ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Шелегина С.М. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенность территории Российской Федерации, а также её неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части – регионы, которые отличаются друг от друга по ряду признаков и обладают некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих её элементов: природных, социально-экономических, национально-культурных и иных [1,11]. Непременно, развитие регионов, как составных частей государства, в совокупности образующих целостность и формирующих потенциал развития страны, является одной из наиболее важных и стратегических задач российского общества, что определяется переходом России к «демократическому и правовому государству, к рыночной экономике», предполагающей «необходимость преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития».

Исторический опыт свидетельствует, что «особенности и своеобразие региональных проблем, возникших в России в 1990-х годах, определялись происходящими трансформациями экономической и политической систем. Наибольшее влияние на них оказали такие процессы, как формирование нового экономического и геополитического пространства после распада СССР; демонтаж административно-плановой экономики и переход к рыночной системе экономических отношений с нестабильным государственным регулированием; открытие национальной экономики для внешнего рынка; затянувшийся экономический кризис; а так же изменение государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений «центра» и регионов» [1,38].

На сегодняшний день, одним из способов обеспечения комплексного развития Российской Федерации и недопущения ошибок прошлых лет, является проведение единой государственной политики, составной частью которой является политика развития регионов. Следует отметить, что особое значение и актуальность из всевозможных областей жизнедеятельности общества имеет социально-экономическая сфера, характеризующая жизнеобеспеченность граждан, их экономический потенциал, а значит и перспективы развития не только региона, но и государства, безопасность его национальных интересов.

В связи с этим, возникает потребность в механизмах, позволяющих контролировать реализацию основных, обозначенных государством, направлений полноценного и качественного развития социально-экономической сферы в регионах, что предполагает целенаправленное воздействие государства, посредством различных инструментов, именуемое как государственное регулирование, что и определяет актуальность и значимость выбранной мною темы.

Цель работы: выявить механизм государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере.

Задачи:

1. Проанализировать основные направления государственной и региональной политики в социально-экономической сфере;

2. Изучить способы взаимодействия федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъекта РФ при реализации социально-экономического развития в регионе;

3. Рассмотреть инструменты государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере.

Объект исследования: государственное регулирование в социально-экономической сфере;

Предмет исследования: механизм государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере на примере Свердловской области.

Курсовая работа состоит из двух глав: «Теоретические аспекты государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере» - представляет собой теоретическую часть и «Механизм государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере на примере Свердловской области» - соответственно практическую.

Анализ научной литературы, различных информационных статей позволяет говорить о реальной заинтересованности в выявлении механизма государственного регулирования регионального развития, а также показывает недостаточную степень изученности данного явления, которую можно увеличить вследствие исследования на конкретном примере заявленного в теме работы вопроса.

Теоретические аспекты государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере.

Понятие и сущность государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере.

Как правило, под государственным регулированием понимают комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. При этом государственное регулирование региональной политики направлено на определение и контроль реализации совокупности целей и задач центральных и региональных органов государственной власти, определяющих управление социально-экономическим развитием регионов страны, и является инструментом осуществления общей стратегии территориального развития государства. Таким образом, государственная региональная политика «объединяет региональную политику общенационального центра, а также конкретных регионов, имеющих свои специфические особенности» [1,23] и оказывает непосредственное влияние на региональное развитие, в том числе и в социально-экономической сфере.

Федеральная (или общенациональная) политика в отношении регионов представлена соответствующими целями и задачами по управлению их политическим, экономическим и социальным развитием, сформулированными федеральным центром, что является одной из частей механизма государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере. В связи с этим, общая направленность региональной политики России определяется как создание условий формирования единого экономического пространства страны, что предполагает не только достижение экономических результатов, но и преодоление существенных различий в социально-экономическом развитии ее субъектов. Важно осознавать как внутреннюю противоречивость такого двойственного комплекса целей, так и непосредственную их взаимосвязь.

