Начать свое исследование стоит с понятий таможенное дело и система государственного управления. Согласно ТК ТС, таможенное дело - специфическое социально-экономическое явление, развивающийся институт, представляющий собой, с одной стороны, большой, сложный, недостаточно структурированный объект управления – систему, а с другой – особый специальный предмет изучения. Одной из наиболее характерных особенностей таможенного дела является то, что оно содержит в себе все признаки управляемой и управляющей систем. Содержание системы государственного управления – это изучение важнейших функций государства как института управления обществом, закономерностей и принципов их реализации, научное обоснование государственной политики, изучение складывающихся в процессе деятельности государства и органов государственного управления политико-правовых и социальных отношений.К системе государственного управления относятся только органы государственной власти и местного самоуправления. Таможенные органы относятся к государственным органам, так как несут государственную службу и выполняют поручения, связанные с проведением государственной политики страны. В процессе государственного управления таможенным делом принимают участие многие органы государственной власти, составляющие единую, иерархически построенную систему государственного управления, которая может быть дифференцирована на следующие элементы:
• Президент Российской Федерации;
• Федеральное Собрание Российской Федерации;
• Правительство Российской Федерации;
• Федеральная таможенная служба России.
Само участие государства в регулировании таможенного дела предполагает существование определенных норм права, регламентирующих данную деятельность. Как и в любой другой области общественных отношений, функции государства сводятся к разработке правовых норм и контролю их выполнения. Определяемые государством нормы права и представляют содержание таможенной политики. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное содержание таможенного дела раскрывается через таможенное регулирование. Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенное дело, как объект управления - это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала.
Соответственно управление таможенным делом - это управление данными объектами. Следовательно, государственное управление таможенным делом — это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность государственных органов, проявляющаяся в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты и преследующая своей целью обеспечение экономических интересов, охрану государственной и общественной безопасности. Для России роль таможенной службы на современном этапе государственного и социально-экономического существования возрастает. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране, обострения межнациональных проблем, сложных процессов формирования Таможенного союза, деятельности международных преступных сообществ и отдельных лиц, направленной против политических, экономических и военных интересов России, таможенные органы Российской Федерации все активнее осуществляют деятельность по обеспечению защиты и безопасности Российской Федерации. Таможенное дело, как субъект управления - это система управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу - объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля; шире - это система таможенного администрирования (СТА).
В ходе проведенной работы можно сделать следующие выводы. Таможенное дело является объектом и субъектом системы государственного управления. Как объект – в качестве институтов, организаций, процессов, а как субъект – системы управления внешнеэкономической деятельностью.
Список использованных источников
Нормативно-правовая база:
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Таможенный кодекс Таможенного союза (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (действующая редакция от 16.04.2010).
Учебная литература:
В.В. Макрусев, В.А. Черных Управление таможенным делом. - М: Троицкий мост, 2012.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М: Омега-Л, 2010.
Интернет – ресурсы:
http://www.consultant.ru
http://base.garant.ru.