ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕЖИМЕ «ЕДИНОГО ОКНА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕЖИМЕ «ЕДИНОГО ОКНА»

Тремасова Д.Д. 1
1Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Определение государственной и муниципальной услуги дано в федеральном законе № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5].

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации – деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом №131–ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [4] и уставами муниципальных образований. Так трактуются данные понятие в федеральном законе № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5].

Наиболее успешной и перспективной формой предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации стал режим «одного окна». Данная форма предполагает, что заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт–офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.

Режим «одного окна» реализуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг – МФЦ. Для населения подобные центры – зримый результат реформирования системы государственного управления, социально-управленческая инновация, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу. Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), должно проходить без участия заявителя.

Создание (развитие) сети МФЦ, уполномоченных на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе по принципу «одного окна», является одной из приоритетных задач при построении современного государства, совершенствовании системы государственного управления.

С начала реализации административной реформы проведена организационная работа по созданию МФЦ в муниципальных районах Республики Мордовия. Проведены обследования помещений для размещения МФЦ на местах, создана необходимая нормативная правовая база. Постановлением Правительства Республики Мордовия утвержден Перечень государственных услуг исполнительных органов государственной власти, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», так же в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. Рекомендуемый перечень государственных услуг по переданным полномочиям и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг утвержден распоряжением Правительства Республики Мордовия [8].

В настоящее время создание МФЦ приобрело особую актуальность в свете выполнения Указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Одними из первых МФЦ были созданы в городском округе Саранск на базе существующей с 2007 года Общественной приемной и Рузаевском муниципальном районе.

На 1 июня 2014 г. в Республике Мордовия функционируют уже 18 МФЦ, в том числе республиканский МФЦ (охват населения составляет 69,8%). Помимо г.о. Саранск и Рузаевского муниципального района МФЦ функционируют в Атяшевском (с 2011 г.), Лямбирском (с апреля 2012г.), Кадошкинском (с 24 мая 2012 г.), Ковылкинском (с августа 2012 г.), Дубенском (с сентября 2012 г.), Старошайговском (с октября 2012 г.), Ичалковском (с декабря 2012 г.); Краснослободском (с июля 2012 г.), Чамзинском (с сентября 2012 г.), Ромодановском (с февраля 2013 г.); Ардатовском (с октября 2013 г.), Инсарском (с декабря 2013 г.), Кочкуровском (с декабря 2013 г.), Темниковском (с декабря 2013 г.), Теньгушевском (с декабря 2013 г.) муниципальных районах.

В 2014 году открыты МФЦ еще в 2 муниципальных районах республики (Ельниковский и Большеигнатовский муниципальные районы) и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 20 муниципальных образованиях (в Рузаевском, Ковылкинском муниципальных районах и г.о. Саранск). На стадии завершения работы по созданию офиса МФЦ в с. Кочелаево Ковылкинского муниципального района.

В 2015 году планируется открыть МФЦ еще в 4 муниципальных районах (Атюрьевский и Большеберезниковский муниципальные районы 1 июля 2015 г., Зубово-Полянский и Торбеевский муниципальные районы 1 ноября 2015 г.) и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 48 муниципальных образованиях (в Ардатовском, Атяшевском, Дубенском, Ельниковском, Зубово-Полянском, Ичалковском, Кочкуровском, Краснослодобском, Лямбирском, Ромодановском, Теньгушевском, Торбеевском, Чамзинском муниципальных районах, предполагаемая дата открытия 1 декабря 2015 г.).

Таблица 1 – Число многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению

Год

2009

2010

2011

2012

2013

Начало 2014

Конец 2014

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (ед.)

2

2

3

11

17

18

24

Таким образом, к 2015 году будут созданы 24 МФЦ (таблица 1), территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 68 муниципальных образованиях.

Охват населения принципом «одного окна» составит более 90 процентов.

В МФЦ можно получить услуги в сферах: социальная поддержка населения; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя; жилищные отношения; регулирование предпринимательской деятельности.

Сотрудниками учреждений в 2013 году осуществлен прием заявлений и документов для получения свыше 200 государственных и муниципальных услуг.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» введено понятие уполномоченного многофункционального центра.

В субъектах Российской Федерации стали создаваться уполномоченные многофункциональные центры на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти.

Республика Мордовия не стала исключением.

25 февраля 2013 г. было принято решение о создании Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» наделен статусом уполномоченного МФЦ [7].

Учредителем ГАУ Республики Мордовия «МФЦ» является Республика Мордовия. Функции и полномочия Учредителя осуществляются Министерством экономики Республики Мордовия.

23 июля 2013 г. Учреждение было зарегистрировано в качестве юридического лица в инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска.

Органами Учреждения являются Наблюдательный совет Учреждения, состав которого утверждается Правительством Республики Мордовия, и руководитель Учреждения.

Внедрение и использование принципа «одного окна» может позволить не только решить многие из существующих ранее проблем в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг заявителям, но и способствовать переходу на качественно новый уровень функционирования органов публичной власти. Это связано и с более высоким уровнем внедрения современных технологий работы с посетителями (оконная система обслуживания, инфоматы, электронная очередь, наличие офисной техники в свободном доступе, возможность пользования Интернетом).