Однако собственная политика каждого региона также включает цели и задачи по управлению региональным хозяйством в рамках экономического, финансового, социального, инвестиционного, внешнеэкономического и прочих направлений деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Они в совокупности определяют государственную региональную политику, направленную на осуществление стратегии России по развитию ее территории, предполагающей гибкое сочетание экономических и социальных целей.

Стратегия развития территорий - это, в свою очередь, система методов и механизмов, формируемых для осуществления планов развития, разрабатываемых в соответствии с концепцией регионального развития России и призванных оказывать необходимое воздействие на социальную, культурную и экономическую сферы жизни населения в ее регионах. Следует отметить, что эта стратегия является составным элементом общей государственной стратегии развития страны. Поэтому формирование федеральной региональной политики предполагает согласование отдельных интересов регионов России и общенациональных интересов.

Более того, осуществление государственной региональной политики предполагает использование бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях, что обеспечивает зависимость регионов от федеральных денежных поступлений, а значит, формирует еще один инструмент государственного регулирования, а именно - бюджетный. Так, статья 130 Бюджетного кодекса Российской федерации определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в формах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, которые направлены на стимулирование экономического роста; выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории; компенсацию нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов; поощрение реализации экономических и социальных реформ нижестоящими органами власти на своей территории. Так же для решения вопросов социально-экономического развития, в составе федерального бюджета созданы: Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР); Фонд регионального развития; Фонд софинансирования социальных расходов; Фонд реформирования региональных финансов.

Федеральный фонд финансовой поддержки регионов действует с 1994 г в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ, рассчитывается в 2 этапа, причем для каждого из них устанавливается критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. На первом этапе объем дотаций распределяется между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень первого критерия выравнивания (85%). На II этапе объем дотаций распределяется между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых с учетом дотаций, распределенных на I этапе, не превышает уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания (100%).

Фонд регионального развития был создан в 2000 г. Он предназначен для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Средства фонда выделяются для финансирования федеральных программ развития регионов.

Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 году в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с предоставлением населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. Источником формирования фонда являются средства займа в ВБРР и средства федерального бюджета.

Безусловно, государственное регулирование регионального развития в социально-экономической сфере требует формирования постоянно действующей системы учета, сбора, анализа и распространения информации о демографическом, социально-экономическом, национально-культурном развитии каждого из регионов России. Подобные меры позволят обеспечить разработку системы прогнозов регионального социально-экономического развития России; обоснование приоритетных аспектов развития; постановку управленческих задач; выбор механизмов реализации государственного регулирования регионального развития; выявление возможных конфликтов; оценку результативности деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по осуществлению государственной региональной политики; обоснование государственной помощи конкретным регионам; формирование особых организационно-правовых режимов в отдельных регионах. Таким образом, речь идет о целостной системе регионального мониторинга, необходимого для последовательного осуществления общегосударственной региональной стратегии. В связи с этим, особое внимание должно уделяться вопросам уровня и качества жизни населения регионов и формированию тенденции к достижению однородности общего экономического пространства страны. Наряду с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в этом должны принять активное участие органы местного самоуправления, ассоциации экономического взаимодействия указанных субъектов, а также граждане, проживающие на территории конкретного региона.

Основные принципы государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта федерации в социально-экономической сфере

При рассмотрении вопроса о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта федерации в социально-экономической сфере, следует обратиться к основному закону нашего государства – Конституции РФ, а именно к статье 1, согласно которой, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Особенно важным для нас в данном случае является федеративная форма государственного устройства, основу которой составляют взаимоотношения федеративного государства и его составных частей, так называемых субъектов. Безусловно, подобное взаимодействие должно осуществляться через определенные институты – федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта федерации и иные государственные органы, для обеспечения системного подхода по решению задач социально-экономического развития региона.

Следует отметить, что образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации, регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно пункту 5 статьи первой 184-ФЗ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом. Более того, в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному закону 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. 4 ноября 2014 г.) и другим федеральным законам.

Следует отметить, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. И в соответствии со статьей 21 184-ФЗ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в свою очередь, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации; утверждает программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одобряется проект договора о разграничении полномочий.

