ПОЛИТИКА И МОЛОДЁЖЬ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОЛИТИКА И МОЛОДЁЖЬ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ

Язовцева Е.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня мы переживаем сложный момент в истории страны – продолжается период становления демократического государства, позади выборы в Государственную думу РФ и выборы Президента. И в средствах массовой информации, и в обществе проходят острые дискуссии по вопросам дальнейшего развития нашей страны. Молодому поколению не безразлично, в какой стране жить.

Сегодня молодёжь Российской Федерации – это 39,6 миллионов молодых граждан от 14 до 30 лет – 27 % от общей численности населения страны. Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 % молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. При этом политика интересуется молодёжью интенсивно, особенно в период выборных кампаний.

В периоды между выборами политическая активность молодёжи снижается. Только 2,7 % молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем накануне выборов возросло число молодёжных политических организаций, поэтому мы наблюдаем особенный всплеск политической активности молодёжи. Насколько серьёзно относятся политики к молодёжи, а молодёжь к политике?

Английский государственный деятель Б. Дизраэли сказал: «Почти всё великое сделано молодыми» [2]. Многие социологи интересуются и исследуют молодёжь и разные сферы её деятельности, в том числе и политическую, и признаются, что это очень непросто. Так, например, в исследовании, проведенном Тесленко И.В. при организационной поддержке Регионального ресурсного центра развития профессионального образования и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на вопрос «Каковы ваши идеологические ориентации?» 42 % респондентов утверждают, что они не придерживаются никакой идеологии, 24 % заявляют, что у них нет четких ориентаций, примерно 9 % респондентов привлекают идеи социализма и примерно по 12 % – выступают за либеральные реформы или за особый «российский» путь развития. Каждый второй респондент интересуется информацией о политике, на сам активного участия в политической жизни не принимает; каждый четвертый – равнодушен к политике. 17 % респондентов крайне отрицательно относятся к политической активности, более того, стараются «держаться подальше» от политики, и только 7 % респондентов активно интересуются и участвуют в деятельности той или иной политической партии. Не радуют объяснения аполитичного настроения, данные молодежью: 35% респондентов не уверены в том, что личное участие может оказать влияние на развитие ситуации в стране, каждый третий респондент выражает недоверие к политикам, говорит о низком престиже их деятельности; 17 % - вообще считают, что «политика – это грязное дело» и от нее надо быть подальше; почти каждый второй констатирует отсутствие интереса к политике. Наибольший интерес к политике демонстрируют мужчины – 14 %, и только 2 % женщин считают, что они являются активными участниками политической жизни [3]. Похожие тенденции просматриваются и у выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы [4].

На сегодняшний день, являясь кандидатом в депутаты Молодёжного парламента Свердловской области 2011 года, активно интересуюсь и участвую в общественно-политической жизни области. В моих планах, с научных позиций изучить становление молодежи как активного общественно-политического деятеля; а возможно и составить программу «Мой путь в политику».

На сегодняшний день нами изучен опыт общественно-политических молодёжных организаций за рубежом и в России, первые из которых стали появляться в XIX веке. Изучена история скаутского движения, его опыт, основные направления деятельности (физическое, духовное, умственное развитие молодых людей).

В XX веке обострился конфликт поколений, в таких условиях встал вопрос о молодёжных организациях с воспитательными целями и о молодёжной политике в целом. Бурная деятельность по созданию молодёжных подразделений политических партий развернулась в годы перестройки в середине 90-х годов, в этот период появляются первые молодёжные политические организации, не связанные ни с одной из действующих партий, и в эти же годы возрастает роль формально независимых молодежных объединений. Таким образом, начиная с XIX века, в обществе возникает проблема воспитания молодёжи в духе ценностей эпохи, поэтому формируются молодёжные организации, основная деятельность которых – решать проблемы молодёжи.

В Свердловской области на сегодняшний день успешно функционируют детские, ученические, молодёжные организации различных форм. В Екатеринбурге в каждом районе города действуют советы старшеклассников, работает молодёжная общественная палата при городской Думе. Кроме политических организаций действуют также религиозные объединения молодёжи, военно-патриотические, студенческие и волонтёрские движения, набирающие популярность у школьников и студентов.

Проведенного социологическое исследование посвящено изучению вопроса о возможности участия молодёжи в политике. На основе полученной информации сделан вывод о том, что молодежь, в сущности, не аполитична, а проявляет интерес к политической жизни общества. Ребята осознают то, о чем так афористично сказал Уильям Гладстон, английский государственный деятель XIX века: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти»[1].

Респонденты очень серьёзно, вдумчиво отвечали на вопросы, интересовались, с какой целью проводится исследование, предлагали свои идеи усовершенствования школьной и общественной жизни. Тема исследования заинтересовала ребят, вызвала дискуссию, дала мне импульс для дальнейшей работы. Работа над проектом выявила, что очень многие молодые люди хотели бы изменить свою жизнь, активно участвовать в делах, которые полезны обществу, участвовать в общественно-политических мероприятиях, но они не знают с чего им начать. Ребята задавали много вопросов об этом, с интересом смотрели созданный нами видео-ролик «Кто, если не мы?». Можно сказать, что исследование переходило в «консультацию».

Моя политическая биография началась с участия в работе Совета старшеклассников Кировского района. Именно с этого момента жизнь изменилась: активно участвовала в культмассовых мероприятиях, политических встречах с администрацией города, в проведении благотворительных акций, лидерских тренингах, загородных районных и городских сборах, в защите социальных проектов, а также различных конференциях.

