ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Власюк А.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Статья посвящена проблеме взаимодействия общественных организаций и органов государственной власти. В статье рассмотрена деятельностьСвердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы. Также приводится пример участия организации в деятельности государственных органов. Рассмотрена реализация программы «Старшее поколение».

Ключевые слова: общественные организации, государственные органы, гражданское общество, ветераны, пенсионеры.

Важную роль в современном государстве играют общественные организации. Общественные организации являются важным социальным явлением, неотъемлемой составляющей стабильного общества. Актуальность данной темы обусловлена появлением во всем мире многочисленных общественных организаций. Общественные организации способны не только поднимать вопросы социального развития государства и ставить ряд социальных проблем, но и помогать государству их решить. Появление в России третьего сектора произошло относительно недавно, что обуславливает большое количество проблем, связанных с реализацией деятельности некоммерческих организаций.

Целью данной работы является анализ взаимодействия общественных организаций с органами государственного управления, выявление актуальных проблем, возникающих в ходе взаимодействия государственных органов и общественных организаций, а также поиск путей совершенствования механизма взаимодействия государственных органов и общественных организаций.

В ходе написания работы были использованы следующие методы: структурно-функциональный, сравнительный и нормативный.

Деятельность любого государства реализуется, в первую очередь, через систему его государственных органов. Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Г. В. Атаманчук в своей работе дает определение органу государственной власти: «государственный орган представляет собой единичную структуру власти, формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций».1 Г. В. Атаманчук отмечает, что: «в демократическом правовом государстве отсутствуют отношения организационного соподчинения между представительными органами: все ограничено правовыми отношениями, при которых нижестоящий орган обязан соблюдать законный правовой акт вышестоящего».[1]

Общественные организации являются одним из видов общественных объединений, к которым относятся:

  • Общественные организации

  • Общественные движения

  • Общественные фонды

  • Общественные учреждения

  • Органы общественной самодеятельности

  • Политические партии[2]

В соответствии с Федеральным Законом «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан [2].

Становиться членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут физические и юридические лица – общественные объединения. Именно наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно.

К основным функциям общественных организаций можно отнести:

  1. Выявление интересов и потребностей определенной социальной группы с дальнейшим их удовлетворением.

  2. Социальная интеграция и мобилизация. Перенос проблем на общероссийский уровень.

  3. Социализация. Выявление гражданской позиции участников организации.

  4. Лоббирование интересов участников.

  5. Новый взгляд на социально-политическую структуру.

Функции общественная организация осуществляет через свои права:

-Распространять сведения о своей деятельности;

-Участвовать в подготовке и принятии решений государственными органами власти, а так же местного самоуправления, в предусмотренном законодательством порядке;

- Проводить митинги и собрания, демонстрации, шествия и пикетирования;

- Создавать СМИ и заниматься издательской деятельностью;

- Представлять, защищать свои права, представлять и защищать законные интересы своих членов, участников и других граждан;

- Осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством об общественных организациях;

- Вносить предложения в органы гос. власти, выступать с инициативами по вопросам общественной жизни;

Вместе с тем, общественная организация обязана:

- Соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а так же нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

- Ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного местонахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, и данных о руководителях в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

- Допускать представителя регистрирующего органа на проводимые общественной организацией мероприятия.[2]

Общественный организации классифицируют по различным основаниям:

  • По территориальной сфере деятельности - в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях»[2] общественные организации подразделяют на: общероссийские, межрегиональные, региональные, местные.

  • Согласно конечным целям и области деятельности, выделяют: молодежные, социальные, семейные и женские, военно-патриотические.

Основной целью любой общественной организации вне зависимости от ее вида является выявление интересов и потребностей определенной социальной группы и дальнейшее их удовлетворение. Общественные организации призваны оформлять интересы граждан, и вносить предложения в органы власти по их удовлетворению. Например, общественные организации инвалидов стараются привлечь внимание государственных органов к проблеме неподготовленности общественного транспорта и многих подъездов для использования их инвалидами. Общественные организации занимают около 50 процентов всех НКО.

Для обеспечения взаимодействия согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти областей с общественными организациями создаются советы при губернаторе, такие, как: Совет по делам инвалидов, Совет по делам ветеранов, Совет по дела пенсионеров и другие. Данные советы создаются для подготовки предложений по реализации государственной политики в отношении тех, кого они представляют, а так же реализации многих задач, прописанных в положении о данном совете.

Так же, при министерствах создаются координационные советы, в которые входят представители общественных организаций.