К вопросам исключительного ведения Российской Федерации в социально-экономической сфере относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, то есть такие вопросы, которые связаны с обеспечением внутреннего и внешнего суверенитета РФ и защитой интересов многонационального населения страны, определяющих компетенцию государства.

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; а также установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, то есть такие вопросы, которые не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти.

Однако вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. При этом, так называемый "остаток" Конституцией РФ не ограничивается и не конкретизируется в полной мере

Таким образом, мы сможем сказать, что разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта федерации в социально-экономической сфере связано с необходимостью одновременно обеспечить целостную, взаимосвязанную систему для осуществления государственной политики на уровне региона, а также учесть географические, культурно-исторические, природно-климатические, социально-экономические и иные особенности каждого субъекта с целью повышения эффективности при реализации федеральных и региональных социально-экономических стратегий и программ, непосредственно направленных на развитие территории.

Стратегическое планирование регионального развития в социально-экономической сфере

Поскольку из всевозможных областей жизнедеятельности общества социально-экономическая сфера наиболее полно характеризует жизнеобеспеченность граждан, их экономический потенциал, а значит и перспективы развития не только региона, но и государства, безопасность его национальных интересов, то возникает необходимость в стратегическом планировании данного направления.

В связи с этим, был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", устанавливающий правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Следует отметить, что стратегическое планирование в социально-экономической сфере осуществляется как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации и предполагает деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, направленную на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации [2].

К участникам стратегического планирования относятся Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти. На уровне субъекта участниками стратегического планирования являются законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации; контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что определение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития Российской Федерации, а также способов и источников ресурсного обеспечения их достижения; формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития Российской Федерации относятся к Полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Однако ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» дает право субъектам в пределах своих полномочий, определять приоритеты социально-экономической политики, долгосрочные цели и задачи социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе законов субъекта Российской Федерации, актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом других документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации.

Содержание данной стратегии должно включать оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации; показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии; ожидаемые результаты реализации стратегии; оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии; информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утверждаемых в целях реализации стратегии и иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации. Поэтому данный документ является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляет методическое обеспечение разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, которая утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что порядок разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, однако согласование стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Поскольку субъекты РФ и их отдельные территории значительно различаются по уровням социально-экономического развития вследствие географического положения, влияния обеспеченности высокодоходными природными ресурсами, особенностей накопления экономического потенциала за предыдущие десятилетия, состояния производственной и социальной инфраструктуры [8,34] то в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации могут разрабатываться стратегии социально-экономического развития части территории субъекта Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации.

При этом координация и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития части территории субъекта Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Так же в ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» предусмотрена стратегия развития макрорегионов, под которыми подразумевается часть территории Российской Федерации, включающая в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования. Данные стратегии разрабатываются на долгосрочный период по решению Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, совместно с другими участниками стратегического планирования; их разработка и корректировка производится в целях обеспечения согласованности проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных стратегией пространственного развития Российской Федерации, отраслевыми документами стратегического планирования Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, в соответствии с положениями, определенными стратегией национальной безопасности Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, а также на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Стратегии социально-экономического развития макрорегионов могут быть основанием для принятия решения о разработке государственных программ Российской Федерации, сформированных по территориальному принципу для соответствующих макрорегионов, в целях реализации указанных стратегий; они также учитываются при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов. Правительство Российской Федерации обеспечивает согласованность и сбалансированность стратегий социально-экономического развития макрорегионов и стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах соответствующего макрорегиона, в целях осуществления полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что содержание, состав, порядок разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития макрорегионов, так же как и сама стратегия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, стратегическое планирование регионального развития в социально-экономической сфере, как принцип государственного регулирования региональной политики данного направления, заключается в создании единой и целостной методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, единства порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования в социально-экономической сфере. В связи с этим, участники стратегического планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов стратегического планирования, осуществления мероприятий по достижению целей социально-экономического развития, за результативность и эффективность решения задач социально-экономического развития в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Механизм государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере на примере Свердловской области.

