того, что организация является единственной, которая может предоставить подобную услугу. Что касается внешнего имиджа, то он опрееляется деловой культурой и социальным «климатом». Под социальным климатом понимается – социально-психологическое состояние коллектива и их межличностные отношени, то есть формат взаимодействия между сотрудниками организации.

Список литературы:

  1. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: «Рефл-бук». 2000. 528 с.

  2. Моисеев В. А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.: ИКФ “Омега-Л”, 2001. 376 с.

  3. Чурилова С.В. Имидж учреждения культуры: Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. №4

Просмотров работы: 5686