ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведущие ученые, педагоги – практики все больше внимания обращают на проблемы обучения и воспитания в современном мире глобальных перемен и колоссального развития научно-технического прогресса. Все это диктует необходимость глубинных изменений традиционной системы школьного образования. Одним из самых значимых направлений обновления мы считаем независимое от избранного варианта обучения проникновение информационных технологий в практику начального образования. Их отличие от традиционной совокупности средств, способов, методов поиска, обработки и продуцирования информации состоит в использовании электронных устройств, прежде всего, персонального компьютера. Практическая работа на компьютере с 2004 года включена в содержание начального образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта (ФГОС). В стандарте подчёркивается, что умения использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни формируются средствами всех учебных предметов. При этом обеспечение «всеобщей компьютерной грамотности» - не единственно возможный результат реализации данного направления. Опыт практического применения, научные исследования показывают, что информационные технологии, созданные на основе использования компьютера, позволяют существенно повысить результативность обучения, способствуют совершенствованию образовательного процесса. Этим обусловлено развитие нового для педагогики явления - информатизации образовательного процесса в начальной школе, под которой в исследовании понимается создание дидактических условий для достижения целей и решения задач начального образования посредством, использования информационных технологий.

Философское осмысление предпосылок и сущности информатизации образования, по мнению Б. С. Гершунского, А. И. Ракитова, определило возможность рассмотрения информатизации образовательного процесса в начальной школе в качестве одного из условий информатизации общества. Занимались исследованиями в области информатизации образования и другие педагоги, и психологи, как: И. М. Бобко, Я. А. Ваграменко, Е. П. Велихов, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Ю. Уваров, A.B. Хуторской и др.

В процессе информатизации образования в последние годы многое сделано для создания технологической и материальной базы системы образования: в общеобразовательных учреждениях приобретается компьютерное оборудование, идет подключение школ и в городе, и, что отрадно отметить, в сельской местности к глобальной сети Интернет. Важным шагом в развитии единого образовательного информационного пространства является создание сети ресурсных центров различного уровня (региональных, районных и др.), которые призваны координировать деятельность образовательных учреждений в области информатизации. Одним из ключевых направлений деятельности ресурсных центров должно стать учебно-методическое обеспечение и сопровождение образовательных программ, осуществляемых на основе информационных технологий. Успешное технологическое и техническое обеспечение информатизации образования актуализирует проблему электронного контента, которая особенно остро стоит в сельских школах, где отсутствует учебно-методическая база для освоения новых педагогических и информационных технологий.

Проведенный на начальном этапе деятельности ресурсных центров анализ ситуации с электронными ресурсами в системе образования показывает, что в образовательных учреждениях России накоплен значительный опыт по созданию электронных средств учебного назначения, по разработке информативных и образовательных сайтов, по внедрению информационных технологий в учебный процесс. Однако эта деятельность носит разрозненный и фрагментарный характер и требует организации систематической работы по сбору, классификации и размещению в едином информационном пространстве информационных, учебно-методических и дополнительных материалов - необходимость создания специализированных тематических и региональных порталов, открывающих перед населением ресурсы и потенциал российских образовательных учреждений, направленных на объединение российского образовательного сообщества, обеспечение оперативного доступа к образовательной информации, повышение уровня образования населения и оказание практической помощи участникам образовательного процесса с применением новых образовательных технологий.

Основная цель применения новых технологий - повышение качества образования. Создавая и используя электронно-образовательные ресурсы, мы можем:

- сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы;

- в урок вместить гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы;

- уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний наших учеников;

- привить учащимся навыки контроля и самоконтроля;

- повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;

- обеспечить дифференцированное обучение, предлагая разно уровневые задания;

- пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках;

- сформировать у учащихся навык исследовательской деятельности и т.д.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

• электронную почту;

• телеконференции;

• видеоконференции;

• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере;

• доступ к информационным ресурсам:

• справочные каталоги;

• поисковые системы;

• разговор в сети (Chat).

Мы справедливо считаем, что все эти перечисленные ресурсы могут быть активно использованы на уроках не только в старших классах, но и в начальной школе.

Предлагаем рассмотреть основные направления применения ресурсов сети Интернет на уроках в младших классах.