Социально-экономические концепции, стратегии, программы, реализуемые на территории Свердловской области как часть механизма государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере.

В настоящий момент на территории Свердловской области реализуются концепции, стратегии, программы, направленные на социально-экономическое развитие Свердловской области, в том числе Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года"; Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы, утвержденная Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы".

Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г, направлена на определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Стратегический целевой ориентир данной Концепции определяется как достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Предполагается, что в 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности), что будет означать формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия [3]. Безусловно, достижение выше указанных целей невозможно без развития регионов – территорий, которые отличаются друг от друга по ряду признаков, обладают некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих её элементов: природных, социально-экономических, национально-культурных и в совокупности образуют наше государство - Российскую Федерацию.

Поскольку «экономика Свердловской области является крупнейшей региональной экономикой страны», то и сам регион имеет большое значение для государства. В связи с этим, была разработана стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года. в соответствии с поручением Президента России о приведении стратегий развития субъектов Российской Федерации в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ и основывается на действующей системе стратегических документов Свердловской области.

Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2020 года), укрепления позиций Свердловской области среди субъектов Российской Федерации и в мировом сообществе [4].

Согласно этому документу, миссия Свердловской области видится в сохранении роли региона в качестве локомотива развития России, преобразовании в социально ориентированный регион устойчивого процветания, оптимально встроенный в мировое разделение труда. При этом главная цель долгосрочного развития Свердловской области заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях. В связи с этим, из многообразия вариантов долгосрочного развития Свердловской области были выделены три целевых сценария с соответствующими социально-экономическими показателями, а именно:

Инерционный сценарий (догоняющее технологическое развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры) сформирован на основе предложений органов исполнительной власти Свердловской области и, в основном, соответствует Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области. Следуя ему, к 2020 году Свердловская область выходит на уровень развития европейских стран 2007 года. В результирующих показателях развития экономики это: среднедушевое производство ВРП 30 тыс. долларов по паритету покупательной способности, объем ВРП – 2,4 трлн. рублей, среднегодовой темп роста ВРП 108,8%, за период (к уровню 2007 года) – почти в 3 раза. В логике этого сценария достаточно поддерживать сложившуюся динамику основных показателей социально-экономического развития.

Сохранятся темпы накопления инвестиций, которые будут преимущественно направляться на модернизацию и технологическое обновление традиционного сектора экономики. Однако это приведет к консервации структуры экономики и сохранению доли высокотехнологично сектора на уровне 19%.

Такая экономика позволит Свердловской области, при условии сохранения федеральной бюджетной и налоговой политики, сформировать бюджет на уровне 384 млрд. рублей в ценах 2007 года. Но, учитывая соответствующий рост текущих расходов, этих средств хватит лишь на «латание дыр» капитальных затрат. Не может быть создана социальная инфраструктура, соответствующая требованиям завтрашнего дня.

Заработная плата к 2020 году не поднимется выше уровня 42,3 тыс. рублей. При таких условиях доля среднего класса в численности населения области составит не более 50-55%.

Однако такой путь развития не сможет обеспечить достижения амбициозных целей сохранения роли Свердловской области в качестве локомотива развития России, преобразования ее в социально ориентированный регион устойчивого процветания, оптимально встроенный в мировое разделение труда.

Второй - Инновационный сценарий (инновационное развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры) предполагает достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей стран «Большой семерки» уровня 2020 года по минимальному варианту прогноза их развития (по паритету покупательной способности). Это среднедушевое производство ВРП 40 тыс. долларов по паритету покупательной способности, объем ВРП – 3,2 трлн. рублей, среднегодовой темп роста ВРП – 111,3%, за период (к уровню 2007 года) – в 4 раза.

Такой путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций. При этом они должны быть направлены в высокотехнологичный и инфраструктурный сектора экономики региона. В этих условиях изменится структура экономики региона – к 2020 году Свердловская область выйдет на долю высокотехнологичного сектора – 22%, долю инфраструктурного сектора – 45%. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 40-50%, доля инновационной продукции в общем объеме выпуска – до 25-35%.

