СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Попов Д.А. 1, Щебетюк В.В. 1, Тесленко И.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы. Согласно части 9 статье 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям [1]. Квалификационные требования по должностям работников образования содержатся в соответствующих квалификационных характеристиках в разделах «Должен знать» и «Требования к квалификации» в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») [3]. Требования к уровню квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, и требования к непрерывности их профессионального развития установлены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). Таким документом является профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [2].

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества профессиональной компетентности педагога. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса в дошкольных и школьных учреждениях – одно из важнейших звеньев системы образования. Одним из направлений в работе с педагогическими кадрами является процесс оценивания результатов педагогического труда, без оценки которого невозможно следить за эффективностью системы и прогнозировать дальнейшее движение.

В связи с этим, в рамках данного исследования предметом является система оценивания качества педагогической профессиональной компетентности; целью является разработка системы (модели) оценки профессиональной компетентности педагога. В качестве ожидаемого результата можно говорить о повышении качества результатов педагогического труда.

Основой разработки системы (модели) оценки профессиональной компетентности педагога является нормативно-законодательная база РФ:

  1. Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, и заменивший два базовых закона – «Об образовании» (1992 года) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 года).

Предмет регулирования настоящего Федерального закона обозначен в статье 1:

«Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования» [1].

Для достижения цели данной работы потребуются указать следующие основные понятия, которые содержатся в статье 2 «Закона об образовании в РФ»:

«1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения» [1].

Для осознания сущности педагогической деятельности следует назвать обязанности педагога, которые обозначены в статье 48 Федерального закона № 273-ФЗ:

  1. «Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

  2. Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

  3. Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

  4. Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

  5. Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

  6. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

  7. Систематически повышать свой профессиональный уровень;

  8. Соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка» [1].

  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. № 544н [5]:

Профессиональные стандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»: «Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов устанавливается Правительством РФ. Профессиональные стандартыприменяются:

  1. Работодателями – при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

  2. Образовательными организациями профессионального образования — при разработке профессиональных образовательных программ;

  3. При разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования» [4].

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и вступает в силу с 1 января 2015 года.

Профессиональный стандарт педагога призван: «определять необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования» [2].

Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов (учителей, воспитателей, в том числе учителей математики – модуль «Предметное обучение. Математика» и учителей русского языка – модуль «Предметное обучение. Русский язык», и состоит из 4 разделов: общие сведения; описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности); характеристика обобщенных трудовых функций; сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Настоящий профессиональный стандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

  1. Система оценки профессиональной компетентности педагога на основе профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г. N 544н

Для оценки профессиональной компетентности устанавливаются следующие основные понятия:

  • «Критерии оценки качества – совокупный признак, являющийся основанием для формирования оценки качества.

  • Показатель – доступная наблюдению и измерению характеристика деятельности педагога, позволяющая судить о результативности и качестве его труда и рассчитать индикатор качества по выделенному критерию.

  • Индикатор – объективная информация, как правило, количественная, позволяющая судить о результатах трудовой деятельности учителя за определенный период времени по определенному критерию» [2].

Иными словами, при использовании этих ключевых понятий в рамках разработки системы оценки профессиональной компетенции педагога на основе профессионального стандарта «Педагога», мы придаем им следующее практическое значение:

Критерий – это признак эффективности;

Показатель – это качественная оценка;

Индикатор – это количественная оценка.

Не менее важно, определить и принципы практического применения предполагаемой системы оценки профессиональной компетентности педагога. В качестве таковых мы предлагаем:

  • соответствие критериев оценки качества реальной деятельности;

  • простота расчетов;

  • измеримость показателей;

  • умеренность количественного состава индикаторов.

В соответствии с принципом простоты расчетов, мы вводим в ситему оценивания в графу «индикатор» максимальный балл – 4, минимальный – 0.

4 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности постоянно и с высоким качеством;

3 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности эпизодически, но с высоким качеством;

2 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности в большинстве случаев, но не всегда высокого качества;

1 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности эпизодически и с низким качеством;

0 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий в деятельности отсутствует.

Мы выделили наиболее значимые требований, которые содержатся в профессиональном стандарте «Педагог», и обобщили их4 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности постоянно и с высоким качеством;

3 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности эпизодически, но с высоким качеством;

2 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности в большинстве случаев, но не всегда высокого качества;

1 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности эпизодически и с низким качеством;

0 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий в деятельности отсутствует.

