Создание Семьи в России, исходя из традиционных (православных) нравственных идеалов, основывалось на принципах целомудрия, взаимной любви, верности, нерасторжимости брака, рождения и воспитание детей и т.д. К сожалению современное СМИ, искусство (фильмы, сериалы, и т.д.) становятся источником ложного познания истинного назначения семьи и противоречат русскому менталитету. Поэтому формирование духовно-нравственных идеалов у молодежи о создании семьи является важной проблемой.
В связи с этим, считаем целесообразным организацию просветительских мероприятий для молодежи начиная со старшеклассников, которые давали бы им представления о духовных предпосылках становления традиционной русской семьи (например, о высших нравственных идеалах, об особенностях традиционной русской семьи как социального института, о возрождении традиционных духовно-нравственных ценностей русской семьи в современных условиях и т.д.).
С этой целью нами разработан социально-просветительский проект программа . «Профессиональные возможности студентов-педагогов в утверждении семейных ценностей в России: равные - равным»
Описание ПРОЕКТА
Наименование проекта: «Профессиональные возможности студентов-педагогов в утверждении семейных ценностей в России: равные - равным»
Цели проекта:
Расширение круга знаний об институте семьи.
Оказание социально-педагогической и психологической поддержки учащейся молодежи по вопросам укрепления семейных ценностей.
Формирование духовно-нравственных убеждений о семье на основе главных ориентиров духовной и культурной жизни России.
Задачи проекта:
поиск новых подходов, нового содержания, форм просвещения молодежи по вопросам будущей семьи, а также поддержки молодой семьи в современных условиях;
повышение педагогической культуры членов семьи по вопросам воспитания детей;
содействие личностному росту всех членов семьи и формированию здорового климата в семье;
обеспечение нормативно-правовой поддержки молодой семьи;
обмен опытом введения домашнего хозяйства;
создание условий для развития взаимопомощи среди молодых семьей;
создание условий для освоения учащейся молодежью традиционными духовно-нравственными и культурными ценностями своего народа на примере знаменитых русских семьей. Знакомство с традиционными ценностями русской семьи Ивановского края.
Формирование культуры организации досуга молодой семьи.
Планируемые результаты по реализации проекта:
осознание молодежью семьи как ценности;
осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений;
готовность молодежи к браку и созданию крепкой, благополучной семьи;
осознание истинного назначения и функций семьи.
Целевые группы (в интересах которых осуществляется проект):
Проект ориентирован на следующую возрастную категорию: молодежь от 17 до 25 лет (имеющие семью или готовящиеся к ее созданию).
Анализ текущего состояния и обоснование необходимости проведения социального проекта:
Обоснование актуальности проекта.Студенческий научный проект направлен на решение проблемы социального характера - утверждения семейных ценностей в молодежной среде современной России с точки зрения профессиональных возможностей педагога. В проекте приоритетное место отводиться созданию молодежных общественных организаций. Именно молодые будущие педагоги, которые с одной стороны по своему будущему профессиональному долгу призваны к служению Отечеству, воспитывая верных сыновей Отечества, и с другой, заинтересованные в создании крепкой семьи, воспроизводстве физически здорового и психически полноценного потомства, формировании российского самосознания (менталитета), гражданственности и преемственности национальных социокультурных ценностей у будущего поколения быстрее могут донести до своих сверстников (своих равных), в чем следует изменяться, укрепляться и совершенствоваться на пути решения заявленной проблемы. Также выбранное научное направление проекта будет, несомненно, содействовать развитию у будущих педагогов социальной профессиональной компетентности. Поэтому подход быть причастным студентам-педагогам в решении проблем социального характера своего поколения вполне обоснован. (3, 10)
Согласно традиционной русской педагогики, педагог должен быть верным сыном своего народа, любить его, служить ему. Он должен воспитывать в детях национальное сознание и укреплять в них национальное чувство, пробуждать любовь к Отечеству сохранить и утвердить в их сознании и сердце дорогое достояние народной истории, заветы и лучшие идеалы страны, чтобы при свете этих идеалов совершенствовать свою жизнь. Чувство это, которым сильна русская земля, воспитывается, прежде всего, в семье родителями. Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе. В связи с этим семья в обществе признана первичным социальным институтом. Как известно, в пределах школы учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает, наказывает и награждает, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Педагог - самый близкий человек для всех членов семьи. Поэтому педагог своей профессией может и должен благотворно влиять на семью, укрепляя в них традиционные духовно-нравственные и национальные ценности. (13,15)
