РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА УРАЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА УРАЛЕ

Гермес К.Г. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы обусловлена наличием в обществе проблем, связанных с формированием гражданского общества в России. Она является одной из наиболее часто обсуждаемых тем в российском научном и политическом сообществах, а также в международных правительственных и неправительственных организациях. Важность обращения к проблеме развития гражданского общества в России обусловлена как внутренними потребностями, так и внешними тенденциями.

Кроме того, в последнее время в центре внимания отечественных ученых, журналистов и политиков находятся проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства. И это понятно, поскольку становление гражданского общества связано с глобальным социальным переустройством нашей страны.

В данной статье особое внимание хотелось бы уделить исследованию особенностей формирования и развития институтов гражданского общества в Российской Федерации. Результатом нашего исследования также является выявление роли молодежных общественных организаций в развитие институтов гражданского общества на Урале в контексте современного социального развития.

Для начала следует сказать, что гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины [1].

В Государственной Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы выявлено, что целью развития гражданского общества является формирование сообщества свободных, равных и активных граждан на основе традиций, интересов и ценностей, путем формирования общественного согласия и развития системы эффективного партнерства между органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами [2].

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером [3].

В деле создания гражданских обществ много трудностей, и самой серьезной является необходимость «смены ориентиров» после того, как гражданское общество перестает быть антагонистом государства. Некоторые посткоммунистические страны, особенно Россия, столкнулись с этой проблемой. В результате гражданское общество в России остается неразвитым даже спустя десять лет после провозглашенного отказа от коммунистического режима [4].

Известно, что гражданское общество, к которому мы уже давно стараемся придти, является определенной системой самостоятельных и независимых от государства общественных институтов, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов или коллективов во всех сферах их жизнедеятельности. Такими институтами, в частности, являются и общественные организации [5].

В Российской Федерации действует законодательство, регламентирующее деятельность молодежных общественных объединений.

Так, Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» №98-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации [6].

Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Если говорить о роли молодежных общественных организаций в развитии гражданского общества на Урале, можно упомянуть высказывание Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева: «Молодежь Свердловской области - это колоссальный кадровый и интеллектуальный потенциал региона. Именно им в ближайшие десятилетия предстоит стать основой экономики, управления и производства. Именно от молодежи Среднего Урала зависит будущая конкурентоспособность нашей области на российском и на мировом рынке. Поддержка молодежи - важнейшая задача региональной власти. Уральцы гордятся успехами своей молодежи».

По данным переписи населения, в Свердловской области проживает 971 518 молодых граждан, из которых 124 211 человек в возрасте от 14 до 17 лет, 406 809 человек - от 18 до 24 лет и 440 498 человек - от 25 до 30 лет. Молодежь составляет более 25% жителей Среднего Урала [7].

Государственная молодежная политика в Свердловской области формируется в целях создания условий для самореализации молодых граждан, применения их собственного потенциала в интересах социально-экономического развития региона, и на текущий 2013 год реализуется в соответствии с такими основными нормативно - правовыми документами, как:

Концепция государственной молодежной политики Свердловской области на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2011г. № 440-ПП) [8];

«Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1471-ПП) [9];

Областная целевая программа «Молодежь Свердловской области» на 2011-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1480-ПП) и др. [10].

В 2013 году Правительством Свердловской области с учетом мнения молодежных общественных организаций региона на рассмотрение в Законодательное Собрание Свердловской области внесен проект закона «О молодежи в Свердловской области».

По данным Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области по состоянию на начало 2014 года зарегистрировано 295 некоммерческих организаций, реализующих проекты по работе с молодежью, из них - 118 региональных и местных молодежных и детских общественных объединений.

По итогам 2013 года в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области включено 56 некоммерческих организаций (в 2012 году - 57 организаций). Число социальных партнеров Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, реализующих проекты в сфере молодежной политики в Свердловской области, в 2013 году составило 112 организаций (в 2012 году - 84 организации).

Основными формами взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций, детских и молодежных общественных объединений, с органами государственной власти Свердловской области, и, прежде всего, по линии Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области являются:

- информирование о возможностях сотрудничества по реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

- привлечение лидеров детских и молодежных общественных объединений к принятию решений по актуальным для молодежи вопросам;

- формирование реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, которым предоставлены отдельные меры государственной поддержки в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области;

- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями, на реализацию проектов по работе с молодежью и патриотическому воспитанию молодежи.