Мы выделили наиболее значимые требований, которые содержатся в профессиональном стандарте «Педагог», и обобщили их в 7 критериях, каждый из которых содержит свой состав показателей:

  1. Организация учебного процесса.

    1. Креативность подхода к образовательной деятельности.

    2. Проведение дополнительных занятий.

    3. Проведение контрольных и проверочных мероприятий (работ) для выявления качества успеваемости.

    4. Развитие стимула у учащихся к образовательному процессу

    5. Наличие точек соприкосновения и дружеской атмосферы между учителем и учениками.

  2. Участие в научно-методической работе школы.

    1. Участие или победа в профессиональных конкурсах и соревнованиях любого уровня.

    2. Проведение открытых педагогических уроков или мероприятий для обмена опытом.

    3. Активная деятельность в виде выступлений и докладов в методических объединениях.

    4. Выступление или доклад в педагогических советах или на конференциях и семинарах.

  3. Общественная работа, связанная с образованием и педагогической деятельностью.

    1. Деятельность в Совете Школы.

    2. Работа в школьных комиссиях.

    3. Занятие определенной должности в педсовете (секретарь педсовета).

    4. Пропаганда деятельности школы в СМИ, содействие публикациям творческих работ педагогов и учащихся.

  4. Работа с журналом, документацией, отчетами.

    1. Правильность и своевременность оформления журналов.

    2. Объективность выставления оценок.

    3. Правильность и своевременность сдачи установленных и требуемых отчетов.

    4. Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя по итогам учебных четвертей и полугодий.

  5. Дисциплина, связанная с педагогической деятельностью.

    1. Начало и окончание урока проходит по графику.

    2. Отсутствие на рабочем месте во время занятия.

    3. Регулярное посещение педагогических советов и административных совещаний.

    4. Культура и этика в поведении (общение с учениками, другими педагогами; внешний вид)

  6. Классное руководство.

    1. Организация внеклассных мероприятий.

    2. Активность участия класса в школьных мероприятиях.

    3. Участие в мероприятиях вне школы.

    4. Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен школы.

    5. Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными учащимися, опекаемыми детьми.

  7. Техника безопасности и охрана жизни и здоровья учащихся.

    1. Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

    2. Своевременность проведения инструктажей по ТБ с учащимися.

    3. Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке и переменах.

    4. Дополнительные инструктажи учащихся, с учетом времени года или общественной обстановки.

    5. Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

Максимально возможный балл за все критерии состоит из суммы баллов по всем показателям и равен 124:

5х4=20 баллов за 1 критерий

4х4=16 баллов за 2 критерий

4х4=16 баллов за 2 критерий

4х4=16 баллов за 2 критерий

4х4=16 баллов за 2 критерий

5х4=20 баллов за 2 критерий

5х4=20 баллов за 2 критерий

Окончательный вариант листа, предложенной нами системы оценки профессиональной компетентности педагога представлен на форме 1.

Форма 1.

Критерий

Показатель

Индикатор

  1. Организация учебного процесса.

  1. Креативность подхода к образовательной деятельности.

0

1

2

3

4

  1. Проведение дополнительных занятий.

0

1

2

3

4

  1. Проведение контрольных и проверочных мероприятий (работ) для выявления качества успеваемости.

0

1

2

3

4

  1. Развитие стимула у учащихся к образовательному процессу

0

1

2

3

4

  1. Наличие точек соприкосновения и дружеской атмосферы между учителем и учениками.

0

1

2

3

4

  1. Участие в научно-методической работе школы.

  1. Участие или победа в профессиональных конкурсах и соревнованиях любого уровня.

0

1

2

3

4

  1. Проведение открытых педагогических уроков или мероприятий для обмена опытом.

0

1

2

3

4

  1. Активная деятельность в виде выступлений и докладов в методических объединениях.

0

1

2

3

4

  1. Выступление или доклад в педагогических советах или на конференциях и семинарах.

0

1

2

3

4

  1. Общественная работа, связанная с образованием и педагогической деятельностью.

  1. Деятельность в Совете Школы.

0

1

2

3

4

  1. Работа в школьных комиссиях.

0

1

2

3

4

  1. Занятие определенной должности в педсовете (секретарь педсовета).

