ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНЫХ СЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНЫХ СЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Темникова Ю.А. 1, Тесленко И.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любой человек каждый день большое количество времени проводит в пути. Особенно это заметно, если живешь в городе, а тем более в мегаполисе. Всегда приходится подстраиваться под темп города, который пропитывает всю нашу жизнь. Путь на учебу, работу, различные походы по магазинам, это огромное количество времени, которое чаще всего проходит впустую, не несет в себе значимой нагрузки.

Обладая автомобилем, жители и многочисленные гости мегаполисов считают, что можно сократить время пребывания в пути. Но это только на первый взгляд. Любой среднестатистический автолюбитель, который сначала везет ребенка на учебу или в детский сад, потом следует на работу и, возможно, в магазин, а потом все в обратном порядке, с уверенностью скажет, что стоит попасть в час-пик на основные дорожные магистрали города, и длительное стояние в пробках практически гарантировано.

Но пробки не возникают просто так, существует масса причин: погодные условия, дорожно-транспортные происшествия, ненадлежащее качество дорог. Значительный вклад вносят и сами автолюбители, существенно сокращая пропускную способность дорог неправильно припаркованными автомобилями. Многие водители, имеющие стаж вождения более 10 лет с грустью вспоминают о том, какие свободные дороги в Екатеринбурге были раньше. Благодаря повышению качества жизни россиян, количество счастливых обладателей «железного коня» резко увеличилось, а припаркованные у обочины автомобили снижают эффективность транспортных магистралей в 2, а то и в 3 раза.

С другой стороны, отсутствие специально отведенных мест для парковки, парковочных комплексов при торгово-развлекательных комплексах, крупных производственных, научных и иных предприятий и организаций так же способствуют уменьшению пропускной способности городских дорог.

И, наконец, практически каждый год жители Екатеринбурга наблюдают одну и ту же картину: на улице дождь плавно переходит в снег, уже лежит на дорогах первый снег. Но для российских ремонтных бригад только сейчас начинается период ремонта дорог. И не смотря на утвержденные технологии, асфальт укладывают или в лужи, или поверх снега.

Таким образом, можно утверждать, что городские транспортные магистрали – это целый комплекс разнообразных проблем.

Для начала определимся, что такое дорога. Согласно ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии [1].

Обеспечение надлежащего качества дорожного полотна осуществляется путем своевременного ремонта, а также содержанием дорог в процессе их эксплуатации. К сожалению, не всегда можно отследить и вовремя обследовать состояние дорог, выявить несоответствия правилам, техническим нормам, стандартам и другим нормативным документам.

Одной из главных причин позднего реагирования на дорожные ситуации является не своевременное перечисление денежных средств на ремонт городских дорог. Прежде, чем деньги дойдут до подрядчика, в обязательном порядке необходимо соблюсти определенную процедуру. Выделение средств из федерального бюджета, далее региональный уровень и муниципальный. Проведение тендера и только после этого реально можно приступать к ремонту.

Кроме того, количество выделенных финансов отражается и на проектировании, строительстве и реконструкции дорог.

Финансирование в сфере дорожного строительства осуществляется дорожным фондом муниципального образования «город Екатеринбург». Под дорожным фондом подразумевается часть средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" [9].

Что касается использования бюджетных ассигнований дорожного фонда, то путем формирования долгосрочных и ведомственных целевых программ в сфере дорожной деятельности устанавливаются рамки расходования денежных средств.

Разумеется, муниципалитеты обладают правом создания муниципального дорожного фонда, однако эта норма не является общеобязательной. Прежде всего, создание фонда для дорожной отрасли имеет свои положительные моменты: увеличиваются расходы на содержание дорог. За счет закрепления определенных доходов за дорожным фондом – государственные пошлины за выдачу специальных разрешений, поступление сумм в возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также плата за пользование муниципальными парковками – обеспечивается стабильность финансирования дорожной отрасли [9]. Также преимущество дорожного фонда заключается в том, что его денежные средства являются фиксированными, они не могут быть потрачены на другие цели или нужды. Таким образом, можно отметить, что денежные средства на воплощение программ у нас имеются. Тогда появляется вопрос, почему ситуация на дрогах складывается не лучшим образом.

К примеру, почему бы не увеличить финансирование и закупать более прочные материалы, которые прослужат в 3 раза дольше, ведь удорожание в этом случае произойдет не в три, а всего в два раза? Безусловно, в данном случае есть некая экономическая выгода: ремонт будет производиться реже, и долгосрочность дорожного полотна будет увеличена. Но такая ситуация оказывается неприемлема в нашем регионе. К сожалению, инженерные коммуникации находятся не в лучшем состоянии, поэтому дороги приходится постоянно вскрывать, чтобы устранить проблему. С этой точки зрения, будет неэффективным использовать дорогой материал, который один, а то и два-три раза в год придется менять в связи с ремонтными работами. Более того, жители Екатеринбурга часто наблюдают следующую картину: уложили новое дорожное полотно, а через несколько дней начался ремонт коммуникаций, которые расположены под дорогой и асфальт вскрыли. В данном случае налицо несогласованные действия коммунальных служб и муниципальных органов власти, которые обязаны регулировать данные процессы.

Российские дороги нуждаются в применении новых технологий, которые позволят проводить ремонт реже. Ремонт трещин дорог и ликвидация ям, выбоин, просадок позволяет увеличить срок службы дорог, но это всего лишь текущий ремонт, который не дает огромных перспектив на будущее, но обеспечивает безопасность дорожного движения на данном участке на определенный период времени. Стоит задуматься, что в дальнейшем эти участки будут нуждаться в среднем и капитальном ремонте.

