СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Стариков Ю.П. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема «Современные информационные технологии в деятельности органов местного самоуправления» является одной из самых интересных, представленных на рассмотрение. Актуальность данной проблемы состоит в том, что сегодня применение информационных технологий в органах местного самоуправления, деятельность которых напрямую связана с обработкой и анализом огромного объема различной информации, особенно необходимо.

Местное самоуправление является наиболее близким уровнем власти к населению, оно решает вопросы, касающиеся основных жизненных потребностей населения. Поэтому позитивная оценка работы государства со стороны граждан зависит от того, как эффективно работают органы местного самоуправления. Для получения положительной оценки, власть должна организовать более комфортные условия для населения в рамках оказания государственных и муниципальных услуг.

Для организации этих условий нужно решить две задачи: создание эффективных механизмов взаимодействия власти и общества и улучшение деятельности непосредственно внутри органов власти.

Наиболее подходящими для решения обеих задач, являются информационные технологии. Они помогают переместить отношения власти и населения в электронное пространство, где каждый может свободно взаимодействовать с необходимыми ему органами власти. Также информационные технологии предлагают решения, повышающие эффективность деятельности власти.

Несмотря на это, органы местного самоуправления не осознают необходимость создания своих электронных представительств, к тому же, для реализации подобных проектов, нужны определенные финансовые ресурсы, которые у органов местного самоуправления значительно меньше, чем у федеральных властей. Тем не менее, в наше время многие регионы и муниципалитеты уже создали или создают свои электронные представительства.

При правильном внедрении информационных технологий возникает возможность хранить и анализировать большие объемы информации, выявлять закономерности и повышать эффективность деятельности структур муниципального управления. В результате не только уменьшается срок, нужный для принятия решения, но и повышается качество управления и жизни населения.

Несмотря на все положительные моменты внедрения информационных технологий, есть и проблемы, которые тормозят развитие информационных технологий в местном самоуправлении. Из всех проблем можно выделить такие, как низкие финансовые ресурсы, отсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов, недостаточная и чрезмерная открытость информации. Также слабое развитие и практическое применение информационных технологий связано с низким уровнем информационных и компьютерных знаний, как населения, так и государственных и муниципальных служащих.

Общая характеристика современных информационных технологий

Слово «информация» - в наше время имеет большую популярность, но не все полностью осознают, что же это на самом деле. Информация - это знания, которые человек может применять для улучшения своей деятельности и повышения уровня знаний.

Информация понимается современными людьми как какое-то нужное условие для разумной и эффективной деятельности. Информация, в данный момент, является важнейшим стратегическим ресурсом.

Максимальный экономический и социальный успех в развитии сегодня дается странам, которые активно применяют современные средства коммуникаций и информационные технологии: электронную почту, мультимедиа, телевидение, визуализацию, моделирование, компьютерную графику и так далее. Доступная для обработки компьютерными технологиями информация становится важнейшим фактором социального развития общества.

Понятие «информация» происходит от латинского «informatio», что обозначает изложение, разъяснение.

А в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [1].

В информатике зачастую применяется иное определение понятия информации: информация - это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения, в свою очередь - это знания, проявленные в сообщениях, уведомлениях. В современном мире, каждого человека окружает море различной информации.

Информация по видам и способам хранения делится на: графическую, звуковую, текстовую, числовую и в форме видео.

Информация имеет определенные свойства, которые зависят, как от данных, так и от способов работы с ними, например: информация не материальна, неотрывна, дискретна и непрерывна.

Современные информационные технологии - совокупность способов и средств получения и обработки информации на основе вычислительной и информационной техники, с широким применением информационных методов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [1].

Основной целью любой информационной технологии является получение необходимой информации нужного качества на определенном носителе.

Информационные технологии состоят из трех главных компонентов: комплекса технических средств (аппаратное обеспечение); системы программных средств (программное обеспечение); системы организационно-методического обеспечения ­­­­­­– взаимодействие человека и систем информационных технологий.

Программным обеспечением информационных систем является комплекс программных и документальных средств, для создания и применения систем обработки данных с помощью вычислительной техники.

Главной задачей использования информационных технологий является автоматизация производственной или административной деятельности, в целях упрощения работы людей.

К основным видам информационных технологий можно отнести следующие:

Технология обработки данных – решение задач, у которых известны алгоритмы решения и имеются все нужные данные. Данная технология применяется в работе персонала, в целях снятия с персонала рутинной, повторяющейся работы. Это повышает эффективность труда, так как освободившийся персонал может переключиться на выполнение каких-либо иных задач. Но это может привести и к сокращению числа работников.

Основными компонентами обработки данных являются:

  • Сбор данных. На этом этапе идет сбор информации. Он является самым важным этапом, потому что от качества собранной информации полностью зависит конечный результат.

  • Обработка данных. Обработка данных заключается в группировке, сортировке, вычислении, агрегировании. Агрегирование – объединение нескольких элементов в одно целое. Служит для уменьшения количества данных.

  • Хранение данных. Большинство данных сохраняются для использования в дальнейшем.