0

1

2

3

4

  1. Пропаганда деятельности школы в СМИ, содействие публикациям творческих работ педагогов и учащихся.

0

1

2

3

4

  1. Работа с журналом, документацией, отчетами.

  1. Правильность и своевременность оформления журналов.

0

1

2

3

4

  1. Объективность выставления оценок.

0

1

2

3

4

  1. Правильность и своевременность сдачи установленных и требуемых отчетов.

0

1

2

3

4

  1. Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя по итогам учебных четвертей и полугодий.

0

1

2

3

4

  1. Дисциплина, связанная с педагогической деятельностью.

  1. Начало и окончание урока проходит по графику.

0

1

2

3

4

  1. Отсутствие на рабочем месте во время занятия.

0

1

2

3

4

  1. Регулярное посещение педагогических советов и административных совещаний.

0

1

2

3

4

  1. Культура и этика в поведении (общение с учениками, другими педагогами; внешний вид)

0

1

2

3

4

  1. Классное руководство.

  1. Организация внеклассных мероприятий.

0

1

2

3

4

  1. Активность участия класса в школьных мероприятиях.

0

1

2

3

4

  1. Участие в мероприятиях вне школы.

0

1

2

3

4

  1. Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен школы.

0

1

2

3

4

  1. Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными учащимися, опекаемыми детьми.

0

1

2

3

4

  1. Техника безопасности и охрана жизни и здоровья учащихся.

  1. Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

0

1

2

3

4

  1. Своевременность проведения инструктажей по ТБ с учащимися.

0

1

2

3

4

  1. Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке и переменах.

0

1

2

3

4

  1. Дополнительные инструктажи учащихся, с учетом времени года или общественной обстановки.

0

1

2

3

4

  1. Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

0

1

2

3

4

Для комплексного понимания того, как работает и устроена данная система, приведем 3 примера:

1 пример: педагог, набравший максимальный балл; форма 2.1. и форма 2.2.

2 пример: педагог, набравший минимальный балл (исключая 0); форма 3.1. и форма 3.2.

3 пример: педагог, набравший произвольный балл; форма 4.1. и форма 4.2.

Форма 2.1.

Критерий

Показатель

Индикатор

  1. Организация учебного процесса.

  1. Креативность подхода к образовательной деятельности.

0

1

2

3

4

  1. Проведение дополнительных занятий.

0

1

2

3

4

  1. Проведение контрольных и проверочных мероприятий (работ) для выявления качества успеваемости.

0

1

2

3

4

  1. Развитие стимула у учащихся к образовательному процессу

0

1

2

3

4

  1. Наличие точек соприкосновения и дружеской атмосферы между учителем и учениками.

0

1

2

3

4

  1. Участие в научно-методической работе школы.

  1. Участие или победа в профессиональных конкурсах и соревнованиях любого уровня.

0

1

2

3

4

  1. Проведение открытых педагогических уроков или мероприятий для обмена опытом.

0

1

2

3

4

  1. Активная деятельность в виде выступлений и докладов в методических объединениях.

0

1

2

3

4

  1. Выступление или доклад в педагогических советах или на конференциях и семинарах.

0

1

2

3

4

  1. Общественная работа, связанная с образованием и педагогической деятельностью.

  1. Деятельность в Совете Школы.

0

1

2

3

4

  1. Работа в школьных комиссиях.

0

1

2

3

4

  1. Занятие определенной должности в педсовете (секретарь педсовета).

0

1

2

3

4

  1. Пропаганда деятельности школы в СМИ, содействие публикациям творческих работ педагогов и учащихся.

0

1

2

3

4

  1. Работа с журналом, документацией, отчетами.

  1. Правильность и своевременность оформления журналов.

0

1

2

3

4

  1. Объективность выставления оценок.

0

1

2

3

4

  1. Правильность и своевременность сдачи установленных и требуемых отчетов.

0

1

2

3

4

  1. Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя по итогам учебных четвертей и полугодий.

0

1

2

3

4

  1. Дисциплина, связанная с педагогической деятельностью.

  1. Начало и окончание урока проходит по графику.

0

1

2

3

4

  1. Отсутствие на рабочем месте во время занятия.

0

1

2

3

4

  1. Регулярное посещение педагогических советов и административных совещаний.