Сегодня мы используем не только презентации, но и учебные видео. Преимущество видео состоит в том, что его можно проигрывать не только на интерактивной доске, но и используя другие технические средства. Например, во многих школах в классах кроме интерактивных досок есть ЖК-телевизор Philips, который можно использовать на уроке для просмотра учебного видео. Таким образом, мы сможем разнообразить формы работы.

Работа на уроках с интерактивной доской позволяет быстро провести самопроверку знаний учащихся. При выполнении задания ответы закрыты шторкой, при проверке – открыты. Есть возможность одному – двум учащимся выполнять это задание на доске. Таким образом, дети имеют возможность проверить свои знания, сравнив свои ответы с вариантами товарищей и с правильными ответами на доске, сразу получить оценку.

Интерактивные доски позволяют делать целые конспекты уроков, включающие в себя аудио и видеоматериалы к уроку. В конспекте мы обозначаем тему и цели урока, имеем возможность доступно изложить материал урока, пользуясь ЭОР. Учащиеся могут познакомиться с дополнительными источниками информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия).

С каждым годом в нашу жизнь входят новые понятия и вещи. Сегодня каждому школьнику понятно, что такое планшет, какой iPhone вышел в свет и т.д. Учителя должны стремиться не оставаться позади и использовать в своей работе новые программы и интернет-технологии.

Например, очень удобно подобрать упражнения из разных источников по теме, разместить его в программе Filamentality 2.0 и выложить материал на свой сайт для самостоятельной работы или провести урок на этом материале. Простая в использовании, но удобная для планирования урока программа, облегчит работу учителя, сделав урок более насыщенным и полезным. Ученикам понятна работа в таком формате. Если в это задание вставить “сюрприз” - занимательную вещь или шутку, то стимул у ребят будет.

При организации учебной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать:

- для учащихся 1 класса - 10 минут,

- для учащихся 2-5 классов - 15 минут,

- для учащихся 6-7 классов - 20 минут,

- для учащихся 8-9 классов - 25 минут,

- для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут.

Большое внимание при проведении урока уделяется организации различных видов самостоятельной работы учащихся, в том числе с наглядными материалами, с печатными и электронными источниками информации, с поисковыми системами в сети Интернет. Важным дидактическим средством в данной модели становится использование проекционного и видеооборудования для визуализации этапов урока и формирования устойчивых визуальных образов.

При проектировании будущего урока, с использованием Интернет-технологий, разработчики должны задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен такой урок:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления, пройденного, отработки учебных умений и навыков (то есть обработки полученной информации);

- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

- для обобщения, систематизации знаний?

Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение урока с использованием Интернет-технологий не стало банальной данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, необходимо подбирать соответствующие формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.

Такой урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором сайтов, то есть “соответствовать принципам научности, доступности, наглядности”.

Нужно подчеркнуть, что сегодня обязаны обеспечить всем учащимся возможность получить качественное образования, независимо от того, находится ли ребёнок в классе или вынужден обучаться дома. Дистанционное образование невозможно без использования электронно-образовательных ресурсов. На сегодняшний день у нас есть хороший помощник – Интернет, ЭОР и наше огромное желание быть полезными детям, лишённым возможности учиться в классе.

Хочется отметить, что создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках в начальной школе и во внеклассной работе помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.

Главным образом, это зависит от широкого спектра возможностей сети.

Во-первых, Интернет позволяет постоянно получать новую информацию на интересующую тему. При этом информация будет совершенно аутентичной и, кроме того, современной.

Во-вторых, существующие сайты позволяют отследить уровень своих знаний, выполняя то или иное тренировочное упражнение.

Ресурсы Интернет, несомненно, могут присутствовать на всех этапах обучения младших школьников. Особенно важную роль глобальная сеть будет играть при самостоятельной работе учащихся, побуждая их к поисковой и творческой деятельности.

Дидактические возможности сети очень велики. Она может стать средством достижения образовательных целей, как для учащегося, так и для учителя. В этом случае учитель становится помощником, выполняющим работу, которая наиболее органична в современном контексте образования. Интернет не заменяет учителя, а становится одним из наиболее важных средств обучения на современном этапе.

Очень хочется надеяться, что работа с сетью Интернет как средством обучения младших школьников войдет в повседневную практику преподавания во всех учебных заведениях.

Список использованной литературы

  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.

  2. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.

  3. Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. Машбиц Е.И.

  4. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.

  5. Ресурсы Интернет.

Просмотров работы: 1991