  • Создание отчетов. Могут использовать в своих целях руководство, работники или внешние партнеры.

Информационная технология управления – технология информационного обслуживания всего персонала организации, для принятия управленческих решений. Информация является регулярными или специальными управленческими отчетами.

Целью является удовлетворение информационных нужд всех сотрудников организации, имеющих дело с принятием решений.

Автоматизация офиса - это организация и поддержка процессов коммуникации не только внутри организации, но и с внешней средой на основе компьютерных сетей и иных современных средств работы с информацией. Офис, в наше время, все дальше уходит от бумажных технологий. Автоматизация офиса призвана дополнить бумажные технологии.

Информационная технология поддержки принятия решений нужна для принятия управленческих решений, происходящих в результате процесса, где участвует система поддержки принятия и человек, который задает данные и оценивает конечный результат.

В современном мире широко используются информационные технологии для облегчения работы с информацией, её хранения и обмена.

Информация - это данные, которые нужны для принятия решений и осуществления различных функций.

Информационные технологии нужны для оптимизации процесса сбора, хранения и обработки информации и для облегчения деятельности персонала.

Внедрение современных информационных технологий в деятельность органов местного самоуправления

Развитие общества в современном мире характеризуется глобальной информатизацией всех сфер его жизни. Это подтверждает необходимость применения информационных технологий в области государственного и муниципального управления. Применение информационных технологий позволяет заметно повысить эффективность деятельности органов государственного управления и местного самоуправления.

Поэтому от государственного служащего ждут эффективного использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности, приспосабливанию меняющимся информационным технологиям, саморазвития, умения находить решения управленческих задач с помощью информационных технологий и креативности при их использовании.

Информатизацией управления является процесс организации информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти на разных уровнях, взаимодействующих с ними организаций и граждан.

Переход на массовую компьютеризацию обусловлен:

  • повышенной динамичностью изменения обстановки в новых условиях;

  • необходимостью большого числа факторов и ограничений при обеспечении жизнедеятельности города;

  • необходимостью обработки больших объемов информации.

Информатизация в городах реализуется, согласно разработанным концепциям организации автоматизированных информационных систем. Больше внимания уделяют управленческой деятельности административных органов.

Для достижения большей эффективности работы информационных систем в органах местной власти и дальнейшего их развития, в городах создаются отделы, которые напрямую связаны с информационными системами.

Одной из главных целей создания и функционирования информационной системы является автоматическая обработка данных для принятия взвешенных решений вовремя.

Автоматизированная система имеет две части: обеспечивающую и функциональную.

Обеспечивающая часть, в свою очередь, состоит из информационного, технического, математического и программного обеспечения.

Информационное обеспечение включает в себя показатели, справочные данные, классификаторы, системы документации, информацию на носителях.

Техническое обеспечение включает в себя: технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, передачи, отображения, вывода, размножения информации; компьютеры, которые могут объединяться в вычислительные сети; оргтехнику и т.д.

Математическое обеспечение – это математические методы, модели, алгоритмы обработки информации, которые нужны при решении задач. К ним относятся: средства моделирования процессов управления, типовые задачи управления, методы математического программирования, математической статистики.

Преимуществом неавтоматизированных систем является простота в установке. Они просты для понимания и не требуют высокого уровня подготовки.

В автоматизированной информационной системе наблюдать за всем, что происходит с организацией.

Информационные технологии позволяют повысить производительность труда и наладить рациональную деятельность.

Основными трудностями являются: недостаточное финансирование, низкий уровень подготовки персонала. Также наблюдается отсутствие единого подхода в применении информационных ресурсов и единой системы кадастров и регистров, неполная доступность информации. К тому же, наблюдаются отсутствие практических навыков, в использовании информационных технологий, как со стороны самих государственных служащих, так и населения.

Организационно-правовые основы муниципального образования «город Екатеринбург»

Согласно ст. 2 главы 1 Устава МО «город Екатеринбург», в соответствии с федеральным и областным законодательством муниципальное образование «город Екатеринбург» является городским округом [4].

Информационные технологии, используемые в деятельности муниципального образования «город Екатеринбург»

В Екатеринбурге с каждым годом растет количество пользователей интернета и обеспеченность населения персональными компьютерами.

Значительные улучшения произошли и в обеспечении персональными компьютерами образовательных учреждений.

Спрос населения на услуги связи и интернета только растет. Это вызывает конкуренцию среди предприятий отрасли связи и информационных технологий, что способствует уровню доступности интернета для населения.

Муниципальным образованием «город Екатеринбург» были приняты нормативно-правовые акты, которые были направленны на развитие информационных систем, на обеспечение безопасности персональных данных, на разработку официального сайта муниципального образования «город Екатеринбург», на внедрение электронно-цифровой подписи и другие. Создание нормативно-правовых актов привело к повышению эффективности управления за счет информационных технологий.

Было создано единое информационное пространство, которое объединяло различные органы управления, предприятия и учреждения. Создание единого информационного пространства способствовало улучшению качества предоставляемых услуг, за счет быстрого взаимодействия между органами муниципальной власти, а значит и сокращению сроков предоставления услуг.