Сегодня в нашей стране проблема семьи занимает особое место. Такие факты, как рост числа разводов, абортов, детей-сирот при живых родителях, гражданских браков и т.д. вызывает чувство тревоги, как среди старшего поколения, так и среди молодежи. Все это можно рассматривать как следствие бездуховности и нравственной распущенности молодежи, а к этому способствуют незнание и непросвещенность их в истинных основах семейных ценностей. Мы уверены в том что, активная работа студентов-педагогов с целью профилактики и преодоления вышеназванных негативных социальных явлений послужит благотворным примером для широкого круга молодежи как на уровне региона, так и на уровне страны. В настоящее время это подтверждается и государственной политикой нашего государства. (3)
В нашей области, в частности в городском округе (далее г.о.) Шуя, перечисленные социальные проблемы относительно института семьи стоят остро, что подтверждается статистическими исследованиями: 15% детей рождаются вне брака, 16,7% - у матерей одиночек (Приложение 2). Поэтому можно считать, что просвещение и подготовка молодежи к вступлению в брак и будущей семейной жизни – неотъемлемая составная часть общей системы нравственного воспитания молодежи и на уровне нашего региона.
Анализ научной литературы показывает, что семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему немало требований и ответственности, как личного, так и социального характера. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Эта система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества, воспитания духовно-нравственных и физически здоровых детей, достойных своего общества и т.д. Духовно-нравственное здоровье нации, также стабильность демографического развития общества будет во многом определяться через вышеназванные ценности. (1, 9, 11, 14)
Выбор темы данного проекта был мотивирован как социальной актуальностью, так и будущей педагогической профессией. В нашем вузе готовят педагогов по различным специальностям: социальных педагогов, домоведов (с дополнительной специальностью домашнее воспитание), юристов, психологов, искусствоведов, географов, религиоведы и т.д. В ходе учебного процесса все неоднократно касаемся проблеме семьи с позиции различных научных дисциплин: этики, социологии, семьеведения, психологии, педагогики, юриспруденции, экономики, экологии и т. д. Полученные научные знания позволяют грамотно подходить к решению наболевших вопросов современной семьи. В связи с этим общество студентов, будущих педагогов различных специальностей сможет реально обеспечить интегрированный подход к решению многогранных вопросов относительно утверждения семейных ценностей в России.
Содержание проекта
(научное обоснование проекта)
Содержание проекта носит интегрированный характер относительно изучаемых студентами в вузе научных дисциплин и условно включает следующие блоки.
Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.
Духовно-нравственный, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного и целомудренного отношения к представителям другого пола; уважение к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругом (ой), семьей, детьми, культуры интимных чувств; раскрытие духовных (различных религиозных конфессий) аспектов заключения брака и создания семьи.
Здесь следует отметить, что не в полной мере используется богатейший опыт православной традиции в деле воспитания детей, подростков и молодежи, именно через Православие определялись дух традиционной русской семьи, традиционные понятия нравственности и главные ориентиры всей духовной и культурной жизни России. Исторически Россия по преимуществу является страной православного менталитета, и поэтому в нашем проекте будем делать акцент на роль христианство в формировании и укреплении института семьи в России.
Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умение понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.
Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца, матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.
Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т.д.
Культурно-досуговый, рекреационный, включающий в себя экскурсии по культурно-историческим местам, посещение театров, музеев с тематикой данной проблемы.
Социально-экологический: вооружение знаниями о возможностях адаптации человека к условиям природной и социально-экономической среды.
Предполагаем, что подготовке молодежи к семейной жизни и укреплению молодой семьи будет способствовать: всестороннее взаимодействие родителей, преподавателей, сверстников и компетентных людей данного профиля; средства культуры и СМИ. В результате такого подхода будет происходить осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.