Руководители общественных организаций входят в коллегии и комиссии при министерствах. Например, в коллегию при Министерстве социальной политики Свердловской области входят: председатель совета ветеранов, председатель общества инвалидов, председатель общества слепых и другие.

Представители общественных организаций входят в общественные палаты. Третья часть Свердловской общественной палаты сформирована из представителей общественных организаций и объединений.

Кроме того, руководители общественных организаций приглашаются на заседания Государственной Думы при рассмотрении вопросов, касающихся данной организации.

Свердловская областная общественная организация ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров создана 07.04.1987 г. В структуру организации входят 94 ветеранские организации и 94 муниципальных образования Свердловской области; 5 общественных координационных Советов ветеранов в управленческих округах Свердловской области; 2500 первичных ветеранских организаций; 22 коллективных члена. В целом, организация объединяет 1 285 000 человек [3, с.3].

Совет СООО инвалидов (ветеранов) тесно взаимодействует с министерствами Свердловской области, с ними заключены соглашения о сотрудничестве. Так же, договоры о сотрудничестве заключены с рядом областных советов ветеранов субъектов Российской Федерации.

Представители советов организаций ветеранов включены в состав коллегий и экспертных советов министерств области, присутствуют на заседаниях Правительства, заседаниях Палат Законодательного Собрания Свердловской области. Руководители ряда ветеранских организаций включены в составы Координационных советов по патриотическому воспитанию, комитетов по проведению мероприятий в честь знаменательных и памятных дат отечественной истории. Активно работают руководители организаций ветеранов в Общественной Палате Свердловской области.

Отдельно хотелось бы рассмотреть программу «Старшее поколение», в реализации которой организация принимает активное участие. Заказчиком-координатором программы является Министерство социальной политики Свердловской области, так же заказчиками являются Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области, Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области, Министерство транспорта и связи Свердловской области, Департамент по труду и занятости населения Свердловской области.

«Старшее поколение» - региональная комплексная программа, целью которой является формирование в Свердловской области организационных, правовых, социально-экономических условий для улучшения положения и качества жизни пожилых людей, повышения степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

На реализацию мероприятий Программы на 2011 - 2013 годы были выделены средства из областного бюджета в объеме 1 671 049 тыс. рублей, в том числе:

2011 год – 536 636 тыс. рублей;

2012 год – 557 679 тыс. рублей;

2013 год – 576 734 тыс. рублей [4].

Постановлением Правительства Свердловской области от 12 марта 2014 г. N 167-ПП программа «Старшее поколение» была утверждена на 2014-2018 годы.

Реализацию мероприятий комплексной программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета в объеме 685625,7 тыс. рублей , в том числе:

2014 год — 133 415,5 тыс. рублей;

2015 год — 133 366,1 тыс. рублей;

2016 год — 139 614,7 тыс. рублей;

2017 год — 139 614,7 тыс. рублей;

2018 год — 139 614,7 тыс. рублей [5].

На основании постановления правительства создан наблюдательный совет из числа руководителей и представителей ряда общественных организаций по контролю над реализацией государственной программы «Старшее поколение». Данный наблюдательный совет ежеквартально рассматривает отчеты министерств и ведомств об исполнении программы «старшее поколение». В отчетах расписаны все мероприятия программы, там же указаны министерства-заказчики мероприятия, срок выполнения мероприятия, объем финансирования за счет средств областного бюджета и отчет о выполнении мероприятия.

Необходимость проведения данной программы обусловлена высоким количеством пожилых людей, проживающих на территории Свердловской области (1005998 человек - около 23,4%) [5]. По сравнению с 1990 годом численность пожилого населения увеличилась почти на 13%. Кроме того, устойчивую тенденцию роста имеет показатель продолжительности жизни. Так, в 2000 году средняя продолжительность жизни составляла 63,7 года, в 2014 году около 70 лет, к 2025 году предполагается повышение средней продолжительности жизни до 75 лет [4]. Увеличение численности пожилых людей в составе населения влечет усиление их роли в жизнедеятельности всего общества. Российская Федерация, как социальное государство обязано обеспечивать достойное существование всем слоям и группам населения, следовательно, одним из приоритетных направлений политики государства становится поддержание достойного уровня жизни пожилых людей.

Из приведенных выше показателей, можно заметить, что, несмотря на все увеличивающееся количество пожилых людей, финансирование программы «Старшее поколение уменьшается», что в значительной степени усложняет реализацию мероприятий программы. Повышению эффективности программы может способствовать только проведение целого комплекса мер, таких как: расширение полномочий общественных организаций в реализации программы, увеличение финансирования организаций.

