МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАН О КОМПЕТЕНЦИЯХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАН О КОМПЕТЕНЦИЯХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Тихонькова М.А. 1, Воронина Л.И. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Осуществление эффективного взаимодействия между органами власти и обществом – одна из приоритетных задач любого государства, и Российская Федерация не исключение. Неотъемлемой частью такого взаимодействия являются обращения граждан. Они имеют немалое значение, потому как органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут самостоятельно определить и вычленить полную и достоверную информацию обо всех существующих проблемах и потребностях граждан, а также должным образом дифференцировать и решать эти проблемы по степени важности и актуальности на данный момент времени. Кроме того, обращения граждан – это выражение интересов общества, которые государство призвано представлять, реализовывать и защищать [1].

К сожалению, взаимодействие общества и органов власти не всегда представляется эффективным. Отчасти это связано с правовой безграмотностью граждан, а также незнанием содержания компетенций органов власти. Анализ сводных отчетов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления о работе с обращениями граждан позволяет сделать вывод о том, что значительное количество обращений перенаправляется в иной орган власти с обязательным уведомлением заявителя. Это свидетельствует о том, что часто граждане просто не знают, какой орган власти имеет правомочие рассматривать и решать конкретную проблему. Следствие такого незнания – нерациональное использование рабочего времени государственных и муниципальных служащих и отнюдь не оперативное решение вопросов, волнующих граждан.

Прежде всего, обратимся к законодательству Российской Федерации, регулирующей взаимоотношения граждан и органов власти. В статье 33 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [2]. На основании Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» граждане (физические лица) и представители организаций (юридические лица), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления имеют право на получение информации о деятельности представительных органов местного самоуправления [3].

Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [4]. В соответствии с законом под обращениями граждан понимаются направленные в государственный орган, или орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. В свою очередь, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц [4].

В статье 8 Федерального закона установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, или орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов [4]. При этом, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию конкретного органа государственной власти, или органа местного самоуправления, или должностного лица направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, или органов местного самоуправления, или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Закон также устанавливает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Законодательством также установлено, что граждане имеют право на личный прием должностного лица. Также установлен порядок разъяснений для граждан: если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Проблема обращения граждан в орган, который не правомочен решать данный вопрос, частое явление. Не является исключением и органы местного самоуправления города Екатеринбург. Такие обращения граждан приводят не только отмечено выше, к неэффективному использованию рабочего времени муниципальных служащих.

На сайте Екатеринбургской Городской Думы, представлен отчет о работе с обращениями граждан, направленными в Екатеринбургскую Городскую Думу, Главе Екатеринбурга – Председателю Екатеринбургской городской Думы, заместителю Председателя Городской Думы [5], а также депутатам Думы [6]. Интересно, что динамика обращений граждан в Екатеринбургскую Городскую Думу, Главе Екатеринбурга – Председателю Екатеринбургской Городской Думы, заместителю Председателя Городской Думы, а также депутатам Думы является положительной. В I полугодии 2013 года в Думу поступило 5848 обращений, а в I полугодии 2014 года зарегистрировано 8611 обращений. Можно отметить и рост количества письменных обращений (в том числе, полученных через информационно-коммуникационную сеть): если в I полугодии 2013 года их 194, то в I полугодии 2014 года уже 770.

Анализ содержания обращений граждан в Екатеринбургскую городскую Думу позволяет сделать вывод о том, что чаще всего граждан беспокоят вопросы, связанные с компетенцией и деятельностью городской Администрации и правоохранительных и административных органов.

Таким образом, положительная динамика количества обращений, к сожалению, сопровождается ростом переадресации обращений в компетентный орган (с уведомлением заявителя). По данным, представленным в сводном отчете о работе с обращениями граждан, поступившими Главе Екатеринбурга – Председателю Екатеринбургской городской Думы, Екатеринбургскую Городскую Думу пятого созыва и в адрес депутатов Городской Думы за пятый созыв, переадресация составляет 13,4 %, а это значит, что 13 человек из ста «приходят не по адресу».