В сфере молодежной политики государственная поддержка в 2013 году оказана 142 проектам (в 2012 году -155 проектов), в том числе: 55 проектам по работе с молодежью 39 некоммерческих организаций (в 2012 году - 66 проектам по работе с молодежью 33 некоммерческих организаций); 41 проекту гражданско-патриотического воспитания молодежи 20 некоммерческих организаций (в 2012 году - 50 проектам гражданско-патриотического воспитания молодежи 27 некоммерческих организаций); 36 проектов военно-патриотического воспитания молодежи 11 некоммерческих организаций (в 2012 году - 39 проектов военно-патриотического воспитания молодежи 17 некоммерческих организаций) [11].

На территории Свердловской области сегодня существуют и функционируют множество различных молодежных общественных организаций.

Молодежные общественные организации имеют самые разные направленности: религиозные, экологические, политические, этнокультурные.

В качестве примера рассмотрим, этнокультурные молодежные общественные организации, которые призваны развивать молодежь в культурной деятельности. В наглядного пример можно рассмотретьСвердловскую областную молодежную общественную организацию «Азербайджан». Деятельность организации связана с развитием и сохранением азербайджанской культуры, поддержкой деятельности азербайджанцев в сфере науки, искусства, образования; защитой законных прав и интересов азербайджанцев; противодействием проявлений национализма, разжигания национальной и религиозной розни; а также обеспечение доступа к культурному наследию азербайджанского народа самым широким слоям населения [12].

За последние десятилетия появились новые формы организации гражданской активности в регионе – молодежные политические общественные объединения. Деятельность политических молодежных общественных организаций, связана с реализацией конкретных проектов, достижением определенных целей в политическом аспекте.

Молодежные политические объединения выступают активными субъектами реализации молодежной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания, как многоплановой, целенаправленной и скоординированной деятельности субъектов реализации государственной молодежной политики по формированию у молодых граждан правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции.

Молодежные общественные политические объединения Свердловской области обладают мощнейшим потенциалом в реализации молодежного гражданско-патриотического воспитания на территории данного региона. Данные объединения, действительно, являются субъектами реализации региональной молодежной политики. Их деятельность, зачастую лишенная финансовых средств и какой-либо поддержкой со стороны органов власти, но подпитываемая идеологическими ресурсами, оказывает реальное воздействие на молодежь.

В заключении хочется отметить, что в большинстве европейских стран общественные организации играют очень весомую роль в решении широкого круга проблем, с которыми сталкивается обычный гражданин. В свою очередь, в России, к сожалению, роль и влиятельность общественных организаций еще не является настолько весомой. Особенно это касается молодежных организаций, которые должны бы служить основой воспитания сознательных граждан и формирования гражданского общества. Одной из причин этого, по нашему мнению, является то, что многие из них не выполняют своего прямого назначения и активизируются в большей мере во время политических выборов, выступая инструментом получения электоральных симпатий определенными политическими партиями. Часто их деятельность сводится к банальному распространению агитационной продукции или организации каких-то акций в поддержку той или другой политической силы.

Учитывая это, развитие и выполнение молодежными общественными организациями своих прямых функций приобретает определяющее значение. Ведь будучи привлеченной к активной общественной жизни молодежь приобретает возможность как совершенствовать свои личностные знания и привычки, так и реализовывать и защищать через такие организации свои права и интересы.

Список литературы:

  1. Бугаенко Ю.Ю. Гражданское общество как равноправный партнер государства Электронный научный журнал // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.online-science.ru/m/products/philosophy_sciense/gid93/pg2/

  2. О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 – 2015: Закон Свердловской области [от 15 июня 2011 г. N 36-ОЗ].

  3. П. Д. Баренбойм, Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства», Законодательство и экономика, № 9, 2010

  4. Энциклопедия Кольера. Гражданское общество // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/colier/Grazhdanskoe-obschestvo-2400/

  5. Электронная студенческая библиотека. Правовое государство и гражданское общество // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studlib.com/content/view/25/

  6. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон [от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/103544/

  7. Результаты переписи населения в Российской Федерации за 2010 год // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

  8. О Концепции государственной молодежной политики Свердловской области на период до 2020 года: Постановление Правительства Свердловской области [от 20 апреля 2011 г. N 440-ПП // [Электронный ресурс]. Режим доступа: chrome extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://minsport.midural.ru/tmp_file/file_4f8031f903859.pdf

  9. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011-2015 годы»: Постановление Правительства Свердловской области [от 11 октября 2010 г. N 1471-ПП]

  10. Областная целевая программа «Молодежь Свердловской области» на 2011-2015 годы»: Постановление Правительства Свердловской области [от 11.10.2010 г. № 1480-ПП]

  11. Официальный сайт Правительства Свердловской области. Общественные объединения. Молодежные организации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.midural.ru/community/100332/100687/

  12. Национальные организации Урала. Этнические общественные объединения Свердловской области // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.u-greek.ru/nacionalnye-organizacii-urala

Просмотров работы: 4736