Наряду с положительным опытом развития МФЦ также имеется немало проблем, характерных не только для республики, но и для большинства регионов и требующих решения:

– отсутствия административных регламентов деятельности многофункциональных центров;

– предоставление не полного перечня государственных и муниципальных услуг. Особенно часто неохваченными остаются услуги федерального уровня;

– высокая доля граждан, не имеющих доступа к получению государственных и муниципальных услуг в режиме «единого окна»;

– кадровые проблемы;

– сведение идеологии МФЦ к строительному проекту;

– качество предоставления государственных и муниципальных услуг;

– отсутствие комплексного подхода оказания государственных и муниципальных услуг в определенных жизненных ситуациях.

Данные проблемы по степени своей значимости различны, однако все они призваны улучшить эффективность деятельности МФЦ, а значит упростить процедуру получении государственных и муниципальных услуг гражданами.

На наш взгляд, для решения существующих проблем в республике Мордовия следует реализовать следующие мероприятия:

– разработка системы ключевых показателей оценки эффективности деятельности отделений МФЦ и руководителей отделений, а так же проведение мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг;

– разработка единой системы регламентов деятельности многофункциональных центров;

– расширение перечня организаций, с которыми осуществляется взаимодействие;

– расширение перечня предоставляемых государственных и муниципальных услуг;

– установление более жестких требований для кандидатов на замещение должностей в данном органе и проведение обучения и повышения квалификации работников по специализированным программам, то есть, создание централизованной системы подготовки кадров для МФЦ;

– создание возможности организации бесплатного выездного обслуживания заявителей в муниципальных образованиях, в которых отсутствуют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;

– внедрение инновационных комплексных проектов для создания ещё более благоприятных условий предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

Особое внимание хочется уделить внедрению инновационного комплексного проекта «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в рамках жизненных ситуаций».

Суть данного проекта заключается в формировании перечня государственных и муниципальных услуг в рамках каждой жизненной ситуации. Гражданин после определенной жизненной ситуации обращается в МФЦ, где ему предлагается комплекс услуг, необходимых на данном этапе. Предоставив специалисту перечень исходных документов, на выходе гражданин получает пакет услуг (документов). При одном обращении можно получить от двух и более документов, а так же консультацию специалиста, о том, какие услуги ему необходимы в рамках сложившейся ситуации. Данный проект упрощает взаимодействие граждан с органами власти, а также упрощает работу специалистам и повышает показатели качества оказанных услуг населению за короткий период времени.

Для реализации проекта необходимо формирование перечня государственных и муниципальных услуг в рамках каждой жизненной ситуации, определение перечня необходимых документов, сроков предоставления услуг, разработка единой блок-схемы предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках каждой жизненной ситуации (согласно действующему порядку предоставления услуг): выделение возможных траекторий оказания услуг, этапов оказания услуг.

Примеры комплексных услуг в рамках жизненной ситуации.

Комплексная услуга «Рождение ребенка»

  1. Подача документов в МФЦ

  2. Отправление документов в органы ЗАГС, получение свидетельства о рождении

  3. Формирование МФЦ пакетов документов и отправка в иные органы власти

– ОПФР по РМ – Выдача СНИЛС

– Управление соцзащиты г. Саранск – назначение детских пособий и выплат

–Управления образования г. Саранск – постановка на учет для зачисления в детское дошкольное учреждение

– УФНС РФ по РМ – постановка на налоговый учет физического лица

– УФМС РФ по РМ – постановка на регистрационный учет по месту жительства

–ОПФР по РФ – получение сертификата на материнский капитал.

В итоге заявитель получает полный пакет документов на ребенка.

Комплексная услуга «Смена имени»

1.Подача документов.

2.Отправка документов в ЗАГС

3. Получение свидетельства о регистрации/расторжении брака (со сменой фамилии)

4.Подача документов в МФЦ

5.Отправка документов в УФМС РФ по РМ

6. Получение паспорта РФ

7. Подача документов в МФЦ

8. Формирование МФЦ пакета документов и отправка в иные органы власти

– ОПФР по РМ – замена СНИЛС

– УФНС по РМ – замена свидетельства ИНН

– Управление Росреестра по РМ – внесение изменений в ЕГРП

– УФМС РФ по РМ – оформление загранпаспорта старого образца

В итоге заявитель получает полный пакет документов с новым именем.

В целях обеспечения дальнейшей оптимизации государственного и муниципального управления следует предложить законодательно закрепить понятие «жизненной ситуации».

Таким образом, можно сделать вывод о несомненной значимости осуществления дальнейшей оптимизации порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, заключающейся в изменении подхода в организации их предоставления – от функционального к процессному. Это создаст необходимую основу для формирования комплексных сервисов предоставления услуг в рамках «жизненных ситуаций».

Повышение эффективности публичной власти является условием успешного решения стоящих перед современным обществом сложных социальных и экономических задач. Для этого в системе государственного и муниципального управления необходимо проводить постоянные преобразования, в том числе направленные на совершенствование порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. Совершенствование деятельности многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг позволит выйти на качественно новой уровень всей системе государственного и муниципального управления.

Список используемых источников

  1. Доклад о ходе реализации Республиканской целевой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2011-2013 годы [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru.

  2. Зайцева Г. Г. Практический опыт и проблемы работы МФЦ // Руководитель автономного учреждения. –№ 6. – июнь 2013 г. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Справ. правовая система ГАРАНТ.

  3. О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [Электронный ресурс]: Постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. – №797. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации[Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерацииот 06.10.2003 г. – №131-ФЗ. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

  5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010г. – №210-ФЗ. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

  6. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. – №601. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

  7. О создании Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 г. – №61. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

  8. Перечень государственных услуг исполнительных органов государственной власти, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 ноября 2011 г. – №438. – Режим доступа: Справ.-правовая система КонсультантПлюс.

Просмотров работы: 9010