Что касается городской Администрации, то согласно отчету «Информация о работе с обращениями граждан в Администрации города Екатеринбурга за I полугодие 2014 года» количество обращений в Администрацию города сократилось почти вдвое: с 35000 до 18441. Причем, по компетенции в I полугодии 2014 в другие органы власти Администрацией было переадресовано 467 обращений [7].

Заметим, что перенаправление часто негативно воспринимается гражданами. Многие из них считают, что государству нет дела до их проблем, и посредством переадресации решение вопросов просто откладывается. Что же делать в этом случае? Как бороться с правовой безграмотностью и повышением степени информирования граждан о компетенциях органов власти?

Разумеется, органы власти, и прежде всего, органы местного самоуправления, должны быть заинтересованы в решении этой проблемы. Один из способов – это улучшение информирования граждан посредством совершенствования информационно-коммуникационной сети, то есть сайтов.

Хотелось бы отметить, что такое совершенствование очень актуально в рамках реализации государственной программы «Информационное общество», основная цель которой - это получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом. Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, в том числе, информационно-коммуникационную деятельность органов местного самоуправления. Основной принцип программы: результаты должны приносить реальную, ощутимую пользу людям[8].

Следует сказать, что Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [3] закрепляет, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Однако очевидно, что существующий механизм не позволяет гражданам и органам местного самоуправления взаимодействовать оперативно.

Для решения этой проблемы необходимы регулярные и качественные обновления сайта, которые могут состоять в улучшение интерфейса информационно-коммуникационной сети для граждан. Далее, как результат обновления сайта - это систематическое размещение результатов опросов граждан. Также возможно размещение на главной странице сайта блоков «Обратная связь», «Электронная приемная» и «Электронный муниципалитет», для того, чтобы обеспечить легкий доступ граждан к необходимым ресурсам и интересующей их информации, в том числе о том, какими вопросами занимается каждый орган и конкретное структурное подразделение органа. Также необходимо создать условия для включения граждан в процессы принятия управленческих решений. Реализация перечисленных мероприятий позволит получить социальный эффект, а именно создание условий для доступа граждан к материалам о деятельности Городской Думы, Администрации, в том числе по работе с обращениями граждан. Ожидаемый результат – включение граждан в оценку работы органов местного самоуправления, что может проявляться в дополнительных предложениях и замечаниях граждан, которые обязательно должны быть учтены при принятии конкретных управленческих решений. В конечном итоге это обеспечит достижение высокого уровня удовлетворения потребностей граждан при обращении в местные органы и повысит уровень их доверия к деятельности органа местного самоуправления. Разработка и модернизация системы информирования граждан о компетенциях органов власти позволит наладить результативное и оперативное взаимодействие общества и государства в целом.

Список литературы

  1. Тихонькова М.А., Воронина Л.И. Информирование граждан о компетенциях органов власти // European student scientific journal. Электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sjes.esrae.ru/ (в печати)

  2. Конституция Российской Федерации [от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/

  3. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон [от 9.02.2009 №8-ФЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156022/

  4. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон [от 02.05.2006 года №59-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 182-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://letters.kremlin.ru/acts/2

  5. О работе с обращениями граждан, поступившими Главе Екатеринбурга – Председателю Екатеринбургской городской Думы, в Екатеринбургскую городскую Думу пятого созыва и в адрес депутатов городской Думы, за I полугодие 2014 года: сводный отчет Екатеринбургской городской Думы // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.egd.ru/accept/237/

  6. О работе с обращениями граждан с начала работы Думы VI созыва за 2013 год: сводный отчет Екатеринбургской городской Думы // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.egd.ru/accept/237/

  7. Информация о работе с обращениями граждан в Администрации города Екатеринбурга за I полугодие 2014 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа: екатеринбург.рф/officially/citizen/

  8. Информационное общество: государственная программа // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=41

Просмотров работы: 2180