На официальном сайте муниципального образования «город Екатеринбург» жители могут следить за новостями города, узнавать информацию о деятельности органов местного самоуправления, а также о предоставлении услуг в электронном виде. Количество посещений сайта постоянно увеличивается. С помощью сайта ведется предоставление услуг в сфере ЖКХ, здравоохранения, культуры и СМИ, образования и других.

Информационные системы единого информационного пространства интегрированы с web-сервисами, которые нужны для предоставления услуг.

С помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг и официального сайта муниципального образования «город Екатеринбург» оказываются услуги:

  • в сфере ЖКХ: «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», «Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан в связи с отселением из домов, подлежащих сносу», «Выдача документов (выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) в сфере жилищно-коммунального хозяйства», «Предоставление компенсации расходов, связанных с установкой в муниципальных жилых помещениях приборов учета используемых воды и электрической энергии»;

  • в сфере здравоохранения: «Выдача направлений гражданам на прохождение медико-социальной экспертизы», «Прием заявок (запись) на прием к врачу»;

  • в сфере культуры и СМИ: «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных», «Предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах»;

  • в сфере образования: «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения города Екатеринбурга, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)», «Зачисление в образовательное учреждение», «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях».

Одними из самых популярных услуг считаются: «Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях», «Прием заявок (запись) на прием к врачу», «Предоставление отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Также были созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ). МФЦ – это государственное учреждение, осуществляющее взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, информированию граждан и организаций, приему и выдаче документов, обработке персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг.

Основной задачей МФЦ является осуществление принципа «одного окна», благодаря которому предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня происходит на бесплатной основе в одном месте, при этом гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, проводят сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Но в МФЦ заявители могут получить только те услуги, в отношении которых между МФЦ и органом, предоставляющим государственные или муниципальные услуги, заключено соглашение о взаимодействии в соответствии с действующим законодательством [5].

На официальном портале муниципального образования «город Екатеринбург» доступен сервис «Городской контроль». Данный сервис позволяет отметить на карте какую-либо точку и оставить жалобу, либо благодарность. Имеется «Электронная приемная», позволяющая гражданам обратиться в Администрацию города. Действует «Online служба ЖКХ», позволяющая получать информацию об авариях или плановых ремонтах.

С развитием информационных технологий была создана «Транспортная карта города Екатеринбурга», которая помогала взаимодействовать пассажирам и перевозчикам. В настоящее время, более 60 % всех поездок оплачиваются ЕКАРТой - это пассажиры, имеющие право на льготный проезд, студенты ВУЗов и техникумов, учащиеся других образовательных учреждений, жители и гости города Екатеринбурга. Также, с помощью транспортной карты у жителей появилась возможность оплачивать питание в столовых и пользоваться картой в системе контроля и учета в образовательных учреждениях.

В муниципальном образовании «город Екатеринбург» имеется ряд проблем, которые касаются предоставления услуг в электронном виде:

  • ограниченность ресурсов для обмена информацией;

  • слабая интеграция и недостаточное количество электронных сервисов в едином информационном пространстве;

  • отсутствие правил взаимодействия между органами Администрации города Екатеринбурга;

  • отсутствие взаимодействия государственных и муниципальных органов;

  • единой системы документооборота.

Важной задачей в развитии информационных технологий муниципального образования «город Екатеринбург» является повышение уровня знаний и навыков населения в данной сфере. Уровень знаний населения с каждым годом растет. К тому же, образовательные учреждения ежегодно выпускают специалистов в отрасли связи и информационных технологий.

Из-за высоких темпов развития информационных технологий, граждане и юридические лица испытывают трудности в получении услуг, возникшие вследствие:

  • низкого уровня знаний и навыков у граждан более старшего поколения;

  • недостатков нормативно-правовой базы;

  • отсутствия эффективного взаимодействия органов власти;

  • отсутствия нужного количества информации о документах, нужных для предоставления услуг.

Необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам предоставления услуг. Решение данной проблемы позволит организовать комфортный доступ к получению услуг в электронном виде.

Несмотря на все положительные стороны, имеются и трудности, которые требуют постепенного решения для дальнейшего повышения эффективности работы местных органов власти и качества предоставляемых услуг.

Таким образом, применение в деятельности органов местной власти информационных технологий, систем электронного документооборота – залог успешного управления и деятельности местных органов власти.

Список литературы:

  1. Федеральный закон 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года//Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом 8 декабря 2006 N 277) //Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

  3. Постановление об утверждении стратегического проекта «Информатизация муниципального образования «город Екатеринбург». Во исполнение Постановления Администрации города Екатеринбурга от 09.02.2011 №371 «О разработке, актуализации и пролонгации стратегических проектов развития Екатеринбурга», на основании Решения Программного совета стратегического развития города Екатеринбурга от 14.11.2012 №562.

  4. Официальный портал муниципального образования «город Екатеринбург» http://www.екатеринбург.рф/

  5. Официальный сайт государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» http://www.mfc66.ru/

Просмотров работы: 16167