Это позволит сформировать бюджет в размере 517,7 млрд. рублей. Грамотно используя бюджетные ресурсы, могут быть решены задачи создания социальной и коммунальной инфраструктуры, соответствующие минимальным стандартам:

- достичь нормативных показателей обеспеченности населения больницами, поликлиниками, учреждениями культуры, спортивными сооружениями;

- построить необходимое количество детских садов, чтобы обеспечить местами всех детей дошкольного возраста;

- обеспечить 100% детей местами в общеобразовательных школах, оснащенных современной техникой и учебными пособиями, в первую смену и в пределах транспортной доступности;

- обеспечить природным газом все населенные пункты области.

Заработная плата увеличится до 54,2 тыс. рублей и станет надежным источником средств, обеспечивающим достойное существование работнику и его семье. При этих условиях в 2020 году 65-70% населения Свердловской области можно будет отнести к среднему классу.

Согласно оптимистичному сценарию (инвестиционно-инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры) развития региона, который предполагает достижение в 2020 году уровня развития стран «Большой семерки» также по минимальному варианту, но по обменному курсу: среднедушевое производство ВРП 51,3 тыс. долларов по паритету покупательной способности, объем ВРП – 4,1 трлн. рублей, среднегодовой темп роста ВРП – 113,5%, за период (к уровню 2007 года) – более чем в 5 раз.

Это максимальная планка, для достижения которой Свердловская область должна в разы увеличить приток инвестиций в экономику региона и, прежде всего, в высокотехнологичный сектор, доля которого к 2020 году может составить 24%.

Такой вариант развития обеспечит формирование регионального бюджета в размере 664,4 млрд. рублей, позволит выйти на мировые показатели обеспеченности социальной и коммунальной инфраструктурой.

В результате в регионе сложится новая инновационная экономика, обеспечивающая формирование устойчивого среднего класса на уровне 70% численности населения.

Таким образом, Свердловская область определяет следующие направления в развитии региона:

1. Свердловская область 2020 – регион-«локомотив» развития России.

Свердловская область всегда занимала лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации по основным макроэкономическим показателям развития. На протяжении многих лет показатели развития региона превышают среднероссийские. В связи с этим, были поставлены следующие стратегические (до 2020 года) задачи:

- превышение среднероссийских темпов развития на 1,5-2 процентных пункта;

- улучшение позиций по объемам иностранных и отечественных инвестиций в экономике, вхождение в пятерку регионов-лидеров;

- вхождение в тройку лидеров по уровню развития транспортно-логистического комплекса.

Валовой региональный продукт Свердловской области в 2020 году должен составить 3,1 трлн. рублей в ценах 2007 года. Среднедушевой ВРП должен составлять не менее 30 тыс. долларов в год по обменному курсу. При этом сохранит свою роль традиционный сектор экономики (25% ВРП). Произойдет качественное инновационное обновление отраслей, входящих в традиционный сектор, с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирования базы для модернизации традиционного комплекса и экономики в целом. В данном секторе по-прежнему определяющую роль будет играть металлургия – 19,5% от ВРП.

2. Свердловская область 2020 – сформированный устойчивый средний класс.

Поскольку благополучный человек – основа и важнейшая цель развития экономики региона, то к 2020 году 70% населения Свердловской области будет относиться к среднему классу.

Безусловно, создание устойчивого среднего класса с одновременным снижением доли категории населения с доходами ниже прожиточного минимума до 5%, снижение социального неравенства, предоставление гражданам возможности для более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов – важнейшее условие экономической, политической, социальной стабильности общества.

При этом формирование устойчивого среднего класса предполагает:

  • денежный доход семьи 4-5 тыс. долларов в месяц

Обеспеченность семьи в Свердловской области к концу 2020 года превысит минимальный прожиточный уровень в 7 раз и в 4 раза размер минимального потребительского бюджета.

