ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Григорьева П.В. 1, Зольникова И.Н. 1
1филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность информационно-технического обеспечения учебного процесса современного ВУЗа на основе технологий e-learning с каждым годом становится все очевиднее. В следствии чего, представляется актуальным использование электронных учебных пособий в учебном процессе.

Основой формирования образовательного стандарта является компетентностная модель выпускника вуза. В стандарте установлено, что результатами освоения основной образовательной программы должны быть не только усвоенные знания, умения и навыки, но и сформированные у выпускников вуза и востребованные работодателями общекультурные и профессиональные компетенции.

Понятие «компетентность выпускника вуза» можно понимать двояким образом:

- с одной стороны, это и характеристика персонифицированного результата образования, то есть подготовленности выпускника к осуществлению социальной и профессиональной деятельности, профессионально-личностному самосовершенствованию, и мера соответствия его знаний, умений, навыков, опыта, личностных качеств и психологических свойств компетенциям специалиста (бакалавра, магистра);

- с другой стороны, это может представлять обобщенный показатель успешности учебно-воспитательной деятельности вуза [2].

Компетентностный подход в образовании предполагает изменение, в первую очередь, системы оценивания учебных достижений обучающихся, поэтому от организации процесса оценивания и объективности выставленных отметок в целом зависит отношение обучающихся к учебной деятельности, их познавательная мотивация [3].

Согласно данным, полученным из аналитических материалов диагностического тестирования обучающихся первого курса филиала ТюмГНГУ в г. Тобольске по дисциплине «Информатика» в сентябре 2013 года, была составлена сводная карта коэффициентов решаемости заданий по отдельным темам (рис. 1).

По вертикальной оси отложены значения коэффициентов решаемости заданий, номера которых указаны по горизонтальной оси.

Рис. 1. Карта коэффициентов решаемости заданий по темам

Для данной выборки обучающихся при анализе результатов тестирования по карте коэффициентов решаемости можно придерживаться следующей классификации: легкие задания – коэффициент решаемости от 0,7 до 1,0; задания средней трудности – коэффициент решаемости от 0,4 до 0,7; трудные задания – коэффициент решаемости менее 0,4.

Ниже представлены темы курса информатики, усвоенные обучающимися на низком уровне:

№9 «Технологии обработки текстовой информации»;

№10 «Электронные таблицы. Формулы в MS Excel»;

№11 «Диаграммы в MS Excel. Работа со списками в MS Excel»;

№12 «Технологии обработки графической информации»;

№13 «Технологии создания и обработки мультимедийных презентаций».

Для оперативного устранения пробелов в знаниях, умениях и навыках по выявленным темам, а также для формирования необходимых компетенций, авторами разработано электронное учебное пособие «Деловая и иллюстративная графика».

Даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться студенту по данному предмету, всегда требуется дополнительная литература. С появлением Интернета и бурным развитием тематических сайтов и порталов различного назначения стало возможным найти практически любую информацию, подключившись к сети и сделав несколько запросов к поисковым машинам. Но и с подобной системой поиска информации возможны определенные сложности. В данном случае преимуществом электронного пособия является то, что весь (или большая его часть) необходимого для освоения дисциплины материала собрана в одном месте и обучающимся не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам [1].

Для оптимальной организации учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин «Информатика», «Деловая и иллюстративная графика» и «Информационные технологии» рекомендуется использовать электронные учебные пособия. Электронное учебное пособие содержит систематизированные теоретические, практические и контролирующие материалы в соответствии с учебной программой с использованием элементов мультимедиа технологий.

Одним из важнейших методов развития и формирования компетенций студента является выполнение практических работ, представленных в электронном учебном пособии «Деловая и иллюстративная графика». Выполнение данных работ не только способствует развитию практических навыков и умений, но и стимулирует развитие теоретического и логического мышления, одновременно развивая навыки математических вычислений.

В частности, электронное учебное пособие «Деловая и иллюстративная графика» способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенции по направлению подготовки «Менеджмент»:

  • владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

  • способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;

  • владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы.

Таким образом, электронное учебное пособие «Деловая и иллюстративная графика» является не только эффективным средством обучения, но и способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Литература:

1. Горшенина, Н.В. Электронное учебное пособие в организации самостоятельной работы студентов [Текст] // Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста: материалы межвузовской научно-практической конференции 20 декабря 2007 года / Отв. ред. И.Г.Золкина - Оренбург: РГППУ, 2008 – c. 26.

2. Ткачева, Т.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций инженера: психолого-дидактическое обоснование: учеб. пособие [Текст] / Т.М. Ткачева. - М., МАДИ. 2011. - c. 83.

3. Пашкевич А. В. Технология реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы [Текст]: методическое пособие / А. В. Пашкевич. – Тобольск: ТГСПА им. Менделеева, 2010. – 81 с.

Просмотров работы: 824