0

1

2

3

4

  1. Культура и этика в поведении (общение с учениками, другими педагогами; внешний вид)

0

1

2

3

4

  1. Классное руководство.

  1. Организация внеклассных мероприятий.

0

1

2

3

4

  1. Активность участия класса в школьных мероприятиях.

0

1

2

3

4

  1. Участие в мероприятиях вне школы.

0

1

2

3

4

  1. Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен школы.

0

1

2

3

4

  1. Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными учащимися, опекаемыми детьми.

0

1

2

3

4

  1. Техника безопасности и охрана жизни и здоровья учащихся.

  1. Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

0

1

2

3

4

  1. Своевременность проведения инструктажей по ТБ с учащимися.

0

1

2

3

4

  1. Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке и переменах.

0

1

2

3

4

  1. Дополнительные инструктажи учащихся, с учетом времени года или общественной обстановки.

0

1

2

3

4

  1. Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

0

1

2

3

4

Форма 2.2.

Форма 3.1.

Критерий

Показатель

Индикатор

  1. Организация учебного процесса.

  1. Креативность подхода к образовательной деятельности.

0

1

2

3

4

  1. Проведение дополнительных занятий.

0

1

2

3

4

  1. Проведение контрольных и проверочных мероприятий (работ) для выявления качества успеваемости.

0

1

2

3

4

  1. Развитие стимула у учащихся к образовательному процессу

0

1

2

3

4

  1. Наличие точек соприкосновения и дружеской атмосферы между учителем и учениками.

0

1

2

3

4

  1. Участие в научно-методической работе школы.

  1. Участие или победа в профессиональных конкурсах и соревнованиях любого уровня.

0

1

2

3

4

  1. Проведение открытых педагогических уроков или мероприятий для обмена опытом.

0

1

2

3

4

  1. Активная деятельность в виде выступлений и докладов в методических объединениях.

0

1

2

3

4

  1. Выступление или доклад в педагогических советах или на конференциях и семинарах.

0

1

2

3

4

  1. Общественная работа, связанная с образованием и педагогической деятельностью.

  1. Деятельность в Совете Школы.

0

1

2

3

4

  1. Работа в школьных комиссиях.

0

1

2

3

4

  1. Занятие определенной должности в педсовете (секретарь педсовета).

0

1

2

3

4

  1. Пропаганда деятельности школы в СМИ, содействие публикациям творческих работ педагогов и учащихся.

0

1

2

3

4

  1. Работа с журналом, документацией, отчетами.

  1. Правильность и своевременность оформления журналов.

0

1

2

3

4

  1. Объективность выставления оценок.

0

1

2

3

4

  1. Правильность и своевременность сдачи установленных и требуемых отчетов.

0

1

2

3

4

  1. Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя по итогам учебных четвертей и полугодий.

0

1

2

3

4

  1. Дисциплина, связанная с педагогической деятельностью.

  1. Начало и окончание урока проходит по графику.

0

1

2

3

4

  1. Отсутствие на рабочем месте во время занятия.

0

1

2

3

4

  1. Регулярное посещение педагогических советов и административных совещаний.

0

1

2

3

4

  1. Культура и этика в поведении (общение с учениками, другими педагогами; внешний вид)

0

1

2

3

4

  1. Классное руководство.

  1. Организация внеклассных мероприятий.

0

1

2

3

4

  1. Активность участия класса в школьных мероприятиях.

0

1

2

3

4

  1. Участие в мероприятиях вне школы.

0

1

2

3

4

  1. Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен школы.

0

1

2

3

4

  1. Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными учащимися, опекаемыми детьми.

0

1

2

3

4

  1. Техника безопасности и охрана жизни и здоровья учащихся.

  1. Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

0

1

2

3

4

  1. Своевременность проведения инструктажей по ТБ с учащимися.

0

1

2

3

4

  1. Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке и переменах.

0

1

2

3

4

  1. Дополнительные инструктажи учащихся, с учетом времени года или общественной обстановки.

0

1

2

3

4

  1. Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

0

1

2

3

4

Форма 3.2.

Форма 4.1.

Критерий

Показатель

Индикатор

  1. Организация учебного процесса.

  1. Креативность подхода к образовательной деятельности.

0

1

2

3

4

  1. Проведение дополнительных занятий.

0

1

2

3

4

  1. Проведение контрольных и проверочных мероприятий (работ) для выявления качества успеваемости.