Основные этапы и виды деятельности по проекту
Этапы реализации проекта:
Анализ проблемы укрепления института семьи в России, и Ивановской области. Разработка методов семейного воспитания.
Реализация комплекса мероприятий, направленных на укрепление семейных ценностей в молодежной среде.
Анализ и обобщение полученных результатов.
В процессе реализации проекта предполагается следующие виды деятельности:
тесное сотрудничество студенческого молодежного общества с компетентными специалистами (психологами, педагогами, юристами и социальными работниками), общественными организациями в данной области;
привлечение молодежи с помощью реклам (через радиовещание, телевидение, местные газеты, распространение информации в учебных заведениях);
организация социальных реклам, выпуск информационных листовок, стенгазет, подбор литературы, направленных на укрепление и создание прочной молодой семьи;
проведение различных тренингов, мини-семинаров, дискуссий, бесед, ролевых игр, семейных праздников, концертов, викторин, конкурсов рисунков и т.д.;
посещение театров, кино, выставок, экскурсии, походы;
аренда помещения в городе для просмотра фильмов и презентаций;
организация встреч и бесед с благополучными семьями города и интересными людьми разного поколения. Встреча и беседа с православным священником по духовно-нравственным вопросам семьи, организация «круглого стола» на различные темы из содержания проекта.
Необходимые ресурсы для реализации проекта (временные, материальные).
Сроки реализации проекта: 2014-2016 гг.
Проект будет реализовываться студентами различных специальностей Шуйского филиала ИвГУ, совместно с отделом по работе с молодежью администрации г.о. Шуя.
Финансово-экономическое обоснование проекта. Оплата договоров гражданско-правового характера с физическими лицами (10000 руб.); организация и проведение работ и мероприятий в рамках текущей деятельности (30000 руб.); увеличение стоимости материальных запасов (10000руб.).
Система оценки и мониторинг реализации проекта:
В ходе реализации нашего проекта предполагается наблюдение за процессами выполнения поставленных задач (использование различных методик исследования: опрос, анкетирование, наблюдение, тестирование). На последнем этапе будут подведены итоги о результатах достижения целей проекта и ее эффективности в форме организации «круглого стола».
Творческие разработки в рамках проекта нами реализовываются в различных культурно-просветительских мероприятиях.
В рамках проекта разработаны:
социально-просветительская программа«Беседы о нравственности: семья – начало начал»;
беседа с мультимедийным сопровождением «О повышении педагогической культуры семьи»;
беседа с мультимедийным сопровождением«Семья - начало начал: о традиционной русской семье».
Фильм по мотивам дневниковых записей благочестивой семьи Романовых (Николая II): «Основа семьи – истинная любовь». «Педагогическая культура венценосной семьи». Видеорепортаж о возрождении традиционных семейных ценностей: «Преподаватели педвуза о традиционных семейных ценностях».
Проект является победителем различных конкуров в социальной сфере.
Наша работа в данном направлении продолжается.
Литература
Берендеева, А. Б.Социальная политика региона: учебное пособие / А. Б. Берендеева ; научный ред. Б. Д. Бабаев ; Министерство образования и науки РФ, Ивановский государственный университет. - Иваново : Изд-во ИвГУ, 2006. - 184 с.
Волков, А. Г.Семья - объект демографии / А. Г. Волков. - Москва : Мысль, 1986. - 271 с.
Гаспарян, Ю. А.Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) / Ю. А. Гаспарян ; под ред. К. Н. Хабибуллина ; Национальная Академия наук республики Армения, Институт философии и права. - Санкт-Петербург : Петрополис, 1999. - 320 с.
Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учебное пособие / В. Т. Лисовский ; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2000. - 512 с. - (Библиотека гуманитарного университета. Вып. 11).
Молодежь. Тенденции социальных изменений : сборник статей / науч. ред.-сост. В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2000. - 418 с.
Социальное положение и уровень жизни населения России. 2004 : статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Москва : Росстат, 2004. - 512 с.
Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007. - 274 с.
Шевандрин, Н. И. Основы психологической диагностики : учебник для студентов вузов : в 3-х ч. Ч. 2 / Н. И. Шевандрин. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 256 с.