  • квартира площадью не менее 90 кв. метров

К 2020 году достижение показателя обеспеченности населения жильем в 2020 году по инерционному сценарию - 31,1 кв. м., по инновационному – 33,7 кв.м. (при среднеевропейской – 40 кв.м.); обеспечение соответствия 100% жилья европейским стандартам;

  • доступность медицинского обслуживания

Общая продолжительность жизни увеличится до 75 лет (при среднеевропейском 75,5). Уровень смертности снизится в 1,4 раза, в том числе в 1,5 раза от сердечнососудистых заболеваний, в 2,2 раза снизится смертность трудоспособного населения. Младенческая смертность снизится в 1,5 раза и будет постепенно приближаться к среднему уровню развитых европейских стран (4,8 промилле), материнская смертность снизится в 1,7 раза. Долгосрочной задачей является приближение к среднеевропейскому уровню - 6,2 на 100 тыс. родившихся живыми. Каждый сельский житель сможет получить квалифицированную медицинскую помощь по месту жительства, в том числе посредством общих врачебных практик.

  • возможность получения образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики

  • занятость по специальности

Жители области будут иметь возможность трудоустроиться по месту жительства в соответствии с полученной специальностью. (необходимо достижение полного соответствия образовательной системы региона требованиям экономики)

  • возможность проведения досуга в соответствии с потребностью

Каждый пятый ребенок будет иметь возможность заниматься творческими видами досуга. Каждый третий человек будет иметь возможность систематически заниматься физической культурой и спортом.

  • комфортная среда обитания

Экология. К 2020 году будет обеспечено единство экономического, социального и экологического развития области, направленное на повышение качества жизни нынешнего и будущего поколений людей (принцип "устойчивого развития").

Правопорядок. В регионе будет обеспечена защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Ежегодно на 2-3 % будет снижаться уровень преступности, доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве преступлений должна снизиться до 18-20%.

Будет сформирована эффективная система социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений

  • инвестиционный характер потребления

Увеличившиеся доходы населения и развитие системы кредитования изменят характер потребления (соотношение продовольственных и непродовольственных товаров).

3. Свердловская область 2020 – пространство новой экономики.

Существенно возрастет доля высокотехнологичного сектора – до 24% ВРП (в среднем по России – до 20%), прежде все за счет роста доли машиностроения, науки и образования, информатизации и связи, здравоохранения, и появления новых высокотехнологичных секторов, связанных с развитием нанотехнологий, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.

В связи с этим до 2020 года планируется:

- переход машиностроительных предприятий на высокие технологии;

- развитие новых высокотехнологичных секторов экономики, переход на шестой технологический уклад;

- переход на использование ресурсосберегающих и наукоемких технологий;

- создание новых высокотехнологичных производств в малых и средних городах области;

- формирование современной информационной и телекоммуникационной структуры. Область станет крупнейшим узлом связи, обеспечивающим Уральский регион всеми видами коммуникаций. Практически все телекоммуникационные сети, идущие из центральных районов в азиатскую часть страны, должны проходить через Урал. Это даст импульс развитию в Свердловской области сетевых компаний.

Произойдут сдвиги в организационно-хозяйственной структуре экономики. Экономика Свердловской области в 2020 году будет базироваться на оптимальном сочетании двух составляющих – крупных организационно-хозяйственных структур, с одной стороны, и малого бизнеса – с другой. Малые предприятия, гибко реагирующие на рыночную конъюнктуру, способны стать проводником инноваций в экономику. Для этого необходимо обеспечение опережающего развития малого и среднего бизнеса не только в отраслях, работающих на потребительский рынок, но и в промышленном комплексе.

4. Свердловская область 2020 – один из важнейших инфраструктурных комплексов Евразии.