Традиционно после окончания учебного года самые активные старшеклассники – лидеры ученических самоуправлений, представители районных советов старшеклассников встречаются с Главой Екатеринбурга – Председателем Екатеринбургской городской Думы, чтобы презентовать реализованные социальные проекты и воспользоваться возможностью лично задать руководителям муниципалитета вопросы, связанные с социально-экономическим развитием уральской столицы. Глава Екатеринбурга с интересом слушал представителей РСС. Для нас, молодых, встречи с Администрацией города – это интересная форма взаимодействия с городскими управленцами, политикам интересно с нами работать, выслушивать наши свежие и актуальные идеи.

В сентябре 2011 года на заседании Совета Старшеклассников Кировского р-на меня официально выбрали в Городской союз районных советов старшеклассников - высший орган ученического самоуправления в Екатеринбурге. Целью Городского союза старшеклассников является консолидация активных старшеклассников Екатеринбурга для решения социально-значимых задач.

Сегодня я зарегистрирована кандидатом в депутаты Молодёжного парламента Свердловской области по Екатеринбургскому единому избирательному округу № 25 в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Городской Союз Районных Советов Старшеклассников. Основная цельМолодёжного парламента - содействие деятельности Законодательного Собрания Свердловской области в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Для нас, молодёжи, это направление работы очень ответственно и важно.

В Свердловской области созданы все условия для формирования молодёжных парламентских структур в муниципальных образованиях и на областном уровне. Во-первых, создана единая система молодёжных избирательных комиссий. Во-вторых, интерес к парламентаризму, к созданию новых органов молодёжного самоуправления в области возрастает. В-третьих, уже имеются некоторые наработки нормативной базы для проведения выборов в Молодёжный парламент. Таким образом, выборы в Молодёжный парламент можно рассматривать как механизм, запущенный в работу.

Екатеринбургу отведено 16 мандатов в Парламенте, самое большое количество в сравнение с другими городами области. Тем, не менее, было зарегистрировано 20 избирательных объединений, среди которых ГС РСС – самые молодые депутаты!

Депутаты МПСО избираются на основе пропорциональной и мажоритарной (по одномандатным и многомандатным избирательным округам) избирательным системам в количестве 50 человек и сроком на 2 года.

Правом избирать депутатов МПСО обладают все граждане РФ, проживающие на территории Свердловской области, в возрасте от 14 до 30 лет включительно, в том числе, обучающиеся в образовательных учреждениях, расположенных на территории Свердловской области, и проходящие здесь воинскую службу.

На выборах работала Молодёжная территориально-избирательная комиссия. Большую помощь в организации избирательной кампании членам МИК оказали старшие коллеги из Избирательной комиссии Свердловской области и территориальных избиркомов. Молодежная инициатива была поддержана депутатами Законодательного Собрания и экс-губернатором Александром Мишариным.

По результатам выборов, ГС РСС набрал 17 % всех голосов, тем самым выиграв выборы, опередив такие политические партии, как КПРФ и ЛДПР.

Большинство парламентариев Свердловской области – это юноши (32 человека). Есть среди народных избранников работающие на предприятиях (14), учащиеся школ (12) и вузов (11). При этом подавляющее число депутатов – в возрасте от 19 до 25 лет (26). В начале ноября новоиспеченным депутатам были вручены удостоверения. С того момента уполномочия депутатов вступили в силу. В проведении выборов было задействовано свыше 6000 членов молодежных избирательных комиссий. В голосовании приняли участие более 110000 юношей и девушекв возрасте от 14 до 30 лет. На 50 мандатов депутатов Молодежного парламента претендовало 356 кандидатов, что сродни конкурсу в престижные вузы области. Все эти цифры в очередной раз доказали: молодежи совсем не безразлично, каким будет завтра, и современное поколение готово строить свое будущее.

После формирования Молодежного парламента Свердловской области, я была помощником депутатов Молодёжного парламента и председателем общественной палаты при ГС РСС. В мои должностные обязанности входило: рассмотрение проектных идей и писем с пожеланиями школьников, а также вынесение их на обсуждение в МП.

В целом, работа позволила обобщить опыт молодежных общественных организаций, опыт участия молодежи в политике. Проект дал возможность получить обратную связь от молодёжи – удалось выяснить отношение моих сверстников к молодежной политике, понять насколько молодёжь доверяет тем, кто представляет её интересы, и на основе этого позволил мне выработать дальнейшие шаги в общественной деятельности как помощник депутатов Молодежного парламента.

Надеюсь, что мой опыт может помочь школьникам разработать их собственные шаги в общественную жизнь и работать в сфере молодёжной политики – в этом и заключается практическая значимость проекта.

Список литературы

  1. Гладстон Уильям Юарт. Цитаты и афоризмы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zitata.com/gladstone.shtml

  2. Дизраэли Б.. Афоризмы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.aphorism.ru/author/a1566.shtml

  3. Тесленко И.В. Мировоззренческий портрет выпускников учреждений СПО, получающих высшее профессиональное образование: результаты социологического исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6; URL: www.science-education.ru/106-8101 (дата обращения: 13.09.2013).

  4. Тесленко И.В. Портрет абитуриента 2013 года (выпускника школы, поступающего в учреждения СПО и ВПО): результаты исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/110-9665 (дата обращения: 23.08.2013).

  5. Пелевин С.И. Молодежь России в современном политическом процессе: диссертация. – 2012. – Глава 1.1. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/molodezh-rossii-v-sovremennom-politicheskom-protsesse (дата обращения: 05.11.2013)

Просмотров работы: 1337