Существуют различные методы, благодаря которым можно обеспечить на эксплуатируемой дороге безопасное движение автомобильного транспорта со скоростью, разрешенной «Правилами дорожного движения» [2]. «Требованиями к эксплуатационному состоянию‚ допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 50597-93)» [3] установлены предельно допустимые площади повреждений покрытия и сроки их ликвидации после обнаружения‚ а также качество заделки этих повреждений с точки зрения ровности покрытия приведены в таблице

«Предельно допустимые повреждения покрытия»

Группа дорог и улиц по интенсивности движения (авт./сут.)

Предельная площадь повреждений (м2 ) на 1000 м2 покр, не более

Срок ликвидации повреждений (сут.)

Показатель ровности

По прибору ПКРС-2 (см/км), не более

По толч-комеру ТХК-2 (см/км), не более

Число просветов под 3-метр. рейкой (%), не более

А (более 3000)

0,3 (1,5)

5

660

120

7

Б (1000-3000)

1,5 (3,5)

7

860

120

9

В (менее 1000)

2,5 (7,0)

10

1200

265

14

Примечания:1. В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода2. Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ [3; 8].

Администрация города Екатеринбург активно ведет ремонт дорог в рамках утвержденного финансирования. И на данном этапе мэрия Екатеринбурга представила отчет о проделанной работе, сопровождаемый многочисленными фотографиями. Неожиданно, такой отчет вызвал противоречивые эмоции со стороны общественников. Одни остались довольны, другие высказали резкую критику в адрес администрации. Возник вопрос, почему самые многострадальные проезжие части – улицы Шевченко, Степана Разина и Фурманова – не были затронуты в отчете и все еще простаивают. Ремонт улиц шел все лето, но почему-то работы до сих пор не закончены. Среди общественных организаций, контролирующих ремонтные работы, а также среди рядовых горожан распространенно мнение, что денег не хватило, так как половину потратили на ремонт, а половину «отмыли». Но это всего лишь домыслы. И общественники сегодня только с удивлением констатируют различную толщину вновь уложенного дорожного полотна на различных транспортных магистралях Екатеринбурга. На данный момент отсутствует информационный портал, который мог бы обеспечить прозрачность освоения бюджетных средств благодаря размещению следующей информации: ГОСТы на ремонтные работы, планы по осуществлению ремонтных работ на несколько лет вперед, оценка общественных организаций качества выполненных работ, контактная информация подрядчиков, ремонтных бригад, финансирование работ и т.д.. На сегодняшний день данная информация является закрытой.

Совсем недавно заработал новый сервис на официальном портале Екатеринбурга «Одним кликом» [4], который позволяет отметить на карте города точку и тут же написать текст с жалобой, просьбой, предложением или словами благодарности, в том числе и по вопросам качества дорожного полотна. Данный сервис позволяет каждому горожанину высказать свое мнением, задать вопрос, обозначить позицию. Интересно, что «Одним кликом» буквально за несколько дней привлек большое внимание горожан. Повышенный интерес обусловлен тем, что данный ресурс понятен и прост в использовании, а обращение граждане подают в простой форме. Проанализировав счетчик посещения сайта, можно отметить, что в среднем за 24 часа число просмотров информации на сайте превысило 174 тысячи (равно 174213), а число посетителей – около 23 тысяч (22800 человек). Такое соотношение числовых показателей означает, что один и тот же пользователь посещает страницу по несколько раз. Данная статистика говорит о том, что сайтом заинтересовались многие жители Екатеринбурга, они стараются участвовать в жизни города и использовать любую возможность привлечь внимание муниципальных властей к возникшим нарушениям.

Также на информационном портале работает «Электронная приемная Администрации города Екатеринбурга», которая предоставляет возможность комментировать новости, задавать вопросы, обращаться с предложениями, путем голосования по тому или иному актуальному вопросу можно обозначить свой выбор (позицию). Работают тематические форумы, куда можно обратиться по интересующему вопросу [5].

Информационный портал имеет много плюсов для активных пользователей сети интернет. Сегодня есть основания считать, что данный портал будет способствовать устранению возникших проблем, помогать развитию общественного городского контроля.

Список литературы:

  1. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон [от 10.12.1995 N 196-ФЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156600;dst=0;ts=F2CCE8AE98ACDA6D65C625140A691F64;rnd=0.4321266836486757

  2. Правила дорожного движения // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://avto-russia.ru/pdd/pdd_rf.html

  3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93"Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" [от 11.10.1993 №221]// [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://base.garant.ru/1352114/

  4. Информационный портал Екатеринбурга. Городской контроль // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekburg.ru/municipal-services/beautification/monitoring/

  5. Информационный портал Екатеринбурга. Электронная приемная // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekburg.ru/officially/ewroom/

  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон [от 31.07.1998 №145-ФЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169460;dst=0;ts=9461E9EF904813016BD1E5829382F070;rnd=0.18103231210261583

  7. Информационный портал Екатеринбурга // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekburg.ru/news/15/51110-administratsiya-goroda-aktivno-vedet-remont-dorog-v-ramkakh-utverzhdennogo-finansirovaniya/

  8. Проблемы содержания дорог муниципальными органами власти (на примере МО город Екатеринбург) // European student scientific journal. Электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sjes.esrae.ru/ (в печати)

  9. Решение от 11.12.2012 №55/67 «О дорожном фонде муниципального образования город Екатеринбург» (действующая редакция по состоянию на январь 2014 г.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekb4.info/norma8/reshenie4.htm

Просмотров работы: 2065