Инфраструктурный сектор Свердловской области будет вносить существенный вклад в добавленную стоимость, его доля в 2020 году приблизится к показателю европейских стран – 45% от ВРП. В связи с этим до 2020 года необходимо:

  1. Развитие Свердловской области в качестве мультимодального инфраструктурного центра, связывающего и распределяющего пассажирско-грузовые, информационные, финансовые и людские потоки между Европой и Азией, в том числе:

1.1 обеспечение эффективного взаимодействия автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта как в плане внутрироссийских, так и международных грузоперевозок, путем:

- развития аэропорта «Кольцово» в соответствии с международными стандартами, обеспечения приема и обслуживания всех типов воздушных судов;

- развития сети автомобильных дорог – повышения качества и пропускной способности существующих дорог, строительства новых дорог в соответствии с новейшими технологиями;

- модернизации и повышения эффективности работы железнодорожного комплекса области;

1.2 создание в регионе системы логистических комплексов как международного (в системе МТК-2), так и регионального уровня, обеспечивающих транзит, хранение, переработку евроазиатских товарных потоков;

1.3 размещение на территории области крупных оптовых структур федерального масштаба, включая региональный центр распределения товарных потоков международного транспортного коридора, кольцо логистических центров, базирующихся на континентальных и меридиональных транспортных коридорах.

2. Создание новой промышленной инфраструктуры – технопарки, бизнес-инкубаторы.

3. Обеспечение соответствия банковской инфраструктуры на основе различных групп кредитных организаций (самостоятельных банков области, филиалов и представительств банков других регионов) потребностям хозяйствующих субъектов и населения в эффективных банковских услугах, обеспечивающих развитие инновационной социально-ориентированной региональной экономики.

4. Существенное повышение обеспеченности инфраструктурой делового сотрудничества за счет строительства новых гостиниц, отвечающих мировым требованиям и новых многофункциональных деловых комплексов с конгресс - холлами:

4.1 вместимость объектов размещения должна вырасти к 2020 году в два раза;

4.2 количество российских и зарубежных участников конгрессных мероприятий вырастет с 8 до 26 тысяч человек.

5. Модернизация энергетического комплекса региона с целью полного удовлетворения потребностей экономики. Существенное снижение энергоемкости ВРП путем развития энергосберегающих технологий.

5. Свердловская область 2020 – эффективное местное самоуправление.

В Свердловской области имеются все предпосылки для дальнейшего успешного развития местного самоуправления – уровня власти, непосредственно влияющего на повседневную жизнедеятельность населения. На сегодняшний день муниципальные образования в Свердловской области сформированы на основе населенных пунктов с крупными и средними градообразующими предприятиями, сохранены исторически сложившиеся отношения между городами и прилегающими сельскими территориями, отсутствуют искусственно созданные недееспособные дотационные территории. Поэтому основными задачами до 2020 года являются:

- сохранение существующей территориальной схемы муниципальных образований;

- доведение числа муниципальных образований, имеющих профицитные местные бюджеты, до уровня не менее 10 процентов от общего числа муниципалитетов;

- доведение числа муниципальных образований, в которых применяется схема «глава муниципального образования исполняет полномочия председателя Думы, руководитель администрации муниципального образования назначается Думой по итогам конкурсного отбора», до уровня не менее 25 процентов от общего числа муниципалитетов;

- доведение числа муниципальных служащих в Свердловской области, имеющих высшее образование, до уровня не менее 90 процентов от общего числа служащих.

Таким образом, для реализации данной стратегии социально-экономического развития Свердловской области и достижения заявленных показателей, в настоящее время реализуется программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы. При этом основной целью которой является повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики Свердловской области. В связи с этим определены следующие задачи:

1) повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни граждан;

2) обеспечение социальной стабильности в обществе;

3) обеспечение устойчивого экономического роста;

4) восстановление позиций Свердловской области в качестве региона - лидера развития России;

5) увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения.

Таим образом, программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы определяет целевые ориентиры и задачи развития Свердловской области на среднесрочную перспективу, основные мероприятия и результаты, которые необходимо достичь для реализации второго этапа (2011-2015 гг) Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года [5].

Финансовое обеспечение социально-экономического развития Свердловской области

Безусловно, для реализации концепций, стратегий, программ социально-экономического развития любого региона требуется соответствующее финансовое обеспечение. Зачастую, для исполнения социальных и иных обязательств субъектам Российской федерации требуются дополнительные денежные средства. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, финансовая поддержка регионов, а именно межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов. Все выше перечисленное является безвозмездными поступлениями, отчасти формирующими доходную часть бюджета Свердловской области.