Безусловно, пожилое население гораздо больше нуждается в медико-социальной помощи, нежели иные возрастные группы. Помимо очевидных проблем со здоровьем и маломобильностью пожилых граждан, существуют и скрытые проблемы, связанные с утратой ими многих социальных ролей, сужением круга общения. Данные проблемы представляют во многом даже большую опасность для граждан пожилого возраста, так как влияют на их психическое и психологическое состояние. Пожилые люди нуждаются в помощи в адаптации к иной, не привычной для них жизни. Общественные организации способны определить более тонкие, менее очевидные проблемы и в дальнейшем активно содействовать государству в их решении. Так, способствовать социокультурной и психологической реабилитации граждан может проведение различных мероприятий, создание творческих коллективов, кружков интересов для пожилых людей. В данных объединениях люди пожилого возраста могут приобрести новый круг общения, найти занятия по душе, занять освободившееся время. В ходе реализации Программы были созданы школы пожилого возраста по различным направлениям: активное долголетие, компьютерная грамотность, правовая и экономическая культура и др. По итогам 2013 года в занятиях в 734 школах и кружках приняли участие 37 тыс. человек. В области осуществлялся проект повышения компьютерной грамотности у граждан пожилого возраста «Электронный гражданин», по итогам 2013 года обучение прошли 6659 человек. Так же, в 2013 году при участии специалистов Центров социального обслуживания населения осуществлялась деятельность 734 клубов, кружков, секций, в работе которых приняло участие 36970 человек [6].

Данные показатели в очередной раз доказывают желание пожилых граждан участвовать в подобных мероприятиях, обучаться и переобучаться. Кроме самих пожилых людей, в реализации мероприятий программы готовы принимать участие и другие граждане, так в 2013 году 192 841 человек был привлечен для оказания волонтерской помощи.

Высокие показатели программы «Старшее поколение» достигнуты в результате активного взаимодействия органов государственной власти (министерств, департаментов) и общественных организаций. Общественный организации объединяют граждан для решения их общих проблем и помощи нуждающимся. Дальнейшее развитие отношений будет способствовать все большей эффективности в решении социальных проблем/

На пути успешного функционирования общественных организация стоит ряд проблем, таких как:

  1. Частично устаревшее законодательство

  2. Громоздкая система государственных органов, которая приводит к смешению их полномочий

  3. Неразвитый в России «третий сектор»

  4. Низкая заинтересованность граждан, как следствие недостатка информации о них

Для решения данных проблем необходим целый комплекс мер. В первую очередь, необходимо четкое разграничение полномочий между государственными органами, что позволит им наиболее эффективно осуществлять свою деятельность. Далее, следует переработать законодательство, касаемо некоммерческих организаций, четко определить круг задач НКО, средства и источники финансирования, придать нормативно-правовым актам конкретность. Развитию «третьего сектора» требуется время, в первую очередь, для повышения заинтересованности граждан. Людям необходимо на деле увидеть результаты деятельности организаций, а главное, их эффективность, чтобы начать принимать в них участие[7].

Библиографический список

  1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук // – М. :Омега-Л, 2004. – С. 301.

  2. Об общественных объединениях: Федеральный закон [от 19.05.1995 №82-ФЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/obob/

  3. Паспорт организации. Отчеты о работе за I-е и II-ое полугодия 2012 года: Информационный бюллетень №23 // Е. - 2013 Свердловская областная организация ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров.

  4. Об утверждении региональной комплексной программы «Старшее поколение» на 2011 – 2013 годы: Постановление Правительства Свердловской области [от 31.03.2011 г. № 349-ПП] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minszn.midural.ru/off_projects/starp

  5. Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Старшее поколение» на 2014-2018 годы: постановление Правительства Свердловской области [от 12.03.2014 №167-ПП] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minszn.midural.ru/off_projects/starp

  6. О ходе реализации региональной комплексной программы «Старшее поколение» на 2012-2013 годы по итогам 2013 года: отчет Министерства социальной политики Свердловской области

  7. Деятельность общественных организаций и их взаимодействие с органами государственной власти (На примере СООО ветеранов войны, труда,

боевых действий, государственной службы, пенсионеров и реализации программы «Старшее поколение»): European student scientific journal // Электронный научный журнал // (в печати) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sjes.esrae.ru/

1 Г. В. Атаманчук Теория государственного управления // – М. :Омега-Л, 2004. – С. 301.

Просмотров работы: 27853