0

1

2

3

4

  1. Развитие стимула у учащихся к образовательному процессу

0

1

2

3

4

  1. Наличие точек соприкосновения и дружеской атмосферы между учителем и учениками.

0

1

2

3

4

  1. Участие в научно-методической работе школы.

  1. Участие или победа в профессиональных конкурсах и соревнованиях любого уровня.

0

1

2

3

4

  1. Проведение открытых педагогических уроков или мероприятий для обмена опытом.

0

1

2

3

4

  1. Активная деятельность в виде выступлений и докладов в методических объединениях.

0

1

2

3

4

  1. Выступление или доклад в педагогических советах или на конференциях и семинарах.

0

1

2

3

4

  1. Общественная работа, связанная с образованием и педагогической деятельностью.

  1. Деятельность в Совете Школы.

0

1

2

3

4

  1. Работа в школьных комиссиях.

0

1

2

3

4

  1. Занятие определенной должности в педсовете (секретарь педсовета).

0

1

2

3

4

  1. Пропаганда деятельности школы в СМИ, содействие публикациям творческих работ педагогов и учащихся.

0

1

2

3

4

  1. Работа с журналом, документацией, отчетами.

  1. Правильность и своевременность оформления журналов.

0

1

2

3

4

  1. Объективность выставления оценок.

0

1

2

3

4

  1. Правильность и своевременность сдачи установленных и требуемых отчетов.

0

1

2

3

4

  1. Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя по итогам учебных четвертей и полугодий.

0

1

2

3

4

  1. Дисциплина, связанная с педагогической деятельностью.

  1. Начало и окончание урока проходит по графику.

0

1

2

3

4

  1. Отсутствие на рабочем месте во время занятия.

0

1

2

3

4

  1. Регулярное посещение педагогических советов и административных совещаний.

0

1

2

3

4

  1. Культура и этика в поведении (общение с учениками, другими педагогами; внешний вид)

0

1

2

3

4

  1. Классное руководство.

  1. Организация внеклассных мероприятий.

0

1

2

3

4

  1. Активность участия класса в школьных мероприятиях.

0

1

2

3

4

  1. Участие в мероприятиях вне школы.

0

1

2

3

4

  1. Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен школы.

0

1

2

3

4

  1. Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными учащимися, опекаемыми детьми.

0

1

2

3

4

  1. Техника безопасности и охрана жизни и здоровья учащихся.

  1. Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

0

1

2

3

4

  1. Своевременность проведения инструктажей по ТБ с учащимися.

0

1

2

3

4

  1. Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке и переменах.

0

1

2

3

4

  1. Дополнительные инструктажи учащихся, с учетом времени года или общественной обстановки.

0

1

2

3

4

  1. Своевременное прохождение инструктажа по ТБ педагогом.

0

1

2

3

4

Форма 4.2.

Таким образом,представленакомплексная система оценки профессиональной компетентности педагога, разработанная с учетом законодательства Российской Федерации (Закон «Об образовании в РФ», профессиональный стандарт педагога). Авторы выделили основные базовые понятия необходимые для системы оценки. Изученный материал позволил нам учесть специфику данного вида деятельности и разработать практически применимую систему оценки. Данная система оценки позволяет проводить анализ педагогической деятельности. Предложенные нами критерии широко характеризуют деятельность педагогов, но не являются исчерпывающими. Очевидно, что предлагаемая система оценки профессиональной компетентности педагога может сыграть значимую роль и в организации общественной оценки качества, о необходимости которой все более настойчиво заявляют как государственные, так и муниципальные органы власти.

Библиографический список:

  1. Козлова И.В. Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов в социокультурном пространстве современной России.: Автореф. … дис. канд. соц. наук. Екатеринбург, 2005. 44 с.

  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

  4. Профильное образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/ponyatie-o-kachestve-kachestvo-obrazovaniya.html. Дата обращения: 23.06.2013

  5. Ресурсы образования: портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений [Электронный ресурс]: МЦФЭР, 2011. Режим доступа: http://www.resobr.ru/materials/164/5794/

  6. Тесленко И.В. Особенности профессионального образования в сфере сервиса и туризма / Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 14а. Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ. Издательство БГУ. 2009. С. 207–212.

  7. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

Просмотров работы: 10729