На данный момент в нашем регионе сформированы 28 государственных программ, соответствующие Стратегии социально-экономического развития Свердловской области. 185 695,1 млн. рублей - 97% расходов бюджета, направлены на реализацию этих программ, а именно 42 402,1 млн. рублей – на здравоохранение, 39 286,6 – на образование, 33 662,8 – на социальную поддержку, на управление финансами 19 878,0; транспорт – 12 608,8; на строительство 9 613,0; ЖКХ-6 702,4 и прочее [9,39].

При этом объем межбюджетных трансфертов составил в 2014 году 67,5 миллиардов рублей. Из них: 4,2 миллиарда рублей – это дотации, направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности Свердловской области; 27,1 миллиарда рублей – сумма субсидий, выделенная в целях софинансирования расходных обязательств; 35,0 – наибольшая часть – субвенции, предоставленные для финансового обеспечения расходных обязательств, что свидетельствует о финансовой зависимости региона от денежных средств федерального бюджета и возможности государства с помощью данного инструмента влиять на социально-экономическое развитие Свердловской области, а также о финансовой зависимости муниципальных образований от средств, предоставляемых из федерального и регионального бюджетов; оставшиеся 1,2 миллиарда рублей составляют иные межбюджетные трансферты.

Структура межбюджетных трансфертов также обозначила приоритетные направления, позволяющие нам сделать вывод о важности социально-экономического развития Свердловской области, а именно в 2014 году первостепенная значимость принадлежит «образованию», на его развитие выделено 31 476 838,6 миллиарда рублей; второе место занимают

межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований, составляющие 15 915 872,0 миллиарда рублей; «социальная политика» с размером ассигнований в 10 958 855,0 миллиардов рублей также находится в приоритете развития территории [9,41].

На сегодняшний день доходы свердловской области составили 164,9 миллиарда рублей, расходы — 190,4 миллиарда рублей, что свидетельствует о дефиците областного бюджета, а значит, гарантирует необходимость в предоставлении финансовых средств со стороны федерального бюджета, что обуславливает возможность влияния государства на социально-экономическое развитие Свердловской области.

Анализ нормативных документов, в том числе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р позволил нам сделать вывод о том, что основная цель государства в сфере социально-экономического развития– «обеспечение устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе». Безусловно, достижение обозначенной цели невозможно без социально-экономического развития регионов – территориальных единиц, как составных частей Российской Федерации. Основой такого развития является единая государственная политика регионов, то есть такая система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов.

В данном случае естественным является процесс регулирования и контроля социально-экономического развития регионов со стороны государства, который можно представить в виде своеобразного механизма, функционирующего с помощью таких инструментов, как разграничение полномочий между Федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта федерации в социально-экономической сфере; стратегическое планирование развитие регионов, осуществляемое на основе Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ, распределение, а также финансовое обеспечение реализации полномочий и исполнения обязательств регионов в социально-экономической сфере.

Таким образом, в результате написания работы был выявлен механизм государственного регулирования регионального развития, а также проанализированы основные направления государственной и региональной политики в социально-экономической сфере; изучены способы взаимодействия федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъекта РФ при реализации социально-экономического развития в регионе и рассмотрены инструменты государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации [от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/

  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон [от 28.06.2014 N 172-ФЗ] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70684666/

  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации [от 17.11.2008 N 1662-р] // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/

  4. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области [от 27.08.2008 N 873-ПП]

  5. Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы, утвержденная Законом Свердловской области [от 15.06.2011 N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы"]

  6. Малин А. С. Учебное пособие «Региональное управление», 2006

  7. Нуденко Л. А. Учебник для бакалавриата «Конституционное право России», 2013

  8. 8.Бочков П. В. Курс лекций «Региональное управление и территориальное планирование», 2014

  9. 9. Брошюра для граждан о бюджете Свердловской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.midural.ru/uploads/document/1424/byudzhet-dlya-grazhdan---2014.pdf

Просмотров работы: 9667